Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минерально-сырьевой комплекс России на рубеже XXI века

 

Состояние минерально-сырьевого комплекса России в начале XXI века наглядно представлено в обращении ветеранов - членов правительства СССР к Президенту РФ В.В. Путину в марте 2004 года:

"Предметом нашего обращения к Вам является положение, сложившееся в минерально-сырьевом комплексе (МСК) России - определяющей составляющей на современном этапе ее развития. Минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от еще более глубокого кризиса.

Положение в МСК. Минерально-сырьевой комплекс страны в экономике занимает ведущее место. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования.

При этом:

добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% объема экспорта. За счет экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны;

в последние 15 лет минерально-сырьевая база России целенаправленно развивалась: добыча полезных ископаемых не компенсируется их приростом. Разведанные запасы большинства полезных ископаемых значительно уменьшились. Доля так называемых активных запасов от количества разведанных на 01.01. 1997 год составляет по железным рудам, меди, свинцу, цинку - 69 - 78%; никелю, бокситам, титану, апатитам - 60 - 68%; урану, олову, вольфраму, молибдену - 29 - 50%;

фосфоритам - 25%; калийным солям - 90%;

состояние сырьевой базы многих действующих предприятий резко ухудшилось, в том числе с непланируемым вводом новых горнодобывающих мощностей взамен выбывающих. На большинстве горнодобывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критического уровня;

в последние годы со всей остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов минерального сырья. Особенно сложным является положение в нефтедобывающей отрасли: свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если 11 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом 25 т/сутки составила 55%, то сейчас столько же составляют запасы с дебитом 10 т/сутки; запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих 60% добычи, выработаны более чем на 50%; продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов (55 - 60% от разрабатываемых);

Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов (МСР) на душу населения. В последние годы объемы их потребления снизились до 30 - 40%, а по ряду видов сырья - на 70 - 80%, государство не имеет долговременного перспективного плана развития в минерально-сырьевом комплексе и это осложняет развитие экономики страны, усугубляя проблему национальной безопасности.

Следует констатировать, что:

для России, с точки зрения его экономических перспектив, всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период так называемой перестройки, геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых;

минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов, используется неэффективно;

сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе производство - потребление - экспорт добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;

низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;

отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

Перспективы. Специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов

пришли к выводу, что в XXI веке будет продолжаться рост потребления топливно-энергетического и минерального сырья, при этом считается, что в последующие 50 лет объем горно-добычных работ возрастет более чем в пят раз, главным образом за счет новых месторождений с переработкой руд по старым технологиям. Естественно, возникает вопрос о роли России в этом процессе.

По обеспеченности России запасами МСР учеными выделяются следующие четыре группы полезных ископаемых:

газ, алмазы, никель, платина, бериллий, калийные соли, хризотил - асбест, которых хватит на длительный период;

нефть, свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий - интенсивный уровень добычи их обеспечен на 5 - 7 лет;

марганец, титан, рудное золото, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый пшат - добыча их пока достаточна, однако уровень запасов явно недостаточен;

уран, вольфрам, цирконий, рений, стронций - разведанные запасы ограничены, но имеется возможность их расширить в течение 5-12 лет.

Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI века может ухудшиться еще больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства.

И особо необходимо подчеркнуть, что продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005 - 2010 годах, катастрофическое снижение объемов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 года произойдет почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, трех четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 году, а серебра и цинка - к 2020 году. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геологоразведочные работы. Острота ситуации усугубляется длительностью геологоразведочных циклов и сроков строительства горнодобывающих предприятий.

Существуют, естественно, проблемы объективного характера, которые в сложной экономической ситуации всегда проявляются особенно остро. Одна из них - неблагоприятного размещения запасов по регионам, которую можно решить созданием полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1: 200000, отвечающими современным требованиям, 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) до 2015 года около 30% всей территории страны должно быть доизучено!

Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию

глубинных методов исследования недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, то есть к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым мы, геологи, занимали лидирующее положение в мире.

Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая.

Попытка нормализовать положение. Рабочая группа Президиума Госсовета РФ, созданная Вами, разработала основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования, в которых, в частности, были выделены общие принципы, как:

управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;

формирование балансов потребления и производства минерального сырья;

совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование минерально-сырьевого комплекса России в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России);

разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств - продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;

создание систем долгосрочного (25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья и т.п.

К сожалению, этот документ был отправлен Правительству, и оно его выхолостило до неузнаваемости!

Недавно на Экспертном совете Правительства РФ был рассмотрен "Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2005 году", представляемый Министерством природных ресурсов РФ. У группы экспертов он оставил гнетущее впечатление как образец потери квалификации в этом министерстве. Это закономерно в свете сказанного выше!

Мы считаем, что экономика страны, и особенно минерально-сырьевое направление, находится в опасном состоянии! Надо остановиться и подумать, так как создавшаяся обстановка приведет к полному краху нашей экономики и бесспорно за этим последует распад нашего Государства! Необходимо принятие неотложных мер, в первую очередь, в минерально-сырьевом комплексе - определяющем комплексе нашей страны! Мы считали бы необходимым:

Провести независимое исследование по происходящим процессам в МСК в период перестройки, выявить причины и провести детальный анализ произошедшего. Это важно не столько в историческом плане, сколько в необходимости выявить причины и на их основе выработать деловые, длительно действующие, предложения. Практически необходимо разработать "Новую государственную политику в области минерального сырья", исходя из принципа национальной безопасности России.

Определить, что основной задачей государственного регулирования отношений в МСК является укрепление системы геологических исследований и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.

Образовать при Президенте Российской Федерации Совет по минерально-сырьевой политике с особыми полномочиями, как это предлагалось рабочей комиссией Госсовета РФ, возложив на него функции:

разработка научных основ глобализации минерально-сырьевой политики государства, исходя из перспектив развития экономики и национальной безопасности на длительную перспективу (20, 30 и 50 лет);

анализ и оценка перспектив потребления, экспорта и импорта минерального сырья в мире и государстве;

прогнозирование запасов минерального сырья и материалов для деятельности государства в особых условиях;

обоснование приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и выработка соответствующих политических и экономических предложений и т.п.

Назрела необходимость упорядочить управление геологическим исследованием недр и геологоразведочным процессом. Прошедшее время показало несостоятельность преобразований, которое привело к потере кадрового состава, технической вооруженности и, как результат, разгрому системы изучения недр. Восстановление Министерства (Комитета) геологии (минеральных ресурсов) - это настоятельная стратегическая и организационная необходимость, возложив на него разработку стратегии развития минерально-сырьевой базы на перспективу, восстановление региональных подразделений, способных вести весь цикл геологоразведочных и научных работ.

Ликвидацию бюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой. С 2005 года, после ликвидации этих отчислений, на воспроизводство сырьевой базы стало выделяться 45% из расчетных поступлений, а далее последовало дальнейшее непродуманное сокращение ассигнований.

Целесообразно восстановить Комитет на науке и технике, активизировать деятельность Российской Академии Наук и общественных академий, возложив на них проработку научных проблем в соответствии с планами длительного действия.

Детально разобраться и исправить положение, когда финансирование научных исследований производится по остаточному принципу.

Напомним, что даже после Отечественной войны государство выделяло в 3 - 4 раза больше средств на науку, чем сейчас. К сожалению, государство сейчас не в состоянии воспроизводить свой военный, научный, интеллектуальный потенциал. Таким образом, оно не способно выполнять свои государственные обязанности.

В целях усиления мобилизации средств из различных источников финансирования МСК и усиления контроля за их целевым использованием, целесообразно создать специализированный банк - "Государственный Акционерный банк по финансированию, кредитованию и расчётам МСК и инноваций". Следует вспомнить положительный опыт "Промстройбанка" СССР.

Рассмотреть вопрос о налоговой политике и платежах по ренте, в частности, предусмотреть некоторые льготы на период 5-10 лет по этим платежам с тем, чтобы укрепить финансовую базу предприятий будут финансировать и кредитовать инновационные проекты. Центральному банку России следует поручить разработать положение о дифференциации порядка кредитов предприятий минерально-сырьевого сектора и предприятий, осуществляющих финансирование и кредитование инновационных проектов. При этом желательно установить по кредитам ставки, которые были бы не выше 7-10% (на срок 5-10 лет), повысив ответственность за состояние основных фондов.

В течение первого десятилетия после распада Советского Союза, прошедшего под знаком романтических иллюзий государственной независимости бывших советских республик, экономические отношения между ними претерпели глубокие и болезненные изменения. Но, тем не менее, провалы в экономике и элементарный здравый смысл, сохранившийся у наиболее дальновидной части руководства стран СНГ, заставляют эти страны искать пути интеграции в хозяйственно-экономической области. При этом наиболее реальным и значимым на этом этапе следует считать сотрудничество в области эффективного использования минерально-сырьевого потенциала. По нашему мнению, это в равной мере относится к поискам, разведке, добыче, переработке и финансово-экономическим аспектам проблемы.

Всё указанное выше, как Вы понимаете, это только контуры поднятых проблем. Они могут быть детально отработаны и расширены.

Главное, чтобы опять, в очередной раз (как это было с проработками рабочей группы Президиума Госсовета РФ), бюрократы не спустили всё "на тормозах".

Сегодня в стране отсутствует политическая доктрина перспективного развития государства и нет, естественно, экономической стратегии его развития. Это на наш взгляд может являться показателем кризиса власти".

Обращение подписали:

Байбаков Н.К. - доктор технических наук, Герой социалистического труда, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР (1965 - 1985 г. г)

Козловский Е.А. - доктор технических наук, профессор, вице - президент Российской Академии Естественных Наук, Министр геологии СССР (1975 - 1989 г. г)

Колпаков СВ. - доктор технических наук, профессор, Президент международного союза металлургов, Министр металлургии СССР (1985 - 1990 г. г)

Щадов М.И. - доктор технических наук, профессор, Президент горного конгресса, Министр угольной промышленности СССР (1985 - 1992 г. г)

Зотов М.С. - Советник Председателя акционерного банка "Темпбанк", Председатель "Промстройбанка" СССР (1973 - 1989 г. г)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...