Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема: Исследование влияния правополушарности на развитие школьника. Леворукость школьника – норма или патология?
Автор: Калинин Александр Павлович учащийся 11 б класса ГБОУ гимназии №1516
Руководители: Буздалова Татьяна Юрьевна Учитель биологии ГБОУ гимназии №1516 e-mail: tub64@inbox.ru
Москва 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………… 3 1.1. Цель………………………………………………………………..3 1.2. Задачи……………………………………………………………...4 1.3. Объект и предмет исследования…………………………………4 1.4. Актуальность и практическое применение исследования……..4 1.5. Методы исследования……………………………………………4 2. Теоретическая часть (литературный обзор)…………………………...5 2.1. Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга…………………………………………………………….…6 2.2. Морфологические особенности леворуких людей………….…9 2.3. Леворукость……………………………………………………...13 2.4. Левши и правый мир…………………………………………….14 3. Исследование влияния правополушарности на развитие школьника: биологические, психологические и социальные аспекты………………….16 4. Полученные результаты и выводы……………………………………22 5. Список используемой литературы………………….............................23
Введение. «Правые» и «левые», речь идет не об идейных позициях, а об области, кажется к политике не близкой - асимметрии функций правого и левого полушарий головного мозга. Все люди делятся на два типа: художники и мыслители. У одних хорошо развито левое полушарие, отвечающее за логику а у других – правое полушарие, которое отвечает за образное мышление. В зависимости от того, какая сторона мозга у человека является ведущей, определяются его способности и характеристики личности.
Существует версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число левшей и правшей в каменном веке было равным. Позже праворукие гомо сапиенс потеснили леворуких объявили их "неправильными" и обустроили этот мир на свой лад. Оглянитесь вокруг: ножницы, штопоры, консервные ножи, стрелковое оружие, турникеты в метро и даже компьютерные "мыши" – все это сделано так, как удобно правшам. Людям с "неправильной" хваткой остается лишь приспосабливаться. Но, оказывается, в третьем тысячелетии паритет может быть восстановлен. Актуальность исследования заключается в том, что среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой "эпидемии леворукости". Как бы то ни было, уже сегодня каждый седьмой житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого "таинственного меньшинства" стоит присмотреться повнимательней[1]. Для того чтобы выяснить, как влияет леворукость на развитие школьников мы решили исследовать группу сверстников параллели 10 классов, которые позволили выявить особенности развития леворуких школьников и их адаптацию в коллективе. 1.1. Целью данной работы является исследование влияния правополушарности на развитие школьника. 1.2. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена праволушарности человека; 2. Установить закономерности развития леворуких людей; 3. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развития леворуких школьников, их социальную адаптацию. 4. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе. 1.3. Объект нашего исследования: учащиеся старших классов, имеющие 1-ую группу здоровья по данным медицинских карт и добровольно согласившиеся принять участие в эксперименте.
Предмет исследования: левшество или как чаще употребляемое слово – леворукость. 1.4. Актуальность исследования. В результате проведенных исследований получены практические, новые достоверные результаты для группы старшеклассников гимназии №1516. Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы учителями и родителями в качестве руководства о состоянии здоровья и возможностях успешной обучаемости учащихся. Методы исследования. 1. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и учебно-методической литературы. 2. Диагностические методы: адаптированные тесты, беседы, наблюдение за школьниками в повседневной жизни. Все работы проводились по методикам, изложенным в практикуме «Экология человека» под редакцией Л.И. Губаревой. Последовательность выполнения работ была организована в три этапа:Анализ научно-методической литературы;Статистическая обработка результатов исследования;Анализ результатов анкетирования. Для определения доминирования полушария у школьников был использован тест Чуприкова А. П. Для определения физиологических и психологических характеристик учащихся использовалась методика В.Н.Бузиной и Э.Ф.Вандерлика «Краткие Отборочные Тесты». Методики, применяемые нами в исследованиях просты, понятны, удобны в практической работе. Они адаптированы для работы с подростковыми коллективами и учитывают возрастные и половые особенности участников эксперимента. Теоретическая часть (литературный обзор). Длительное время в медицинской и биологической науке шел спор о возникновении правополушарных людей. Что это за феномен – аномалия развития, генетический сбой, родовая травма, родовой стресс, травма мозга. Некоторые ученые объясняют появление левшей особым положением плода при беременности. Хотя природа этого явления исследуется давно, в мире левшей пока много загадочного. Само происхождение леворукости до сих пор вызывает споры: ведь у животных ничего подобного не наблюдается, у них все лапы или ноги равноправны. Замечено лишь, что наши ближайшие сородичи приматы за бананами тянутся обычно левой рукой, а чистят их правой. Но большинство настаивает на существовании у человека особого гена, которым и обусловлен "сдвиг" вправо или влево. Кстати, встречаются еще и амбидекстеры - люди, которые одинаково умело действуют обеими руками.
Между тем факты таковы: если оба родителя правши, то вероятность появления на свет леворукого ребенка составляет всего 2%, если один из родителей левша - 17%, а у леворуких родителей левши рождаются в 46% случаев.[3] Специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования пришли к выводу, что за последние полтора десятилетия процент леворуких детей у нас в стране увеличился вдвое. Выходит, что теперь почти каждый четвертый малыш левша, тогда как в мире в среднем - лишь один из десяти. Но гордиться тут, право, нечем, поскольку этот всплеск ученые объясняют повышенным травматизмом и патологиями при родах: по статистике, лишь треть российских мам сегодня рожает без проблем. Не случайно поэтому левшей условно делят на 2 группы - естественных и компенсаторных. У первых леворукость заложена генетически, поэтому особых осложнений для здоровья не вызывает. Зато у вторых нарушения в развитии нервной системы случаются весьма часто.[5] Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга. В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека одно «левое» долгое время считалось преобладающим – доминантным. Поскольку существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, то при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывалась правая рука. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а так же «поскольку наши руки, ноги управляются наперекрест ведущей, правой руки. Но развитие науки показало, что и правое полушарие не обижено заботами: подсознательные интегрирующие психические процессы, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное, художественное творчество, образное мышление – все это по его ведомству. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.[2]
С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить так:
Итак, функциональной организацией головного мозга мы видим своего рода диалектику противоположности. А как же будет вести себя человек только с одним работающим (включенным) полушарием? Медицина знает тому немало примеров. Если «выключено» (из-за болезни) правое – человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив… Но его речь тускла, бесцветна, лишена живых человеческих интонаций, и ведет себя он ни как живой, а словно запрограммированный – без какой то душевности, глубины чувств и переживаний. При включенном же левом полушарии все воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует, возможны только отдельные звуки… Правда, облегчается распознание музыкальных сигналов. Но такие крайности, как правило, уже патология. Более того, у каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить лишь об относительно большей функциональной активности того или иного полушария. Поэтому деление людей на «левополушарных» и «правополушарных» в известной мере упрощает реальность.[7]
Среди «левых» (будем помнить, что мы здесь дали этому слову свой смысл), много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко ни подчеркнуто, рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь грамматически правильна. Характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчеркнуто, последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозирую будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире. И административные должности занимают чаще: но им порой не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности выражения чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, планам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми: им не легко приноровится к неисчерпаемому разнообразию человеческих характеров и «неразумности» иных поступков окружающих. Нетрудно увидеть во всех этих характеристиках слагаемые личности «технократического человека».[9]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|