Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга.




Тема: Исследование влияния правополушарности на развитие школьника.

Леворукость школьника – норма или патология?

 

 

Автор: Калинин Александр Павлович

учащийся 11 б класса ГБОУ гимназии №1516

 

 

Руководители:

Буздалова Татьяна Юрьевна

Учитель биологии ГБОУ гимназии №1516

e-mail: [email protected]

 

Москва

2015г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение………………………………………………………………… 3

1.1. Цель………………………………………………………………..3

1.2. Задачи……………………………………………………………...4

1.3. Объект и предмет исследования…………………………………4

1.4. Актуальность и практическое применение исследования……..4

1.5. Методы исследования……………………………………………4

2. Теоретическая часть (литературный обзор)…………………………...5

2.1. Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга…………………………………………………………….…6

2.2. Морфологические особенности леворуких людей………….…9

2.3. Леворукость……………………………………………………...13

2.4. Левши и правый мир…………………………………………….14

3. Исследование влияния правополушарности на развитие школьника: биологические, психологические и социальные аспекты………………….16

4. Полученные результаты и выводы……………………………………22

5. Список используемой литературы………………….............................23

 

 

Введение.

«Правые» и «левые», речь идет не об идейных позициях, а об области, кажется к политике не близкой - асимметрии функций правого и левого полушарий головного мозга. Все люди делятся на два типа: художники и мыслители. У одних хорошо развито левое полушарие, отвечающее за логику а у других – правое полушарие, которое отвечает за образное мышление. В зависимости от того, какая сторона мозга у человека является ведущей, определяются его способности и характеристики личности.

Существует версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число левшей и правшей в каменном веке было равным. Позже праворукие гомо сапиенс потеснили леворуких объявили их "неправильными" и обустроили этот мир на свой лад.

Оглянитесь вокруг: ножницы, штопоры, консервные ножи, стрелковое оружие, турникеты в метро и даже компьютерные "мыши" – все это сделано так, как удобно правшам. Людям с "неправильной" хваткой остается лишь приспосабливаться.

Но, оказывается, в третьем тысячелетии паритет может быть восстановлен. Актуальность исследования заключается в том, что среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой "эпидемии леворукости". Как бы то ни было, уже сегодня каждый седьмой житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого "таинственного меньшинства" стоит присмотреться повнимательней[1].

Для того чтобы выяснить, как влияет леворукость на развитие школьников мы решили исследовать группу сверстников параллели 10 классов, которые позволили выявить особенности развития леворуких школьников и их адаптацию в коллективе.

1.1. Целью данной работы является исследование влияния правополушарности на развитие школьника.

1.2. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена праволушарности человека;

2. Установить закономерности развития леворуких людей;

3. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развития леворуких школьников, их социальную адаптацию.

4. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе.

1.3. Объект нашего исследования: учащиеся старших классов, имеющие 1-ую группу здоровья по данным медицинских карт и добровольно согласившиеся принять участие в эксперименте.

Предмет исследования: левшество или как чаще употребляемое слово – леворукость.

1.4. Актуальность исследования. В результате проведенных исследований получены практические, новые достоверные результаты для группы старшеклассников гимназии №1516.

Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы учителями и родителями в качестве руководства о состоянии здоровья и возможностях успешной обучаемости учащихся.

Методы исследования.

1. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и учебно-методической литературы.

2. Диагностические методы: адаптированные тесты, беседы, наблюдение за школьниками в повседневной жизни.

Все работы проводились по методикам, изложенным в практикуме «Экология человека» под редакцией Л.И. Губаревой. Последовательность выполнения работ была организована в три этапа:Анализ научно-методической литературы;Статистическая обработка результатов исследования;Анализ результатов анкетирования.

Для определения доминирования полушария у школьников был использован тест Чуприкова А. П.

Для определения физиологических и психологических характеристик учащихся использовалась методика В.Н.Бузиной и Э.Ф.Вандерлика «Краткие Отборочные Тесты».

Методики, применяемые нами в исследованиях просты, понятны, удобны в практической работе. Они адаптированы для работы с подростковыми коллективами и учитывают возрастные и половые особенности участников эксперимента.

Теоретическая часть (литературный обзор).

Длительное время в медицинской и биологической науке шел спор о возникновении правополушарных людей. Что это за феномен – аномалия развития, генетический сбой, родовая травма, родовой стресс, травма мозга. Некоторые ученые объясняют появление левшей особым положением плода при беременности.

Хотя природа этого явления исследуется давно, в мире левшей пока много загадочного. Само происхождение леворукости до сих пор вызывает споры: ведь у животных ничего подобного не наблюдается, у них все лапы или ноги равноправны. Замечено лишь, что наши ближайшие сородичи приматы за бананами тянутся обычно левой рукой, а чистят их правой. Но большинство настаивает на существовании у человека особого гена, которым и обусловлен "сдвиг" вправо или влево. Кстати, встречаются еще и амбидекстеры - лю­ди, которые одинаково умело действуют обеими руками.

Между тем факты таковы: если оба родителя правши, то вероятность появления на свет леворукого ребенка составляет всего 2%, если один из родителей левша - 17%, а у леворуких роди­телей левши рождаются в 46% случаев.[3]

Специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования пришли к выводу, что за последние полтора десятилетия процент леворуких детей у нас в стране увеличился вдвое. Выходит, что теперь почти каждый четвертый малыш левша, тогда как в мире в среднем - лишь один из десяти. Но гордиться тут, право, нечем, поскольку этот всплеск ученые объясняют повышенным травматизмом и патологиями при родах: по статистике, лишь треть российских мам сегодня рожает без проблем. Не случайно поэтому левшей условно делят на 2 группы - естественных и компенсаторных. У первых леворукость заложена генетически, по­этому особых осложнений для здоровья не вызывает. Зато у вторых нарушения в развитии нервной системы случаются весьма часто.[5]

Особенности и направления в исследовании асимметрии мозга.

В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека одно «левое» долгое время считалось преобладающим – доминантным. Поскольку существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, то при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывалась правая рука.

Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а так же «поскольку наши руки, ноги управляются наперекрест ведущей, правой руки. Но развитие науки показало, что и правое полушарие не обижено заботами: подсознательные интегрирующие психические процессы, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное, художественное творчество, образное мышление – все это по его ведомству. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.[2]

С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить так:

 

ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ
ЛЕВОЕ   ПРАВОЕ
Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта). Высоких звуков. ВОСПРИЯТИЕ Целостное, эмоционально-чувственное. Музыки, а также шумов. Низких звуков.
Более медленная, в понятиях. Словесно-знако-логически последовательная. ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире.
Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана ЭМОЦИИ Страх, печаль, гнев, ярость другие отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана.
Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей среды ("Я"). СОЗНАНИЕ Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и людьми ("Мы").
Центр языка и речи, знаковых систем, Смысловая сторона речи. Чтение и счет, письмо, опора на согласные Дополнительно изученный язык РЕЧЬ Интонационная сторона, мимика жестикуляция при речи, опора на гласные Основной язык
На цифры формулы слова. Произвольная. Последовательность событий и их вероятностные свойства. ПАМЯТЬ Зрительно наглядно образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее реальное время, информация о прошлом.
Скорее рациональное абстрактно логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами МЫШЛЕНИЕ Скорее эмоциональное наглядно образное. Интуитивное спонтанное. Дедукция (образование целого). Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров
Вербальный, логический компонент, приверженность тории. ИНТЕЛЛЕКТ Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике.
Большая двигательная активность. Ориентация во времени. Чувство тела. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями.

Итак, функциональной организацией головного мозга мы видим своего рода диалектику противоположности. А как же будет вести себя человек только с одним работающим (включенным) полушарием? Медицина знает тому немало примеров. Если «выключено» (из-за болезни) правое – человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив… Но его речь тускла, бесцветна, лишена живых человеческих интонаций, и ведет себя он ни как живой, а словно запрограммированный – без какой то душевности, глубины чувств и переживаний. При включенном же левом полушарии все воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует, возможны только отдельные звуки… Правда, облегчается распознание музыкальных сигналов. Но такие крайности, как правило, уже патология. Более того, у каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить лишь об относительно большей функциональной активности того или иного полушария. Поэтому деление людей на «левополушарных» и «правополушарных» в известной мере упрощает реальность.[7]

Среди «левых» (будем помнить, что мы здесь дали этому слову свой смысл), много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко ни подчеркнуто, рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь грамматически правильна. Характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчеркнуто, последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозирую будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире. И административные должности занимают чаще: но им порой не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности выражения чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, планам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми: им не легко приноровится к неисчерпаемому разнообразию человеческих характеров и «неразумности» иных поступков окружающих. Нетрудно увидеть во всех этих характеристиках слагаемые личности «технократического человека».[9]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...