Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфологические особенности леворуких людей




Понятие "левша" гораздо шире, чем просто предпочтение, отдаваемое левой руке. Ведущими у человека могут быть левая нога, ухо или глаз. Для выявления леворуких, левоглазых и левоногих существуют специальные тесты. Именно они и позволили сделать сенсационное открытие. Оказалось, что уже сегодня стопроцентные правши составляют среди моск­вичей лишь 15%, остальные жители столицы в той или иной степени проявляют склонность к левизне.[4]

Леворукие ничем не хуже, они просто другие. Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искус­стве, политике, бизнесе и спорте, каждый пятый - левша Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бона­парт, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн - уж этих лю­дей с "неправильной" хваткой заурядными никак не назовешь. "Звездный" список левшей украшают Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Сильвестр Сталлоне, Том Круз и Деми Мур.

Считается, что наиболее ярко задатки левшей проявля­ются в сфере творческой, а среди одаренных "технарей" они редки. Возможно, это так, но пример Билла Гейтса, создателя знаменитой фирмы "Майкрософт" убеждает в об­ратном. Способность к неформальному мышлению, много­вариантность ходов позволяют леворуким преодолевать неудобства, связанные с обитанием в правостороннем ми­ре. Лишнее доказательство тому - левши Буш-старший, Рейган и Клинтон, которые были президентами США по­следние 20 лет.

Понятно почему в Америке, много лет управляемой "ле­вой рукой", сложилось бережное отношение к нуждам лев­шей. На Западе существует даже сеть магазинов, торгую­щих товарами для леворуких - от ножниц с особой заточкой до станков. На левшей там работает целая индустрия.[5]

Похоже, этот опыт и нашим бизнесменам скоро придет­ся перенять. Ведь по всем признакам XXI век в России может стать столетием левшей.

Есть мнение, что дети с доминированием функций правого полушария мозга, часто имеют трудности в обучении по причине того, что они нуждаются, прежде всего, в видении материала в целом, а им с первых уроков, как правило, предлагают обрывочные знания, заставляют связывать эти детали, находить различия между ними. Все это изначально несвойственно правополушарникам (хотя, безусловно, их нужно этому учить). И с первых уроков они обычно попадают в группу учеников, имеющих трудности в обучении. Медлительные дети тоже зачастую не успевают, так как они медленно включаются в любую (необязательно учебную) работу, долго переключаются и восстанавливаются. Особенно тяжело учиться медлительным детям- правополушарникам, ведь современная система образования нацелена преимущественно на развитие формально-логического мышления. В этих условиях комфортно чувствуют себя дети с доминированием функций левого полушария мозга, именно они обычно бывают хорошистами и отличниками. А что делать, если ребенок правополушарник, да еще медлительный? Скорость включения в предмет у таких детей в 2-3 раза ниже (10-15 минут), чем у обычных детей. Соответственно, скорость выполнения самостоятельного действия (задания) в 1,5 -2 раза ниже, чем у обычного ребенка.[10]

Хотя сейчас уже доказано, что левшей не надо переучивать, что они всего лишь не правые, а не неправильные, кому-то наверняка кажется, что левшество - патология. Но это не так. Камила Бенбоу, психиатр из универ­ситета Айовы, обследовала студентов, показавших лучшие результаты в тестах на выяв­ление математических способностей, и сде­лала вывод: левши составляют 20% всех та­лантливых людей. Среди членов общества «Менса», объединяющего людей с высоким коэффициентом IQ, левшей также 20%. У левшей двигательные реакции, точность уда­ров лучше, чем у правшей. Всем известны преимущества боксеров-левшей. Именно они завоевывают около 40% золотых меда­лей в этом виде спорта. Левши достигают больших результатов в бейсболе, теннисе и фехтовании (например, сильнейшие теннисисты мира Д. Маккинрой и Д. Коннорс).[8]

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблема­ми, однако это не дает основания делать выводы о том, что именно леворукость является причиной школьных проблем. Еще раз подчер­кнем: леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и дру­гие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Леворукие дети - неоднородная группа, и поэтому делать какой-то вывод об особенностях леворуких только потому, что они работают в основном левой рукой, было бы неверно. Доказано, что дети с генетически закрепленной леворукостью, не имеющие нарушений в развитии, хорошо развива­ются, у них не выявляются какие-либо нарушения в развитии речи, моторики и других функций, у них не будут выявляться трудности при обучении. В этих случаях леворукость является вариантом нормального развития. А у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью вероятны нарушения в развитии мозга, речевого развития, моторных и других функций. Именно у этих леворуких детей наиболее часты труд­ности в обучении. Однако необходимо отметить, что подобные трудности встречаются и у праворуких де­тей с нарушениями раннего развития.[11]

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанали­зировать историю развития школьника, использовать специальную ме­тодику для определения ведущей руки, для того чтобы уметь прогно­зировать проблемы ученика, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач. У «леворуких» обычно:

- Левая рука несколько больше правой.

- Ноготь левого мизинца несколько шире.

- Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти.

- Более подвижна мимика левой поло­вины лица.

Эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетель­ствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Чего стоит хотя бы сочетание таких качеств как раздражи­тельность, несдержанность и вместе с тем робость. Левша имеет потенциал положитель­ной и отрицательной энергии. Катализа­тором для выхода этой энергии являются условия среды, в которых существует кон­кретная личность. Некомфортные или даже враждебные условия социума прово­цируют у левши всплеск отрицательной энергии. Он может стать неконтролируе­мым, а при частом повторении стрессогенного воздействия либо при большой его продолжительности во времени пере­расти в устойчивые отрицательные каче­ства личности или предрасположенность к различным патологиям. Таким неблаго­приятным воздействием на формирующу­юся личность леворукого ребенка служит пресловутое насильственное переучива­ние, о недопустимости которого сейчас хорошо известно, но к которому долгое время относились по-разному у нас и за рубежом.[4]

В России, в силу различных причин, проблемами адаптации леворуких детей к жизни не занимались вплоть до конца XX в. Невнимательное, а порой и прене­брежительное отношение к особенностям леворуких, к сожалению, встречается и сейчас. Это происходит отчасти потому, что педагоги и психологи не помогают левше с раннего детства раскрыть свой потенциал и легче адаптироваться к социуму. Если же не отворачиваться и тем более не пытаться переделать на правый «нормальный» лад личность леворукого ребенка, а помочь ему развить присущие ему способности для более полной инте­грации в обществе в качестве его равно­ценного члена, можно достичь замеча­тельных результатов.

Леворукость

Леворукость - наиболее броский, внешне наблюдаемый признак левшества. Замечен еще в доисторические времена, привлекал к себе наибольшее внимание исследователей.

В литературе чаще всего обсуждается вопрос о частоте леворукости.

Вопрос, по-видимому, значительно боле сложен. Речь должна идти о левшестве (и правшестве), половом диморфизме, сексуальной дифферекцировке головного мозга. В частности, есть данные о том, что левшеству может способствовать повышенное выделение тестостерона в зародышевом развитии. Левшество считается более частым среди транссексуалов, гомосексуалов - мужчин и женщин, чем среди лиц с достаточно полной сексуальной дифференцировкой.

Левшами оказываются более 50% родившихся весом менее 1 кг.

Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди артистически одаренных, художников и архитекторов, спортсменов игровых видов спорта.

Особое внимание привлекают, данные литературы о различии соотношений леворуких среди родившихся в разных регионах земли и в разные времена года.

Важными представляются данные о различиях числа леворуких среди родившихся в разные времена года и в разных десятилетиях прошлого века. По А.П. Чуприкову, леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы.

Снижение «культурного давления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конструкции индивида и поэтому неуместно требовать лечить или переучивать леворуких.[3]

 

Левши и правый мир

Под правым имеется в виду социальный мир. Вопреки тому, что во всех человеческих поколениях наряду с правшами были и - есть левши, уклад жизни, обычаи (военное приветствие, рукопожатие), обучение детей, условия быта и труда правила проведения спортивных состязаний и т.д. складывались по единому образцу. В том смысле что стихийно учтенными оказались правые асимметрии человека. Такой мир удобен для правшей.

Подчиняясь веками сложившимися укладу жизни общества, левша должен развиваться не по предписанным физиологическим законам «развивать и укреплять, пользуясь более естественной для него левосторонней активностью, а, напротив, подавляя эту активность, воспитывать в себе правосторонний тип поведения». Но «левосторонний тип поведения» все равно остается для левши естественным, физиологичным. В состоянии утомления, при снижении внимания, в момент переживания аффекта или в стрессовой ситуации левой рукой.

Левши, ощущающие себя жертвами дискриминации в правом мире, добиваются разрешения выполнять профессиональные дей­ствия не по стандартным условиям, созданным для правшей, а в удобном для левши варианте.

Первый взгляд: показатели нервно-психической деятельности, поведения у левшей хуже, чем у правшей. Такая характеристика начинается с языка. Слова «правый» и «левый» в английском языке имеют вполне определенные значения. «Правый» восходит к англосаксонскому корню, обозначающему «прямой», «правильный», «честный», а «левый» - к слову «слабый».

Высказано мнение о меньшей продолжительности жизни левшей, основанное на уменьшении числа леворуких в старших возрастных группах населения: в возрасте до 20 лет - 13%, среди 50-летних - 5%; отмечается большая частота травмы у левшей этом неприспособленном для них мире: левши-водители оказывются участниками автодорожных происшествии в 2 раза чаще чем правши.

Второй взгяд: левши имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения. В становлении этого взгляда сыграли роль опыт наблюдения за левшами обыденной жизни, общении с окружающими людьми, а также формальные данные экспериментально-психологических исследований с коли­чественной характеристикой интеллектуальных предков, общего психического развития леворуких.

При изучении 7688 младших школьников явилось, что леворукие мальчики составляют 10.5%, леворукие девочки - 3,6%; они не отличались от правшей по основным показателям познавательных способностей. Такая оценка правомерна скорее лишь для части левшей. Они могут не отличаться от правшей в обычных условиях. Особенности психической деятельности, поведения могут проявится в трудных условиях, стрессовой ситуации.

Третий взгляд - левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно-психической деятельности и адаптационные возможности. [11] У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Они реже обнаруживают артериальную гипертензию условиях экспедиционно-вахтенного труда.

У левшей выше, чем у правшей, «креативность», «чрезвычайно выражены» способности к оригинальному художественно му творчеству, и среди левшей есть одаренные косторезы левши точнее, чем правши, определяют под водой расстояние до предмета; левши-мужчины обнаруживают лучшие простран­ственные способности, они же в эксперименте лучше решают математические - числовые задачи.

Привлекают внимание суждения о причинах зеркального письма Леонардо да Винчи. Он писал зеркально потому, что хотел сделать свои рукописи менее доступными читателю. Напротив, есть мнение, что Леонардо да Винчи «долгое время» не думал о публикации своих размышлений и потому писал неразборчиво левой рукой «оборотным почерком». Не исключена, по-видимому, вероятность того,, что зеркальное письмо левой рукой для Леонардо Да Винчи было более естественным, более удобным и быстрым, чем обычное письмо правой рукой. Зеркальное письмо Леонардо Да Винчи представляется в литературе как классический пример письма левой рукой - леворуких.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...