Морфологические особенности леворуких людей
Понятие "левша" гораздо шире, чем просто предпочтение, отдаваемое левой руке. Ведущими у человека могут быть левая нога, ухо или глаз. Для выявления леворуких, левоглазых и левоногих существуют специальные тесты. Именно они и позволили сделать сенсационное открытие. Оказалось, что уже сегодня стопроцентные правши составляют среди москвичей лишь 15%, остальные жители столицы в той или иной степени проявляют склонность к левизне.[4] Леворукие ничем не хуже, они просто другие. Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, бизнесе и спорте, каждый пятый - левша Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн - уж этих людей с "неправильной" хваткой заурядными никак не назовешь. "Звездный" список левшей украшают Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Сильвестр Сталлоне, Том Круз и Деми Мур. Считается, что наиболее ярко задатки левшей проявляются в сфере творческой, а среди одаренных "технарей" они редки. Возможно, это так, но пример Билла Гейтса, создателя знаменитой фирмы "Майкрософт" убеждает в обратном. Способность к неформальному мышлению, многовариантность ходов позволяют леворуким преодолевать неудобства, связанные с обитанием в правостороннем мире. Лишнее доказательство тому - левши Буш-старший, Рейган и Клинтон, которые были президентами США последние 20 лет. Понятно почему в Америке, много лет управляемой "левой рукой", сложилось бережное отношение к нуждам левшей. На Западе существует даже сеть магазинов, торгующих товарами для леворуких - от ножниц с особой заточкой до станков. На левшей там работает целая индустрия.[5]
Похоже, этот опыт и нашим бизнесменам скоро придется перенять. Ведь по всем признакам XXI век в России может стать столетием левшей. Есть мнение, что дети с доминированием функций правого полушария мозга, часто имеют трудности в обучении по причине того, что они нуждаются, прежде всего, в видении материала в целом, а им с первых уроков, как правило, предлагают обрывочные знания, заставляют связывать эти детали, находить различия между ними. Все это изначально несвойственно правополушарникам (хотя, безусловно, их нужно этому учить). И с первых уроков они обычно попадают в группу учеников, имеющих трудности в обучении. Медлительные дети тоже зачастую не успевают, так как они медленно включаются в любую (необязательно учебную) работу, долго переключаются и восстанавливаются. Особенно тяжело учиться медлительным детям- правополушарникам, ведь современная система образования нацелена преимущественно на развитие формально-логического мышления. В этих условиях комфортно чувствуют себя дети с доминированием функций левого полушария мозга, именно они обычно бывают хорошистами и отличниками. А что делать, если ребенок правополушарник, да еще медлительный? Скорость включения в предмет у таких детей в 2-3 раза ниже (10-15 минут), чем у обычных детей. Соответственно, скорость выполнения самостоятельного действия (задания) в 1,5 -2 раза ниже, чем у обычного ребенка.[10] Хотя сейчас уже доказано, что левшей не надо переучивать, что они всего лишь не правые, а не неправильные, кому-то наверняка кажется, что левшество - патология. Но это не так. Камила Бенбоу, психиатр из университета Айовы, обследовала студентов, показавших лучшие результаты в тестах на выявление математических способностей, и сделала вывод: левши составляют 20% всех талантливых людей. Среди членов общества «Менса», объединяющего людей с высоким коэффициентом IQ, левшей также 20%. У левшей двигательные реакции, точность ударов лучше, чем у правшей. Всем известны преимущества боксеров-левшей. Именно они завоевывают около 40% золотых медалей в этом виде спорта. Левши достигают больших результатов в бейсболе, теннисе и фехтовании (например, сильнейшие теннисисты мира Д. Маккинрой и Д. Коннорс).[8]
Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основания делать выводы о том, что именно леворукость является причиной школьных проблем. Еще раз подчеркнем: леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение. Леворукие дети - неоднородная группа, и поэтому делать какой-то вывод об особенностях леворуких только потому, что они работают в основном левой рукой, было бы неверно. Доказано, что дети с генетически закрепленной леворукостью, не имеющие нарушений в развитии, хорошо развиваются, у них не выявляются какие-либо нарушения в развитии речи, моторики и других функций, у них не будут выявляться трудности при обучении. В этих случаях леворукость является вариантом нормального развития. А у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью вероятны нарушения в развитии мозга, речевого развития, моторных и других функций. Именно у этих леворуких детей наиболее часты трудности в обучении. Однако необходимо отметить, что подобные трудности встречаются и у праворуких детей с нарушениями раннего развития.[11] Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития школьника, использовать специальную методику для определения ведущей руки, для того чтобы уметь прогнозировать проблемы ученика, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач. У «леворуких» обычно: - Левая рука несколько больше правой. - Ноготь левого мизинца несколько шире. - Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти. - Более подвижна мимика левой половины лица. Эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Чего стоит хотя бы сочетание таких качеств как раздражительность, несдержанность и вместе с тем робость. Левша имеет потенциал положительной и отрицательной энергии. Катализатором для выхода этой энергии являются условия среды, в которых существует конкретная личность. Некомфортные или даже враждебные условия социума провоцируют у левши всплеск отрицательной энергии. Он может стать неконтролируемым, а при частом повторении стрессогенного воздействия либо при большой его продолжительности во времени перерасти в устойчивые отрицательные качества личности или предрасположенность к различным патологиям. Таким неблагоприятным воздействием на формирующуюся личность леворукого ребенка служит пресловутое насильственное переучивание, о недопустимости которого сейчас хорошо известно, но к которому долгое время относились по-разному у нас и за рубежом.[4]
В России, в силу различных причин, проблемами адаптации леворуких детей к жизни не занимались вплоть до конца XX в. Невнимательное, а порой и пренебрежительное отношение к особенностям леворуких, к сожалению, встречается и сейчас. Это происходит отчасти потому, что педагоги и психологи не помогают левше с раннего детства раскрыть свой потенциал и легче адаптироваться к социуму. Если же не отворачиваться и тем более не пытаться переделать на правый «нормальный» лад личность леворукого ребенка, а помочь ему развить присущие ему способности для более полной интеграции в обществе в качестве его равноценного члена, можно достичь замечательных результатов. Леворукость Леворукость - наиболее броский, внешне наблюдаемый признак левшества. Замечен еще в доисторические времена, привлекал к себе наибольшее внимание исследователей. В литературе чаще всего обсуждается вопрос о частоте леворукости. Вопрос, по-видимому, значительно боле сложен. Речь должна идти о левшестве (и правшестве), половом диморфизме, сексуальной дифферекцировке головного мозга. В частности, есть данные о том, что левшеству может способствовать повышенное выделение тестостерона в зародышевом развитии. Левшество считается более частым среди транссексуалов, гомосексуалов - мужчин и женщин, чем среди лиц с достаточно полной сексуальной дифференцировкой.
Левшами оказываются более 50% родившихся весом менее 1 кг. Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди артистически одаренных, художников и архитекторов, спортсменов игровых видов спорта. Особое внимание привлекают, данные литературы о различии соотношений леворуких среди родившихся в разных регионах земли и в разные времена года. Важными представляются данные о различиях числа леворуких среди родившихся в разные времена года и в разных десятилетиях прошлого века. По А.П. Чуприкову, леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы. Снижение «культурного давления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конструкции индивида и поэтому неуместно требовать лечить или переучивать леворуких.[3]
Левши и правый мир Под правым имеется в виду социальный мир. Вопреки тому, что во всех человеческих поколениях наряду с правшами были и - есть левши, уклад жизни, обычаи (военное приветствие, рукопожатие), обучение детей, условия быта и труда правила проведения спортивных состязаний и т.д. складывались по единому образцу. В том смысле что стихийно учтенными оказались правые асимметрии человека. Такой мир удобен для правшей. Подчиняясь веками сложившимися укладу жизни общества, левша должен развиваться не по предписанным физиологическим законам «развивать и укреплять, пользуясь более естественной для него левосторонней активностью, а, напротив, подавляя эту активность, воспитывать в себе правосторонний тип поведения». Но «левосторонний тип поведения» все равно остается для левши естественным, физиологичным. В состоянии утомления, при снижении внимания, в момент переживания аффекта или в стрессовой ситуации левой рукой. Левши, ощущающие себя жертвами дискриминации в правом мире, добиваются разрешения выполнять профессиональные действия не по стандартным условиям, созданным для правшей, а в удобном для левши варианте. Первый взгляд: показатели нервно-психической деятельности, поведения у левшей хуже, чем у правшей. Такая характеристика начинается с языка. Слова «правый» и «левый» в английском языке имеют вполне определенные значения. «Правый» восходит к англосаксонскому корню, обозначающему «прямой», «правильный», «честный», а «левый» - к слову «слабый».
Высказано мнение о меньшей продолжительности жизни левшей, основанное на уменьшении числа леворуких в старших возрастных группах населения: в возрасте до 20 лет - 13%, среди 50-летних - 5%; отмечается большая частота травмы у левшей этом неприспособленном для них мире: левши-водители оказывются участниками автодорожных происшествии в 2 раза чаще чем правши. Второй взгяд: левши имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения. В становлении этого взгляда сыграли роль опыт наблюдения за левшами обыденной жизни, общении с окружающими людьми, а также формальные данные экспериментально-психологических исследований с количественной характеристикой интеллектуальных предков, общего психического развития леворуких. При изучении 7688 младших школьников явилось, что леворукие мальчики составляют 10.5%, леворукие девочки - 3,6%; они не отличались от правшей по основным показателям познавательных способностей. Такая оценка правомерна скорее лишь для части левшей. Они могут не отличаться от правшей в обычных условиях. Особенности психической деятельности, поведения могут проявится в трудных условиях, стрессовой ситуации. Третий взгляд - левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно-психической деятельности и адаптационные возможности. [11] У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Они реже обнаруживают артериальную гипертензию условиях экспедиционно-вахтенного труда. У левшей выше, чем у правшей, «креативность», «чрезвычайно выражены» способности к оригинальному художественно му творчеству, и среди левшей есть одаренные косторезы левши точнее, чем правши, определяют под водой расстояние до предмета; левши-мужчины обнаруживают лучшие пространственные способности, они же в эксперименте лучше решают математические - числовые задачи. Привлекают внимание суждения о причинах зеркального письма Леонардо да Винчи. Он писал зеркально потому, что хотел сделать свои рукописи менее доступными читателю. Напротив, есть мнение, что Леонардо да Винчи «долгое время» не думал о публикации своих размышлений и потому писал неразборчиво левой рукой «оборотным почерком». Не исключена, по-видимому, вероятность того,, что зеркальное письмо левой рукой для Леонардо Да Винчи было более естественным, более удобным и быстрым, чем обычное письмо правой рукой. Зеркальное письмо Леонардо Да Винчи представляется в литературе как классический пример письма левой рукой - леворуких.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|