Оценка опасности загрязнения почв
Принцип нормирования химических веществ в почве значительно отличается от принципов, положенных в основу нормирования их в водоемах, атмосферном воздухе, пищевых продуктах. Попавшие в почву химические вещества поступают в организм человека главным образом через контактирующие с почвой среды: воду, воздух и растения (в последнем случае по биологической цепи почва - человек). Поэтому при нормировании химических веществ в почве учитывается не только та опасность, которую представляет почва при непосредственном контакте с ней, но и последствия вторичного загрязнения контактирующих с почвой сред. Установление ПДК загрязняющих веществ в почве находится в первоначальной стадии, поэтому к настоящему времени установлены ПДК лишь для 30 вредных веществ, преимущественно ядохимикатов. В связи с тем, что вредные вещества поступают в организм человека по пищевым целям, установлены допустимые остаточные количества (ДОК) пестицидов в почве, пищевых и кормовых продуктах (таблица 1). Таблица 1 «ПДК и ДОК некоторых веществ в почве» Вещество ПДК, мг/кг ДОК, мг/кг Результаты гигиенических исследований загрязненных почв позволяют оценивать степень опасности загрязнения вредными веществами по уровню их возможного воздействия на системы «почва - растение», «почвы - микроорганизмы, биологическая активность», «почвы - грунтовые воды», «почва - атмосферный воздух» и опосредованно - на здоровье человека. С гигиенической позиций опасность загрязнения почвы определяется уровнем возможного ее отрицательного влияния на контактирующие среды, пищевые продукты и непосредственно на человека, а также на биологическую активность почвы и процессы ее самоочищения.
И именно ПДК химических веществ в почве является основным критерием гигиенической оценки опасности загрязнения почв вредными веществами. | 60 Урбанизация: понятие, индикаторы, масштабы современных процессов урбанизации. Специфика процессов урбанизации в России. Урбанизация – это быстрый рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране, регионе, мире; приобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных для города; возрастание городов во всех сферах жизни общества, а также преобладание городского образа жизни над сельским. Общая площадь урбанизированной территории З. была в 1980 г. – 4,69 млн. км2, ожидается, что к 2070 г. – 19 млн. км2 (это около 13% всей территории суши). Агломерация - ключевая форма современного расселения, это качественный сдвиг в расселении, когда сеть поселений превращается в систему поселений. В развитых странах и многих странах «третьего мира» в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности. Современный процесс урбанизации ведет к образованию агломераций – скопление населенных пунктов, главным образом городских, но и сельских тоже, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. В специальной литературе подобное понятие определяют еще как метрополитенский ареал, метрополитенскую зону, употребляют и такие термины, как Большой Лондон, Большой Париж. Не существует в мире единых общепринятых качественных и количественных критериев выделения агломераций. Так, в США для выделения поселения в агломерацию необходимо, чтобы городское ядро его имело численность населения не менее 50 тыс. человек, в Канаде и Нидерландах - 100 тыс. Территория агломерации в разных странах также определяется разными критериями, например, конечными пунктами массовых маятниковых трудовых поездок, плотностью заселения. Агломерация с одним и тем же ядром в зависимости от критерия проведения ее границы может иметь значительные различия площади территории и соответственно - численности населения. В современном мире существуют и более сложные агломерационные образования - мегаполисы (терм. впервые введен географом Жаном Готтманом в 1950-е гг.) применительно к почти непрерывной полосе застройки, тянущейся от Бостона до Вашингтона (наз. Босваш). Мегаполисы отличаются от агломераций: масштабом, автономной структурой и характером внутриэкономических связей. Мегаполисы - урбанизированные образования, состоящие из блоков агломераций, расположённых близко друг к другу и имеющих тенденцию к слиянию. Ядрами мегаполисов являются агломерации-миллионеры. Мегаполисы обладают общей транспортной сетью, внутри них существуют мощно развитые экономические, социальные, культурные связи. Так, северо-восточный мегаполис США тянется почти сплошной полосой застройки на расстоянии около 1000 км. Город-центр агломерации берет обязанности по обслуживанию своего окружения и использует возможности последнего для решения собственных проблем. Город-центр развивает те блоки функциональной структуры, т.е. меняет свою планировочную структуру, таким образом, чтобы обслуживать зону городов-спутников, обеспечивая ее социально-экономическое развитие (например: близкое расположение остановок метро-пригородного поезда; вокзалы; торговые центры, рынки на привокзальных площадях города, у транспортных узлов; в пригородных научно-исследовательских и проектно-конструкторских центрах, работают часто жители города-центра, так в Подмосковье такими городами науки явл. города-спутники Дубна и Жуковский). Выделяют два основных типа городов-спутников: 1) города, кот. ориентированны на удовлетворение потребностей города-центра (например, поселения при аэропортах, станциях аэрации, водопроводных станциях, предприятиях строительных материалов; города-поставщики полуфабрикатов текстильного сырья, формовочного песка и др. в город-центр); 2) города, кот. специализируются на видах деятельности и производствах, которые составляют функциональную структуру главного города (например: центры фундаментальных НИОКР, высшего образования, крупные музейные комплексы). Критериями разделения городов-спутников на типы явл. характер взаимоотношений с городом-центром, степень развитости функциональной структуры и положение в агломерации. В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализированного центра, кот. имеет простую функциональную структуру, градообразующая база его, как правило, представлена одним крупным предприятием. Если основное производство города усложняется другими, функционально связанными с основным производствами, то возникает спутник-специализированный комплекс. Если два или более территориально сближенные спутники-специализированные центры сливаются в один, то формируется многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье такими многофункциональными спутниками-конгломератами являются г. Кашира, поглотивший г. Новокаширск, возникший при Каширской ГРЭС; г. Дубна, к которому присоединен г. Иваньково; г. Коломна, в состав которого включен г. Щурово. Многофункциональные города-спутники формируются и в результате естественного развития города, в процессе расширения и усложнения выполняемых функций в местах агломерации с наилучшим экономико-географическим положением. Постепенно такие многофункциональные города-спутники становятся центрами агломераций второго порядка, окружая себя городами-спутниками спутников. Процесс урбанизации в России состоит в том, что подавляющая часть населения обосновалась в крупных центрах и зонах их непосредственного влияния. Если в 1959 г. на долю 92 больших городов России приходилось 27 % общей численности населения страны, то в начале 1990-х гг. эта доля достигла 1/2 всего населения, а к началу 1989 г., по последней Всеобщей переписи населения, в 165 больших городах России было сосредоточено 62 % всего городского населения страны. В России характерно сочетание высокоурбанизированных ареалов с крупнейшими многофункциональными центрами и с необжитыми просторами. Сельской местность представлена малыми городами (где проживает ок. 39 млн человек (данные на начало 1989 г.)). Крупные - ведущая роль в жизни страны, в ее территориальной организации велико значение малых городов, т.к. они будут выполнять роль экономического каркаса и центров разнообразного обслуживания сельской местности. Для России характерно несоответствие экономических и демографических ресурсов, размерам ее территории, следствие - разреженность городской сети (в России размеры района, кот. обслуживаться городом, выше, чем в европейских странах). Для России желательно, чтобы рисунок сети городов обеспечивал снижение затрат на перевозки грузов и пассажиров, а также затрат на сооружение и, эксплуатацию транспортных путей, линий связи, линий ЭП. Это достигается, во-первых, формированием агломераций, во-вторых, созданием опорного каркаса расселения с возможно более сближенными узлами, в-третьих, размещением новых городов на экономических линиях, на линиях коммуникаций. Россия - северная страна, где ок. 65 % территории страны север (11 млн км площади, на которых проживает 10 млн человек). Российский Север дает 80 % всей добываемой в стране нефти, более 90 % - природного газа, 80-90 % - никеля, платины, золота, 100 % - алмазов, а также лес, минеральные удобрения, олово, медь и др. Для северной зоны характерно очаговое размещение, т.е. очаги промышленности и расселения разделены огромными расстояниями, часто не связаны между собой, существуют автономно. Промышленные ареалы, развивающиеся на местных полезных ископаемых, обычно соединяются дорогой с морским портом. Так, для промышленных ареалов Чукотки морскими воротами служит порт Певек. Крупный промышленный центр на Таймыре г. Норильск имеет развитую сеть коммуникаций. Норильск -крупнейший в России производитель никеля, меди, платины, кроме того, здесь располагаются научные, изыскательские, проектные организации. Норильск связан «островной» железной дорогой протяженностью более 100 км с морским и речным портом на Енисее - Дудинкой, имеет регулярное воздушное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Красноярском и другими центрами. К городу подходят газопровод, линия высоковольтной электропередачи. Центр алмазодобывающей промышленности Западной Якутии - г. Мирный (с числом жителей 38 тыс. человек) связан шоссейной дорогой протяженностью 250 км с городом-портом на Лене -Ленском. Самый крупный из северных ареалов - золотодобывающий район Колымы (в верховьях р. Колыма), состоит из трех 10-ов городских поселений, которые заняты добычей золота и обслуживанием нужд добывающей промышленности. Стержнем района явл. Колымская автомагистраль, выходящая к Магадану (-областной центр, крупный порт, узел авиационных сообщений, научный, культурный, промышленный центр). В пределах района, специализирующегося на золотодобыче, сложилось еще 27 поселков городского типа. На Севере преобладают, как правило, узкопрофильные ресурсные однофункциональные города. - так, на добыче алмазов специализируется г. Удачный, - железная руда – г. Костомукша и Оленегорск, - медно-никелевая руда - г. Заполярный, - лесопиление и деревообработка - порт Игарка, - добыча нефти и газа - г. Нефтеюганск и др. Иногда ресурсные города достигают значительных размеров, например г. Нижневартовск (ок. 250 тыс. жителей), выросший рядом с нефтеносным месторождением г. Самотлор. Характерны города-транспортные центры, например на Белом море: Кандалакша, Беломорск, Кемь, Мезень, Онега; так, г. Певек - главный базовый порт восточного сектора Арктики. Север - зона преимущественно молодых городов, особенно азиатская часть страны. Но кое-где на севере азиатской части России есть очень маленькие городки, возникшие в первой половине XVII в. как вехи на пути продвижения первопроходцев. Это - города Верхоянск, Среднеколымск, Вилюйск, Олекминск (несколько тыс. жителей). Якутск - национальная столица Якутии (респ. Саха), культурный, научный и промышленный центр края. Численность его жителей к середине 1990-х гг. составила 195 тыс. человек. Некоторые города, возникшие в крае одновременно с маленькими городами-реликтами, превратились в сельские поселения или исчезли. Характерной чертой географии городов России явл. наличие опорных баз освоения - система центров с разными по объему и характеру освоенческих функций. Выделяют 3-и типа баз освоения: - тыловые базы на освоенных территориях, обслуживающие конкретный сектор зоны освоения центры областей, краев, республик, осуществляют: научно-исследовательскую и проектную деятельность, подготовку кадров, производство спец. оборудования и т.д. Пример г. Тюмень с 1944 г. - областной центр, где за 50 лет (с 1939 по 1989 г. число жителей в городе увеличилось с 79 тыс. до 490 тыс. человек). Нефтегазодобыча - импульс для развития этого города; наращиваются и освоенческие функции города: заводы «Нефтемаш», «Нефтетрансмаш», судостроительный и ряд других ориентированы на нужды северных районов); - базы на границе освоенных и осваиваемых территорий, базы «фронта освоения»; - очаговые базы находятся в ареалах освоения, значительно удалены от экономически активных районов. Примером города-опорной базы явл. г. Сургут с освоением нефтегазовых месторождений в районе Оби, город - узел железных дорог и речной порт, центр стройиндустрии и производства строит. материалов, центр энергетики, переработки нефти и газа. Очаговые опорные базы в ресурсных ареалах - это города Норильск, Магадан, Якутск и др. В глубине Западно-Сибирского нефтегазового производственного комплекса такими базами становятся города Новый Уренгой - конечная станция железной дороги от Сургута, Надым - начало системы трансконтинентальных газопроводов и база стройиндустрии, Ноябрьск - центр освоения и обслуживания промыслов нефтяных месторождений. Крупной зоной явл. Урало-Поволжье - макрорегион (8 % территории РФ), где 25 % населения страны, располагается 22 % общего количества городов (в т.ч.27 % больших и 45 % крупнейших). Регион расположен на трассах глав. магистралей общероссийского значения, кот. соединяют запад и восток страны, это важн. транзитная территория. Урало-Поволжье - богатая ресурсная база, обеспечивающая комплексное развит городов, он имеет транспортные выходы во все крупные экономические районы России и граничит непосредственно с Европейским Севером, Волго-Вятским районом, Центрально-Черноземным, с Северным Кавказом и З. Сибирью. На территории России в 200 км-й полосе вдоль морских и океанических побережий располагаются только 168 городов из 1037 (на начало 1989 г), т.е. 16 % от общего числа. Концентрация поселений незначительна: Кубанское Причерноморье, запад Ростовской и Ленинградской обл., Калининградская и Мурманская обл., Южное Приморье. В прибрежной полосе Северного Ледовитого океана большей частью Тихого океанов города разделены сотнями и тыс. км. На фоне общей картины приграничная полоса с участками достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственной освоенностью; в частности, наибольшей придвинутостью к государственной границе центров хозяйственной и культурной деятельности характеризуется Дальневосточный приграничный район. В течение десятилетий над районом нависала угроза военных конфликтов, имели место вооруженные столкновения. В течение длительного времени этот район считался одним из наиболее вероятных «театров военных действий». В наши дни угрозы военных конфликтов здесь не существует, но обострилась опасность «мирной экспансии» - массового притока из-за рубежа иностранных граждан, доля которых в общей численности населения приграничных районов Дальнего Востока заметно растет. | |||||||||||
61 Город: понятие, количественные критерии; города в составе агломераций. В мировой практике нет общепринятых критериев выделения понятия «город», а следовательно, и понятия городское население. В ряде стран присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, в частности, в России (СССР), США, Канаде, Польше, Болгарии, Алжире и др. В странах Латинской Америки город - понятие не юридическое, а статистическое. Город - сложная социально-экономическая категория, поэтому и критерии его выделения должны быть комплексными. В большом числе стран при выделении понятия «город» показатель численности населения сочетается с некоторыми другими показателями. Любой город представляет собой систему. Действительно, он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга и находятся в тесном взаимодействии. Составным частям города свойственны соразмерность, определенное их функциями взаимное расположение и наличие связей. Все функциональные части города участвуют в формировании городской среды. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя социальные, технические и природные элементы. При решении вопроса о численности населения города важно четкое определение территориальных границ собственно города. Обычно границы города - понятие достаточно устойчивое, определяемое административным путем. С точки зрения географии город представляет собой совокупность трех основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Каждая из них имеет свою специфическую территориальную организацию, а все вместе они формируют общегородскую планировочную структуру. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя социальные, технические и природные элементы. Население - главная подсистема города, она определяет параметры и организацию всех других подсистем. Число жителей города - его главный базовый показатель при всех градостроительных расчетах, при расчетах параметров инфраструктуры, производственной и коммунальной составляющих городской жизни. Как известно, городское население формируется за счет трех источников: - естественного прироста - механического прироста - преобразования сельских поселений в города или включения их в городскую черту. Соотношение долей этих источников в формировании численности населения города зависит от типа города, его возраста и размеров. Так, новые города формируют свое население, прежде всего за счет механического движения последнего. Но в них велик и естественный прирост, ибо, как правило, это города с молодым населением, поэтому здесь достаточно высокая рождаемость и относительно низкая смертность. В крупных городах естественный прирост не высок. Вместе с тем, являясь центрами образования, науки, культуры, производства, они притягивают население, иначе говоря, в них велик механический прирост. Малые города, в силу тех же причин, но действующих с «обратным знаком», отдают свое население. Остающиеся в малых городах жители - это люди пожилого, преклонного возраста, поэтому естественный прирост здесь стабильно отрицательный. Для больших городов характерна высокая подвижность населения ввиду значительной удаленности мест проживания, труда и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, дополнительные проблемы транспортного обслуживания, многочисленные пересадки, увеличение времени на передвижение по городу по сравнению с предусмотренными градостроительными нормами. Распределение населения по территории города обычно имеет такие характерные черты: в центральной части города образуется «воронка» - снижение плотности, так как здесь преобладают административные учреждения, учреждения культуры, офисы и пр. Вокруг «воронки» располагается зона максимальной плотности населения, к периферии она плавно снижается, причем в разных направлениях это снижение может быть в разной степени. Экономическая база города. Эта подсистема состоит из двух основных частей: градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие отрасли характеризуют место города в общественном разделении труда, работу его на удовлетворение потребностей страны, региона. Градообразующие отрасли - это та основа, которая инициирует зарождение города. Градообслуживающие отрасли существуют для удовлетворения нужд самого города, его населения. Они производят продукцию, которая потребляется на месте. Выделяют две группы городов: - однофункциональные и многофункциональные. Однофункциональные города, преимущественно малые и средние, существуют на основе какой-то одной функции: промышленность, транспорт, наука, отдых, туризм, военно-стратегические функции. Промышленные однофункциональные города часто имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия. Порой ведущая отрасль стимулирует появление новых отраслей, которые полностью на нее ориентированы. В этом случае возникает функциональный тип города, который называют специализированным комплексом. При многофункциональной структуре города очень часто возникают противоречия между отдельными отраслями, обусловленные борьбой за приоритет использования природных и трудовых ресурсов, энергии, территории. Кроме того, и это особенно важно, появляются новые проблемы, связанные с усилением антропогенной нагрузки на среду обитания. Современный процесс урбанизации ведет к образованию агломераций - под агломерацией понимают скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Агломерация - главная арена урбанистических процессов, ключевая форма современного расселения. Возникновение агломераций - качественный сдвиг в расселении, когда сеть поселений превращается в систему поселений. Во всех развитых странах и многих странах «третьего мира» в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности. Агломерация не упраздняет город, но меняет его. В ее составе города ведут более сложную и более эффективную в социальном и экономическом отношениях деятельность. Город-центр агломерации берет на себя обязанности по обслуживанию своего окружения и, вместе с тем, использует возможности последнего для решения собственных проблем. Город корректирует свою функциональную структуру, при этом высвобождаются ресурсы, прежде всего территориальные, тем самым создаются предпосылки для формирования внутри города-центра элементов более прогрессивной функциональной структуры. Город-центр развивает те блоки функциональной структуры, которые обслуживают зону городов-спутников, обеспечивая ее социально-экономическое развитие. Город-центр агломерации, расширяя свои обязанности по отношению к городам-спутникам, соответствующим образом меняет свою планировочную структуру. Так, в Москве - ядре агломерации имеют место новообразования в планировочной структуре: Выделяют два основных типа городов-спутников: 1. Города, ориентированные своими функциями на удовлетворение потребностей города-центра, который концентрирует в себе население, производственный, коммунально-хозяйственный и строительный комплексы 2. Города, специализирующиеся на видах деятельности и производствах, аналогичных тем, которые составляют функциональную структуру главного города. Основными критериями разделения городов-спутников на типы являются характер взаимоотношений с городом-центром, степень развитости функциональной структуры и положение в агломерации. В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализированного центра. Обычно он имеет простую функциональную структуру, градообразующая база его, как правило, представлена одним крупным предприятием. Если основное производство города усложняется другими, функционально связанными с основным производствами, то возникает спутник-специализированный комплекс. Если два или более территориально сближенные спутники-специализированные центры сливаются в один, то формируется многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье такими многофункциональными спутниками-конгломератами являются г. Кашира, поглотивший г. Новокаширск, возникший при Каширской ГРЭС; г. Дубна, к которому присоединен г. Иваньково; г. Коломна, в состав которого включен г. Щурово. Многофункциональные города-спутники формируются и в результате естественного развития самого города, в процессе расширения его функциональной структуры и усложнения выполняемых функций. Они возникают в местах агломерации с наилучшим экономико-географическим положением, традиционно являются центрами по отношению к окружающей территории. Постепенно такие многофункциональные города-спутники становятся центрами агломераций второго порядка, окружая себя городами-спутниками спутников. В современном мире существуют и более сложные агломерационные образования, называемые мегаполисами. Мегаполисы отличаются от обычных агломераций масштабом, структурой и особым характером внутриэкономических связей. Мегаполисы - урбанизированные образования, состоящие из блоков агломераций, расположенных близко друг к другу и имеющих тенденцию к слиянию. Так, северо-восточный мегаполис США тянется почти сплошной полосой застройки на расстоянии около 1000 км. Ядрами мегаполисов являются агломерации-миллионеры. Мегаполисы обладают общей транспортной сетью. Специфика мегаполисов состоит в том, что внутри них существуют мощно развитые экономические, социальные, культурные связи. Мегаполисы представляют собой самодостаточные автономные структуры. Степень развитости функциональной структуры, как правило, находится в прямом соответствии с величиной города, которая чаще выражается численностью его населения. Людность вообще является интегральным показателем значимости города. В географии городов принята следующая классификация городов по их величине: малые города - с числом жителей до 50 тыс., средние - 50-100 тыс., большие - 100-250 тыс., крупные - 250-500 тыс., крупнейшие -,500 тыс.-1 млн, города-миллионеры - свыше 1 млн. Эти рубежи не случайны, они связаны с качественными изменениями в городе. Так, отмечается, что при достижении 100-тысячного уровня в городе заметно снижается доля промышленности в функциональной структуре. Он становится достаточно большим для того, чтобы стремиться к «самообслуживанию» в области высшего образования, науки и культуры. Достижение городом численности населения в 1 млн человек, как правило, подводит его к черте, у которой дальнейшее решение транспортных проблем традиционными методами становится невозможно. Такой город обращается к качественно новому уровню транспортного обслуживания населения -метрополитену. | 62 Экологические проблемы городов В городе с миллионным населением, крупном промышленном центре ежегодно потребляется (млн т): Вода-470, кислород-50, минерально-строительное сырье-10, уголь-3,8, сырая нефть-3,6, природный газ-1,7, сырье для черной металлургии-1,0, сырье для цветной металлургии -3,5. В городе-миллионере потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей улиц, крыш и стен домов температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть на 5 °С выше, чем в окружающей местности. В сильные морозы разница температур в центре города и на его окраине достигает 10 °С. Выбросы в атмосферу города-миллионера имеют примерно следующий состав (тыс. т): Вода (пар, аэрозоли) 10800 Углекислый газ 3 200 Сернистый ангидрид 200 Пыль 200 Углеводороды 100 Оксиды азота 60 Органические вещества (фенолы, бензол, спирты, растворители, кислоты) 8 Хлор, аэрозоли соляной кислоты 5 Сероводород 5 Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах (от нескольких тонн до сотен тонн в год). Это такие вещества, как мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др., но они как раз наиболее опасны для человека и всего живого. Миллионный город ежегодно сбрасывает в среднем 350 млн т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. Частично сточные воды подвергаются очистке на станциях аэрации, но значительная их часть без всякой очистки попадает в близлежащие водоемы. Ежегодно город-миллионер производит и в значительной степени накапливает на прилегающей территории около 3,5 млн т твердых и концентрированных отходов, среди них (тыс. т): Зола и шлаки ТЭЦ 550 Твердые компоненты сточных вод 420 Древесные отходы 400 Твердые бытовые отходы 350 Строительный мусор 50 Автопокрышки 12 Бумага 9 Текстиль 8 Бой стеклотары 3 По данным искусственных спутников Земли «Метеор-Природа», городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, которые простираются на расстояния до 60 км от центра города. Ореолы вокруг Москвы и других городов Центрального экономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам иногда на сотни километров. Отсюда следует вывод - в отдельном городе невозможно восстановить экологическое равновесие, оно может быть достигнуто только в пределах достаточно обширных территорий. На основании регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлен список наиболее опасных в экологическом отношении городов России, который содержит 140 городов (13,2 % от общего числа). Каждый седьмой город страны находится в крайне сложной экологической ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу загрязняющих веществ принадлежит Норильску - крупнейшему центру медно-никелевой промышленности на Таймыре. Ежегодно он выбрасывает 2486 тыс. т вредных веществ в атмосферу, что составляет 8 % суммарных выбросов страны. Следующим за ним по валовому выбросу идет Новокузнецк, объем выбросов которого в 3,7 раза ниже, чем Норильска. Объем сброса сточных вод, как правило, пропорционален численности населения города. На первом месте по этому показателю в России г. Москва, ежегодные выбросы сточных вод которой составляют 2394 млн т, на втором месте г. Санкт-Петербург -1591 млн т. Сброс Москвы составляет 10 % общего объема сбросов, сброс Санкт-Петербурга - 6,6 %. Замыкает список наиболее неблагополучных в экологическом отношении городов центр химической промышленности Среднего Поволжья г. Чапаевск -44 млн т. При достаточно низкой абсолютной величине показателя город значительно опережает Москву и все другие крупные города страны по относительному показателю - объему сточных вод на душу населения. Здесь он равен 449 т в год, в Москве - 276 т. В списке особенно неблагополучных в экологическом отношении городов страны все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города. Среди крупных экономических районов России наибольшее число экологически неблагополучных городов располагается на Урале. Почти каждый пятый уральский город (всего 27) относится к числу весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе 18 городов этой категории. К числу экологически неблагополучных относятся и наши крупнейшие города-курорты Сочи и Пятигорск. Экологическое неблагополучие российских городов объясняется рядом причин: - чрезмерная концентрация промышленности в городах - применение устаревших, «грязных» технологий в производстве - техническое несовершенство и недостаточное количество средств очистки - слабая законодательная база и отсутствие строгого контроля за соблюдением требований экологической экспертизы проектов производственных объектов. К этому следует добавить неуклонный рост в последнее десятилетие автомобильного парка городов России. Причем весьма значительную часть его составляют подержанные автомобили, привезенные из-за рубежа, состояние двигателей которых не соответствует требованиям экологических стандартов. Все это вместе создает такую антропогенную нагрузку, которая намного превышает восстановительные силы природы. Фоново-параметрические воздействия Следствием бурного процесса урбанизации является широкое использование человечеством самых разнообразных энергоносителей: углеводородного топлива, источников гидро- и ветровой энергии, атомных и тепловых электростанций для нужд промышленного производства и жизнеобеспечения общества. Поскольку коэффициент полезного действия механизмов - малая величина, значительная часть вырабатываемой энергии идет на повышение температуры окружающей среды. В связи с тепловым воздействием на среду важны два обстоятельства: - источники тепла распределены по поверхности суши крайне неравномерно, а стало быть, и искусственный подогрев поверхности также характеризуется значительной неоднородностью; - с каждым годом в мире растет количество источников энергии, при таком условии можно ожидать устойчивой тенденции повышения среднепланетарной температуры воздуха, вод Мирового океана, поверхности почвы. В наши дни этот эффект оценивается величиной 0,1-0,3 °С. Еще одним следствием процесса урбанизации является увеличение радиоактивного фона природной среды в результате дятельности атомных станций и испытаний ядерного оружия. Хочется надеяться, что радиоактивное загрязнение планеты не будет иметь тенденции расширения, ибо в мире наметилась разрядка международной напряженности, проводится ограничение испытаний ядерного оружия, а имевшие место аварии на АЭС заставляют человечество более осторожно обращаться с этим дешевым источником энергии (учет реальных потребностей региона в определенном количестве энергии, выбор места расположения АЭС, оптимизация технологической схемы функционирования станции, строгое соблюдение требований экологической экспертизы проекта станции и т.д.). Электромагнитные колебания, как выяснилось в последнее время, оказывают весьма негативное влияние на состояние здоровья, прежде всего, населения городов. Источниками электромагнитного воздействия являются некоторые виды городского транспорта (трамваи, троллейбусы, электропоезда), самые разнообразные электро- и электронные приборы, пронизывающие всю нашу жизнь в быту и на производстве. Шумовое воздействие. К сожалению, этому виду антропогенного воздействия и сегодня еще не придается должного значения, и стало быть - не уделяется должного внимания. Между тем, влияние шумов повышенного уровня катастрофически сказывается на биологических условиях жизни. По оценкам специалистов Института гигиены США, постоянно испытываемый увеличенный на 20-30 дБ уровень шума (норма составляет 30-40 дБ) сокращает продолжительность жизни человека на 3-5 лет, угнетает его умственную деятельность. При этом очень важно, что невозможна адаптация организма к шумам. Если к загрязненной питьевой воде, загрязненному воздуху организм привыкает, приспосабливается, то к шуму приспособиться нельзя, он негативно воздействует на нервную систему и психику человека. Исследованиями установлено, что увеличение уровня бытового и промышленного шума в городах является одним из главных факторов сокращения численности популяций некоторых видов птиц в ареалах городов. Воздействие однородными полями: Город – однородная масса. В природе нет ничего симметричного. Человеческому глазу не за что зацепиться, - плохое возд-е на глаза, сл-но, плохое самочувствие. Меры по рациональному устройству территории в целях улучшения экологической обстановки Улучшение состояния окружающей среды городов может быть достигнуто с помощью ряда мер, в частности: 1) технологических - переходом на более совершенные, экологически чистые технологии; 2) технических - совершенствованием методов и средств очистки сбросов в водоемы и выбросов в атмосферу; 3) структурных - закрытием или выводом за пределы города производств-загрязнителей; 4) архитектурно-планировочных - организацией промышленных зон, санитарно-защитных полос. | |||||||||||
63 Опорный каркас расселения России.
Опорным каркасом (ОК)называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны, региона и соединяющих их магистралей. Опорный каркас - сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в тоже время динамич
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|