Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка опасности загрязнения почв




Принцип нормирования химических веществ в почве значительно отличается от принципов, положенных в основу нормирования их в водоемах, атмосферном воздухе, пищевых продуктах. Попавшие в почву химические вещества поступают в организм человека главным образом через контактирующие с почвой среды: воду, воздух и растения (в последнем случае по биологической цепи почва - человек). Поэтому при нормировании химических веществ в почве учитывается не только та опасность, которую представляет почва при непосредственном контакте с ней, но и последствия вторичного загрязнения контактирующих с почвой сред.

Установление ПДК загрязняющих веществ в почве находится в первоначальной стадии, поэтому к настоящему времени установлены ПДК лишь для 30 вредных веществ, преимущественно ядохимикатов.

В связи с тем, что вредные вещества поступают в организм человека по пищевым целям, установлены допустимые остаточные количества (ДОК) пестицидов в почве, пищевых и кормовых продуктах (таблица 1).

Таблица 1 «ПДК и ДОК некоторых веществ в почве»

Вещество ПДК, мг/кг ДОК, мг/кг
Хлорофос 0,5 1,0
Карбофос 2,0 1,0
Прометрин 0,5 0,1
Полихлоркамфер 0,5 0,1
Гексахлорциклогексан 1,0 1,0

Результаты гигиенических исследований загрязненных почв позволяют оценивать степень опасности загрязнения вредными веществами по уровню их возможного воздействия на системы «почва - растение», «почвы - микроорганизмы, биологическая активность», «почвы - грунтовые воды», «почва - атмосферный воздух» и опосредованно - на здоровье человека. С гигиенической позиций опасность загрязнения почвы определяется уровнем возможного ее отрицательного влияния на контактирующие среды, пищевые продукты и непосредственно на человека, а также на биологическую активность почвы и процессы ее самоочищения.

И именно ПДК химических веществ в почве является основным критерием гигиенической оценки опасности загрязнения почв вредными веществами.

60 Урбанизация: понятие, индикаторы, масштабы современных процессов урбанизации. Специфика процессов урбанизации в России. Урбанизация – это быстрый рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране, регионе, мире; приобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных для города; возрастание городов во всех сферах жизни общества, а также преобладание городского образа жизни над сельским. Общая площадь урбанизированной территории З. была в 1980 г. – 4,69 млн. км2, ожидается, что к 2070 г. – 19 млн. км2 (это около 13% всей территории суши). Агломерация - ключевая форма современного расселения, это качественный сдвиг в расселении, когда сеть поселений превращается в систему поселений. В развитых странах и многих странах «третьего мира» в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности. Современный процесс урбанизации ведет к образованию агломераций – скопление населенных пунктов, главным образом городских, но и сельских тоже, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. В специальной литературе подобное понятие определяют еще как метрополитенский ареал, метрополитенскую зону, употребляют и такие термины, как Большой Лондон, Большой Париж. Не существует в мире единых общепринятых качественных и количественных критериев выделения агломераций. Так, в США для выделения поселения в агломерацию необходимо, чтобы городское ядро его имело численность населения не менее 50 тыс. человек, в Канаде и Нидерландах - 100 тыс. Территория агломерации в разных странах также определяется разными критериями, например, конечными пунктами массовых маятниковых трудовых поездок, плотностью заселения. Агломерация с одним и тем же ядром в зависимости от критерия проведения ее границы может иметь значительные различия площади территории и соответственно - численности населения. В современном мире существуют и более сложные агломерационные образования - мегаполисы (терм. впервые введен географом Жаном Готтманом в 1950-е гг.) применительно к почти непрерывной полосе застройки, тянущейся от Бостона до Вашингтона (наз. Босваш). Мегаполисы отличаются от агломераций: масштабом, автономной структурой и характером внутриэкономических связей. Мегаполисы - урбанизированные образования, состоящие из блоков агломераций, расположённых близко друг к другу и имеющих тенденцию к слиянию. Ядрами мегаполисов являются агломерации-миллионеры. Мегаполисы обладают общей транспортной сетью, внутри них существуют мощно развитые экономические, социальные, культурные связи. Так, северо-восточный мегаполис США тянется почти сплошной полосой застройки на расстоянии около 1000 км. Город-центр агломерации берет обязанности по обслуживанию своего окружения и использует возможности последнего для решения собственных проблем. Город-центр развивает те блоки функциональной структуры, т.е. меняет свою планировочную структуру, таким образом, чтобы обслуживать зону городов-спутников, обеспечивая ее социально-экономическое развитие (например: близкое расположение остановок метро-пригородного поезда; вокзалы; торговые центры, рынки на привокзальных площадях города, у транспортных узлов; в пригородных научно-исследовательских и проектно-конструкторских центрах, работают часто жители города-центра, так в Подмосковье такими городами науки явл. города-спутники Дубна и Жуковский). Выделяют два основных типа городов-спутников: 1) города, кот. ориентированны на удовлетворение потребностей города-центра (например, поселения при аэропортах, станциях аэрации, водопроводных станциях, предприятиях строительных материалов; города-поставщики полуфабрикатов текстильного сырья, формовочного песка и др. в город-центр); 2) города, кот. специализируются на видах деятельности и производствах, которые составляют функциональную структуру главного города (например: центры фундаментальных НИОКР, высшего образования, крупные музейные комплексы). Критериями разделения городов-спутников на типы явл. характер взаимоотношений с городом-центром, степень развитости функциональной структуры и положение в агломерации. В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализированного центра, кот. имеет простую функциональную структуру, градообразующая база его, как правило, представлена одним крупным предприятием. Если основное производство города усложняется другими, функционально связанными с основным производствами, то возникает спутник-специализированный комплекс. Если два или более территориально сближенные спутники-специализированные центры сливаются в один, то формируется многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье такими многофункциональными спутниками-конгломератами являются г. Кашира, поглотивший г. Новокаширск, возникший при Каширской ГРЭС; г. Дубна, к которому присоединен г. Иваньково; г. Коломна, в состав которого включен г. Щурово. Многофункциональные города-спутники формируются и в результате естественного развития города, в процессе расширения и усложнения выполняемых функций в местах агломерации с наилучшим экономико-географическим положением. Постепенно такие многофункциональные города-спутники становятся центрами агломераций второго порядка, окружая себя городами-спутниками спутников. Процесс урбанизации в России состоит в том, что подавляющая часть населения обосновалась в крупных центрах и зонах их непосредственного влияния. Если в 1959 г. на долю 92 больших городов России приходилось 27 % общей численности населения страны, то в начале 1990-х гг. эта доля достигла 1/2 всего населения, а к началу 1989 г., по последней Всеобщей переписи населения, в 165 больших городах России было сосредоточено 62 % всего городского населения страны. В России характерно сочетание высокоурбанизированных ареалов с крупнейшими многофункциональными центрами и с необжитыми просторами. Сельской местность представлена малыми городами (где проживает ок. 39 млн человек (данные на начало 1989 г.)). Крупные - ведущая роль в жизни страны, в ее территориальной организации велико значение малых городов, т.к. они будут выполнять роль экономического каркаса и центров разнообразного обслуживания сельской местности. Для России характерно несоответствие экономических и демографических ресурсов, размерам ее территории, следствие - разреженность городской сети (в России размеры района, кот. обслуживаться городом, выше, чем в европейских странах). Для России желательно, чтобы рисунок сети городов обеспечивал снижение затрат на перевозки грузов и пассажиров, а также затрат на сооружение и, эксплуатацию транспортных путей, линий связи, линий ЭП. Это достигается, во-первых, формированием агломераций, во-вторых, созданием опорного каркаса расселения с возможно более сближенными узлами, в-третьих, размещением новых городов на экономических линиях, на линиях коммуникаций. Россия - северная страна, где ок. 65 % территории страны север (11 млн км площади, на которых проживает 10 млн человек). Российский Север дает 80 % всей добываемой в стране нефти, более 90 % - природного газа, 80-90 % - никеля, платины, золота, 100 % - алмазов, а также лес, минеральные удобрения, олово, медь и др. Для северной зоны характерно очаговое размещение, т.е. очаги промышленности и расселения разделены огромными расстояниями, часто не связаны между собой, существуют автономно. Промышленные ареалы, развивающиеся на местных полезных ископаемых, обычно соединяются дорогой с морским портом. Так, для промышленных ареалов Чукотки морскими воротами служит порт Певек. Крупный промышленный центр на Таймыре г. Норильск имеет развитую сеть коммуникаций. Норильск -крупнейший в России производитель никеля, меди, платины, кроме того, здесь располагаются научные, изыскательские, проектные организации. Норильск связан «островной» железной дорогой протяженностью более 100 км с морским и речным портом на Енисее - Дудинкой, имеет регулярное воздушное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Красноярском и другими центрами. К городу подходят газопровод, линия высоковольтной электропередачи. Центр алмазодобывающей промышленности Западной Якутии - г. Мирный (с числом жителей 38 тыс. человек) связан шоссейной дорогой протяженностью 250 км с городом-портом на Лене -Ленском. Самый крупный из северных ареалов - золотодобывающий район Колымы (в верховьях р. Колыма), состоит из трех 10-ов городских поселений, которые заняты добычей золота и обслуживанием нужд добывающей промышленности. Стержнем района явл. Колымская автомагистраль, выходящая к Магадану (-областной центр, крупный порт, узел авиационных сообщений, научный, культурный, промышленный центр). В пределах района, специализирующегося на золотодобыче, сложилось еще 27 поселков городского типа. На Севере преобладают, как правило, узкопрофильные ресурсные однофункциональные города. - так, на добыче алмазов специализируется г. Удачный, - железная руда – г. Костомукша и Оленегорск, - медно-никелевая руда - г. Заполярный, - лесопиление и деревообработка - порт Игарка, - добыча нефти и газа - г. Нефтеюганск и др. Иногда ресурсные города достигают значительных размеров, например г. Нижневартовск (ок. 250 тыс. жителей), выросший рядом с нефтеносным месторождением г. Самотлор. Характерны города-транспортные центры, например на Белом море: Кандалакша, Беломорск, Кемь, Мезень, Онега; так, г. Певек - главный базовый порт восточного сектора Арктики. Север - зона преимущественно молодых городов, особенно азиатская часть страны. Но кое-где на севере азиатской части России есть очень маленькие городки, возникшие в первой половине XVII в. как вехи на пути продвижения первопроходцев. Это - города Верхоянск, Среднеколымск, Вилюйск, Олекминск (несколько тыс. жителей). Якутск - национальная столица Якутии (респ. Саха), культурный, научный и промышленный центр края. Численность его жителей к середине 1990-х гг. составила 195 тыс. человек. Некоторые города, возникшие в крае одновременно с маленькими городами-реликтами, превратились в сельские поселения или исчезли. Характерной чертой географии городов России явл. наличие опорных баз освоения - система центров с разными по объему и характеру освоенческих функций. Выделяют 3-и типа баз освоения: - тыловые базы на освоенных территориях, обслуживающие конкретный сектор зоны освоения центры областей, краев, республик, осуществляют: научно-исследовательскую и проектную деятельность, подготовку кадров, производство спец. оборудования и т.д. Пример г. Тюмень с 1944 г. - областной центр, где за 50 лет (с 1939 по 1989 г. число жителей в городе увеличилось с 79 тыс. до 490 тыс. человек). Нефтегазодобыча - импульс для развития этого города; наращиваются и освоенческие функции города: заводы «Нефтемаш», «Нефтетрансмаш», судостроительный и ряд других ориентированы на нужды северных районов); - базы на границе освоенных и осваиваемых территорий, базы «фронта освоения»; - очаговые базы находятся в ареалах освоения, значительно удалены от экономически активных районов. Примером города-опорной базы явл. г. Сургут с освоением нефтегазовых месторождений в районе Оби, город - узел железных дорог и речной порт, центр стройиндустрии и производства строит. материалов, центр энергетики, переработки нефти и газа. Очаговые опорные базы в ресурсных ареалах - это города Норильск, Магадан, Якутск и др. В глубине Западно-Сибирского нефтегазового производственного комплекса такими базами становятся города Новый Уренгой - конечная станция железной дороги от Сургута, Надым - начало системы трансконтинентальных газопроводов и база стройиндустрии, Ноябрьск - центр освоения и обслуживания промыслов нефтяных месторождений. Крупной зоной явл. Урало-Поволжье - макрорегион (8 % территории РФ), где 25 % населения страны, располагается 22 % общего количества городов (в т.ч.27 % больших и 45 % крупнейших). Регион расположен на трассах глав. магистралей общероссийского значения, кот. соединяют запад и восток страны, это важн. транзитная территория. Урало-Поволжье - богатая ресурсная база, обеспечивающая комплексное развит городов, он имеет транспортные выходы во все крупные экономические районы России и граничит непосредственно с Европейским Севером, Волго-Вятским районом, Центрально-Черноземным, с Северным Кавказом и З. Сибирью. На территории России в 200 км-й полосе вдоль морских и океанических побережий располагаются только 168 городов из 1037 (на начало 1989 г), т.е. 16 % от общего числа. Концентрация поселений незначительна: Кубанское Причерноморье, запад Ростовской и Ленинградской обл., Калининградская и Мурманская обл., Южное Приморье. В прибрежной полосе Северного Ледовитого океана большей частью Тихого океанов города разделены сотнями и тыс. км. На фоне общей картины приграничная полоса с участками достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственной освоенностью; в частности, наибольшей придвинутостью к государственной границе центров хозяйственной и культурной деятельности характеризуется Дальневосточный приграничный район. В течение десятилетий над районом нависала угроза военных конфликтов, имели место вооруженные столкновения. В течение длительного времени этот район считался одним из наиболее вероятных «театров военных действий». В наши дни угрозы военных конфликтов здесь не существует, но обострилась опасность «мирной экспансии» - массового притока из-за рубежа иностранных граждан, доля которых в общей численности населения приграничных районов Дальнего Востока заметно растет.
61 Город: понятие, количественные критерии; города в составе агломераций. В мировой практике нет общепринятых критериев выделения понятия «город», а следовательно, и понятия городское население. В ряде стран присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, в частности, в России (СССР), США, Канаде, Польше, Болгарии, Алжире и др. В странах Латинской Америки город - понятие не юридическое, а статистическое. Город - сложная социально-экономическая категория, поэтому и критерии его выделения должны быть комплексными. В большом числе стран при выделении понятия «город» показатель численности населения сочетается с некоторыми другими показателями. Любой город представляет собой систему. Действительно, он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга и находятся в тесном взаимодействии. Составным частям города свойственны соразмерность, определенное их функциями взаимное расположение и наличие связей. Все функциональные части города участвуют в формировании городской среды. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя социальные, технические и природные элементы. При решении вопроса о численности населения города важно четкое определение территориальных границ собственно города. Обычно границы города - понятие достаточно устойчивое, определяемое административным путем. С точки зрения географии город представляет собой совокупность трех основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Каждая из них имеет свою специфическую территориальную организацию, а все вместе они формируют общегородскую планировочную структуру. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя социальные, технические и природные элементы. Население - главная подсистема города, она определяет параметры и организацию всех других подсистем. Число жителей города - его главный базовый показатель при всех градостроительных расчетах, при расчетах параметров инфраструктуры, производственной и коммунальной составляющих городской жизни. Как известно, городское население формируется за счет трех источников: - естественного прироста - механического прироста - преобразования сельских поселений в города или включения их в городскую черту. Соотношение долей этих источников в формировании численности населения города зависит от типа города, его возраста и размеров. Так, новые города формируют свое население, прежде всего за счет механического движения последнего. Но в них велик и естественный прирост, ибо, как правило, это города с молодым населением, поэтому здесь достаточно высокая рождаемость и относительно низкая смертность. В крупных городах естественный прирост не высок. Вместе с тем, являясь центрами образования, науки, культуры, производства, они притягивают население, иначе говоря, в них велик механический прирост. Малые города, в силу тех же причин, но действующих с «обратным знаком», отдают свое население. Остающиеся в малых городах жители - это люди пожилого, преклонного возраста, поэтому естественный прирост здесь стабильно отрицательный. Для больших городов характерна высокая подвижность населения ввиду значительной удаленности мест проживания, труда и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, дополнительные проблемы транспортного обслуживания, многочисленные пересадки, увеличение времени на передвижение по городу по сравнению с предусмотренными градостроительными нормами. Распределение населения по территории города обычно имеет такие характерные черты: в центральной части города образуется «воронка» - снижение плотности, так как здесь преобладают административные учреждения, учреждения культуры, офисы и пр. Вокруг «воронки» располагается зона максимальной плотности населения, к периферии она плавно снижается, причем в разных направлениях это снижение может быть в разной степени. Экономическая база города. Эта подсистема состоит из двух основных частей: градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие отрасли характеризуют место города в общественном разделении труда, работу его на удовлетворение потребностей страны, региона. Градообразующие отрасли - это та основа, которая инициирует зарождение города. Градообслуживающие отрасли существуют для удовлетворения нужд самого города, его населения. Они производят продукцию, которая потребляется на месте. Выделяют две группы городов: - однофункциональные и многофункциональные. Однофункциональные города, преимущественно малые и средние, существуют на основе какой-то одной функции: промышленность, транспорт, наука, отдых, туризм, военно-стратегические функции. Промышленные однофункциональные города часто имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия. Порой ведущая отрасль стимулирует появление новых отраслей, которые полностью на нее ориентированы. В этом случае возникает функциональный тип города, который называют специализированным комплексом. При многофункциональной структуре города очень часто возникают противоречия между отдельными отраслями, обусловленные борьбой за приоритет использования природных и трудовых ресурсов, энергии, территории. Кроме того, и это особенно важно, появляются новые проблемы, связанные с усилением антропогенной нагрузки на среду обитания. Современный процесс урбанизации ведет к образованию агломераций - под агломерацией понимают скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Агломерация - главная арена урбанистических процессов, ключевая форма современного расселения. Возникновение агломераций - качественный сдвиг в расселении, когда сеть поселений превращается в систему поселений. Во всех развитых странах и многих странах «третьего мира» в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности. Агломерация не упраздняет город, но меняет его. В ее составе города ведут более сложную и более эффективную в социальном и экономическом отношениях деятельность. Город-центр агломерации берет на себя обязанности по обслуживанию своего окружения и, вместе с тем, использует возможности последнего для решения собственных проблем. Город корректирует свою функциональную структуру, при этом высвобождаются ресурсы, прежде всего территориальные, тем самым создаются предпосылки для формирования внутри города-центра элементов более прогрессивной функциональной структуры. Город-центр развивает те блоки функциональной структуры, которые обслуживают зону городов-спутников, обеспечивая ее социально-экономическое развитие. Город-центр агломерации, расширяя свои обязанности по отношению к городам-спутникам, соответствующим образом меняет свою планировочную структуру. Так, в Москве - ядре агломерации имеют место новообразования в планировочной структуре:   Выделяют два основных типа городов-спутников: 1. Города, ориентированные своими функциями на удовлетворение потребностей города-центра, который концентрирует в себе население, производственный, коммунально-хозяйственный и строительный комплексы 2. Города, специализирующиеся на видах деятельности и производствах, аналогичных тем, которые составляют функциональную структуру главного города. Основными критериями разделения городов-спутников на типы являются характер взаимоотношений с городом-центром, степень развитости функциональной структуры и положение в агломерации. В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализированного центра. Обычно он имеет простую функциональную структуру, градообразующая база его, как правило, представлена одним крупным предприятием. Если основное производство города усложняется другими, функционально связанными с основным производствами, то возникает спутник-специализированный комплекс. Если два или более территориально сближенные спутники-специализированные центры сливаются в один, то формируется многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье такими многофункциональными спутниками-конгломератами являются г. Кашира, поглотивший г. Новокаширск, возникший при Каширской ГРЭС; г. Дубна, к которому присоединен г. Иваньково; г. Коломна, в состав которого включен г. Щурово. Многофункциональные города-спутники формируются и в результате естественного развития самого города, в процессе расширения его функциональной структуры и усложнения выполняемых функций. Они возникают в местах агломерации с наилучшим экономико-географическим положением, традиционно являются центрами по отношению к окружающей территории. Постепенно такие многофункциональные города-спутники становятся центрами агломераций второго порядка, окружая себя городами-спутниками спутников.   В современном мире существуют и более сложные агломерационные образования, называемые мегаполисами. Мегаполисы отличаются от обычных агломераций масштабом, структурой и особым характером внутриэкономических связей. Мегаполисы - урбанизированные образования, состоящие из блоков агломераций, расположенных близко друг к другу и имеющих тенденцию к слиянию. Так, северо-восточный мегаполис США тянется почти сплошной полосой застройки на расстоянии около 1000 км. Ядрами мегаполисов являются агломерации-миллионеры. Мегаполисы обладают общей транспортной сетью. Специфика мегаполисов состоит в том, что внутри них существуют мощно развитые экономические, социальные, культурные связи. Мегаполисы представляют собой самодостаточные автономные структуры.   Степень развитости функциональной структуры, как правило, находится в прямом соответствии с величиной города, которая чаще выражается численностью его населения. Людность вообще является интегральным показателем значимости города. В географии городов принята следующая классификация городов по их величине: малые города - с числом жителей до 50 тыс., средние - 50-100 тыс., большие - 100-250 тыс., крупные - 250-500 тыс., крупнейшие -,500 тыс.-1 млн, города-миллионеры - свыше 1 млн. Эти рубежи не случайны, они связаны с качественными изменениями в городе. Так, отмечается, что при достижении 100-тысячного уровня в городе заметно снижается доля промышленности в функциональной структуре. Он становится достаточно большим для того, чтобы стремиться к «самообслуживанию» в области высшего образования, науки и культуры. Достижение городом численности населения в 1 млн человек, как правило, подводит его к черте, у которой дальнейшее решение транспортных проблем традиционными методами становится невозможно. Такой город обращается к качественно новому уровню транспортного обслуживания населения -метрополитену.   62 Экологические проблемы городов В городе с миллионным населением, крупном промышленном центре ежегодно потребляется (млн т): Вода-470, кислород-50, минерально-строительное сырье-10, уголь-3,8, сырая нефть-3,6, природный газ-1,7, сырье для черной металлургии-1,0, сырье для цветной металлургии -3,5. В городе-миллионере потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей улиц, крыш и стен домов температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть на 5 °С выше, чем в окружающей местности. В сильные морозы разница температур в центре города и на его окраине достигает 10 °С. Выбросы в атмосферу города-миллионера имеют примерно следующий состав (тыс. т): Вода (пар, аэрозоли) 10800 Углекислый газ 3 200 Сернистый ангидрид 200 Пыль 200 Углеводороды 100 Оксиды азота 60 Органические вещества (фенолы, бензол, спирты, растворители, кислоты) 8 Хлор, аэрозоли соляной кислоты 5 Сероводород 5 Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах (от нескольких тонн до сотен тонн в год). Это такие вещества, как мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др., но они как раз наиболее опасны для человека и всего живого. Миллионный город ежегодно сбрасывает в среднем 350 млн т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. Частично сточные воды подвергаются очистке на станциях аэрации, но значительная их часть без всякой очистки попадает в близлежащие водоемы. Ежегодно город-миллионер производит и в значительной степени накапливает на прилегающей территории около 3,5 млн т твердых и концентрированных отходов, среди них (тыс. т): Зола и шлаки ТЭЦ 550 Твердые компоненты сточных вод 420 Древесные отходы 400 Твердые бытовые отходы 350 Строительный мусор 50 Автопокрышки 12 Бумага 9 Текстиль 8 Бой стеклотары 3 По данным искусственных спутников Земли «Метеор-Природа», городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, которые простираются на расстояния до 60 км от центра города. Ореолы вокруг Москвы и других городов Центрального экономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам иногда на сотни километров. Отсюда следует вывод - в отдельном городе невозможно восстановить экологическое равновесие, оно может быть достигнуто только в пределах достаточно обширных территорий. На основании регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлен список наиболее опасных в экологическом отношении городов России, который содержит 140 городов (13,2 % от общего числа). Каждый седьмой город страны находится в крайне сложной экологической ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу загрязняющих веществ принадлежит Норильску - крупнейшему центру медно-никелевой промышленности на Таймыре. Ежегодно он выбрасывает 2486 тыс. т вредных веществ в атмосферу, что составляет 8 % суммарных выбросов страны. Следующим за ним по валовому выбросу идет Новокузнецк, объем выбросов которого в 3,7 раза ниже, чем Норильска. Объем сброса сточных вод, как правило, пропорционален численности населения города. На первом месте по этому показателю в России г. Москва, ежегодные выбросы сточных вод которой составляют 2394 млн т, на втором месте г. Санкт-Петербург -1591 млн т. Сброс Москвы составляет 10 % общего объема сбросов, сброс Санкт-Петербурга - 6,6 %. Замыкает список наиболее неблагополучных в экологическом отношении городов центр химической промышленности Среднего Поволжья г. Чапаевск -44 млн т. При достаточно низкой абсолютной величине показателя город значительно опережает Москву и все другие крупные города страны по относительному показателю - объему сточных вод на душу населения. Здесь он равен 449 т в год, в Москве - 276 т. В списке особенно неблагополучных в экологическом отношении городов страны все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города. Среди крупных экономических районов России наибольшее число экологически неблагополучных городов располагается на Урале. Почти каждый пятый уральский город (всего 27) относится к числу весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе 18 городов этой категории. К числу экологически неблагополучных относятся и наши крупнейшие города-курорты Сочи и Пятигорск. Экологическое неблагополучие российских городов объясняется рядом причин: - чрезмерная концентрация промышленности в городах - применение устаревших, «грязных» технологий в производстве - техническое несовершенство и недостаточное количество средств очистки - слабая законодательная база и отсутствие строгого контроля за соблюдением требований экологической экспертизы проектов производственных объектов. К этому следует добавить неуклонный рост в последнее десятилетие автомобильного парка городов России. Причем весьма значительную часть его составляют подержанные автомобили, привезенные из-за рубежа, состояние двигателей которых не соответствует требованиям экологических стандартов. Все это вместе создает такую антропогенную нагрузку, которая намного превышает восстановительные силы природы. Фоново-параметрические воздействия Следствием бурного процесса урбанизации является широкое использование человечеством самых разнообразных энергоносителей: углеводородного топлива, источников гидро- и ветровой энергии, атомных и тепловых электростанций для нужд промышленного производства и жизнеобеспечения общества. Поскольку коэффициент полезного действия механизмов - малая величина, значительная часть вырабатываемой энергии идет на повышение температуры окружающей среды. В связи с тепловым воздействием на среду важны два обстоятельства: - источники тепла распределены по поверхности суши крайне неравномерно, а стало быть, и искусственный подогрев поверхности также характеризуется значительной неоднородностью; - с каждым годом в мире растет количество источников энергии, при таком условии можно ожидать устойчивой тенденции повышения среднепланетарной температуры воздуха, вод Мирового океана, поверхности почвы. В наши дни этот эффект оценивается величиной 0,1-0,3 °С. Еще одним следствием процесса урбанизации является увеличение радиоактивного фона природной среды в результате дятельности атомных станций и испытаний ядерного оружия. Хочется надеяться, что радиоактивное загрязнение планеты не будет иметь тенденции расширения, ибо в мире наметилась разрядка международной напряженности, проводится ограничение испытаний ядерного оружия, а имевшие место аварии на АЭС заставляют человечество более осторожно обращаться с этим дешевым источником энергии (учет реальных потребностей региона в определенном количестве энергии, выбор места расположения АЭС, оптимизация технологической схемы функционирования станции, строгое соблюдение требований экологической экспертизы проекта станции и т.д.). Электромагнитные колебания, как выяснилось в последнее время, оказывают весьма негативное влияние на состояние здоровья, прежде всего, населения городов. Источниками электромагнитного воздействия являются некоторые виды городского транспорта (трамваи, троллейбусы, электропоезда), самые разнообразные электро- и электронные приборы, пронизывающие всю нашу жизнь в быту и на производстве. Шумовое воздействие. К сожалению, этому виду антропогенного воздействия и сегодня еще не придается должного значения, и стало быть - не уделяется должного внимания. Между тем, влияние шумов повышенного уровня катастрофически сказывается на биологических условиях жизни. По оценкам специалистов Института гигиены США, постоянно испытываемый увеличенный на 20-30 дБ уровень шума (норма составляет 30-40 дБ) сокращает продолжительность жизни человека на 3-5 лет, угнетает его умственную деятельность. При этом очень важно, что невозможна адаптация организма к шумам. Если к загрязненной питьевой воде, загрязненному воздуху организм привыкает, приспосабливается, то к шуму приспособиться нельзя, он негативно воздействует на нервную систему и психику человека. Исследованиями установлено, что увеличение уровня бытового и промышленного шума в городах является одним из главных факторов сокращения численности популяций некоторых видов птиц в ареалах городов. Воздействие однородными полями: Город – однородная масса. В природе нет ничего симметричного. Человеческому глазу не за что зацепиться, - плохое возд-е на глаза, сл-но, плохое самочувствие.   Меры по рациональному устройству территории в целях улучшения экологической обстановки Улучшение состояния окружающей среды городов может быть достигнуто с помощью ряда мер, в частности: 1) технологических - переходом на более совершенные, экологически чистые технологии; 2) технических - совершенствованием методов и средств очистки сбросов в водоемы и выбросов в атмосферу; 3) структурных - закрытием или выводом за пределы города производств-загрязнителей; 4) архитектурно-планировочных - организацией промышленных зон, санитарно-защитных полос.  
63 Опорный каркас расселения России. Опорным каркасом (ОК)называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны, региона и соединяющих их магистралей. Опорный каркас - сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в тоже время динамич
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...