Братчина. Воплощенные заклятия
Братчина
1. Прежде чем рассказать про основные праздники, нужно пояснить, что такое братчина. Братчина есть торжественное, в честь богов, принятие жертвенной пищи. Братчина происходит либо после обращения к богам перед их идолами после жертвоприношения, либо в случае траура, или по обету. Так, по обету, первый пойманный на промысле зверь принадлежит всей общине, и мясо его совместно съедается. Такое обещанное по договору животное, называется заветным. По распространенной на Севере легенде, в день Перуна – громовика (2 августа) на скотоводческую братчину из леса прибегал к жертвеннику олень или лось, прилетали птицы или другие звери. Община этих зверей закалывала, варила и съедала. Кости жертвенных животных не ломали, не обгладывали, их закапывали в хлеву, чтобы не переводился скот дома. Их так же брали на промысел рыболовы как залог удачи. В земледельческих братчинах жертвенного скота нет, и лесной зверь не приходит к земледельцам на заклание. Здесь обрядовое блюдо составляют пиво и каша. Пиво варится либо из общих продуктов, либо в каждом доме, а после сливается в один сосуд. 2. По весне, в начале мая, такая братчина скромная, ей предшествует обращение к богам: " Если будет урожай, благополучие со скотом, то будет и праздник урожая". Братчина эта происходит в поле. Осенью в храм богу Святовиту приносили медовый пирог в рост человека. Жрец прятался за него и спрашивал – видно ли его? Пирог, выпеченный из доли собранного зерна, оказывался столь большим, что жреца никто не видел. Тогда он просил Святовита, чтобы и в следующем году пирог был столь же велик. После пирог съедался, и каждое действие при этом было неторопливо, торжественно и артистично.
Семью веками позже по такому же поводу за стоящим на столе пирогом прятался украинский крестьянин и спрашивал домочадцев – видят ли его? На братчине у пчеловодов напитком было не пиво, а мед. Жертва – воск. Сжигание свечей из общего воска есть дар‑ жертва свету, Мокоши и Святовиту. Это есть свет и обогрев предкам. Свечи могли иметь по два, три фитиля. Пришедшему на братчину нельзя отказывать, это равносильно оскорблению богов, повелевающих случаем. Если братчина проходит в тесном кругу людей, то это оговаривается заранее. Женщины на братчины обычно не допускаются. На братчинах особенно почитаемы случайные путники, нищие. На братчину приходят без зова. В соседних деревнях братчины в одно время не устраивают, иначе встанет рознь между деревнями. На братчинах обычно присутствуют волхвы. В любом случае выбирается пировой староста. Он устанавливает законы на время братчины, которая может продолжаться не один день. Власть пирового старосты выше княжеской. Если на братчине совершилось преступление – староста выносит приговор, который в течение братчины исполняется. То, что князь не имеет власти над братчинами конкретных общин, фиксировалось специальным договором. Иные странники выбирали свой маршрут так, чтобы обходить деревни именно в их праздничные дни – в дни братчин. Весь такой маршрут назывался «обход». Расписанием этого обхода служили зарубки, сучки и наплывы на посохе. Такие знаки личного характера и есть древнейшая форма письменности, понятная только одному человеку. Знаки на посохе соединяли в себе календарь с географией места. Одновременно посох был идолом духа – хранителя, обещающего страннику, что он вовремя дойдет до места и не заблудится. Личина этого духа вырезалась на посохе сверху. Так что посох с наплывами нес в себе целый храмовый комплекс, и этим отличался от дорожной палки. Странники (они же калики перехожие) обычно умели играть и знали древние песни, ибо именно этим они «расплачивались» с кормящим их народом. Они так же разносили вести, владели целительскими навыками, и просто являли собой чудо – человека, на которого было интересно посмотреть деревенскому жителю.
Братчины, на которые приходили такие странники, происходили на открытом воздухе у воды, в храмах, в специальных палатах на требище, охватывающем открытое небу капище. Народ с одних деревень или рек садился вместе. При этом, столы братчины располагались в соответствии с географией рек и сел, с которых сошелся народ. Это древнее правило не только давало сакральную проекцию мира на братчину, но и позволяло устранять конфликты, потому что гости могли найти обидным отведенное им место.
Воплощенные заклятия
1. К воплощенным заклятиям относится вся народная символика, что дается на фасаде дома, на одежде, предметах быта. Их магия не зависит от времени года и текущих событий. Наряду с такими постоянными оберегами, есть заклятия, воплощенные в ритуальные предметы, связанные с циклом календарных обрядов. Это: первый сноп, зерно с первого обмолота, козульки, ритуальный пирог, головешка купальского костра, весенняя ветка вербы, громовая свеча, крашенные яйца Великодня, брус резного календаря и другие. Мы еще встретимся с этими предметами, описывая наши праздники. Есть аналогичные магические предметы, созданные во время общего труда деревни, например, т. н. богач – ковш с зерном из первых снопов всей деревни, или пиво, сваренное из зерна, собранного от каждого дома. Эти ритуальные предметы использовались в обрядовых действиях календарной обрядности, так и вне ее. В основном они были оберегами, предметами магической защиты, срок действия которых ограничен годом. Есть такие предметы и в наше время. Все они консервируют и несут в себе животворящую силу богов, которая появляется и разворачивается на Земле лишь в определенное время года. 2. Вместе с этим, ритуальные предметы должны быть своими, они должны знать своих хозяев, на которых должно распространять благодатную силу. Для этого они подомлялись. Например, игры с крашеными яйцами Великодня не просто игры, а еще и впутываение этих яиц во все эпизоды и ситуации жизни. Так же либо через игровые действия, либо иным способом люди знакомят созданный магический предмет со всеми деталями своего быта. С громовой свечей, с вербой, с углем купальского костра это делалось повсеместно.
Ритуальные предметы передают свою охранную и дающую жизнь силу во все частности жизни посредством их «впутывания» в жизнь. Чтобы ритуальный предмет начал помогать, его в должное время надо ознакомить с тем миром, где потребуется его помощь. Это общий принцип, который носит универсальный характер. Хранят ритуальные предметы обычно год, до повторения их времени. И само это время обязательно должно наступить – воплощенное заклятие этому порукой. Так что воплощенные заклятия оказываются хранителями периодичности времени и благодатных событий. Наибольшую ценностью они обладают во время зимнего солнцеворота. 3. Для ритуальных целей, особенно в осенне‑ зимний период, требуется особое помещение. В нем же должен храниться первый сноп, ковш с зерном последнего урожая, травы, утварь, что‑ то из одежды, ритуальные и священные предметы общины. В Белоруссии для этого выбиралась чья‑ то хата. У балтийских славян для этих же целей были предназначены специальные резные дома, которые не имели статуса храмов, ибо в них не было идолов и алтарей. Люди собирались в них на совет и по случаям праздников. Такие дома, где хранились общественные обереги, и собирались по праздникам люди, были и у нас, но их переделали в церкви. Не случайно, на Русском Севере народ очень охотно сходился в церкви на братчины, которые не совпадали с официальными христианскими праздниками. Специально для этого вокруг церковных зданий делались большие гульбища. Ранее гульбища делались и вокруг каменных храмов. Так огромное каменное гульбище было вокруг храма Покрова на Нерли. Позднее, когда церковь укрепилась, и заигрывание с язычеством ей уже не требовалось, гульбища стали разрушать, братчины не устраивать, и ритуальные предметы народной веры так же в церквях хранить отказались.
Мы полагаем, что проблема хранения ритуальных предметов и общественных оберегов появилась с введением христианства. Сейчас их принято хранить в красном углу. Специальные постройки, в которых они хранились ранее, должны были иметь смысл дома предка – родоначальника деревни или племени. Того, кто начал время – начал установившийся образ жизни. Очевидно, в этих домах должны были храниться и посохи предков, с вырезанными на них личинами. Так мы естественным образом приходим к идее нашего языческого храма – дома, в котором оказываются идолы и воплощенные заклятия. Очевидно, древнейшие и самые почитаемые дома предков должны были находиться на прародине славян. В местах поздней миграции дома предков должны были рассматриваться как не главные. Главенство должно было переходить к ним лишь с забвением древнейших святынь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|