Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Громницы. Масленица




Громницы

 

1. Громницы приходятся на второе февраля. Праздник этот дольше всего сохранялся в Полоцкой земле. На Руси он имел название сретенье. В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры – зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются – толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы

В это время бывает оттепель, ненастье и гром так, что не на долго просыпается Перун. Но если загремит гром, то год будет голодный. По этому поводу бывали плачь и вопли как на похоронах. Вместе с этим воплями гоняли Марену, чтоб уходила и не забрала с собой кого‑ нибудь. После этого дня начинаются февральские морозы, от которых трещат деревянные дома.

2. Февральское время считается особо лютым, и в нем человек всегда нуждался в активной защите от сил зла. Такую активную защиту землепашец видел не только в грядущей Весне и Солнце, но и в боге Перуне‑ Громовике. Эта защита содержалась в его представителе, в его идоле, который и являла собой горящая и освященная в этот день свеча. Она так и называлась – громница.

В этот день хозяином с утра изготовлялась свеча, желательно из своего воска. Длинна ее несколько более сорока сантиметров. К полудню она освящалась жрецом. Если для этого ее надо было выносить из дома, то ее несли скрытно – брали в рукав или заворачивали в ткань. Вернувшись, этой горящей свечей крестили косым крестом головы всех домочадцев, стены дома и все четыре угла. Опаливали волосы себе и всем членам семьи. Касались пламенем свечи каждой стены.

Затем в доме настилали на стол и готовились к трапезе, а хозяин уходил в хлев, где так же крестил стены и скот. После этого, свеча устанавливалась посреди стола. По треску свечи решали – будет ли лето спокойное или будет много гроз. После трапезы, свечу гасили и прятали в божницу, за идолов.

Впоследствии с этой свечей выходили гонять нечисть в доме и хлеву. Носили ее воск с собой как оберег. Обращались к ней при недомоганиях. Со свечей – громницей пастух обходил по весне стадо. Дожигали свечу почти через год, на коляду, если свеча все же не догорала, то ее воск переплавлялся на следующую свечу.

3. Громовая свеча не только была как бы ипостасью Громовика и отгоняла от себя нечисть. Она еще охраняла дом от молнии в летнее время, и в течении всего года была документом – хранителем договора с Громовиком. Идея этого договора как раз и проходила через наговор жреца, который делался на воск, на свечу и на ее пламя.

Через обряды громниц проясняется связь воска, огня и небесных сил. Естественно, что мы говорим о языческом значении свечи, которая сама в христианском храме взялась как бы ни откуда. И если землепашцы зажигали свечи с именем Громовика и других богов, то в храмах те же свечи горели у образов святых, которые были для хлеборобов суть те же боги.

 

Масленица

 

Сегодня нам не ясна суть и значение многих древних праздников. Связанно это с изменением образа жизни. Что бы подойти к масленице и глубже понять ее суть, нам следует обратиться к особенностям жизни в натуральном хозяйстве.

На 24 февраля был очередной праздник Велеса. Это важная дата в зимовье крупного скота – коней и коров. К этому дню должно было остаться половина запасенных кормов. Если в этот день была метель, то это означало, что все корма до выгона в поле будут съедены. В этот день освящали хлеб с солью, чтобы потом одеть его корове на рога. Это помогало от сглазов и наговоров. В течении следующего месяца, корова должна была принести теленка.

На конях в этот день не работали, это носило характер запрета.

Сохранившиеся фрагменты ритуала говорят, что в этот день вещий мужик наряжался в медвежью шкуру, так, что обращался Велесом. К нему обращались: " Ты Влас, Влас. Ты наймись у нас скот пасти".

1. Простая деревенская суть масленицы так и осталась скрытой от городского обывателя. О ней надо сказать прежде, чем начинать говорить о сакральной и религиозной сути. Дело в том, что на март месяц приходится оттел коров. За два месяца до этого, у коровы меняется состав молока и его оказывается мало. В связи с этим, корову «запускают», т. е. перестают доить, и потому в былые годы землепашцы в январе и феврале не имели молока, творога, сыра и свежего масла.

В марте, с рождением теленка, появляется и жирное молоко. Из него делается свежее масло, которое едят на масленицу. Кроме этого, с рождением теленка, в хозяйстве частенько забивали годовалого бычка, который родился в прошлый март. Поэтому на масленицу оказывалось в изобилии не только масло, но и мясо. Разумеется, такие события нельзя было не отпраздновать.

На масленицу ели блины, пекли жаворонков из теста. Хозяйка дома пекла из теста животных, загадывала кому – какой достанется. А вынув их из печи – гадала по ним о здоровье семьи. Но существенную часть масленичной трапезы составляло именно употребление продуктов, которые не попадали на стол землепашца не менее месяца. Из всего этого с естественной очевидностью вытекает, что масленичная трапеза – это благодарение Велеса и его небесной коровы, о которой говорят наши сказки. Можно сказать, что это главный их праздник. На него человек получает все дары от велесовой скотины, на которые он надеялся.

То, что масленица имеет свои биологические сроки и свое экономическое обоснование, означает, что она никаким целесообразным образом не может быть перенесена на какой‑ то другой срок в связи с христианским постом. Из за отсутствия молока, семья землепашца уже имела свой вынужденный зимний пост в феврале. Поэтому, едва наевшись, нет никакой необходимости после этого опять сразу поститься.

Поститься же имеет смысл в течение семи или десяти дней ближе к лету, в последние дни апреля – начале мая. В это время подсыхает земля, и люди начинают больше двигаться, и пост способствует выходу шлаков, накопившихся за зиму. На это время приходился языческий пост, который носил характер рекомендации, а не понуждения. Вернемся к нашей теме.

2. В предшествие масленицы, на 29 февраля приходится праздник Касьяна – Кощея. Касьян завистливый, злопамятный, скупой, немилостивый. На что ни глянет, все вянет. В его владении моровые ветры, он пускает их на людей и скот. Он страшен внешне и по значению. Но теперь приходит он лишь для того, чтобы исчезнуть. Вслед за явлением Касьяна птицы несут весну. Грядет перелом с зимы на лето – масленица.

Масленица не обязана совпадать с праздником весеннего равноденствия: 20 – 21 марта. Этот праздник, как и день осеннего равноденствия 22 – 23 сентября, отмечается лишь жрецами. В бытность, к этому времени, они лепили снежную бабу и разбивали ее на части со словами: " Чтоб зима на девять месяцев от нас ушла". После этого, участники обряда шли собирать те естественные дары, которые давались жрецам на всякий праздник. А именно, они шли с большим старым горшком, ставили его на пороге дома и говорили: " Хозяйка, хозяйка, кидай свою пряжу. Зима уже прогнана. Открывай свои двери. Зови нас в гости". На это хозяйка открывала двери, встречала добрых вестников и насыпала им в котел пирогов или иной выпечки.

На масленицу великие боги вступают в бой с духами Морены и побеждают их. Масленица – участие людей в этой битве. Основная задача масленицы – переломить Морену с Касьяном и помочь этим прийти Весне. Делается это сотворением обрядов, в которых необходимо проявление страсти и силы. Чтобы сакральная суть масленицы была очевидной, жрецы объявляют масленицу, когда снег еще крепок, а лед сух. Заканчивается она сожжением Марены и приходом Весны – шершавым снегом, проталинами и лужами на льду.

Весна есть и великое божество, и временной дух. Она вмещает в себя начало созидательной работы великих богов. Она приносится с возвращением на землю Лады и Лели. Согласно вышивкам, Лада и Лель едут издали на конях, везут бороны. Направляемы они богиней Мокошью. Все три богини обращаются открытыми руками к верховному божеству. Всадниц сопровождают перелетные птицы – вестницы Весны. Прилет птиц происходит около 9 апреля, после масленицы.

3. Перед масленицей, а иногда и в начале нее, поминали дедов и в честь Велеса забивали бычка или поросенка, а остальной скот поили водой из колодца, откуда пьют люди. Либо хозяин после бани купался в проруби, и из этой проруби брал воду и поил ею скот, чтобы он был умный и слушался хозяина.

Объезжали в санях молодых жеребцов по кругу молча, символизируя и приближая этим надвигающееся на зиму весеннее солнце. После объезда коня распрягали и смотрели – как он пойдет. Если конь едва плелся, его продавали или забивали.

В начале масленицы кличут Весну. Это не первое, но обязательное закликание. Девицы собираются хороводом на холме и с полудня до позднего вечера поют песни – веснянки, заклинающие Весну прийти на землю и принести с собой теплые деньки и частый дождичек.

Весна‑ Мати, ходи к нам гуляти! С утра на восходе с высоких холмов и крыш овинов девицы и бабы закликают Весну протяжным зовом:

 

Благослови Ладо‑ Мати Весну закликати!

На тихое лето,

На ядрено жито,

Жито и пшеницу,

Всякую пашницу!

Едить Весна едить

На золотом кони,

В зеленом саяни,

На сохе сидючи,

Сыру землю аруючи,

Правою рукой сеючи.

 

Каждая строка этого зова бросалась высоко в небо, пелась протяжно, растягиваясь на последнем слове. Для этого и заканчиваются они на гласную. Вторично кличут Весну уже с проталин на холмах и с крыш, освободившихся от снега.

Закликание весны – дело женское. Есть на масленицу и другой чисто женский обряд. Он состоял в шествии замужних жен. Они ходили по домам и пели песни недавно вышедшим замуж женщинам: Вынеси нам, Маня, белый сыр, будет тебе, Маня, первый сын. Вынеси нам, Маня, мачку – народишь, млада Маня, ты, дочку… Указание – что подавать, связано с тем, что подавали в основном тестовых козулек и птичек. Когда же шествию на встречу попадался парень – переросток, то его ловили и привязывали к ноге большое полено (очевидно, аллегорический образ жены). Снять его он мог, только откупившись деньгами.

Источники говорят, что те, кто ходил в этом шествии, собирался того же дня ночью на Лысой горе. Там горел большой костер для согрева, там съедались и сыр и мак, там пропивались деньги парня‑ переростка. Там не обходилось без пения того, что другим слыхать зазорно, и было там неистовое игрище, где лихие бабы отводили душу.

К сожалению, такого рода деяния и зазорное пение всегда укрывались от пера собирателя фольклора, хотя нам известно, что все это было и есть. Оно обладает магической силой разрушения накопившихся в тесном зимнем быту истерических комплексов сознания. Некоторые следы такого зазорного поведения просматриваются и на зеленые святки, о чем мы будем говорить ниже.

4. В древности масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так, что после этого, праздник приобрел следующее " расписание".

Понедельник – встреча, закликания весны.

Вторник – заигрыши, появлялись скоморохи и гусляры.

Среда – активное блиноедение, хождение в гости.

Четверг – «запивание» блинов, кулачные бои.

Пятница – штурм зимнего городка (крепости Марены)

Субота – посиделки

Воскресение – проводы, сожжение Масленицы – Марены, прощение обид, нанесенных друг другу за время праздника.

После этого наступал великий пост, хотя во многих уголках России, празднование продолжалось еще и в понедельник и вторник, но уже не на улице и прилюдно, а в домашнем кругу.

Начинается праздник с обязательного закликания Весны. С этого дня, с понедельника, пекут блины и оладьи (от слова Лада), приглашают на них соседей, предлагают им также сыр и масло. Едят обильно. Блин сворачивают трубочкой и макают в разогретое коровье масло, а потом быстрее в рот, чтоб жир не скапал. Первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских.

В некоторых местах Белоруссии, масленичный Четверг назывался Волосом. В этот день ели свинину и говядину. В этот день так же приходят души предков.

В прошлом веке в разгул масленицы пили, объедались и предавались страстям. Устраивали игрища – кулачные бои, катания на тройках, на санях с гор. Парни знакомились с девками и ездили с гор попарно. На льду делали снежный городок с воротами, башнями и прорубью посередине. В городке сидели " слуги Морены", криками и ветками пугали коней, не давали разрушить его всадникам – " слугам Весны и Солнца". Первого ворвавшегося в городок старались столкнуть в прорубь. После игры все пили вино. Вечером сжигали чучело Зимы. Кострами жгли снега, грели Землю, чем приближали теплое время. У костров пели колядные песни – виноградье.

Бывало, на масленицу люди умирали от пьянства, обжорства либо драки. На это мало обращали внимание – не умел, видно, жить, вот и помер.

Провожали масленицу в ее символическом виде – возили на двенадцати лошадях сани, на которых был установлен деревянный столб. На столбе колесо с лоскутами цветной ткани и бубенчиками, на колесе мужик – шутник со штофом и калачами. Вокруг саней скоморохи. Об этом шествии говорили, что в последний день проводов масленица видна становится.

После этого мылись в бане, шли в гости, просили друг у друга прощения за обиды, целовались, мирились. Шли на кладбище прощаться с умершими, которые праздновали масленицу вместе с живыми. Остатки масленичного пира раздавались нищим.

Обряд прощения в некоторых деревнях проходил так: Хозяин садился в красный угол. К нему по старшинству подходили все обитатели дома и просили прощения словами: " Прости батька родной коли чем согрешил перед тобой, делом или языком". После этого, батька вставал и шел на середину хаты, низко, до земли, кланялся семейству и просил прощения за недоброе слово или дело.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...