Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V психологические основы музыкального обучения




Учебная деятельность обеспечивает не только усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и творческое применение их в новых условиях. В педагогической психологии дифференцируют термины «научение», «учение», «обучение». Научением называют ус­тойчивое изменение деятельности или поведения, которое воз­никает благодаря тренировке и не детерминировано врожден­ными физиологическими реакциями организма. Научение характерно не только для человека, но и для животных. Уче­ние — специфически человеческая деятельность, которая формируется на стадии развития у человека способности регу­лировать свои действия сознаваемой целью. Учение выражает­ся в гностической активности (см. заключительный раздел настоящей главы). Обучение определяют как процесс управле­ния активностью учащихся, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков. Обучение — это дву­сторонний процесс взаимодействия педагога с учеником. Психологические факторы, влияющие на процесс обуче­ния, обычно классифицируют на внутренние и внешние. Внут­ренние связаны с мотивацией, установками ученика, внешние детерминированы особенностями самого учебного материала, характером заучивания. В настоящей главе частично заимствован принцип класси­фикации предложений Л. Б. Ительсоном [138], однако специ­альное внимание уделено психологическому обоснованию не­которых сторон деятельности педагога и ученика. Значительное место также отводится вопросам психологии музыкальной памяти, поскольку они тесно связаны с пробле­мами психологии учения. Психологи выделяют целесообразно организованное, управ­ляемое учение и случайное, попутное научение в ходе деятель­ности, имеющей другую конечную цель (например, получение информации в процессе общения, игры, труда).

Психологические основы музыкального обучения____________309 В психологии памяти также различают произвольное за­поминание, обусловленное намерением, целью запомнить оп­ределенные сведения, и непроизвольное запоминание, которое осуществляется в процессе деятельности, основанной на дос­тижении других результатов (например, запоминание музыки в процессе ее восприятия, исполнения). Критерий различия непроизвольного или произвольного запоминания — наличие или отсутствие волевых усилий и внутренних мнемических1 действий, необходимых для запоминания. Таким образом, непроизвольное запоминание и попутное научение сходны бла­годаря отсутствию волевых усилий, произвольное запоминание требует тех же условий, что и специально организованное уче­ние (наличия внутренней психической активности учащегося). Кроме того запоминание является одним из компонентов учебной деятельности. Вот почему анализ факторов, влияю­щих на процесс музыкального обучения, проводится на мате­риале мнемической деятельности.

Личностные детерминанты учения

L1. Установка

Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность челове­ческой психики связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания. Так, у дошкольника объем внимания недостаточен для дифференциации даже двух мало отличающихся объектов. Восприятие в этом возрасте отличается синкретичностью — неточностью и неясностью. Объем внимания младшего школьника ограничен 2—3 объек­тами — поэтому на начальных этапах музыкального обучения ребенку трудно воспринимать и выполнять одновременно все указания педагога, связанные с фразировкой, артикуляцией, динамикой, агогикой, аппликатурой, педализацией и др. Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно. Например, Г. П. Прокофьев совершенно справедливо считает 1 От греческого слова «мнемоникой» — искусство запоминания. 2 Объем внимания определяется количеством объектов, которые могут быть восприняты в единицу времени.

310______________________________Бочкарев Л. Л. целесообразным разрешить ученику пользоваться педалью на начальном этапе обучения лишь после того, как слуховой ана­лиз станет чутким, а исполнительский процесс будет проте­кать без осложнений. Для того, чтобы восприятие было адек­ватным, необходимо выбрать действенную установку на выде­ление, отбор, переработку информации. Нужно не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Ус­тановки играют решающую роль как в восприятии, так и в запоминании материала. Например, благодаря сформирован­ной установке студенты учатся записывать двухголосные дик­танты в процессе трех прослушиваний [76]. В одном из наших экспериментов двум группам студентов-пианистов было предложено выучить за день небольшое про­изведение. Студенты первой группы работали над пьесой с установкой на окончательное заучивание. Студентам второй группы было сказано, что они смогут повторить пьесу перед концертом. Внезапно был проведен контрольный концерт. Ока­залось, что студенты первой группы, работавшие с установкой на окончательное заучивание, запомнили материал значитель­но лучше. Исследования свидетельствуют о том, что характер установ­ки определяет и сроки, и прочность, и качество заучивания. Работа с установкой «до концерта» дает соответствующий эффект: часто после выступления произведения забываются (особенно это характерно для учащихся музыкальных школ). Очень важно педагогу сформировать у учащегося установку на долговременное хранение материала, что способствует расши­рению исполнительского репертуара. Создание у ученика эст­радной установки на начальных этапах работы над произведе­нием обеспечивает готовность к публичному выступлению [57]. Однако часто материал усваивается учеником без установ­ки на запоминание (например, в процессе случайного, попут­ного научения). В этом случае сведения, умения, знания, на­выки выделяются и закрепляются благодаря установкам лич­ности на соответствующие ценности.

Мотивация

Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его направленностью на цели, ре­зультаты процесса учения.

Психологические основы музыкального обучения_________311 Потребность в информации, интерес к знаниям, творческая увлеченность любимым делом — вот могучие источники чело­веческой активности. Педагог должен уметь определять ха­рактер мотивации, направленности личности ученика. Напри­мер, на начальном этапе обучения мотивация исполнителя при подготовке к концерту может быть связана не только с пред­ставлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стрем­лениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттестату), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Е. И. Са-вонько с помощью оригинальных экспериментов удалось выя­вить детей с преобладающей ориентацией на самооценку и отдифференцировать их от детей с преобладающей ориентаци­ей на оценку другими людьми. Оказалось: от класса к классу увеличивается количество детей с преобладающей ориентацией на самооценку (в III классе их 55%, в VI — 69%, в IX — 76%; количество учащихся из «оценочной» группы соответственно уменьшается: 45%, 31%, 24%). По данным Е. И. Савонько, наибольшее значение самооценка приобретает в подростковом возрасте, становясь главным мотивом и регулятором поведе­ния [268]. В модифицированном виде методика Е. И. Савонько была использована нами для изучения уровня притязаний и компо­нентов музыкальности на начальном этапе музыкального обу­чения [59]. Многочисленные исследования российских психологов сви­детельствуют о том, что узколичная мотивация при всем раз­нообразии ее типов не обладает, за редким исключением, та­кой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устрем­лений, мотивов, связанных с самим процессом учения, а так­же в исправлении «отрицательной мотивации». 1 Детям предлагались задачи, подобранные по возрастающей труд­ности. Показателем самооценки была степень трудности выбираемых учащимся задач. В специальной серии учеников предупреждали, что оценки будут ставиться с учетом количества правильно решенных задач, независимо от трудности. Эта серия позволяла выявить пре­имущественную ориентацию ребенка (на оценку или самооценку).

312_____________________________Бочкарев Л. А. Отечественная литература располагает интересными рабо­тами, посвященными проблемам формирования мотивации, которые могут быть использованы педагогами-музыкантами [49, 250,351].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...