Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направленность личности и ее влияние на психические состояния




В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рожденными образом, во втором случае доминирует самооценка успешности выступления. Крайняя эгоцентрическая установка исполните­ля образно выражена в оценке Г. Г. Нейгаузом выступления одного из зарубежных участников Шопеновского конкурса в 1937 г.: «Вы талантливы, но на вашей игре написано: «Я иг­раю Шопена», а надо, чтобы слышалось: «Я играю Шопена» [215, с. 297]. Анализируя психологические аспекты концертной дея­тельности, Г. М. Коган приходит к выводу, что главной при­чиной волнения является неадекватная самооценка исполни­теля: недооценка своего дарования, формирующая неуверен­ность как черту характера или переоценка собственных способностей [149]. Этого же взгляда придерживаются многие исследователи и исполнители. Полемизируя с Г. Коганом, С. Савшинский пишет: «Согла­ситься с ним я не могу. Решение вопроса скорее можно видеть в ином — в присущей каждому художнику взыскательности» [269, с. 114]. Действительно, волнение выдающихся музыкантов-испол­нителей связано с чувством высокой профессиональной ответ­ственности перед слушателями. Именно высокоартистические

274_____________________________Бочкарев Л. А. личности подвержены ему больше и испытывают «то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, при­званный «ходить перед людьми» [215, с. 233]. Однако «решение вопроса» по принципу выделения какого-ли­бо «общего» фактора не является окончательным. Для музыкаль­ной педагогики важно показать сложность того психологического комплекса устремлений личности, который влияет на психическое состояние музыканта в условиях публичного выступления. Российские психологи, изучая направленность личности как относительно постоянное доминирование определенных мотивов1, выявили сложные взаимозависимости внутри каж­дого вида направленности, определяемые характером сопутст­вующих мотивов (например, лично-деловая направленность с сопутствующим деловым мотивом; деловая направленность с сопутствующими личными о общественными мотивами и др.). Н. И. Наенко [210] на основе экспериментальных исследо­ваний показала влияние мотивационных факторов (направлен­ности личности) на психические состояния, выделив состояние операционной напряженности, которое возникает на основе деловой направленности в условиях, когда цель и мотив дея­тельности либо совпадают, либо включены в отношения, близ­кие друг к другу по содержанию (например, цель — выпол­нить задание, мотив — установить истинный ответ на задачу) и состояние эмоциональной напряженности, возникающее при несовпадении, резком разведении цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить задание, а мотив — проявить себя). Однако авторы правомерно замечают, что эти состояния редко встречаются в «чистом виде», так как отношения человека определяются не одним мотивом, а системой мотивов, нахо­дящихся в определенном иерархическом соотношении. 1 «Центром» личности принято считать мотивационно-потребност-ную сферу, вокруг которой структурируются остальные свойства лично­сти. Устойчиво доминирующие мотивы поведения составляют направ­ленность личности. Поскольку для характеристики личности в целом существенное значение имеет ее отношение к себе, к обществу и к вы­полняемой деятельности, в психологии личности выделяют три основ­ных вида направленности: личную (престижную), коллективистическую (общественную) и деловую. Личная направленность создается доминиро­ванием в структуре личности мотивов самоутверждения, коллективисти­ческая — доминированием социально-ценных устремлений, деловая — преобладанием интересов, порождаемых самой личностью.

Музыкально-исполнительская деятельность____________275 Последнее наиболее убедительно раскрыто в фундаменталь­ной монографии П. М. Якобсона [351], посвященной психологи­ческим проблемам мотивации поведения человека. Автор под­черкивает, что хотя «любой личности присущи некоторые по­стоянные, доминирующие мотивы, которые определяют созна­тельно (а иногда и несознательно) ее поведение в разнообразных ситуациях — существенных и несущественных, обычных и критических.., важно указать, какие мотивы или группы их и в каких случаях являются доминирующими» [351, с. 180-181]. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации деятельности музыканта-исполнителя: важно учитывать мно­гообразие факторов личности, структуру ее направленности — относительно устойчивую или временную, ситуативную. Так, у испытуемого Л. Т. в структуре устойчивой направ­ленности личности доминировал ярко выраженный мотив са­моутверждения (абсолютно-личная направленность) при отсут­ствии необходимых исполнительских способностей, с которы­ми сочетался так называемый аффект неадекватности, прояв­лявшийся в неадекватном отношении к неуспеху. Л. Т. не признавал, игнорировал неуспехи по специальности, объяснял неудачи необъективным отношением экзаменационной комис­сии, испытывал эмоционально-отрицательное отношение к лю­дям, недооценивающим его «дарование» (преподаватель по спе­циальности отмечает наличие у Л. Т. обычных исполнительс­ких данных и завышенной самооценки). Аффект неадекватно­сти для Л. Т. являлся одной из причин возникновения небла­гоприятных эмоциональных состояний перед концертами. В результате преобразующего эксперимента с целью «исправле­ния» отрицательной мотивации, систематической воспитатель­ной работы педагога по формированию деловой направленно­сти Л. Т. стал более адекватно оценивать свои способности и возможности, ориентироваться больше на профессиональные достижения, чем на личный успех, после чего значительно улучшились его психические состояния перед концертами. Если у испытуемого Л. Т. перестройка мотивации значи­тельно повлияла на эстрадное самочувствие в сторону оптими­зации, то у испытуемого Т. В., напротив, такая перестройка мотивации стала возможной благодаря совершенствованию способностей управлять психическими состояниями в условиях публичного выступления. В структуре ситуативной направленности личности музы­канта-исполнителя, например, при подготовке к конкурсу,

276______________________________Бочкарев А. А. могут сочетаться одновременно несколько ярко выраженных мотивов: высокое чувство ответственности перед композито­ром, слушателями, побуждения, вытекающие из понимания общественной значимости победы на конкурсе, жажда успеха, связанная с наслаждением процессом творчества на междуна­родной эстраде и стремление получить материальное возна­граждение, побывать за границей, «удержать завоеванный статус» и т. д. Например, сама система организации музы­кальных конкурсов, распределение премий способствует воз­можности формирования «спортивных» мотивов, связанных с личными достижениями, которые сосуществуют часто в струк­туре направленности наряду с доминирующими общественно-ценными. Последнее особенно характерно для многих музы­кантов, имеющих опыт участия в нескольких конкурсах (нап­ример, А. К. — см. с. 299 настоящей книги). Для одних участников конкурса главенствующими являют­ся «целевые» мотивы, например, желание получить премию, для других — «процессуальные», например, потребность в са­мом процессе подготовки сложной конкурсной программы. Психическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления будет существенно зависеть от того, целевой или процессуальный характер имеет доминирующая потребность. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации учебной деятельности. Например: мотивация подготовки к пуб­личному выступлению на этапе обучения может быть связана не только с представлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушате­лям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стремлениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттеста­ту), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Узколичная мотивация при всем разнообразии ее типов не обладает, за редким исключением, такой побудительной си­лой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая цен­ные стороны личности, о чем свидетельствуют многочислен­ные исследования российских психологов. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устрем­лений, мотивов, связанных с самим процессом исполнительс­кой деятельности, подготовки к публичному выступлению, а также в исправлении «отрицательной мотивации». Отечественные психологи показали, что решающим в форми­ровании личности является не только правильная организация ее

Музыкально-исполнительская деятельность____________277 деятельности, но и воспитание мотивационной сферы (потребнос­тей, интересов, установок, вкусов, ценностных ориентации). По­этому одним из важных условий создания состояния психической готовности к концерту (творческого эстрадного самочувствия) яв­ляется формирование мотивационной сферы личности, в структу­ре устремлений которой огромную роль играют социогенные по­требности, связанные с «социально-ценной исполнительской нап­равленностью» [244], «желанием играть публике» [215]. Послед­нее убедительно звучит во всех методических работах, посвящен­ных проблеме публичного выступления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...