Принятие нейтральной позиции. Мнение специалиста. Подчинение личных потребностей
Принятие нейтральной позиции Быть консультантом означает помогать другим людям, не будучи заинтересованным в том, чтобы они выбрали какое-то определенное направление действий. Основываясь на своих религиозных убеждениях, жизненных предпочтениях и системе ценностей, консультант имеет представление о том, что полезно для людей, будь то чашка риса, свежий воздух, богобоязненность или любовь. Следовательно, клиенты предлагают консультанту решить, каким образом оказывать на них влияние: или исходя из того, что составляет систему ценностей самого консультанта, или в абсолютно другом направлении — исходя из того, чему клиент отдаст предпочтение сам. В обычной жизни люди абсолютно свободно могут высказывать свое мнение по ряду вопросов; во время же сессии подобный случайно данный совет может оказаться вредным. Консультанты не заинтересованы в том, чтобы клиенты превращались в учеников или оказывались в зависимом положении. Они понимают, что, отвечая на постоянный вопрос клиентов «Что мне следует делать? », они тем самым попадают в одну из двух ловушек. Либо они дают плохой совет, в результате чего клиент на всю жизнь разочаровывается в профессионалах и не берет на себя ответственность за негативный результат, либо, что еще хуже, они предлагают правильный совет, давая клиенту четкое указание в сложной ситуации обратиться за помощью к консультанту. Все-таки консультанты часто убеждены в том, следует ли клиенту идти в армию или вернуться в школу, получить развод или продолжать жить в браке, отчитать родителей, проявляющих слишком большое любопытство, или купить им подарок, сдаться властям или научиться быть более осторожным, делать ставку или идти домой. Сначала консультант должен научиться осознавать свои ценности и затем, насколько это возможно, блокировать их влияние на принятие решений клиентом. Нейтральность является ключевым моментом в психотерапевтических отношениях. Хотя консуль-
Глава!. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 21 Мнение специалиста Да, я знаю, что я должна быть внимательна к тому, что говорят клиенты во время сессии. Долгое время меня учили тому, как важно уметь слушать и насколько важным может быть то, что клиенты чувствуют себя услышанными и понятыми. Может быть, когда-нибудь я смогу быть сосредоточена практически все время. Но здесь есть секрет: в моем опыте, не важно как сильно я концентрирую внимание и как усердно я стараюсь, я не думаю, что я полностью включена в происходящее больше, чем половину времени. Тем не менее я полагаю, эти результаты лучше, чем у большинства консультантов. Конечно, мои клиенты не знают, как часто мысли уводят меня в сторону и мое внимание отвлекается. Но есть столько вещей, о которых нужно подумать, и столько дел, которые нужно сделать, и столько вопросов затрагивается во время сессии, что практически невозможно постоянно быть сосредоточенной. Я думаю, что для того чтобы стать действительно хорошим консультантом, необходимо очень усердно тренироваться контролировать свое поведение и делать все возможное для своих клиентов. танты могут быть уверены в правильности решений, принимаемых клиентами, они должны учитывать последствия влияния на этот выбор. Это предостережение не означает, что консультанты должны прятать свои истинные чувства от клиентов, используя маску профессиональной сдержанности и нейтральности. Напротив, консультант работает над тем, чтобы преодолеть желание влиять на принимаемые клиентом решения, выходя за рамки своих профессиональных обязанностей.
Подчинение личных потребностей Быть консультантом означает контролировать свои потребности, желания и предпочтения ради интересов клиента. Часто консультирование считается сложной профессией, поскольку специалист сознательно принимает решение игнорировать во время сессии все то внутреннее и внешнее, что отвлекает внимание. Даже если в другой комнате звонит телефон или на улице воет сирена, консультант блокирует все сигналы, не имеющие отношения к решаемой проблеме. Намного сложнее контролировать сигналы, имеющие внутреннее происхождение. Чтобы быть максимально полезным для клиента, сконцентрировать всю свою энергию, необходимо полностью войти в роль помогающего. Внимание к урчанию в животе или вросшему ногтю снизит вашу концентрацию. Погружение в мечты или фантазии, в то время как вы притворяетесь, что слушаете клиента, очевидно, также не способствует вашей эффективности. И позволить себе такую роскошь, как оценивать во время сессии нравится или не нравится вам клиент, значит снизить свою продуктивность еще больше. Таким образом, консультант становится экспертом в своего рода медитации, во время которой он оставляет в стороне отвлекающие мысли и чувства, как и любое другое внутреннее поведение, снижающее концентрацию, не жертвуя при этом своей искренностью. 22 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ Основанием для необходимости получать компенсацию за оказание психотерапевтической помощи является то, что она требует экстраординарных усилий сдерживать свои естественные порывы. Вот почему консультирование — это деятельность, которая так далека от «естественной». Очень неестественно оставлять в стороне свои желания, предпочтения или эгоистичные порывы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|