Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста




Одна из моих самых больших ошибок произошла, когда ко мне пришел клиент, весь сияющий от счастья, что было, очевидно, результатом нашей совместной работы. Им были уже сделаны определенные шаги, в его жизни произошли определенные изменения. Я был очень горд тем, что я сделал, своими навыками и умениями.

Пока он рассказывал, я перебирал в голове все вещи, которые, как я думал, могли на него так повлиять. Например, на прошлой неделе я использовал новый способ интерпретации, изложив его проблему по-другому. Довольно удачно, как я полагал. Я пришел к выводу, что именно этот новый способ оказал на него такое влияние.

Когда он был уже в дверях, я спросил, как будто это только что пришло мне в голову: «Что именно такого я сделал, что вам так помогло? ». Представьте мое удивление и разочарование, когда он заговорил о какой-то малопонятной детали, о которой я никогда и не вспомнил бы. Как унизительно понимать, что, делая важные вещи, я часто об этом даже и не знаю.

подхода. Новичку, который уже слегка запутался в том, что же такое консультирование, меньше всего нужно теоретическое определение того, чего он на самом деле не понимает, в то время как это определение может казаться подходящим для других людей (которые также могут его не понимать). Одно из предлагаемых определений консультирования, с которым согласно большинство специалистов, не принимает во внимание личностные различия, различия в условиях работы и предпочитаемые подходы. Тем не менее это определение позволит вам после того, как вы еще немного получитесь, объяснять кому-то еще, что такое консультирование, и давать довольно внятные разъяснения, почему и как оно работает. (Я предложил бы вам даже попробовать это на себе. ) Консультирование — это:

• Профессия, у которой есть своя история и набор стандартов, отличная от таких близких дисциплин, как социальная работа, психология и психиатрия.

• Деятельность, которая предназначена для работы с относительно нормальными индивидами, имеющими проблемы, связанные с личностным ростом или адаптацией.

• Взаимодействие, проводимое в групповом, семейном или индивидуальном формате, построенное таким образом, что создается доверительная, безопасная обстановка, способствующая изменениям.

• Многоуровневая работа с чувствами, мыслями и поведением человека, а также с его прошлым, настоящим и будущим.

Консультирование — это процесс, состоящий из ряда последовательных шагов:

• Помощь людям в формулировании того, почему им нужна помощь.

• Формулирование целей и ожиданий от работы.

• Обучение клиентов тому, как получать от консультирования максимальную пользу.

• Как можно большее развитие доверительных отношений и благоприятных ожиданий от изменения.

• Определение тех сторон, которые необходимо улучшать и развивать.

• Изучение внутреннего мира клиента, включающее жизнь в настоящем и прошлом.

• Помощь в преодолении фрустраций и конфликтов.


Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 25

• Поддержка и принятие клиента как личности, при избирательном подкреплении наиболее адекватных форм поведения.

• Конфронтация с противоречиями, проявляющимися в мыслях, речи и поведении клиента.

• Пересмотр неуместных, деструктивных или иррациональных предположений.

• Выявление скрытых и неосознаваемых мотивов.

• Побуждение клиента к принятию ответственности за свои выборы и действия.

• Помощь клиентам в том, чтобы они могли видеть больше возможностей в своей жизни и выбирали наиболее подходящие альтернативы.

• Обеспечение конструктивной обратной связи.

• Создание возможностей для проявления новых форм поведения.

• Развитие в клиенте большей самостоятельности, так, чтобы консультирование оканчивалось в самый подходящий для этого момент времени.

Конечно же, это определение слишком длинное и громоздкое, чтобы его можно было запомнить и воспроизвести с первого раза. Но помните, что ваша цель состоит в том, чтобы вы могли описать этот чудесный и сложный процесс своими словами. Следующий пример показывает, как консультант может на практике использовать это определение:

Клиент:                Моя мама сказала, что я должен к вам обратиться, но я действи-

тельно не знаю, чем вы можете мне помочь. (Подобное замешательство нередко имеет место во время первой встречи).

Консультант: Что, по мнению вашей мамы, я могу для вас сделать? (Правило №1 в консультировании: когда не знаешь, что делать, перекинь мяч на поле клиента, это даст возможность выиграть время и что-нибудь придумать. )

Клиент:                Ну, я не знаю. Она что-то говорила о том, что вы выслушаете

меня и решите мою проблему. (Довольно типично, когда клиенты полагают, что у нас есть волшебная палочка. )

Консультант: Поскольку я не знаю, в чем именно состоит ваша проблема, может быть, будет лучше, если сначала я объясню, чем я занимаюсь. Люди, которые приходят ко мне, хотят лучше себя узнать, понять, почему они делают то, что они делают, почему они постоянно совершают одни и те же ошибки. (Клиент выглядит ошеломленным. Кажется, мои слова помогли ему спуститься на землю. )

Люди приходят ко мне потому, что здесь они чувствуют себя в безопасности. Они могут говорить о чем угодно, зная, что я не буду их критиковать и внимательно их выслушаю. Все, что они расскажут, останется в тайне, если только они не хотят причинить вред себе или кому-то еще. Большинство людей также ценят то, что я абсолютно честен с ними. (Ага. Кажется, это попало в цель. )

Но я не только хороший и надежный слушатель, моя работа также состоит в том, чтобы помочь вам определить то, что вы хотите


26 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

и что необходимо изменить в вашей жизни, и затем помочь вам достичь этих изменений. Позже этот опыт окажется полезным, так как он будет помогать вам добиваться желаемого. Данное определение, используемое в работе, трудно назвать точным и ясным определением, которое могло бы понравиться клиенту (или вам). Тем не менее этот пример показывает, как важно уметь описать процесс своими словами. Также возникает ряд других вопросов, в частности, почему и как работает консультирование.

Почему работает психотерапевтическое консультирование?

Хотя судьи еще не вынесли окончательный вердикт по данному вопросу, мы все же знаем, что действенность психотерапевтического консультирования определяется сочетанием ряда факторов, которые многие теоретики признают значимыми. Из последующих глав вы узнаете, что клиент-центрированные терапевты считают таким определяющим фактором обучающие отношения между клиентом и консультантом; у бихе-виористов есть основания утверждать, что такими факторами являются подкрепление, моделирование и структурированные действия; психоаналитики предпочитают говорить о неосознаваемых желаниях, конструктивисты подчеркивают значение различий в восприятии реальности; когнитивные психотерапевты утверждают, что эффективность консультирования определяется тем, что оно учит людей мыслить более рационально, и т. д. Но так уж сложилось, что в первой главе (или начальном курсе) вы не получите удовлетворяющий вас ответ на вопрос: «Почему работает консультирование? ». Наберитесь терпения.

По более оптимистичным оценкам, консультирование находится в постоянном движении на пути к синтезу и интеграции существующих знаний. Данное мнение основано на результатах исследований, где применяется синтез уже известных данных и используются новые приемы, такие как метаанализ. Например, поскольку методика исследования, опубликованного в Consumer Reports (1995), имела определенные упущения, исследователи постарались выявить ту степень и условия, в которых психотерапия и консультирование являются эффективными. Результаты этого претенциозного исследования показали, что консультирование, несомненно, эффективно, рентабельно и улучшает качество жизни (Seligman, 1998). Однако меньше ясности в вопросе о том, какие же все-таки факторы наиболее важны. Успешность консультирования можно предсказать по ряду переменных, зависящих от клиента, таких как мотивация, тяжесть симптоматики и личностные установки. Нельзя сказать, что то, что делает консультант и как он это делает, не имеет значения, просто его усилия должны быть направлены на то, чтобы используемый подход соответствовал особенностям клиента.

В подготовке консультантов происходит интенсивная стандартизация учебных программ посредством принятия и развития общих моделей подготовки. Такие профессиональные организации, как Американская ассоциация консультирования, Американ-


Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 27

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...