Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полюбите своих врагов. Работа с гневом




Полюбите своих врагов

 

Некоторые люди задаются вопросом, как можно распространить чувство любящей доброты на врагов. Они хотят знать, как можно искренне сказать: «Пусть мои недруги будут здоровы, счастливы и спокойны. Пусть у них не будет никаких сложностей и проблем».

Подобные вопросы возникают в результате неправильного размышления. Человек, ум которого наполнен проблемами, может вести себя так, что это оскорбит нас или причинит нам вред. Мы называем такого человека врагом. Но на самом деле никакого врага не существует. Проблемы для нас создаёт негативное состояние ума этого человека. Внимательность показывает нам, что такие состояния ума не вечны. Они временны и подлежат изменению и исправлению.

С практической точки зрения лучшее, что я могу сделать, чтобы помочь своим врагам справиться с их проблемами, это обеспечить собственное спокойствие и счастье. Если бы все мои враги освободились от боли, неудовлетворённости, болезней, неврозов, паранойи, напряжения и тревоги, у них не осталось бы причин, чтобы быть моими врагами. Когда мой враг освобождается от негативности, он становится таким же, как и все остальные: прекрасным человеческим существом.

Мы можем практиковать любящую доброту по отношению к кому угодно: родителям, учителям, родственникам, друзьям, недружелюбным людям, людям, которые нам безразличны, людям, которые создают для нас проблемы. Нам не обязательно хорошо знать человека или быть близким к нему, чтобы практиковать по отношению к нему любящее сострадание. В сущности, иногда проще не знать человека. Почему? Потому что мы относимся ко всем, кого не знаем, одинаково. Мы можем представить всех многочисленных существ во вселенной как искры света в пространстве и пожелать им всем счастья и спокойствия. Возможно, одного пожелания будет недостаточно, но зарождение надежды на то, что другие ощутят на себе нашу любящую доброту, это искусная мысль, наполняющая наш ум удовлетворением и радостью.

Если каждый будет поддерживать мысль, распространяющую на всех остальных любящую доброту, на земле воцарится мир. Допустим, в мире шесть миллиардов людей, и каждый из них поддерживает это желание. В таком случае кто будет поддерживать гнев? Больше не будет борьбы, не будет сражений. Все действия возникают из мыслей. Если мысли загрязнённые, за ними последуют загрязнённые и неблагие действия. Верно и обратное. Как сказал Будда, чистая мысль о любящей доброте сильнее гнева и оружия. Оружие уничтожает. Любящая доброта помогает начать жить в мире и гармонии. Как, по‑ вашему, что имеет более длительный эффект?

 

Работа с гневом

 

Главное препятствие для любящей доброты – это гнев. Когда нами овладевают гнев и ненависть, в нашем уме не остаётся места чувству дружелюбия по отношению к себе самим и другим, не остаётся места расслаблению и спокойствию.

Все мы реагируем на гнев по‑ своему. Одни люди пытаются оправдать свои гневные чувства. Они каждый раз убеждают себя: «У меня есть полное право гневаться». Другие очень долго цепляются за свой гнев – иногда даже месяцами или годами. Они чувствуют, что гнев делает их особенными, праведными. Третьи набрасываются на тех, кто их разгневал. Как бы ни поступали вы сами, одно можно сказать точно: ваш гнев в итоге причиняет больше вреда вам, чем тому, на кого вы злитесь.

Обращали ли вы внимание на то, как себя чувствуете, когда разгневаны? Чувствуете ли вы напряжение, боль в груди, жжение в животе, ухудшается ли ваше зрение? Ухудшается ли ваша способность логически мыслить, становится ли ваша речь грубой и неприятной? Доктора утверждают, что эти обычные проявления гнева имеют серьёзные последствия для здоровья: высокое давление, ночные кошмары, бессонница, язва желудка и даже болезни сердца. Эмоциональная плата за гнев также высока. Мягко говоря, гнев делает нас несчастными.

Гнев также разрушает межличностные отношения. Обычно вы пытаетесь избегать сердитых людей, не так ли? Подобным образом, когда сердитесь вы, люди избегают вас. Никто не хочет общаться с человеком, охваченным гневом. Разгневанные люди бывают иррациональны и даже опасны для окружающих.

Более того, часто гнев не причиняет никакого вреда человеку, на которого он направлен. В большинстве случаев ваш гнев на оскорбившего вас человека совсем его не задевает. Это у вас краснеет лицо, это вы кричите и устраиваете сцену, это вы выглядите жалко и нелепо. Ваш оппонент может даже получать удовольствие от вашего гнева. Привычка к злобе и обиде может негативно сказаться на вашем здоровье, ваших отношениях, вашем образе жизни и вашем будущем. С вами даже могут случиться те самые ужасные вещи, которые вы пожелали своему врагу.

Ясно, что гнев способен причинить нам вред, но что мы можем с этим поделать? Как отпустить гнев и заменить его любящей добротой?

Работая с гневом, мы должны в первую очередь принять решение воздерживаться от импульсивных действий, основанных на гневе. Каждый раз думая о воздержании от гнева, я вспоминаю слониху моего дяди. Когда я был маленьким, у моего дяди была большая, красивая слониха. Моему другу и мне нравилось дразнить животное. Мы бросали в неё камни до тех пор, пока она не начинала на нас злиться. Слониха была просто огромна – если бы она захотела, она могла бы легко раздавить нас. Однако она вела себя удивительным образом.

Однажды, когда мы бросали в неё камни, слониха хоботом взяла ветку толщиной с карандаш и отшлёпала нас этой веточкой. Она продемонстрировала невероятную сдержанность, сделав только то, что было необходимо, чтобы мы начали её уважать. После этого несколько дней она обижалась на нас и не позволяла нам ездить на себе верхом. Мой дядя велел нам отвести её в большую заводь, где мы вымыли её, выскребая её кожу скорлупой кокосовых орехов, пока она расслаблялась и наслаждалась прохладной водой. После этого она полностью отпустила свой гнев по отношению к нам. Теперь я говорю своим ученикам: если вы чувствуете, что ваша жестокая реакция, основанная на гневе, оправдана, вспомните сдержанную реакцию большой и доброй слонихи моего дяди.

Ещё один способ работы с гневом – размышление о его последствиях. Мы хорошо знаем, что когда мы злимся, то не можем ясно воспринимать действительность. В результате мы можем совершить множество неблагих поступков. Мы уже знаем, что намеренные действия, совершённые нами в прошлом, это единственное, что нам действительно принадлежит. Наша будущая жизнь определяется теми намеренными действиями, которые мы совершаем сегодня, а наша жизнь сегодня – нашим намеренным поведением в прошлом. Намеренные действия, совершённые под влиянием гнева, не могут вести к счастливому будущему.

Лучшее противоядие от гневных чувств – это терпение. Терпеть – не значит позволять другим вытирать о вас ноги. Терпеть – значит при помощи внимательности выиграть время, чтобы затем совершить правильный поступок. Когда мы отвечаем на провокацию терпением, мы говорим правду в подходящий момент подходящим тоном. Мы выбираем мягкие, добрые и уместные слова, словно говорим с ребёнком или дорогим другом, стараясь не позволить ему сделать того, что навредит другим и ему самому. Вы можете повысить голос, но не испытывать гнева. Вы используете искусные средства, чтобы защитить того, кто вам дорог.

Есть одна известная история, демонстрирующая терпение Будды и его находчивость в общении с гневливым человеком.

 

 

Во времена Будды жил один брахман, обладавший высоким положением и авторитетом в обществе. Он часто без особой причины выходил из себя и выплёскивал свой гнев на окружающих. Если в ответ человек сохранял спокойствие, брахман злился на этого человека за то, что тот не гневался.

Прослышав, что Будда никогда не гневается, брахман отправился к нему и осыпал его оскорблениями. Будда выслушал его – терпеливо и с состраданием, а затем спросил: «У тебя есть друзья или родственники? »

«Да, у меня множество друзей и родственников», – ответил брахман. «Ты часто их навещаешь? » – спросил Будда. «Конечно. Я часто их навещаю», – сказал брахман. «Ты приносишь им подарки, когда приходишь в гости? » – снова спросил Будда. «Обязательно. Я никогда не хожу в гости без подарка».

Тогда Будда спросил: «Допустим, ты подарил им подарок, но они его не приняли. Что ты сделаешь с этим подарком? »

«Я отнесу его домой и разделю со своей семьёй».

Тогда Будда сказал: «Так вот, друг, ты принёс мне подарок. Я его не принял. Теперь он твой. Ты можешь отнести его домой и разделить с семьёй».

Брахман был сильно смущён. Он понял сострадательный совет Будды и был восхищён им.

(SI. 7. 1 [2])

 

Наконец, чтобы преодолеть гнев, вы можете размышлять о пользе любящей доброты. Будда говорил, что, практикуя любящую доброту, вы «хорошо спите, легко просыпаетесь и видите прекрасные сны. Вы любимы людьми и другими существами. Божества охраняют вас. [В момент, когда вы исполнены любящей доброты, ] ни огонь, ни яд, ни оружие не могут причинить вам вреда. Вы легко сосредоточиваетесь. Ваше лицо безмятежно. Вы умираете без заблуждений и рождаетесь в высших мирах». (AV (Elevens) II. 5) Согласитесь, это куда более приятные перспективы, чем слабое здоровье и злобный характер, которые возникают в результате гнева.

По мере того, как вы учитесь лучше осознавать свои ментальные состояния, вы чаще и быстрее замечаете свой гнев. Позже, как только будет возникать гневная мысль, вы сможете применить противоядия: терпение и внимательность. Вам также следует постараться исправить всё, что вы натворили в гневе. Если вы сделали или сказали что‑ то в гневе, как только гнев пройдёт, вам следует задуматься о том, чтобы отправиться к человеку, которого вы могли обидеть, и извиниться перед ним, даже если вы считаете, что он не прав и поступил гораздо хуже, чем вы. Всего несколько минут извинений перед тем, кого вы обидели, подарят потрясающее, мгновенное облегчение вам обоим.

Подобным образом, если вы видите, что кто‑ то гневается на вас, вы можете подойти к этому человеку, спокойно поговорить и попытаться выяснить, что вызвало его гнев. Вы можете сказать: «Мне жаль, что ты на меня сердишься. Я на тебя совсем не сержусь. Возможно, мы можем всё уладить по‑ дружески». Вы также можете сделать подарок человеку, который, как вам кажется, на вас сердится. Подарок покоряет непокорных и делает врагов друзьями. Подарок может превратить гневную речь в добрые слова и грубость и мягкость.

Вот несколько шагов, которые вы можете применять на практике, чтобы преодолеть гнев.

 

● Осознайте свой гнев как можно скорее.

● Будьте внимательны к своему гневу и почувствуйте его силу.

● Вспомните, что вспыльчивость крайне опасна.

● Вспомните о неприятных последствиях гнева.

● Практикуйте сдержанность.

● Осознайте, что гнев и его причины непостоянны.

● Вспомните, как терпелив был Будда с брахманом.

● Измените своё отношение: проявите доброту и помогите другому.

● Измените атмосферу, предложив человеку, на которого вы гневаетесь, подарок или услугу.

● Вспомните о преимуществах практики любящей доброты.

● Вспомните, что в один прекрасный день все мы умрём, и не в наших интересах умереть в гневе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...