Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимательность к искусному размышлению




 

Когда мы сидим в медитации, через наш ум проносится множество мыслей. Мы можем слышать звуки, чувствовать зуд и думать о всевозможных вещах. Мы можем даже на какое‑ то время забыть, что медитируем и пытаемся сосредоточиться на дыхании. Это нормально и случается со всеми. Если что‑ то отвлекает наше внимание от дыхания, нам следует провести краткое исследование своего отвлечения – просто чтобы заметить его непостоянство: то, как оно возникает, достигает своей высшей точки и исчезает. После этого мы возвращаемся к дыханию.

Однако некоторые мысли и состояния ума, такие как неблагие мысли, возникающие из алчности, ненависти и заблуждения, каждый раз, когда мы теряем внимательность, могут быть довольно коварными и требуют особого внимания. Мудрость не может развиться, если ум блуждает среди неблагих мыслей. Мы не только впустую тратим своё время и порождаем болезненные чувства, но и усиливаем ментальные привычки, заставляющие нас страдать. Мы должны преодолевать неблагие мысли сразу, как только они появляются, быстро отвечая на них внимательностью и не давая им победить нас, укорениться и завладеть нашей сессией медитации.

Иногда, чтобы подобные мысли ушли, достаточно ненадолго обратить внимание на их непостоянство. Бывает также, что нам приходится прилагать значительные усилия, чтобы избавиться от них. Мы рассмотрим различные способы работы с мыслями, когда будем говорить об искусном усилии. Когда неблагие мысли побеждены, мы возвращаемся к дыханию с немного углубившейся концентрацией. Если возникают другие негативные мысли, мы вновь прилагаем усилия, чтобы преодолеть их. Каждый раз, преодолевая неблагие мысли, мы углубляем своё сосредоточение.

В конце концов мы обнаруживаем, что наше сосредоточение настолько устойчиво, что мысли полностью прекращают возникать. Чтобы достичь этого состояния сосредоточения, может потребоваться много сессий медитации, а может быть, это произойдёт быстро. Достигнув глубокого сосредоточения, мы можем использовать это мощное состояние, чтобы вернуться к практике внимательности и снова исследовать объекты, на которые направлено наше внимание. Поскольку мысли исчезли, мы исследуем другие объекты, такие как ощущения в теле и позитивные качества ума, включая блаженство и равностность. Мы, как и прежде, сосредоточиваемся на непостоянстве и связанных с ним характеристиках объектов, однако благодаря сильному сосредоточению наши прозрения развиваются очень быстро. До тех пор, пока сохраняется состояние сильного сосредоточения, неблагие мысли не возникают и не нарушают нашей медитации.

Однако до тех пор, пока мы не достигнем в своей медитации такого уровня сосредоточения, мы должны искусно работать с неблагими мыслями сразу, как только они возникают. С такими мыслями необходимо работать без промедления даже вне медитационной сессии. Все эти усилия называются внимательностью к искусному размышлению.

Один из методов преодоления неблагих мыслей – это исследование их негативных последствий. Вы видите, как они ухудшают состояние вашего ума. Вы видите, как ваши привычки к негативному мышлению создают проблемы в вашей жизни. Затем вы можете развить противоположную, благую, мысль, например чувство сострадания. Это прекрасная возможность посмотреть на себя и изменить свою жизнь посредством изменения своего образа мыслей.

Люди часто спрашивают меня: «Как я могу интегрировать практику медитации в свою повседневную жизнь? » Я, в свою очередь, часто отвечаю им вопросом на вопрос: «Что вы делаете на подушке для медитации? Вы просто сосредоточиваете внимание на дыхании? » Если это всё, что вы делаете, то вы живёте двойной жизнью: одна её сторона – то, что вы делаете на подушке, а вторая – ваша обычная жизнь.

Медитация требует усердного труда. В медитации возникают те же проблемные состояния ума: алчность, страх, гнев, ревность, самокритика, которые создают сложности в повседневной жизни. Они могут возникнуть в форме неблагих мыслей в тот момент, когда наша внимательность или сосредоточение ослабевает.

Сначала мы направляем усилия на то, чтобы просто отпустить эти мысли. Мы делаем это как для того, чтобы очистить ум в настоящий момент, так и для того, чтобы приучить ум очищать себя. Если мысль настолько сильна, что не уходит, несмотря ни на какие ваши усилия, значит, пора предпринять что‑ то посерьёзней. Теперь вы должны как следует рассмотреть эту мысль и использовать её для развития прозрения в собственную жизнь.

Предположим, в ходе медитации я теряюсь в гневных мыслях о незнакомце, который меня оскорбил. Я перепробовал все методы преодоления этих мыслей, но мысли остались. Итак, я исследую их. Сначала я смотрю, как эта мысль повлияла на мою практику, как она создала напряжение в моём теле, повлияла на моё кровяное давление и создала устойчивое ощущение злонамеренности по отношению к этому человеку. Я вижу, что эти гневные мысли вредны, поскольку причиняют мне боль и влияют на мой ум так негативно, что я даже могу причинить вред другим людям. Затем я, возможно, задумаюсь о том, какое смущение испытал бы, если бы другие люди узнали о моих мыслях, и развиваю полезное в данной ситуации чувство стыда за то, что подобные мысли владеют моим умом. Зачастую такое исследование позволяет установить достаточную дистанцию между нами и мыслью, чтобы освободить ум от негативного состояния.

Когда ум очищен, я исследую свои мысли глубже, размышляя о том, что их вызвало. «Почему я так долго оставался расстроенным, после того как меня оскорбили? » – спрашиваю я себя. «За что я так цеплялся и что позволило оскорблению застрять в моём уме? » Я могу обнаружить, что причина – в моём прошлом и не имеет никакого отношения к этому оскорблению.

Далее я рассуждаю так: «Ладно, этот человек действительно меня оскорбил, но чем я его обидел? Может быть, я слишком торопился или слишком жадничал? Был слишком заносчив и высокомерен? Хотя я не хотел причинить ему вреда, мне известно, что в прошлом люди уже обижались на меня за это. В следующий раз я постараюсь поступить по‑ другому». Я осмыслил свои неискусные мотивы и действия и принял твёрдое решение исправиться. Увидев тот вклад, который я внёс в развитие конфликта, я могу развить сострадание к этому человеку, так сильно страдавшему, что ему пришлось защищаться при помощи оскорблений.

Подобная саморефлексия – важнейшая часть практики медитации. До просветления сам Будда выполнял такую практику, используя неблагие мысли как способ заглянуть внутрь и исправить свои недостатки. Медитируя в лесу перед достижением просветления, Будда сказал себе: «У меня есть эта слабость. В прошлом я совершил этот поступок. Отныне моё поведение должно измениться».

Вы можете поступить так же. Если вы вспомните случай, когда грубо говорили с ребёнком и видели обиду и непонимание в его глазах, вы можете твёрдо решить извиниться перед ним и в будущем говорить с состраданием. Если же вы вспомните разговор, во время которого упрямо цеплялись за свои воззрения, даже после того как вам указали на их ошибочность, твёрдо решите в следующий раз отпустить своё цепляние более изящно.

Если у вас возникает навязчивое желание, например поесть мороженого или купить новый музыкальный диск, вы можете использовать эту возможность для развития его противоположности, щедрости. Вы можете размышлять таким образом: «Прямо сейчас мне это не нужно. Я могу отпустить это желание». Если вы щедры, а ваше сердце открыто, рано или поздно ваше желание этого чувственного удовольствия уменьшится. Тогда вы сможете осознать, каким мелочным или эгоистичным на самом деле было ваше желание. Сделав это, вы лучше поймёте природу страстного вожделения. Вы используете это новое понимание, чтобы изменить свой образ мыслей в лучшую сторону, а затем возвращаетесь к дыханию.

Другая полезная стратегия, которую можно применить, когда ваши мысли выходят из‑ под контроля, а ум наполняется болью, беспокойством и тревогами, это использовать собственное страдание для развития полезных сострадательных мыслей. Обнаружив в своём уме боль, вы размышляете о том, что другие люди также подвержены страданию: «Это происходит не только со мной. Страдают все, и прямо сейчас многие страдают гораздо сильнее меня».

Один мой ученик рассказал мне, что у него была сильнейшая депрессия. Как‑ то он в одиночестве прогуливался по парку и увидел обрывок газеты. Он подобрал её и прочёл историю о человеке, который шёл и глубокого страдал, потому что у него был лишь один ботинок. Он ковылял, его босая нога замёрзла и болела, но тут он встретил человека, у которого была только одна нога. Его сердце наполнилось благодарностью. «По крайней мере, обе мои ноги на месте! » – сказал человек себе, и его страдание прекратилось.

Прочитав эту историю, мой ученик ощутил всплеск сострадания по отношению к тем, кто страдает сильнее, чем он, и его депрессия улетучилась.

Вы можете применять эту технику каждый раз, когда вас одолевают мысли, связанные с горем, гневом или ментальным страданием. Просто остановитесь и спросите себя: «Зачем я жалуюсь? Мой ум работает. Все мои органы чувств целы. У меня есть доступ к духовным учениям, а также время и место для медитации. По сравнению со многими людьми в этом мире я купаюсь в роскоши. Миллионы людей не имеют ни дома, ни еды, ни надежд на перемены к лучшему. Вместо того чтобы страдать, я буду развивать сострадание к этим людям». Сострадание успокаивает и смягчает наши мысли, что позволяет нашему уму стать стабильней, сосредоточенней и вернуться к дыханию.

Эта тренировка – не просто формальная медитация. Мы должны привнести то, что делаем во время сидячей практики, в каждый момент своей жизни. Мы берём тренировку внимательности с собой в повседневную жизнь и применяем её в любых обстоятельствах: в автобусе, на работе, во время болезни и отправляясь за покупками. Если этого не делать, какой смысл часами сидеть на подушке для медитации? Всегда старайтесь избегать нездоровых состояний ума или пресекать их и развивать благие состояния ума – так же как вы это делаете, сидя на подушке для медитации. Такая практика вне сессии медитации сопряжена со множеством трудностей, поскольку каждый день нам предоставляется масса возможностей поддаться алчности, гневу и основанным на заблуждении реакциям на сигналы от органов чувств.

Предположим, что вы пришли в торговый центр и увидели на витрине какие‑ то привлекательные товары. Поскольку ваши мысли недисциплинированны, вы не можете оторвать от них глаз. Вы входите в магазин и рассматриваете то, что вас заинтересовало. Вы чувствуете, что не можете уйти, если не купите хотя бы пару таких вещей. Возможно, у вас с собой недостаточно наличных, но у вас есть кредитная карта. Вы выбираете то, что вам нравится, и покупаете это.

Если вы практикуете искусное размышление, то должны остановить этот процесс, так же как останавливаете обнаруженные неблагие мысли, когда сидите на подушке для медитации. Сначала разложите по полочкам и распознайте все мысли и чувства. Спросите себя, что подталкивает вас сделать эту ненужную покупку: алчность, страх или неуверенность? Затем скажите себе: «Я давно хочу погасить долг, который уже есть на моей кредитной карте. Разве в моих интересах ещё глубже залезать в долги? »

Даже если у вас в избытке денег, важно очистить процесс мышления, устранив алчность. Спросите себя: «Эта вещь мне необходима или же я покупаю её по каким‑ то другим причинам? Возможно, я просто хочу произвести на кого‑ то впечатление? Возможно, в моём шкафу уже пылятся подобные вещи? » Вы также можете спросить себя: «Возможно, я могу найти лучшее применение этим деньгам, использовать их, чтобы помочь другим людям? »

Если вы не уверены, каковы ваши подлинные мотивы, например, если присутствует смесь алчности и необходимости или вас полностью подчиняет себе страстное желание, спросите себя: «Может ли эта покупка подождать? Могу ли я сейчас уйти и вернуться на следующей неделе? Возможно, лучше попросить продавца отложить этот товар – тогда у меня будет время остыть и как следует подумать? » Во время подобных размышлений мы искусным образом используем полезные привычки, которые развиваем в ходе сидячей медитации.

Такая тренировка обязательно принесёт пользу, если мы столкнёмся с более серьёзными трудностями. Однажды мне пришлось использовать свои навыки искусного размышления, чтобы преодолеть страх в действительно опасной ситуации.

Мне сообщили, что моя мать при смерти. По пути на Шри‑ Ланку из Вашингтона я сделал пересадку на Гавайях и должен был лететь в большом авиалайнере. Через пару часов после взлёта я выглянул в окно и увидел, что из двигателя самолёта вырываются языки пламени. Голос пилота объявил: двигатель загорелся, и мы летим назад. Пилот велел бортпроводникам проинструктировать пассажиров о том, как выбраться из самолёта, если мы долетим до Гавайев.

Один из бортпроводников попросил нас пристегнуть ремни и сидеть спокойно. Когда мы приземлимся, на полу загорится подсветка, которая укажет направление к аварийным выходам. Двери откроются и выдвинутся аварийные трапы. Мы должны немедленно прыгнуть на трап, скатиться вниз и отбежать от самолёта.

Сомневаюсь, что кто‑ нибудь понимал, что говорит бортпроводник. Как только пилот объявил о возгорании двигателя, всех в салоне охватил страх смерти. Кто‑ то крестился, пары прижимались друг к другу и целовались, кто‑ то плакал или просто сидел с напряжённым и встревоженным видом.

Я подумал: «Если мне пора умереть, я умру вне зависимости от того, напуган я или нет. Лучше я буду поддерживать ясность ума». Сначала я обратился к своему интеллектуальному пониманию смерти. Я подумал о том, что смерть неизбежна и что сейчас подходящий момент, чтобы умереть, поскольку я сделал много хорошего и ни о чём не жалею. Затем я представил себе наиболее вероятное развитие событий. «Если самолёт начнёт быстро падать с высоты двенадцати километров, к моменту, когда он упадёт в океан, мы все потеряем сознание». Не знаю, верно ли это с научной точки зрения, но в тот момент мне казалось, что это именно так. Я убеждал себя: «Я должен сделать так, чтобы мой ум был очень ясным, очень чистым, пока я не потеряю сознание. Настал момент использовать внимательность, чтобы осознать неизбежность смерти. Если я умру спокойно, в ясном состоянии ума, моя следующая жизнь будет радостной. Возможно, я достигну одной из стадий просветления благодаря видению истины непостоянства. Я не должен омрачать свой ум страхом и заблуждениями. Какой бы сильной ни была моя привязанность к жизни, сейчас я должен её отпустить». Итак, перед лицом смерти я старался не допускать возникновения вредных состояний ума и вызывать полезные состояния ума.

Возможно, я был слишком поражён, чтобы чувствовать страх, но я действительно его не чувствовал. На самом деле мне нравилось наблюдать, как на высоте двенадцати километров из двигателя самолёта вырываются языки пламени. Они были синими, жёлтыми и красными. Такое синее пламя увидишь нечасто. Иногда они были густыми и мощными, иногда немного затухали. Они походили на фейерверк или северное сияние. Пока я наслаждался представлением, около трёхсот людей в самолёте ужасно страдали. Я время от времени смотрел на других пассажиров и видел агонию, которую вызывала у них одна мысль о смерти. Казалось, что они умерли, ещё не успев умереть! Однако я также заметил, что маленькие дети не были подвержены всеобщему смятению. Они смеялись и играли так же, как и до возникновения аварийной ситуации. Я подумал: «Попробую поставить себя на их место и развить в себе детское отношение».

Мы всё‑ таки долетели до Гавайев, и самолёт совершил аварийную посадку. Мы покинули салон через аварийные выходы, скатившись вниз по трапам, согласно инструкции. Я никогда не испытывал ничего похожего на это скольжение вниз по трапу. Возможно, все остальные пассажиры в детстве катались на горках на детской площадке, но я вырос в бедной деревне, и у меня никогда не было такой возможности. Поэтому мне понравилось всё это приключение – от начала до конца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...