ПОМНИ: чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.
Разделы
Определение
раздела
Изучаемые
понятия
Фонетика
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи
Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
Орфография
Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей
Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеология
Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы
Словообразование
Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования
Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов
Морфология
Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы
Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи
Синтаксис
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи
Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания
Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки
Стилистика
Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности
Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля
Культура речи
Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах.
Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая
Работа с текстом
Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.
Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).
Основные признаки текста
Тематическое единство
Последова-тельность
Связность
Развёр-нутость
Завершённость
Все предложения раскрывают тему и основную мысль
Последовательное развитие мысли в тексте
Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений
Наличие подтем и микротем
Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора
Например:
Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.
У каждого человека формируется свое видение собственного «Я», то есть того, каким индивид видит себя и на основании чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми, как сам к себе относится.
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «Я», необходимые для поддержания психологического равновесия личности. Однако эти же механизмы существенно затрудняют восприятие критических оценок, которые нарушают единство созданного внутреннего образа.
Неадекватное представление о себе всегда создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Условием формирования адекватного представления о себе должны быть восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения обратной связи.
Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от их разрушительного влияния: научиться выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.
А30. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:
1. Можно полностью избежать всех конфликтных ситуаций.
2. Неадекватное представление о себе создает конфликтные ситуации в общении.
3. Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей.
4. Любой конфликт имеем в основе своей противоречие, столкновение различных личностных позиций.
5. Необходимо научиться находить эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.
Международный договор, государственный акт, закон, устав, постановление, инструкция, приказ, доверенность, объявление, заявление, докладная, накладная, автобиография, характеристика, протокол, справка, служебное письмо и т.д.
3.Публицистический
Заметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, интервью, путевые зарисовки, выступление по телевидению и радио, ораторская речь, судебная речь и т.д.
4.Художественный
Басни, сказки, рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы, баллады и т.д.
I. Вторичные тексты:
1) конспект; 2) реферат; 3) аннотация; 4) отзыв
II. Типы речи:
1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение
III.
Жанр
Признаки
1.Учебное сообщение
Готовится по учебной литературе. Композиционные части: 1) вступление – знакомство с темой, его целью и планом; 2) основная часть; 3) заключение – делается вывод, подводятся итоги.
2.Характеристика, портретная характеристика
Может быть внешняя, внутренняя. Тип речи – описание. Используются прилагательные и причастия, однородные члены предложения.
3.Письмо
Эпистолярный жанр. Письмо может быть: 1) частное (разговорный стиль); 2) официальное (официально-деловой стиль).
Основные компоненты письма: 1) начало (дата, место, форма обращения к адресату); 2) основная часть (деловая или сугубо личная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и близким); 3) конец (пожелания адресату, подпись, дата, местонахождение отправителя, если они не указаны в самом начале).
4.Конспект
Включает основные положения источника, сжатое обоснование рассуждениями, фактами, примерами, таблицами.
5.Путевые записки
Создаются на материале, собранном во время путешествий. Следуя по маршруту, автор как бы делает своеобразные остановки в пути, вглядываясь в отдельные факты, события, детали. Обязательны: 1)вводная общая характеристика условий путешествия; 2)цепь отобранных, упорядоченных, связанных между собой картин; 3)описание завершения путешествия.
6.Автобиография
В автобиографии обязательно указываются: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата и место рождения; 3) родители; 4) образование; 5)начало трудовой деятельности. Автобиография может быть: служебная, литературная.
7.Аннотация
Краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.
8.Отзыв
Особое высказывание, содержащее суждение, мнение о книге, кинофильме, спектакле, сочинении, научной работе и т.д.
9.Рецензия
Предполагает детальное ознакомление с текстом, наличие анализа работы. Обычно состоит из двух частей: информационной и оценочной.
10.Доклад
Публичное выступление на определённую тему.
11.Реферат, автореферат
Краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда, нескольких статей, книг на определённую тему. Автореферат – реферат, написанный автором труда.