Глава II . Эволюция идеологии
На пути к власти
На эволюцию нацизма повлияли, главным образом, требования политического прагматизма. Именно необходимость всеми возможными способами прийти к власти вносила свои коррективы в сущность нацистской идеологии. Вместе с тем стоит отметить, что свое влияние оказывала также и фашистская партия в Италии, и это признавал даже Гитлер. Рассмотрим же сам процесс прихода нацистов к власти. "Уже в 1921 году Гитлер стал фактическим хозяином нацистской партии", превратив ее в орудие своей воли. На первых порах НСДАП удалось организовать в некоторых немецких землях местные группы, а в самой Баварии партия превратилась в довольно крепкую политическую силу. Нацисты были готовы к решительным действиям. Небезызвестный "поход на Рим" Муссолини вдохновил немецких фашистов. И они организовали 8-9 ноября 1923 года попытку государственного переворота – так называемый "пивной путч". Но эта акция провалилась, 16 человек погибло, НСДАП оказалась под запретом во всей Германии, некоторые из видных нацистов были осуждены, в том числе и Гитлер, получивший смехотворный срок заключения; все это способствовало росту его популярности, а НСДАП окончательно стала "гитлеровским движением". Впоследствии нацизму нередко давали такие определения, как "гитлеровский фашизм" или же просто "гитлеризм". Пробыв в тюрьме чуть больше года, Гитлер выпустил под своим именем первую часть книги "Майн Кампф", которая, по его задумке, должна была стать своеобразным "евангелием" нацистского движения и демагогической доктриной, которая станет базисом для дальнейшей политики нацистской партии; но книга не принесла ожидаемого успеха, а приближенные к Гитлеру люди были ею разочарованы.
Тем не менее, "Майн Кампф" оказала крайне существенное влияние на суть нацистской идеологии. Эта книга окончательно закрепила антимарксистскую и расистскую, с опорой на антисемитизм, сущность нацизма. Получает развитие теория о необходимости сохранения чистоты крови: "все развитие культуры целиком зависело от способности завоевателя и от сохранения чистоты его расы <…> Под влиянием смешения рас арийцы постепенно все больше теряли свои культурные способности <…> Так гибли целые культуры и целые государства, чтобы уступить место новым образованиям. Единственной причиной отмирания старых культур было смешение крови и вытекающее отсюда снижение уровня расы. Люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивляемости, присущей только чистой крови". Для подтверждения идеи расового превосходства арийцев приводятся любопытные доказательства: "В Северной Америке, где население в громадной своей части состоит из германских элементов, только в очень небольшой степени смешавшихся с более низкими цветнокожими народами, мы видим совершенно других людей и другую культуру, нежели в Центральной и Южной Америке, где переселенцы, преимущественно люди романского происхождения, зачастую в гораздо больших размерах смешивались с туземным населением <…> Германец американского континента, сохранивший беспримесную чистоту своей расы, стал господином континента, и он останется им вплоть до того момента, когда сам падет жертвой позора кровосмешения" Беспощадной дискредитации подвергаются евреи. При чем для этого Гитлер прибегал к любым средствам, используя, например, религиозность немецкого общества: "любая религия, как она свойственна арийцам, требует именно известной веры в загробную жизнь. Посмотрите на талмуд. — Разве эта книга для загробной жизни? Нет, эта книга посвящена исключительно вопросу о том, как создать себе на практике жизнь получше в этом лучшем из миров". Также в его антисемитских высказываниях можно заметить намек на его мессианскую роль: "Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело божие"; "Я знаю, что со мной ничего не случится, потому что я был выбран Богом для осуществления великой миссии".
Довольно четко в книге сформулировано отношение к марксизму. Вот что Гитлер пишет о своем первом споре со сторонниками марксизма: "То, что я слышал кругом, могло меня только раздражить до последней степени. Они отвергали и проклинали все: нацию как изобретение капиталистических "классов" — как часто приходилось мне слышать это слово; отечество как орудие буржуазии для эксплуатации рабочих; авторитет законов как средство угнетения пролетариата; школу как учреждение, воспитывающее рабов, а также и рабовладельцев; религию как средство обмана обреченного на эксплуатацию народа; мораль как символ глупого, овечьего терпения и т.д. Словом в их устах не оставалось ничего чистого и святого; все, буквально все они вываливали в ужасной грязи. Сначала я пытался молчать, но в конце концов молчать больше нельзя было. Я начал высказываться, начал возражать. Тут мне прежде всего пришлось убедиться в том, что пока я сам не приобрел достаточных знаний и не овладел спорными вопросами, переубедить кого бы то ни было совершенно безнадежно. Тогда я начал рыться в тех источниках, откуда они черпали свою сомнительную мудрость. Я стал читать книгу за книгой брошюру за брошюрой. Но на постройке споры становились все горячей. С каждым днем я выступал все лучше, ибо теперь имел уже больше сведений об их собственной науке, чем мои противники. Но очень скоро наступил день, когда мои противники применили то испытанное средство, которое конечно легче всего побеждает разум: террор насилия. Некоторые из руководителей моих противников поставили предо мной на выбор: либо немедленно покинуть постройку добровольно, либо они меня сбросят оттуда". Ознакомившись с марксистским учением, Гитлер не только определился со своим негативным отношением к нему, но, наблюдая за ростом движения его сторонников, решил начать борьбу с этой "чумой", поглощающей все больше и больше людей, купившихся на ее привлекательную внешнюю оболочку, которая завораживала своей силой, скрывая тем самым свою террористическую сущность. А сильной эта теория стала не только за счет своего привлекательного внешнего облика, но и потому, что "в лагерь социал-демократии загоняла этих людей, несмотря ни на что, нужда. Бесчисленное количество раз наша буржуазия самым неумелым образом… выступала против очень скромных и человечески справедливых требований <…> Можно сказать с уверенностью, что миллионы рабочих сначала были внутренне враждебны социал-демократической партии, но их сопротивление было побеждено тем, порой совершенно безумным поведением буржуазных партий, которое выражалось в полном и безусловном отказе пойти навстречу какому бы то ни было социальному требованию <…> все это только помогало социал-демократии, которая с благодарностью регистрировала каждый такой отказ и пользовалась этими настроениями имущих классов, чтобы загонять массы в социал-демократический капкан".
Опять же, эти взгляды он трансформировал на расовую теорию, которая была всегда в центре его внимания и образовывала некую призму, через которую он и смотрел на окружающие явления. Марксистское учение он считал продуктом стремления евреев установить свою власть в государстве и обществе: "В это именно время я понял, что это разрушительное учение тесно и неразрывно связано с национальными свойствами одного определенного народа, чего я до сих пор совершенно не подозревал. Только знакомство с еврейством дает в руки ключ к пониманию внутренних, т.е. действительных намерений социал-демократии. Только когда познакомишься с этим народом, у тебя раскрываются глаза на подлинные цели этой партии, и из тумана неясных социальных фраз отчетливо вырисовывается оскалившаяся маска марксизма".
Однако были в марксизме некоторые вещи, которые симпатизировали Гитлеру. В частности, он восхищался советской системой, также ему нравился фанатизм коммунистов, который отличал их от слабой буржуазии. Таким образом, книга Гитлера еще больше закрепила антикоммунистическую сущность нацизма. Причем именно его идеи и стали официальной позицией нацистской идеологии по отношению к марксизму, мнения же других нацистов были им проигнорированы. К примеру, Пауль Йозеф Геббельс, "высокопоставленный лидер нацистской партии, главный пропагандист Третьего рейха, ближайший соратник и друг Гитлера", изначально вовсе не был антикоммунистом: "В дневниках Геббельса много говорилось о его тогдашних симпатиях к коммунизму. "В конечном счете, - записал он 23 октября 1925 года, - уж лучше нам прекратить свое существование под властью большевизма, чем обратиться в рабов капитала". 1 января 1926 года он признался себе: "По-моему, ужасно, что мы (нацисты) и коммунисты колотим друг друга... Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?"". До написания книги религиозный аспект нацизма заключался в провозглашении свободы вероисповедания, о чем было сказано в программе "25 пунктов". Антихристианская сущность нацизма, проявившаяся уже после обретения им господствующего положения, не имела на первых порах широкой публичной огласки, поскольку всем понятно, в том числе и Гитлеру, что начинать путь к власти в христианской Германии с нескрываемым антихристианизмом – это значит тут же этот путь и закончить. Таким образом, нацисты, в силу требований политической выгоды, скрывали до поры до времени свои антихристианские настроения, объявив в своей предвыборной программе о свободе вероисповедания и о том, что их партия не связывает себя с какой-либо религией. После выхода книги "Майн Кампф" религиозный аспект нацизма кардинально изменился. Проявив политическую хитрость, Гитлер решил воспользоваться религиозностью немцев – на страницах "Майн Кампф" активно утверждалось о его непоколебимой вере во Всевышнего, а также о необходимости религии для духовного развития человека: "Светские школы недопустимы, поскольку в таких школах нет религиозного обучения, а общее обучение морали без религиозной подоплеки держится на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны исходить из веры". Умело используя положения христианского учения в совокупности с религиозностью немецкого народа, национал-социалисты активно внушали людям концепцию единства Бога и арийцев и говорили об их благословении Всевышним в их борьбе за выживание: "господь всевышний, благослови наше оружие, окажи ту справедливость, которую ты всегда оказывал! Суди сам, заслуживаем ли мы теперь свободы. Господь бог, ниспошли благословение нашей борьбе!". Таким образом они использовали христианство для оправдания будущих жертв "борьбы немецкого народа за выживание", а если конкретнее, то борьбы с "еврейской чумой".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что "Майн Кампф" способствовала смене "нейтрального" отношения нацизма к христианству на "положительное", то есть " официально прохристианское". И эта смена произошла в силу требований политического прагматизма. Таким образом, в очередной раз можно убедиться, что политические цели поспособствовали кардинальному изменению основных положений нацизма. Стоит отметить, что на взаимоотношения нацистской идеологии и религии и, соответственно, нацистов и различных христианских институтов оказывал влияние такой важный фактор, как борьба за влияние. Ведь из истории известно, что на протяжении столетий церковь играла одну из ключевых ролей в государстве, и часто между руководством страны и духовенством возникали существенные разногласия в процессе распределения полномочий. И такая реалия политической жизни, как борьба за влияние, привнесла свою лепту во взаимодействие идеологии с религиозной сферой жизни общества, еще больше усиливая антирелигиозную и, соответственно, антихристианскую политику нацистов. Как уже было сказано в заключительном параграфе прошлой главы, нацисты в ходе борьбы за власть выдвигали требования социалистического толка. Делалось это для привлечения рабочих, поддержка которых смогла бы сыграть решающую роль на выборах. Однако антикапиталистическая риторика не помешала нацистам обращаться за помощью к влиятельным капиталистам Германии. Возможно, что казна НСДАП пополнялась за счет вложений органов французских разведывательных служб и от американского промышленного магната Генри Форда, но эта информация официально не подтверждена, хотя некоторые нацистские деятели признавали, что эти данные имеют под собой основания. Но основную часть своих средств партия получала от крупных немецких промышленников: "к этому времени в Баварии сложилась стабильная группа промышленников, сделавших ставку на гитлеровскую партию. <…> Деньги баварских промышленников сыграли важную роль в проведении предвыборной кампании в 1924 г. <…> уже на первом этапе своего существования НСДАП оказалась тесно связанной с промышленниками Баварии, в которой она тогда действовала. Однако связи НСДАП с промышленностью были гораздо шире. Начиная с 1922 г. руководство гитлеровской партии установило контакт с рядом влиятельных представителей монополистической верхушки всей Германии". В 1926 г. установлен контакт с рурскими промышленниками, через два года – с нюрнбергскими предпринимателями. Все это способствовало получению нацистами значительных средств. Возможно, решающую роль при привлечении крупных промышленников сыграла антикоммунистическая направленность партии, поскольку декларируемый господствующей социал-демократической партией марксистский сценарий развития государства с его общественной собственностью был для зажиточной буржуазии крайне невыгоден. Несмотря на активную поддержку со стороны, "период между 1925 годом и началом экономического кризиса 1929 года оказался неблагоприятным для нацистского движения". "Час Гитлера пробил, когда наступила "черная пятница" 19 октября 1929 г. В этот день произошел крах на Нью-йоркской бирже, и начался самый страшный в истории экономический кризис, охвативший весь мир. В Германии, экономическое положение которой было и без того трудным, кризис повлек за собой роковые последствия. Вначале казалось, что это временный спад конъюнктуры, но он перерос в невиданную доселе катастрофу, в которой экономический развал и политическая радикализация шагали нога в ногу. <…> Кризис охватил всю Европу, но в Германии он принял особенно разрушительный характер. В этой ситуации парламент оказался совершенно беспомощным". Вполне возможно даже, что если бы не этот кризис, то нацизм так и остался бы "воспоминанием времен инфляции". Общественное недовольство отразилось на итогах выборов, на которых все больше голосов получали радикальные партии. Если в 1928 году, накануне кризиса, НСДАП получила на выборах в рейхстаг 2,63% голосов, то спустя всего лишь два года эта цифра выросла до 18,33%, а в 1932 году нацисты получили уже 37,36%, став крупнейшей партией Германии. Но Гитлер, недовольный тем, что его партия не получила абсолютного большинства, отказался войти в правительство, и потребовал для себя пост рейхсканцлера и чрезвычайные полномочия. Эти события спровоцировали ухудшение политической ситуации, и, в конце концов, Гитлер добился своего – 30 января 1933 года президент Гинденбург провозгласил его канцлером – причем добился конституционным путем, как он и хотел. С этого момента начинается история Третьего Рейха – "официальное нацистское название режима правления, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945".
Политика Третьего Рейха
Национал-социализм был монопольно господствующей идеологией в Германии времен Гитлера. Придя к власти, нацисты начали воплощать в жизнь свои видения относительно государственного устройства. Сфабриковав поджог рейхстага, они моментально обвинили в этом коммунистов и начали на них гонения, что позволило НСДАП получить на выборах в марте 1933 года больше половины голосов, а спустя несколько дней путем уговоров и угроз Гитлер вытребовал для своего правительства чрезвычайные полномочия, юридически закрепив свою диктатуру; после этого за пять месяцев нацисты провели унификацию, то есть установление однопартийной тоталитарной системы, в ходе чего были распущены все существовавшие политические партии, введен запрет на создание новых, НСДАП была объявлена единственной партией Германии, а демократия была и вовсе ликвидирована; затем в конце 1933 года вышел закон, по которому НСДАП была объявлена носительницей германской государственности, в результате чего партия стала государственной, Гитлер объявлен вождем нации, а остальные лидеры партии стали руководителями государства, заняв места в органах власти всех уровней; таким образом, Германия окончательно стала тоталитарным государством, в котором нацизм стал официальной господствующей идеологией. Практически сразу по приходу к власти нацисты активно начали претворять в жизнь свои расистские идеи, в основе которых лежал антисемитизм и концепция расового превосходства арийцев. Сам Гитлер утверждал, что "вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев <…> если поделить человечество на три категории: творцов культуры, ее носителей и ее разрушителей, то представителем первой следует считать лишь арийцев <…> Немецкий народ - воплощение достоинств арийской расы, он призван в качестве расы господ подчинять себе менее ценные народы, прибегая к любым средствам принуждения… Пусть тот, кто хочет жить, вступает в борьбу, а тот, кто не хочет воевать в этом мире вечной борьбы, не заслуживает права на жизнь"". Подобного рода заявления раскрывают их явный фанатический характер. Эта концепция превосходства арийцев, не имевшая никакой полноценной научной аргументации, преподносилась, таким образом, как незыблемое тождество, аксиома, не требующая доказательств. Конечно же, нацисты различными способами пытались доказать правоту своих идей, но даже невооруженным глазом видно, что это делалось для оправдания их агрессивной политики. Они приводили эти аргументы либо из своего слепого фанатизма, либо для легитимизации своей власти. Таким образом, многие пункты концепции расового превосходства арийцев постоянно сопровождает такое явление, как фанатизм. В ходе антисемитской политики "евреи выводились из сферы действия Гражданского кодекса". Ни один другой народ не подвергался такой дискредитации со стороны нацистов, как этого удостоились евреи, которые "рассматривались и обличались не просто как национальное меньшинство – требовалось не только выселить проникших в Германию "восточных евреев", но и перевести немецких ассимилированных евреев, живших в Германии в течение столетий, в положение "иностранцев". Более того, все евреи вообще демонизировались и объявлялись подлинными виновниками поражения Германии, ответственными также за мнимую опасность марксизма и отрицательные стороны капитализма". В Третьем Рейхе антисемитизм был фактически узаконен после того, как были изданы Нюрнбергские законы о гражданстве и расе – "принятые рейхстагом 15 сентября 1935 два закона, определявшие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии. Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе, вводил различие между "гражданами рейха" и "принадлежащими к государству". Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе. Второй закон об "охране немецкой крови и немецкой чести" запрещал браки между евреями и немцами, а также внебрачные сексуальные отношения между ними". Обретение нацистами власти дало им возможность постепенно осуществлять теорию необходимости расширения жизненного пространства, которая затем получила название "Lebensraum" (рус. "жизненное пространство") – "концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке <…> После заключения Версальского договора 1919, по которому Германия лишилась многих территорий, перешедших под контроль держав-победительниц, требование "жизненного пространства" стало рассматриваться как возврат отторгнутых территорий <…> Экспансия внедрялась в массовое сознание как естественное право немцев, как господствующей и растущей нации, владеть соседними территориями для собственного жизнеобеспечения. Оккупация польских, украинских и других земель на Востоке сопровождалась массовым истреблением местного населения и переселением на захваченные территории этнических немцев". При всей своей бесчеловечности, эта концепция последовательно претворялась в жизнь, причем "ей предоставлялся абсолютный приоритет перед экономическими и военными интересами и целями промышленности и вермахта, даже и в то время, когда осуществление расово-идеологических целей было уже несовместимо со стремлением национал-социалистов сохранить свою политическую и военную власть". В процессе расширения жизненного пространства нацисты не останавливались даже перед открытым геноцидом, воспринимая его как естественное явление расовой борьбы. Вместе с тем усиленными темпами шло наращивание военной мощи германской армии, и предпринимались шаги по отмене действия Версальского договора. "Плебисцит в Сааре 13 января 1935 г… значительно укрепил авторитет Гитлера <…> 18 июня того же года рейх заключил морское соглашение с Англией, по которому соотношение немецкого и британского военных флотов, кроме подводных лодок, устанавливалось как 35:100. Соглашение показало, что западные державы готовы пойти на уступки, несмотря на то, что еще 16 марта Гитлер в нарушение Версальского договора заявил о введении всеобщей воинской повинности и принятии программы перевооружения армии. 7 марта 1936 г. немецкие войска вошли в демилитаризованную Рейнскую зону, на что Англия и Франция отреагировали вялыми нотами протеста. В том же году была создана "ось" Берлин-Рим и заключен "Антикоминтерновский пакт" с Японией. <…> С 1936 г. приготовления к войне шли полным ходом. Разработанный четырехлетний план был рассчитан на то, чтобы подготовить немецкую экономику и армию к ведению новой войны. <…> 12 марта 1938 г. вермахт вошел в Австрию, после того как Гитлер убедился, что Англия и Италия вмешиваться не станут. Аншлюс Австрии вызвал неописуемое ликование немецкого и большинства австрийского населения. Великая Германия, о которой мечтали как либералы франкфуртского парламента в 1848 г., так и социал-демократы веймарского Национального собрания в 1919 г., стала реальностью. Столь триумфальный успех показал Гитлеру, что с западными державами можно не церемониться. 28 марта он принял решение аннексировать и Чехословакию. Вермахт получил приказ о подготовке удара по этой стране, намеченного на 1 октября 1938 г. Встревоженные и напуганные Англия и Франция предпочли компромисс, чтобы избежать войны. На Мюнхенской конференции 29 сентября Германия получила согласие Англии, Франции и Италии на присоединение населенной в основном немцами Судетской области. На следующий день британский премьер-министр Невилл Чемберлен и Гитлер подписали договор о ненападении, который усилил веру Запада в то, что с фюрером можно договориться. Но Гитлер думал о другом. Уже в то время, когда он рассуждал с Чемберленом о мире и дружбе, началась разработка плана создания сильного флота, нацеленного на Британию. 15 марта 1939 г. германские войска заняли всю Чехию, а Словакия стала марионеточным государством. Это показало, что соглашения между западными демократиями и германским диктатором ничего не значат. Лишь теперь британский кабинет собрался с силами, чтобы принять ответные меры: вместе с Францией гарантировал защиту Польше и попытался заключить союз с Москвой. Но Гитлер опередил Чемберлена. 23 августа 1939 г. в Кремле был подписан советско-германский пакт о ненападении". В процессе проведения нацистами их политики наибольшим изменениям подвергся религиозный аспект нацизма. 20 июля 1933 года Гитлер ратифицировал с Ватиканом конкордат, который гарантировал свободу католической веры. Казалось бы, обе стороны признают друг друга и не собираются враждовать. Но все далеко не так просто. Подписание этого конкордата позволило усыпить антинацистские настроения церкви. Скрывая свои антихристианские настроения, Гитлер умело проводил политику искоренения церкви и христианской религии, вместо которой предполагалось ввести некую особенную религию, ставящую акцент не на вере в Бога, а на превосходстве арийцев. В связи с этим впоследствии утверждалось, что "Иисус Христос был арийцем, его учение исказили евреи и духовно отравленные христиане". Следующий этап предполагал уничтожение Церкви, которая в дискредитации не особо то и нуждалась. Ведь люди знали о ее прошлых "грехах", особенно в предреформационный период. Именно из-за своих злоупотреблений она и теряла свой престиж в глазах обычного народа. Задача нацистов состояла лишь в том, что надо было подпитать эти чувства. Сделав это, они начали открытые гонения на священнослужителей, сопровождаемые разграблением церквей. Во время своей военной экспансии нацисты проводили опыты по искоренению религии на оккупированных территориях, а в самой Германии этот план планировалось осуществить к 1964 году; а пока с началом войны давление на христианские общины ослабло. Этот шаг был сделан, видимо, чисто из прагматических соображений, поскольку вера и надежда в высшую силу способствует укреплению боевого духа солдат. Таким образом, налицо антирелигиозная сущность идеологии, которая раскрылась уже перед началом войны. Но под термином "антирелигиозность" подразумевается вовсе не отсутствие религии в германском обществе. Этот термин означает неприемлемость, в первую очередь, христианства. Но, несмотря на антихристианскую направленность, нацистская теория предполагала обязательное присутствие религии и веры у немцев, и это должна была быть вера в превосходство арийцев – так называемая народно-расистская германская псевдорелигия. Но, однако, эта псевдорелигия так и не успела увидеть свет. Не получив свою четкую формулировку, она осталась жить в головах сторонников нацизма. По существу, нацизм, в процессе своей эволюции, не подвергся существенным изменениям. Незначительные коррективы вносили требования политического прагматизма и реальность политической жизни, в процессе воздействия которой идеология еще более "радикализовалась". Существенному изменению подвергся лишь религиозный аспект нацизма. Если упростить описание процесса изменения этой сферы нацистской теории, то можно сказать, что под воздействием реалий политической жизни скрытая антихристианская направленность идеологии декларировалась сначала как нейтральная, затем как положительная, ну а после обретения нацистами власти, когда давление требований политической выгоды ослабло, нацизм уже постепенно раскрывал свою антихристианскую сущность. Что касается отношения немецкого общества к нацизму, то можно сказать, что оно было положительным, что было заслугой нацистской политики: "многие немцы, даже в принципе отклоняя национал-социализм, тем не менее считали, что он привнес в серую и холодную повседневность драматизм и страсть. Нацизм казался романтически-эмоциональным протестом против бездушной рационализации человеческого бытия. Большую роль играло при этом обращение к традициям. Показательным в этом отношении был состоявшийся 21 апреля 1933 г. День Потсдама, когда Гитлер и Гинденбург обменялись символическим рукопожатием над гробницей Фридриха Великого, что должно было означать союз между старой Пруссией и молодым национал-социализмом. В технике манипулирования массами нацистский режим достиг вершин виртуозности. Превосходно организованные Олимпийские игры 1936 г. в Берлине, ежегодно проводимые грандиозные партийные съезды и парады в Нюрнберге и многое другое пробуждали в людях чувства величия нации и гордости за свою принадлежность к ней".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|