Глава IV. Наследие идеологии
Трансформация нацизма
После свержения нацистской диктатуры в Германии национал-социализм лишился инструмента осуществления своих идей. При представлении процесса трансформации нацизма после падения Третьего Рейха представляется образ некоего призрака, которого никто не видит, но который, тем не менее, существует. Несмотря на утрату своего господствующего положения, нацизм ввиду тех последствий, которые он оставил после себя, не мог исчезнуть вовсе. Потерпев крах, его сторонники на время ушли в подполье. Определенные обстоятельства способствовали тому, что через недолгое время нацистская идеология снова дает о себе знать. Далеко не вся немецкая общественность воспринимала поражение гитлеровской Германии в войне как унижение и катастрофу, значительная часть населения отрекалась от преступлений Третьего Рейха, при этом в отличие от Италии и Франции, в Германии не возник широкий антифашистский консенсус, что не исключало возможность появления нацистских движений. Поскольку понятие "нацизм" тесно связано с партией НСДАП и ее членами, то новые политические силы, выражавшие приверженность национал-социалистической идеологии, не совсем уместно было бы называть нацистскими. Вместо этого для характеристики нового политического явления был введен термин неонацизм. Таким образом, идеи потерпевшего крах нацизма нашли отражение у неонацистских движений. Неонацизм в Германии
"Призрак" национал-социализма не заставил долго себя ждать. "На выборах в бундестаг 1949 года мелкие праворадикальные партии, среди которых Немецкая правая партия… имела в идеологическом отношении отчетливо фашистскую ориентацию, получили вместе лишь 5,7% поданных голосов. Возникшая при расколе Немецкой правой партии в 1949 году Социалистическая имперская партия… состояла почти исключительно из бывших национал‑социалистов… не желавших пересмотреть свои прежние политические установки. <…> эта партия однозначно отражала свой национал‑социалистский прообраз, у которого она заимствовала также "принцип фюрерства". 23 октября 1952 года СИП, уже находившаяся в это время в состоянии распада, была запрещена Федеральным конституционным судом. Этот приговор побудил все остальные партии правого толка по возможности избегать слишком прямой ориентации на национал‑социализм. Это относится прежде всего к Немецкой правой партии, которая с 1949 года называла себя Немецкой имперской партией <…> В ее программе… отражались также националистические, реваншистские и антидемократические идеи, хотя она избегала радикальных высказываний против парламентской системы и открыто антисемитской фразеологии. <…> Но ей не удалось преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в бундестаг".
Таким образом, еще на исходе 40-х годов XX века немецкая общественность знакомится с явлением неонацизма. Закоренелые члены НСДАП, не желавшие отказываться от своих убеждений, принимали непосредственное участие в образовании новых партий националистического толка. Даже запрет конституционным судом Социалистической имперской партии, являвшейся прообразом НСДАП, не остановил рост количества партий такого рода. До поры до времени такие движения не находили особой поддержки у населения. Но вскоре внимание немецкой общественности концентрируется на недавно созданной ультраправой партии. "Национал‑демократическая партия Германии… основанная в 1964 году как совместная организация для всех группировок правого и более или менее национал‑социалистского направления, сумела в удивительно короткое время выйти из полной неизвестности и добиться примечательных избирательных успехов. <…> Временный успех НДПГ привлек немало внимания и в ФРГ, и за границей; он вызвал опасения, что Федеральную Республику, впервые в своей истории вынужденную бороться с экономическими трудностями, может постигнуть судьба Веймарской республики. Эти опасения… определили позицию демократических партий, решительно отвергших НДПГ и боровшихся с ней <…> НДПГ очень старалась по возможности маскировать свои антидемократические и пронационал‑социалистские установки, чтобы предотвратить угрожавшее ей запрещение. Но хотя она признавала свободные демократические учреждения ФРГ, она не могла и не хотела отказаться от националистических и авторитарных высказываний. Напротив, антисемитские высказывания в ее публицистике почти не встречаются. При этом она энергично выступала против дальнейшего въезда и пребывания в Германии иностранных рабочих, проявляя свои несомненные тенденции к ксенофобии и даже к расизму. В общем, можно сказать, что эта партия, почти все вожди которой и половина членов были прежние члены НСДАП, несмотря на словесные демократические заверения, в идеологическом отношении носила отпечаток и находилась под влиянием национал‑социалистского образца. Но при этом ей недоставало важного признака фашистских партий – принципа фюрерства. Это видно было из ее постоянных внутренних конфликтов, которые привели в 1971 году к отставке председателя партии Адольфа фон Таддена, впрочем, никогда не пользовавшегося бесспорным авторитетом. Его преемники также не могли задержать процесс упадка партии. Это привело к образованию различных отколовшихся от НДПГ организаций, фашистский характер которых проявился более отчетливо, чем у самой партии, вызывавшей в этом смысле некоторые споры".
Таким образом, на политической арене появляется качественно новая ультраправая партия националистического толка, сумевшая обратить на себя внимание и заставившая понервничать общественность не только в Германии, но и за ее пределами, поскольку ситуация, сложившаяся в ФРГ в период экономических трудностей, на который как раз пришелся пик популярности НДПГ, напоминала Веймарскую республику рубежа второго и третьего десятилетий XX века, когда радикальная национал-социалистическая партия на фоне экономического кризиса за крайне короткое время сумела в несколько раз увеличить количество голосов, получаемых ею на выборах, что вскоре привело нацистов к власти.
Тем временем идеи националистического толка активно распространяются среди молодого поколения: новую силу получают такие молодежные организации, как "Молодые национал‑демократы", "Юные викинги", "Союз верной отечеству молодежи", которые формируются по образцу "Hitlerjugend"; в то же время как грибы после дождя растут воинствующие фашистские секты, не скрывающие свою приверженность к национал-социализму, и даже берущие соответствующие названия. Из всего этого обилия националистических движений на сегодняшний день самой влиятельной является Национал-демократическая партия Германии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так что же представляет из себя нацизм? Являясь, как и многие другие теории подобного типа, продуктом взаимодействия расистских, пангерманских, националистических и антисемитских идей, имевших сильное влияние в немецком обществе конца XIX – начала XX вв., он не был оригинален для своего времени. Но вместе с этим, он имел одно важное отличие – в то время как большинство других теорий были лишь учениями, национал-социализм был именно политической идеологией, а его сторонники ставили перед собой цель прийти к власти для того, чтобы претворять свои идеи в жизнь. И если большая часть похожих теорий существовала преимущественно только на бумаге, то нацисты сумели установить господство своей идеологии, благодаря чему антисемитские и пангерманские идеи, так долго вынашиваемые немецким обществом, получили возможность быть проведенными на практике. Заслуга в этом принадлежит нацистским основоположникам. Именно благодаря их настойчивости нацизм не растворился в серой массе прочих расистских теорий.
Если национал-социализм и можно назвать оригинальным, то только за счет его политического веса, поскольку никогда ранее, по крайней мере, начиная с нового времени, настолько радикальное движение не имело такой власти, какой обладал нацизм после того, как он стал господствующей идеологией в Германии. Будучи оригинальным только в этом качестве, он в принципе не содержал в себе ничего кардинально нового. На пути становления нацистской идеологии ее зачатки приводились в движение как общественными явлениями, так и отдельными личностями, оказавшими непосредственное влияние на процесс формирования нацизма. К числу таких явлений относится, в первую очередь, Первая Мировая война в совокупности с послевоенными итогами для Германии. К числу же важнейших личностей, чьи идеи оказали непосредственное влияние на идеологию, относятся различные ученые, исследователи, политики и публицисты. В первую очередь, это, безусловно, сам Адольф Гитлер, затем те люди, которые оказали существенное влияние на его патриотические и расистские настроения – в их числе, например, его учитель истории Леопольд Петч и английский писатель-националист Хьюстон Стюарт Чемберлен. Распространение немецкого народного пессимизма привело к появлению расистских теорий и учений, сыгравших важную роль при формировании нацизма. Вскоре произошло и другое важное событие – началась Первая Мировая война. Последствия этой войны в совокупности с условиями послевоенного мирного договора явились катализатором обострения националистических и реваншистских настроений немецкого народа. На этом фоне и появляется человек, который собрал воедино эти явления, настроения, учения, редактируя их в соответствие со своими взглядами. Его идеология, названная национал-социализмом, четко отражала его убеждения. В процессе своего окончательного оформления нацизм окончательно закрепил свою расистскую и антикоммунистическую направленность. Вместе с тем Гитлер не спешил высказываться о своей антихристианской позиции, так как это поставило бы крест на его политической карьере. В программе возглавляемой им партии – НСДАП – объявлялось о свободе вероисповедания, но, вместе с тем, эта программа носила откровенную националистическую и антисемитскую направленность. Именно такой и останется главная суть этой идеологии, становление которой после опубликования программы партии можно считать уже завершенным процессом. Еще более окончательную и официальную формулировку идеология получит после издания книги "Mein Kampf". Дальнейшая эволюция нацизма происходила, в основном, под воздействием требований политической выгоды. Не стоит забывать, что идеология являлась, в первую очередь, политической, а это значит, что как-никак, но все-таки главной целью их основоположников и сторонников был приход к власти. Именно ради этой цели Гитлер иногда закрывал глаза на свои убеждения, отодвигая их на второй план ради политических нужд.
Что касается закономерности прихода нацистов к власти, то стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, этого, скорее всего, не произошло бы, если нацистская предвыборная программа строилась исключительности на пропаганде расизма и антисемитизма. Без полноценной агитации нацисты вряд ли смогли бы прийти к власти. Согласно одной из гипотез нацизма, патриотическая и антисемитская направленность нацизма сразу встретила широкую поддержку у населения и стала залогом их успеха на выборах. Однако это совсем не так, о чем говорит хотя бы тот факт, что путь нацистской партии к власти длился более десяти лет. Конечно, многих привлекали эти расистские лозунги, в основном это были низшие слои, но поначалу большинство представителей среднего и зажиточного классов не воспринимали эти лозунги и самого Гитлера всерьез. Главным же залогом их успеха была грамотная предвыборная агитация их экономической программы, сопровождаемая антикоммунистической пропагандой и активной деятельностью по привлечению голосов как рабочего класса, так и влиятельных капиталистов. Свою роль сыграла и крупная финансовая поддержка нацистской партии, а также пришедшийся как раз кстати экономический кризис. Не последнюю роль в росте популярности нацистской партии сыграли ораторские способности их лидера. Гитлер был типичным австрияком, умеющим завести толпу, и его харизматичность в совокупности с популистскими лозунгами составляли серьезный инструмент по привлечению избирательских голосов. Таким образом, нацизм в силу своей политической сущности, сполна использовал соответствующий арсенал методов предвыборной агитации, и не стоить переоценивать влияние нацистской пропаганды расизма на выбор немецких избирателей, поскольку большинство их видело свое благополучие вовсе не в установлении расистской политики, а в укреплении государственной аппарата власти и проведении продуманной экономической политики. И закономерность прихода нацистов к власти заключается, в первую очередь, в их предвыборных экономических обещаниях. Просуществовав всего 12 лет, нацистское государство успело оставить невероятно колоссальный след в мировой истории. Придя к власти, нацисты активно начали воплощать в жизнь свои идеи. Осуществив всего за 5 месяцев унификацию, они начали проводить свою расистскую политику. Антисемитизм был фактически узаконен. С течением времени гонения на евреев становились все жестче, причем нацисты уже не старались скрывать проводимые ими погромы еврейских жилищ. Вместе с тем предпринимались меры по расширению жизненного пространства. Когда эти меры натолкнулись на сопротивление Англии и Франции, терпению которых пришел конец, Гитлер не побоялся начать военную агрессию против Польши. Однако именно этот шаг и привел к мировой войне, которая началась спустя всего 6 лет после прихода нацистов к власти. В конечном итоге, эта война привела Третий Рейх к краху. Причем оккупационная политика немцев была настолько жестокой, что в случае поражения нацистов в войне победители не ограничатся простой капитуляцией противника, а предпримут меры по полному уничтожению нацизма. Но, как бы там ни было, полное искоренение национал-социализма было невыполнимой задачей. После своего краха нацизм на некоторое время исчезнет с политической арены, но потом вновь заявит о себе трансформировался в неонацизм и вновь заявил о себе как о политической силе. Несмотря на крах основоположников нацизма, изобретенная ими идеология смогла их пережить, трансформировавшись в немного иные формы, и продолжает жить и в наши дни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Baynes, Norman Hepburn. The Speeches of Adolf Hitler, April 1922-August 1939. Издание в двух томах. Oxford: Oxford University Press, 1942. Bracher, Karl Dietrich. Die deutsche Diktatur. Entstehung, Struktur, Folgen des Nationalsozialismus. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1969. Frank, Hans. Im Angesicht des Galgens. München-Gräfeling: Alfred Beck Verlag, 1953. Heuss, Theodor. Hitlers Weg: Eine Schrift aus dem Jahre 1932. Tübingen: Wunderlich, 1968. Hitler, Adolf. Mein Kampf. Münich: Zentralverlag der NSDAP, 1925-1927. Schieder, Wolfgang. Faschismus als soziale Bewegung. Deutschland und Italien im Vergleich. Hamburg: Hoffmann und Kampe, 1976. " Wahlen in der Weimarer Republik" Übersicht über die Reichstagswahlen 1919 – 1933. 2009г. Электронный источник: http://www.gonschior.de/weimar/Deutschland/Uebersicht_RTW.html (дата обращения: 28.04 2009 г.)." Zitelmann, Rainer. Hitler. Selbstverständnis eines Revolutionärs. Hamburg: Herbig Verlag, 1987. Белояр, Андрей. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. Москва: НЕС, 2007. Бонгард-Левин, Григорий; Грантовский, Эдвин. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Москва: Мысль, 1983. Бубнов, Павел. "Религия нацизма" "Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне". 22.06.2008 г. Электронный источник: http://www.ioannp.ru/publications/117766 (дата обращения: 8.04.2009г.). Васильченко, Андрей. Арийский миф III Рейха. Москва: Яуза-Пресс, 2008. Ватлин, Александр. Германия в XX веке. Москва: РОССПЭН, 2002. Випперман, Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. Воропаев, Сергей. Энциклопедия Третьего Рейха. Москва: ЛОКИД-МИФ, 1996. Галкин, Александр. Германский фашизм. Москва: Наука, 1989. Гитлер, Адольф. Моя Борьба. Москва: Т-ОКО, 1992. Грицанов, Александр. История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, 2002. Гудрик-Кларк, Николас. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культуры и их влияние на нацистскую идеологию: Ариософы Австрии и Германии, 1890—1935. СПб: Евразия, 1993. Дацюк, Александр. "Религия Гитлера." Редактор Сергей Кичигин. Аспекты 2000, ноябрь 2004: C2. Левит, Светлана. Культурология. XX век. Энциклопедия. Издание в двух томах. Санкт-Петербург: Университетская книга; 000 "Алетейя", 1998. Мельников, Даниил; Черная, Людмила. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. Москва: Новости, 1991. Патрушев, Александр. Германия в XX веке. Москва: Дрофа, 2004. Патрушев, Александр. Германская история. Москва: Весь мир, 2003. Рахшмир, Павел. Происхождение фашизма. Москва: Наука, 1981. Чайлд, Гордон. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Москва: Центрполиграф, 2007. Ширер, Уильям. Взлет и падение третьего рейха. Издание в двух томах. Москва: Воениздат, 1991. Эдельман, Джой. Языки мира: Дардские и нуристанские языки. Москва: Индрик, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|