Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последние победы и поражения




Тактика

 

Было решено, что во избежание обнаружения cистемой AWACS (система раннего обнаружения и наведения), установленной на американских самолетах, МиГи будут барражировать на предельно малой высоте и, с приближением группы самолетов Альянса, будут набирать высоту и атаковать их ракетами с тепловой (инфракрасной) ГСН R-60M (AA-8 Aphid - для НАТО) или R-73 (AA-11 Archer), с последующим снижением на первоначальную высоту. Также было принято решение об атаке МиГов парами с разных направлений - это бы провоцировало путаницу в рядах противника.

 

Первая ночь

 

24 марта 1999 в 19:00 с воздушной базы в Нише в воздух поднялись два самолета, пилотируемые майорами Драганом Иличем (ведущий) и Илио Аризановым (ведомый). В их задачу входило отражение первой волны воздушных атак американцев на Косово. Чуть позже система слежения (SN-29) ведомого самолета определила наличие в воздухе F-16, по которому были выпущены две ракеты R-73 (обе попали в цель). 30 июля 2000г. американские ВВС признали, что в тот день пилотировавший F-16CG летчик был вынужден катапультироваться над Адриатическим морем; он был эвакуирован, однако его имя и подразделение, равно как и причина, заставившая его покинуть свой самолет, так и остались неизвестными. К сожалению, Аризанов не смог повторить атаку из-за вышедшего из строя радара, помимо которого также не работали радио и РЛС обнаружения SPO-15. Из-за давшей сбой техники двум F-15C " Eagle " (493-я экспедиционная истребительная эскадрилья (ЭИЭ)) удалось его сбить. Ведущий самолет противника пилотировал полковник Сесар Антонио Родригес, выпустивший по югославу AIM-120C. Аризанову пришлось катапультироваться над Косово - в зоне, контролируемой т.н. " Армией Освобождения Косово " (состоявшей из албанских сепаратистов, поддерживаемых НАТО), однако ему удалось избежать "встречи" с искавшими его "партизанами" и через 15 часов, под огнем албанцев, он был спасен на SA.341 " Gazelle ", пилотируемом майором Алексом Милановичем и капитаном Срджаном Йовановичем.

МиГ Илича также получил повреждения (неизвестно, были ли они нанесены AMRAAM (ракетой передового базирования средней дальности класса "воздух-воздух"), выпущенной с американского F-15C, или же это был SA-6, выпущенный по ошибке 311-ым ракетным полком ПВО), однако летчику удалось дотянуть до Ниша, где самолет вскоре отремонтировали.

В первую ночь войны 127-ая ИЭ приняла участие еще в двух воздушных боях, начало первого из которых приходится на 20:30 того же дня. В это время с Батайницы (воздушная база под Белградом) в воздух поднялись самолеты Любиши Кулачина (ведущий) и Небойши Николича (ведомый). Им предстояло перехватить с разных направлений группу из двадцати четырех самолетов НАТО. В начале собственной атаки ведущего ожидала крайне неприятная неожиданность - вышедшие из строя радар и система вооружения. Продемонстрировав противнику чудеса маневренности, чудом избежав попадания нескольких ракет AMRAAM, Кулачин не стал расходовать боезапас и приземлился в международном аэропорту Белграда.

В то время МиГ-29Б (N18111), пилотируемый сорокалетним майором Николичем (за плечами которого был двенадцатилетний опыт пилотирования МиГов-29), набирал высоту для захвата врасплох вражеских самолетов (группы из бельгийских F-16А и канадских CF-188 " Hornet ", сопровождаемых F-16AM (Голландия)):

 

"После взлета условия для собачьей свалки стали складываться как нельзя хуже. "Для эффективной обороны необходимо набрать соответствующие скорость и высоту", - так говорят все учебники по воздушному бою. Взлетев, я взял курс на Воеводину - именно там мне удалось уйти от первого вражеского снаряда. Как только я включил бортовую РЛС и системы управления оружием, мне вновь пришлось маневрировать, уходя от второго снаряда "воздух-воздух". В общем, скоро появился третий из двадцати четырех [...] Посмотрев на радар и определив один из них в качестве цели, я занял неплохую позицию для атаки и выпустил по нему тот снаряд, который мы называем "маленьким" [под "маленьким" рективным снарядом летчик имеет в виду R-73. - примеч. Д.Зампини]. Я едва отметил попадание как попали уже в меня, фактически превратив самолет в факел. Начала гореть кабина. Я ничего не различал из-за дыма и пламени. В эти минуты я находился на высоте 3000 метров над деревушкой Тител, направляясь на север к Зреньянину. Мой верный друг - МиГ, которым я управлял в течение десяти лет, падал. На высоте в 2000 метров я принял решение покинуть объятый пламенем самолет."

 

Попадание снаряда Николича было подтверждено радистами, видевшими, как с экранов радаров исчез один из вражеских самолетов. В тот же день ВВС Бельгии подтвердили потерю (F-16А NFA-39, пилотируемый капитаном Фредериком Дезиротте (погиб)), списав ее, тем не менее, на несчастный случай. Однако сотрудники ГРУ, находившиеся на одном из кораблей береговой охраны ("Неман") и прослушивавшие радиопереговоры Альянса, подтвердили, что гибель этого самолета - отнюдь не несчастный случай.

Самолет Николича же, избежавший благодаря отменному мастерству летчика трех попаданий AIM-120, зацепило лишь четвертой ракетой (AMRAAM, выпущена с F-16AM 322-ой эскадрильи голландских ВВС). Катапультировавшись и приземлившись, летчик не получил травм, однако спасательная бригада все же препроводила его в военно-медицинскую академию, где возможность внутренних повреждений была полностью исключена лишь после необходимых обследований. Утром 25 марта в госпиталь прибыли его жена Ольга и две дочери - Соня и Таня.

Последний воздушный бой, состоявшийся этой ночью, произошел с участием самолета Милорада Милютиновича ("Грофа"), в одиночку поднявшегося c Батайницы для перехвата группы F-117А (49-ое тактическое истребительное крыло). Это подтверждают и сами ВВС США; один из американских летчиков-очевидцев говорит о МиГе, занимавшем удобную для атаки позицию. Против отважного серба сыграло следующее обстоятельство: радар его МиГа-29В (N18106) не функционировал. Работал лишь SPO-15, благодаря которому летчик понял, что запеленгован (радар APG-70) вражеским F-15C " Eagle " (летчик - капитан Майкл Шоуэрс, 493-ая ЭИЭ 48-ого истребительного крыла ВВС США). Благодаря энергичным маневрам, сербу несколько раз удалось выйти из пеленга, однако послесвечение сыграло на руку американцу, которому удалось застать искавший аэродром МиГ врасплох и выпустить по нему AIM-120C. Так - с результатом в два выигранных боя и три потерянных самолета - закончился первый день войны. Однако это было лишь самое начало.

 

Второй и третий дни.

 

За следующую ночь 127-ой ИЭ удалось взять частичный реванш за понесенные накануне потери. 25 марта в 23:30 над Румой сербский летчик Слободан Перич (майор, пилотировал МиГ-29) застал врасплох - по его словам - группу истребителей "F/A-18" и, с помощью R-73, нанес повреждения одному из вражеских самолетов. Несколькими часами спустя стало известно, что в аэропорте Райловач (Сараево) осуществил экстренную посадку один из F-15C (ВВС США). На фотографии, сделанной одним из местных жителей сербов, видна полоса густого белого дыма, тянувшаяся за самолетом (позднее этот снимок был опубликован в сербской газете " Войска "). Официальный представитель НАТО (Шена Томпсон) так прокомментировала эту ситуацию на одной из пресс-конференций: "<...> Хотелось бы подтвердить, что сегодня утром в аэропорте Сараево приземлились два самолета F-15. Один из них выполнял экстренную посадку, другой находился в сопровождении."

Вечером 26 марта 127-ая ИЭ приняла участие в двух воздушных боях, первый из которых произошел спонтанно в 17:00 в семи километрах к югу от Панчево. В это время генерал-полковник Любиша Великович (не кто иной, как помощник командующего генштабом югославских ВВС и ПВО) осуществлял испытательный полет, пилотируя МиГ-29Б (N18105). Генерал хотел лично убедиться в плачевном состоянии самолетов эскадрильи. Внезапно его предупредили, что группа F-16 (ВВС США), сопровождаемая несколькими самолетами " Tornado " (ВВС Германии), устроила атаку на системы ПВО, расположенные в окрестностях Белграда. Воспользовавшись незамеченностью, Великович приблизился к F-16C (N88-0490), пилотируемому капитаном Майклом Дж. Райдером, и, после нескольких попыток заставить работать систему наведения SN-29 собственного самолета, сбил американца ракетой R-73. (Райдер катапультировался и был эвакуирован). ВС США утверждали, что потеря данного самолета произошла во время инцидента в Аризоне, однако ГРУ подтвердило, что упомянутый истребитель на самом деле был сбит в Югославии. Великовичу не суждено было пережить эту войну: генерал погиб 3 июня во время воздушной атаки.

Второй воздушный бой произошел двадцатью минутами позднее: пара МиГ-29Б, пилотируемых майором Слободаном Перичем и его ведомым, капитаном первого класса Зораном Радосавлевичем, поднялась в воздух с целью обнаружения группы американских самолетов, приближавшихся с территории Боснии. К несчастью, вместо того, чтобы идти низко, югославы держались на средней высоте, следуя неграмотным наземным командам ряда офицеров - приспешников Милошевича; помимо этого, неопытный диспетчер направил их сначала на север, потом на юго-запад... В конце-концов летчикам удалось обнаружить противника - группу истребителей-бомбардировщиков F-15E " Strike Eagle " - на сербско-боснийской границе. Перич, пилотировавший МиГ-28B (N18114), выпустил R-73, попавшую в один из американских самолетов. Однако полет на средней высоте и изначально ошибочный курс сыграли американцам на руку - было достаточно времени на отправку к ним двух F-15C " Eagle " (493-я ЭИЭ). В результате попадания AIM-120C, выпущенной капитаном Джеффри Хвангом, погиб Радосавлевич. Его напарнику удалось избежать "встречи" со второй ракетой Хванга, однако попадание третьей AIM-120C вынудило его катапультироваться. В Боснии, в свою очередь, были найдены куски фюзеляжа F-15E (48-ое истребительное крыло), ставшего жертвой Перича. На обломках красовалась английская надпись "ANNUAL INSP C/7". Журнал " Air Forces Monthly " (июнь 1999, стр.92) дает следующий комментарий: " [самолет] сошел с курса и, во время осуществления аварийной посадки на воздушную базу Истрана в Италии, получил серьезные повреждения". Результатом стало списание самолета.

Итогом этого дня стала ничья: по две победы и поражения у каждой стороны. Помимо этого, этот день стал роковым для одного из летчиков, ставшего первой жертвой развязанной бойни. Смерть Радосавлевича тяжело переживало все подразделение, однако грядущие события не могли не поднять югославам боевой дух.

 

И мифам приходит конец...

 

Самая известная победа 127-ой ИЭ произошла ночью 27 марта 1999 года. Около 20:00 с Батайницы поднялся в воздух МиГ-29Б, пилотируемый подполковником Гвозденом Дюкичем. Не замеченный противником, самолет патрулировал на большой высоте, ожидая инструкций с командного пункта, расположенного у Будьяновцей. Территория его патрулирования была известна как "место вторжения" натовских самолетов. Инструкций так и не последовало, зато вместо них в 20:38 появился вражеский самолет.

 

"Внезапно я увидел светящуюся точку, к которой и направился. Я понимал, что атака будет лобовой. Первый выпущенный мной снаряд попал ему фактически "в лоб"."

 

Описание Дюкичем своей победы, в прямом смысле ошеломившей мир, было очень лаконичным. Его жертвой стал F-117A (N82-0806), пилотируемый майором Даррелом Зелко (8-ая ЭИЭ 48-ого ИК). Американский летчик был позднее эвакуирован на HH-60. Кроме этого снаряда американский самолет получил повреждения еще и от ЗСУ M53/59 "Прага", оставившей 30мм отверстия в одном из его крыльев.Стало очевидным, что новейший истребитель F-117, считавшийся до того момента как непобедимым, так и невидимым, на самом деле не обладал ни одним из упомянутых качеств, во всяком случае для югославских летчиков.

 

Последние победы и поражения

 

Несмотря на очевидные успехи, электронное оборудование МиГов давало сбои все чаще. Вылеты югославских летчиков - майоров Боры Зарая, Миленковича и Эрмети - запланированные на 5, 6 и 7 апреля соответственно, пришлось отменить. Причиной этому стал выход из строя радаров и систем наведения. Передышка для 127-ой ИЭ закончилась спустя почти месяц: 4 мая в воздух поднялся МиГ-29Б (N18109), пилотируемый командующим подразделения - полковником Миленко Павловичем. Самолет лег на курс к родному городу летчика - Вальево, пострадавшему в минувшую ночь от жестокой воздушной бомбардировки. Против югославского самолета, чьи вооружение и система навигации фактически не функционировали, были отправлены два F-16CJ (78-ая ЭИЭ 31-ого ИК ВВС США). В результате попадания AIM-120 самолет Павловича был сбит, сам летчик погиб.

Это был настоящий удар. Вдобавок стало очевидно, что при существующих условиях пилотирование самолетов можно приравнивать к самоубийству. Так или иначе, последовавшее вынужденное прекращение борьбы 127-ой ИЭ с боевыми самолетами НАТО отнюдь не означало прекращения боевых действий. Был сделан упор на активную борьбу с вражескими беспилотными летательными аппаратами (БЛА), для чего использовались оптические прицелы и заслуженные 30мм пушки, исключавшие возможность технических неполадок. 21 мая 1999 года МиГ-29Б уничтожил огнем из пушки (GSh-301) БЛА " Hunter " (NAV211, ВС США); через десять дней такая же судьба постигла и немецкий UAV CL-289 (по свидетельству " Air Forces Monthly ", июль 1999, стр.72). Последняя из упомянутых побед стала кульминацией участия 127-ой ИЭ в сражениях за Косово.

 

Приманка для НАТО

 

На одной из пресс-конференций, состоявшейся 27 мая 1999 года, было озвучено следующее заявление: по словам официального представителя НАТО (контрадмирал Томас Уилсон) из шестнадцати МиГов, которыми располагала Югославия, было уничтожено тринадцать, причем восемь из них - непосредственно на земле. Появление 12 июня одиннадцати МиГ-29Б в Слатине разбило в пух и прах все доводы контрадмирала. Причина очевидного расхождения цифр - мастерство моделистов Джордже Иванова и Радое Глагоевича, сделавших копии самолетов МиГ-29, которым присвоили названия "М-18". Мастера покрыли деревянные "самолеты" металлическими пластинами, а сжигание керосина под макетами создавало иллюзию работы моторов RD-33. Металлическое покрытие играло злые шутки с радарами натовских самолетов, а "использование" керосина вводило в заблуждение их инфракрасные датчики. Таким образом, в число уничтоженных МиГов попали и уничтоженные НАТО деревянные "самоделки"...

 

Итоги

 

Несмотря на то, что 127-ой ИЭ удалось уничтожить "всего" шесть вражеских самолетов (три F-16, два F-15 и один F-117) и два БЛА, при условии понесенных ей потерь (пять МиГ-29) - это, бесспорно, грандиозное достижение, особенно, если учесть огромное количественное превосходство натовских самолетов, не говоря уже о постоянных технических сбоях МиГов и откровенной тупости некоторых командиров.

Отвага и решительность югославских летчиков и наземного персонала не остались незамеченными: из 23 членов ВВС Югославии, награжденных за боевые заслуги, шестеро принадлежат именно к этому подразделению. "Медаль за Храбрость" и повышение в звании получили майоры Небойша Николич, Слободан Перич, Милорад Милютинович и Илио Аризанов. Посмертно были награждены и погибшие летчики: капитан первого класса Зоран Радосавлевич, получивший "Медаль за Храбрость" и звание майора и, наконец, генерал-полковник Любиша Великович, награжденный "Медалью Военного Знамени" первой степени.

 

На данный момент сербские и черногорские воздушные силы находится в стадии замены старых МиГ-29 на новые самолеты Су-30, оставаясь, бесспорно, элитой ВС Сербии.

 

 

Сколько самолетов НАТО бомбило Югославию?

 

"Истина войны - в первой ее жертве."

(поговорка)

 

Реальные цифры потерь, бесспорно, не в приведенных пропагандистской "машиной" Милошевича, говорившей о 398 сбитых самолетах НАТО (цифра, мягко говоря, нелепая). Преувеличивают и официальные цифры ВВС и ПВО Югославии, говорящие о 61 самолете, 7 вертолетах и 30 БЛА, сбитых в период с 24 марта по 11 июня 1999 года.

Потери двух самолетов (F-117А (27 марта) и F-16CG (2 мая)), официально заявляемые НАТО, также далеки от реальности. Данная статистика попросту замалчивает множество самолетов, вернувшихся на свои базы в Италии, Германии, Боснии и Македонии, и впоследствии списанных из-за полученных повреждений. Обойдена молчанием и истинная судьба множества ЛА, получивших повреждения в воздушных боях, в то время, как по официальной версии они были повреждены в результате банальных аварий (соответствующие примеры можно найти в статье "Рыцари короля Лазаря").

Оптимальный вариант поиска истины заключается в сравнении данных, приводимых сербами, с данными ГРУ, приводящимися Центральным аэрогидродинамическим институтом имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Естественно, многие поставят под сомнение беспристрастность и этой информации, однако не стоит забывать, что главная задача упомянутых инстанций заключается в объективной оценке боеспособности как западного, так и собственного вооружения, которое должно быть в состоянии нейтрализовать любую угрозу, представляемую Западом. На этом уровне не может быть и речи о пропаганде, национальной гордости или братстве славянских народов - суть в том, что недооценка потенциального противника может обойтись очень дорого, в первую очередь, самой России. Таким образом, как ЦАГИ, так и ГРУ всегда предпочитали оценивать реальное положение дел, нежели чем выдавать некие "оптимистические" прогнозы. Не вызывает сомнений оценка, данная войне в Косово (1999г.), в соответствии с которой оборона югославской стороны была очень грамотной. Помимо этого, югославам удалось сбить и/или повредить двадцать девять самолетов и четыре вертолета НАТО. Анализ СМИ стран Альянса лишь подтверждает данные цифры.

ГРУ использовало самые различные средства наблюдения за военными действиями между Югославией и НАТО, основным из которых были электронные средства наблюдения корабля "Неман", стоявшего на якоре в Адриатическом море и перехватывавшего как радиопереговоры противоборствующих сторон, так и электронные сигналы Альянса. Помимо этого, сотрудники спецслужб смешивались с толпами журналистов и простых зевак, наблюдавших за взлетами и посадками натовских самолетов на итальянские и британские воздушные базы. Оснащенные фотоаппаратами с 1000мм телеобъективами и мощнейшими призматическими биноклями, они аннотировали количество, типы и номера самолетов, отмечая также возвращение оных с заданий. Если какой-либо из ранее взлетевших самолетов не возвращался, вычисление его номера и модификации не составляло никакого труда.

 

Так ли уж "невидимы"?

 

Одна из проблем, более всего занимавших умы высокого командования Альянса, заключалась в обнаружении, преследовании и - в конце концов - поражении югославами истребителей F-117, "невидимых для вражеских РЛС". Американцы подтверждают потерю F-117А (N82-0806), случившуюся 27 марта благодаря тому, что этот "Найтхок" следовал "проторенным" курсом, хорошо известным сербам, которые разместили свои средства ПВО (ракеты типа "земля - воздух") на всем его протяжении. Однако говорить о ПВО в данном случае некорректно, т.к. "ответственность" за уничтожение самолета лежит на МиГе-29: в этот раз самолеты прикрытия EA-6B " Prowler " оказались слишком далеко от упомянутого истребителя... Данный случай является, скорее, неудачным стечением обстоятельств для американца, нежели чем истинным достижением сербов. Так или иначе, первый F-117 был перехвачен МиГ-29 (летчик - Милорад Милютинович) уже в первую ночь конфликта - "Найтхок" спас лишь сбой системы SN-29 сербского самолета. Помимо этого известно еще, по меньшей мере, о двух F-117, списанных впоследствии из-за повреждений, полученных от ракет "земля-воздух". Так, 21 апреля 1999 года F-117А (N86-0837, 422-ая ЭИЭ) "совершая посадку, получил обширные повреждения в результате аварии неизветного происхождения, детали оной не уточняются, однако было объявлено, что данный инцидент относится к классу А" (журнал "Air Forces Monthly", август 1999, стр. 74). На жаргоне американских летчиков, "авария класса А" означает не подлежащие ремонту повреждения. К тому же ГРУ установило, что самолет получил повреждения от 30мм ЗСУ M53/59 "Прага" в районе Вождоваца (Белград), а не в результате аварии, якобы произошедшей при посадке. Неделю спустя, 30 апреля, ракета "земля-воздух" S-125 (SA-3 в соответствии с классификацией, принятой в НАТО) поразила третий по счету F-117А 49-ого ИК, "....что привело к потере части хвоста, однако самолет благополучно вернулся на воздушную базу Шпангдалем, Германия." (журнал "Air Forces Monthly", июль 1999, стр. 75). 30 июля 2000 года Пентагон информировал о списании этого самолета; о потере трех самолетов F-117 говорит в одной из своих статей от 5 апреля и ИТАР-ТАСС, основываясь на предоставленной ГРУ информации.

Сербы же логично хранили молчание о своей борьбе с этими истребителями, в то время как вокруг вовсю обсуждалось наличие у них чешской "антистелсовской" системы "Тамара". Помимо этого поднимались вопросы наличия подобных систем у России и - в случае наличия оных - их возможная передача Югославии... Что бы ни было на самом деле, факт уничтожения трех F-117А за время операции " Allied Force", являющийся не "стечением обстоятельств", а бесспорным достижением сербов - очевиден.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...