Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американские истребители-бомбардироващики.




 

Помимо F-15C/E (США) и F-16C (США), сбитых МиГ-29 (см. статью " Рыцари короля Лазаря "), также было уничтожено / выведено из строя несколько истребителей-бомбардировщиков морской пехоты и ВВС США.

Так, 4 апреля "один из F-16C (31-ое ИК ВВС США) изменил курс и в экстренном порядке направился к аэропорту Сараево в Боснии и Герцеговине" (журнал "Air Forces Monthly", июнь 1999, стр. 92); по данным ГРУ этот самолет впоследствии так и не поднялся в воздух.

16 апреля в 17:30 ракета ПЗРК Стрела-2M (SA-13, по классификации НАТО), выпущенная рядовым Драганом Петровичем, попала в A-10A (N81-0984, 81-ая ЭИЭ 52-ое ИК), результатом чего стал "...сбой в подаче топлива, и самолет направился к аэропорту Петровец в Скопье, Македония, чтобы осуществить там экстренную посадку." (журнал "Air Forces Monthly", июнь 1999, стр. 93). В соответствии с радиоперехватом корабля "Неман", упомянутый самолет (" Thunderbolt II ") был вынужден садиться на брюхо; повреждения, полученные как при этом, так и несколько ранее в результате уже описанных событий, ремонту не подлежали.

1 мая во время обучающего полета на AV-8B " Harrier " (эскадрилья VMA-231, дислоцированная на американском десантном корабле " Kearsarge ") произошел сбой в работе двигателя (как сообщают американские источники). Заслуживает внимания то, что в соответствии с официальной информацией, инцидент имел место в 15 километрах от Бриндизи (Италия), в то время как " Kearsarge " находился в албанских водах - чрезвычайно далеко для тренировочного полета... И вновь радиоперехват "Немана" свидетельствует, что потеря этого самолета произошла благодаря югославским ПВО. Следующий день (2 мая) выдался для американских ВВС определенно неудачным: в 2:20 батарея ПВО Югославии (оснащенная ракетной системой S-125 "Печора") сбила F-16CG (N88-0550, 555-ая ЭИЭ 31-ого ИК), вынудив летчика (подполковник Гай Дальбек, был эвакуирован) покинуть самолет. Второй F-16CJ, принадлежавший к тому же подразделению, получив попадание ракеты "Печора", осуществил экстренную посадку в Сараево (этот факт признает и официальный представитель НАТО Джеми Шеа). Позднее из-за полученных повреждений самолет был списан. Наконец, в 18:00, капитану Воиславу Крстовичу удалось попасть из ЗРК Стрела - 1М в правый мотор OA-10A (N81-0967, 74-ая ЭИЭ 23-его ИК); летчик был вынужден совершить экстренную посадку в Скопье. В отличие от прочих, этот самолет подлежал ремонту. Похожая ситуация произошла 11 мая, когда OA-10А, пилотируемый капитаном Кристофером Шортом (ведущий пары " Thunderbolt II ", атаковавшей возможное место дислокации сербских танков), получил попадание из Стрелы-2M в брюхо. Очевидно, что американцам так и не удалось обойти сербскую ПВО.

 

И "большие друзья" впридачу

 

На военном жаргоне американцев "большие друзья" [" Big Friends "] - это тяжелые бомбардировщики; данный термин бытует еще со времен Второй мировой. Этот тип самолетов был представлен в Косово заслуженным Boeing B-52H " Stratofortress ", новым B-1B " Lancer " и самолетом-"невидимкой" Northrop B-2A " Spirit ". Все они обладали повышенным радиопротиводействием, а второй и третий из упомянутых, к тому же были неуязвимыми для РЛС - однако все это не помешало им пасть жертвой своего противника.

20 мая 1999 года в 1:00 один из трех B-2A (N88-0329, 509-ое БК), атакующих ракетами AGM-129 стратегические цели в Белграде, получил попадание ракетой SAM S-300P (это произошло в окрестностях Белграда, над Сурчином) и, объятый пламенем, упал у озера Обедска Бара (деревушка Деч). Территория была оцеплена немедленно прибывшими сербскими войсками.

Через два часа и три минуты история повторилась. На этот раз жертвой югославской С-300 стал B-1B (N85-074, 77-ий БЭ 28-ого БК), развалившийся в воздухе у Борцы (другой белградский пригород). Почти через две недели, 1 июня в 19:50 над Сремом прямое попадание С-300П получил следующий B-2A (N88-0332), разбившийся в лесу Спачва (восток Хорватии). Наконец, 7 июня между 00:12 и 00:40 югославские установки SAM Куб-M (SA-6 в соответствии с натовской классификацией) расстреляли B-52H (N61-020, 96-ая БЭ 2-ого БК). Мастерское управление спасло самолет от первых двух ракет, однако две последующих, выпущенные второй батареей, попали в цель - самолет буквально стерло с неба. Остатки бомбардировщика упали между населенными пунктами Сланкамен и Индья.

"Неман" подтвердил уничтожение упомянутых самолетов, а случаи с B-1B и B-52H были подтверждены еще и наблюдателями ГРУ, находившимися в районе воздушной базы Файрфорда (Великобритания) и ставшими свидетелями "невозвращения" бомбардировщиков на базу. Детали гибели B-2A (20 мая) B-52H (7 июня) излагались в журнале "Зарубежное военное обозрение", со ссылкой на ГРУ в качестве источника.

Скептики спросят: "Как мог пропагандистский маховик Милошевича упустить возможность унизить противника и не продемонстрировать по ТВ остатки самолетов?" Ответ прост: как С-300П, так и Куб-M не состояли на оснащении югославской армии, официально располагавшей лишь ЗРК "Квадрат". Все это могло поступить лишь из России. Официальное сообщение о сбитых B-1, B-2 и B-52 стало бы фактическим признанием в нарушении Россией эмбарго на поставку оружия, в котором Югославия отчаянно нуждалась. Помимо этого, подобное заявление сделало бы очевидной возможность русских нейтрализовать современные американские бомбардировщики, поэтому Милошевич, получивший соответствующие инструкции от Черномырдина, замолчал факт уничтожения четырех американских самолетов.

Молчание было выгодно всем и каждому: ВВС США старались избежать очередного - после уничтожения F-117 (27 марта) - унижения, неминуемо последовавшего бы в случае огласки; в интересах России было скрыть как поставку оружия, так и наличие у нее эффективных "антистелсовских" средств, ну а Милошевич же хотел и дальше пользоваться поддержкой российской стороны. Обоюдновыгодное молчание.

 

Вертолеты

 

ГРУ подтверждает факт уничтожения четырех вертолетов НАТО, в то время как западные источники говорят о трех (два AH-64A " Apache " и один OH-58C " Kiowa "), "вышедших из строя" в результате аварий.

26 апреля 1999 года в 22:00 в трех километрах на северо-восток от Тираны (столица Албании) взорвался американский AH-64A (подразделение 12њ AB). По официальной версии вертолет взорвался, врезавшись в дерево во время тренировочного полета. К счастью, летчики были эвакуированы в госпиталь тиранского аэропорта с незначительными травмами. Тем не менее, сербские военные сообщили об атаке пограничного поста в Кошаре несколькими "Апачами", которые были отброшены огнем ПВО. Результатом стало падение одного из вертолетов, получившего попадание из ЗРК Стрела-2M, что подтверждает и ГРУ. Весьма интересны и фотографии с места крушения "Апача": ни одного дерева в радиусе нескольких сотен метров вокруг... Очевидно, что вертолет "столкнулся" не с деревом, а с югославской "Стрелой" и, несмотря на все усилия летчиков, разбился.

5 мая в 1:30 в 75 километрах к северу от Тираны во время тренировочного полета разбился еще один AH-64А, принадлежавший к тому же подразделению. В этот раз оба летчика (одним из них был Кевин Рейчерт) погибли. По словам очевидца - летчика из того же самого подразделения, что и погибшие - причина произошедшего непонятна: вертолет не мог задеть линии электропередач, равно как и натолкнуться на какое-либо другое препятствие, "он просто влетел в гору и взорвался" ("The American Spectator", август 1999, том 32, N8, стр.32). В соответствии с данными ГРУ, причиной падения стал меткий выстрел из высокомощной винтовки: вольному югославскому стрелку, расположившемуся в зоне патрулирования американцев, удалось сбить "Апач" Рейчерта, попав в вертолетный винт. Немецкая газета " Weld am Sonntag " подтверждает эту информацию - по словам немцев вертолет "возможно, был сбит сербами" ("Weld am Sonntag", 23 мая 1999г.).

Последним "пострадавшим" вертолетом НАТО стал OH-58C (миротворческие силы), "по непонятным причинам" разбившийся 26 мая в 23:20 в 7 километрах к юго-востоку от Брчко (Босния и Герцеговина), неподалеку от югославской границы. Оба летчика с травмами были эвакуированы на воздушную базу в Тузле (Босния и Герцеговина). ГРУ, равно как и сербские СМИ утверждает, что вертолет был сбит пулеметным огнем во время штурма югославской десантной группой штаб-квартиры американской военной разведки в Брчко.

 

Британские ВВС и другие "участники" Альянса

 

Помимо Штатов, "встреч" с сербской обороной не избежали и другие участники Альянса - главным образом это относится к британским ВВС. Сербские источники говорят о сбитых уже 30 марта одном " Harrier " GR.7 и двух " Tornado " GR.1. За ними последовал " Tornado ", сбитый 15 апреля Здравко Банковичем из зенитки L70 "Бофорс", а также еще один " Tornado ", сбитый на следующий день у Подгорицы. В тот самый день в аэропорте Райловач (Сараево) совершил экстренную посадку датский F-16А " Fighting Falcon " ("Боевой сокол"). По официальной версии НАТО, у самолета начались перебои двигателя во время патрулирования им югославской границы. "Неман" установил, что реальной причиной "неполадок" была сербская ракета "земля-воздух", из-за которой "птичка" больше так и не поднялась в воздух.

Русской разведке удалось установить списание, по меньшей мере, десятка " Tornado" и шести " Harrier ", бывших на оснащении британских ВВС. Повреждения, ставшие для них роковыми, самолеты получили во время боев. К ним же примыкает и " Hercules " C.1 (NXV298), сбитый 11 июня. И вновь налицо расхождение официальной версии и реальных событий: по словам британского правительства, самолет, осуществлявший гуманитарную миссию, разбился во время экстренной посадки в Кукесе (Албания). Однако как ГРУ, так и Sunday Times (выпуск 25 октября 1999г.) открывают реальную причину случившегося: данный самолет был одним из нескольких, высаживавших парашютно-десантные войска особого назначения в Слатине; задача десантников заключалась в захвате аэродрома до того, как его возьмут их русские "коллеги". Британцев ждал горячий прием - в т.ч. и с использованием переносного ЗРК "Игла" - т.к. десантники уже были там. Летчик проявил чудеса пилотирования, дотянув до Кукеса получивший повреждения " Hercules ".

Потерю шестнадцати самолетов подтверждает и британская газета The Observer (выпуск 23 января 2000г.)

БЛА

 

На счету югославских ПВО также двадцать один натовский БЛА (среди них - восемь " Hunter " и три RQ-1A " Predator " (США), семь CL-289 (Германия и Франция), один " Crecerelle " (Франция), а также один британский " Phoenix ".) Большая их часть была сбита средствами ПВО, однако, как мы уже знаем, два БЛА (" Hunter " и UAV CL-289) были сбиты МиГ-29. Еще два RQ-1A " Predator " (NN95-3019 и 95-3021) были уничтожены из ЗРК Стрела-1M военнослужащими Давором Великовичем и Бояном Филиповичем 13 и 20 мая соответственно.

 

Оценка ущерба.

 

Генерал Уэсли Кларк заявил об уничтожении воздушными силами НАТО 93 танков, 155 бронированных транспортных средств, а также 389 сербских артустановок. Однако в мае 2000г. генерал М. Джексон (бывший ранее начальником войск, дислоцированных в Македонии, а также первых сил НАТО, вторгшихся в Косово) представил британскому парламенту доклад, опровергавший эти цифры. В соответствии с оным, воздушные силы НАТО уничтожили лишь 14 танков, 18 бронированных транспортных средств и 20 пушек.

Таким образом, тактика "маскировки", применявшаяся 3-ей сербской армией, равно как и грамотно построенная оборона, смогли во многом уменьшить разрушительное воздействие авиаударов Альянса.

 

Илья Горячев

ВВС СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИЯ В ВОЙНЕ 1999 г.

Общие сведения
Союзная Республика Югославия (СРЮ) расположена на западе Балканского полуострова. Она граничит с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией, Македонией. На западе СРЮ имеет выход к Адриатическому морю.

В административном отношении государство с 27 мая 1992 г. состоит из союзных республик Сербии и Черногории.

Площадь страны - 102,2 тысячи км. кв., береговая линия имеет протяжённость 190 километров. Население СРЮ (данные на 1998 г.) - 10600 тыс. чел. 63% составляли сербы, 17% - албанцы, 6% - черногорцы, 4% - венгры, 10% - иные этнические группы.

Природные условия
По признанию представителей командования сухопутных войск армии США, вертолеты АН-64 "Апач", хорошо зарекомендовавшие себя в ходе войны в Заливе, оказались совершенно непригодными для ведения боевых действий в горно-лесистой местности и быстро меняющихся погодных условиях. Приборы ночного видения вертолета АН-64 "Апач", не позволяют в достаточной степени адекватно реагировать на угрозу исходящую с земли. Горно-лесистая местность затрудняла организацию устойчивой связи между постоянно маневрирующими машинами и пунктом управления. Сложный рельеф Балкан мешал и более точному нанесению ракетно-бомбовых ударов, во многом именно этот фактор не позволил ОВВС НАТО нейтрализовать наземную группировку Югославской армии, подобно тому, что было сделано в Ираке. Безусловно, не следует отрицать и то, что Югославская армия была подготовлена гораздо лучше, чем войска Хусейна в 1991 г.

Отличаются от ближневосточных и метеоусловия Балкан. Если облачности над Ираком практически не бывает, то Балканский климат гораздо более капризен и изменчив. По данным МИД ФРГ в плохих метеоусловиях активность авиации альянса снижалась на 1/3. К примеру, за первые три недели операции было только 7 дней благоприятной погоды и 10 дней, когда более 50% самолето-вылетов были отменены. Сильный туман в первые недели операции не позволял пилотам европейских стран, не обладающих современными системами наведения, вести огонь из-за нечеткости целей, либо приводил к потере контроля пилота над оружием сразу после его пуска. В ОВВС НАТО было всего лишь около 30% самолетов, способных применять высокоточное оружие ночью и в сложных метеоусловиях, это значительно снизило ударные возможности авиационной группировки.

ВВС и ПВО СРЮ.
Вооружённые силы СРЮ состоят из сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Военно-воздушные силы страны насчитывают 16,7 тыс. человек (из них три тысячи призывников) и организационно разделены на корпус ПВО (истребительная авиация и зенитные средства) и авиационный корпус (иные типы самолётов, включая военно-транспортную авиацию).

В 1999 г. ВВС и ПВО СРЮ возглавлял генерал-лейтенант Спасое Смилянич.

Основная организационная единица - эскадрилья (16 самолётов); эскадрильи объединены в полки и бригады. Всего в ВВС СРЮ 8 истребительных эскадрилий, 12 штурмовых, 4 разведывательных, 2 транспортных и одна вертолётная эскадрилья, предназначенная для борьбы с подводными лодками.

На 1999 г. авиационный парк был представлен различными боевыми самолётами (238 единиц) и вертолётами (56 единиц) как национального, так и зарубежного производства: 14 боевых МиГ-29 и 2 учебных МиГ-29, 82 МиГ-21, 60 "Galeb", 25 "Super Galeb", 48 "Orao-2", Ми-8, Ка-28 и других типов. Югославские боевые самолёты вооружены ракетами класса "воздух-воздух" Р-3Р, Р-27Р, Р-73, Р-60МК, 9М32М советского производства, а также различными видами ракет класса "воздух-воздух" и авиационных бомб американского и французского производства.

Пресс-секретарь НАТО Джейми Шеа рапортовал об уничтожении 90% югославских самолётов на земле уже в первую неделю операции. В действительности, югославская авиация во время переговоров в Рамбуйе, была передислоцирована в подземные укрытия, а на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток. В ходе боевых действий ВВС СРЮ понесли потери только в ходе воздушных боёв с авиацией НАТО.

Стационарная группировка ПВО Югославии к началу конфликта имела на вооружении:
· радиолокаторы и ЗРК советского производства С-75М "Двина" (8 дивизионов, до 40 комплексов)
· С-125 "Нева-М1А" (15 дивизионов, до 60 комплексов), которые спроектированы в 50-е - 60-е гг.
· Мобильные ЗРК "Квадрат" (экспортный вариант ЗРК "Куб") - от 16 до 22 батарей (68 комплексов). Как раз "Квадраты" и были самой большой угрозой авиации НАТО.
· 15 полков зенитной артиллерии
· Несколько ЗРК 9К37М1 "Бук-1М" и 9М330/9К331 "Тор/Тор-М1"

Возможно, что ВС СРЮ к моменту начала конфликта имели несколько комплексов С-200Д "Ангара", С-300ПТ и 2С6М "Тунгуска". Но эти сведения не проверены, российская сторона отрицает поставки данных комплексов в СРЮ. Наиболее активно западные средства массовой информации обвиняли Россию в поставке Югославии ЗРК С-300. Впервые информация об этом появилась в немецком журнале "Шпигель" в конце весны - начале лета 1999 г. Бывший в то время зам. Начальника Генштаба ген. Л.Г.Ивашов опроверг данную информацию. Действительно, в условиях блокады поставка ЗРК такого размера была попросту невозможна. Один из офицеров Украинской армии, сейчас вышедший в отставку, по своей инициативе провёл операцию по дезинформации западных СМИ. В одной из ракетных частей на ЗРК С-300 были нанесены югославские знаки различия, а солдаты переодеты в югославскую форму. Дезинформация, подтвердить которую должны были сделанные фотографии, была распространена через западные информационные агентства. В результате, аналитические отделы НАТО долгое время находились в достаточно затруднительном положении.

С середины 90-х гг. шла постепенная модернизация ПВО СРЮ, но до конца она не была доведена.

Начало Кампании
Перед началом операции "Союзническая сила" по требованию НАТО воздушное пространство СРЮ, Македонии, БиГ было закрыто.

На протяжении всей кампании Альянс постоянно наращивал численность своих ВВС. Видимо, аналитики НАТО не рассчитывали на какое бы то ни было сопротивление со стороны Югославской армии. Об этом свидетельствуют и заявления руководителей большинства стран Североатлантического альянса, которые ожидали в начале агрессии, что Югославия сдастся буквально через 48 часов.

Если в начале кампании, то есть в конце марта, интенсивность вылетов составляла около 150 в сутки, то уже к середине апреля достигла 400-500 вылетов в сутки. Пик активности пришёлся на 14 мая - было совершено 760 самолёто-вылетов. Позже Пентагон заявлял, что политические цели могли бы быть легко достигнуты, если бы первоначальные рейды носили более массированный и жесткий характер.

Действия ВВС СРЮ
Лучшим, элитным полком ВВС Югославии считается 204 истребительный авиаполк. Только вэтом полку есть МиГ-29. Полк состоит из двух эскадрилий - 126 "Дельта" (25 МиГ-21) и 127 "Витязи" (16 МиГ-29), базирующихся на аэродроме Батайница под Белградом. 127 истребительная авиационная эскадрилья (иаэ) также носит неофициальное название "Витязи князя Лазаря". 24 марта пара МиГ-29 127 иаэ поднялась с авиабазы Батайница для отражения первой волны ОВВС НАТО. Над Воеводиной пара обнаружила группу из 24 самолётов противника. Один МиГ-29 был сбит. Пилот катапультировался. Второй МиГ-29 был легко повреждён югославскими зенитками (или пулемётами противника?), но всё же смог вернуться на базу.

26 марта (по данным НАТО 24 марта) в бою с тремя F-16 был сбит майор Зоран Радославлиевич, пилотировавший МиГ-29. Подполковник Королевских Нидерландских ВВС Йон Абма на F-16AM уничтожил МиГ ракетой "Amraam". Это была первая воздушная победа КНВВС после окончания Второй мировой. В тот же день, 26 марта над Боснией подполковник Слободан Перич сбил американский F-15E, после чего сам был сбит другим F-15. В освящении этого события пропагандистская машина НАТО дала сбой. Было решено представить общественности не один сбитый МиГ, а два. В результате, после телевизионного репортажа, западные же эксперты опознали в обломках одного из "МиГов" родной F-15.

Увидев безнадёжность попыток противостоять НАТО в воздухе, командование ВВС СРЮ отказалось от самоубийственной тактики. Вылетов на перехват во много раз больших групп противника больше не было.

28 марта начальник ГШ МО РФ ген. Квашнин заявил, что Югославия потеряла 2-3 МиГ-29, свыше 4 МиГ-21 и 2-3 МиГ-23. Интересна история появления в ВВС СРЮ МиГ-23. Они были переправлены в Югославию после войны в заливе из Ирака якобы на ремонт, но, почему-то, в 1999 г. всё ещё находились на территории Югославии, при этом официально в состав ВВС СРЮ они не вошли.

Невосполнимой потерей для ВВС Югославии стала гибель полковника Миленко М. Павловича, командира 204 иаэ, сбитого 4 мая. По данным НАТО, он был сбит американским F-16CJ 31 воздушно-экспедиционного крыла, 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи. Сербы же заявили, что полковник был сбит своей же ЗРК СА-6 Куб. Возможно именно это событие стало поводом к полному прекращению активных действий ВВС СРЮ с 5 мая.

В ходе воздушной войны над Югославией известен даже случай тарана. Подбитый ракетой в ближнем бою штурмовик J-22 Orao (Югославский самолёт до распада СФРЮ производившийся в г. Мостар, Босния. До 1992 г. было произведено 75 подобных самолётов), направил горящую машину на пару натовских самолётов и врезался в один из них.

Несмотря на громадное превосходство авиации НАТО, ВВС СРЮ всё же смогли провести две успешные операции. Причём патриотический подъём был настолько высок, что лётчики по собственной инициативе, не информируя командование, провели боевой вылет на штурмовку. 18 апреля группа из девяти самолётов ВВС СРЮ (7 штурмовиков - G-4 Super Galeb и J-22 Orao и два истребителя прикрытия - МиГ- 21) поднялась с базы Поникве, недалеко от г. Ужице и на высоте 800 м. направилась в сторону боснийского г. Тузла, где находится натовская авиабаза. Расстояние составляло 120 км. Аэродром Тузлы использовался НАТО для экстренных посадок, то есть там находились повреждённые самолёты. В результате рейда было уничтожено 17 самолётов и 3 вертолёта НАТО. Степень их повреждений до атаки югославских ВВС неизвестна. Один J-22 Orao был уничтожен натовским ЗРК. Один из МиГ-21 также был подбит, но сумел совершить экстренную посадку в 10 км. От базы Поникве. Чрезвычайно интересно то, что данная операция была неофициальной инициативой сербских пилотов. Организатор акции, подполковник Михайло В. погиб, пилотируя J-22 Orao. Генштаб МО РФ подтвердил проведение данной операции.

26 апреля подобная операция была проведена с базы Голубовцы под Подгорицей. Дваштурмовика G-4 Super Galeb (по другим данным 4) пересекли албанскую границу и атаковали базу Ринас, недалеко от Тираны, столицы Албании. Кассетные бомбы, сброшенные штурмовиками, повредили или уничтожили 9 вертолётов АН-64 Апач. G-4, не испытывая какого бы то ни было давления со стороны противника (по другим данным два самолёта всё же были сбиты ЗРК), вернулись на территорию СРЮ и приземлились на базе Поникве, той самой, откуда проводился рейд 18 апреля. Данная база в отличие от Голубовцев, имеет подземные ангары, недосягаемые для натовской авиации. До этого НАТО старалось не трогать Черногорию, расчитывая позже инициировать её отделение от Сербии, но после рейда на Ринас в один день Подгорица подверглась трём массированным налётам и ударам крылатых ракет. Через несколько дней массированному удару подверглась база Поникве и г. Ужице, это был уже второй подобный налёт возмездия, первый состоялся 18 апреля, в ответ на разгром аэродрома г. Тузлы. Согласно данным "Зарубежного военного обозрения" именно после рейда на Ринас командование НАТО отказалось от использования "Апачей" в Косово.

Несмотря на полное господство в воздухе авиации альянса, сербская армейская авиация продолжала выполнять боевые задачи. К примеру, 119 вертолетный полк, базирующийся в г. Ниш успешно действовал на юге Югославии. В состав полка входит три эскадрильи: 712 "Скорпионы", 714 "Сенке" и 787 - "Белый медведь" - транспортная. Во время войны полк действовал в интересах Приштинского корпуса 3-й армии. Пилоты показали высокую степень профессионализма и храбрости, летая на сверхмалых высотах над гористой местностью и над морем. За время боевых действий полк потерял 5 машин - все они были уничтожены на земле, людских потерь полк не понес. После окончания бомбардировок на полковом аэродроме в г. Ниш насчитали 42 воронки. Фактически аэродром был полностью уничтожен.

Один "Геркулес" Королевских ВВС, правда транспортный, разбился над Албанией 14 июня. Грузом была гуманитарная помощь. Но, осенью того же, 1999 г., в британских СМИ появилась информация, что на борту была группа SAS (Special Air Services английский спецназ), направлявшаяся на аэродром Слатина, рядом со столицей Косово Приштиной, для того, чтобы опередить русских десантников, направлявшихся туда из Боснии. В свете этих, более поздних данных, версия крушения самолёта становится сомнительной. Но на вопрос кто же его сбил ответа нет. К слову, после того как Русбат занял Слатину из подземного ангара поднялись 123 и 124 иаэ 83 иап, укомплектованные, "давно уничтоженными" по словам Д.Шеа, МиГ-21 и направились в сторону Сербии. По словам зам. начальника ГШ МО РФ ген.полк. Ивашова, наблюдавшего лично вывод Югославской армии из Косово, её состояние стало шоком для натовцев, считавших её полностью уничтоженной, а выжившие части деморализованными.

Действия ПВО СРЮ
Части ПВО армии СРЮ использовали тактику, разработанную советскими зенитчиками. Она заключается в постоянном маневре ЗРК с выходом на огневые позиции к моменту, когда налет противника наиболее вероятен. Этот прием, оправдавший себя даже в пустынной местности (Египет 1967-1973 гг.), был еще более эффективен на горно-лесистой территории Югославии. Естественно, что ПВО СРЮ не могло надёжно прикрыть территорию страны, но такой цели и не ставилось. Оценивая свои силы реально, югославский генштаб поставил задачу ПВО просто нанести авиации альянса максимально возможный ущерб. Отметим, что практически все сбитые самолёты НАТО записали на свой счёт не ВВС, а ПВО СРЮ. Причём эффективно действовали не только ЗРК, но и расчёты зенитной артиллерии. К примеру, 15 апреля лейтенант Здравко Банкович, используя автоматическое орудие L70 Бофорс, сбил над Подгорицей (столица Черногории) немецкий Tornado и французский Mirage 2000. Несмотря на лёгкое повреждение самолёта, позволявшее вернуться на свою базу, французский лётчик запаниковал и катапультировался.

Командование ВС СРЮ в первые дни операции минимально использовало активные и пассивные средства системы ПВО, что явилось неожиданностью для командования НАТО, и позволило сохранить основной боевой потенциал сил и средств ПВО СРЮ. Вместе с тем использование нестандартных приемов и высокой мобильности системы ПВО СРЮ позволило уничтожить часть нападавшей авиации и крылатых ракет.

Итоги:

За 78 дней вооруженной агрессии Североатлантический альянс задействовал противСРЮ 1200 самолетов, совершивших 35 тыс. самолёто-вылетов. Было нанесено 2300 воздушных ударов по 995 гражданским и военным объектам. Суммарная мощность боеприпасов, использованных НАТО при атаках объектов на территории СРЮ, составила около 21 700 тонн тротила. Одновременно с ударами авиации, был осуществлён запуск свыше одной тысячи крылатых ракет типа "Томагавк". По данным МО СРЮ, нанесено 2300 воздушных ударов по 995 объектам. Выпущено более 1000 крылатых ракет, сброшено около 3000 бомб. По информации Пентагона, использовано 23 тыс. бомб и ракет.

С начала операции до ее приостановки осуществлялось постоянное наращивание авиационной группировки, в основном за счет переброски самолетов с континентальной части США. Численность боевых самолетов США, участвующих в нанесении ударов, возросла со 112 до 357, европейских государств-членов НАТО - со 102 до 233. США предоставили до 60% воздушной мощи в начале операции, которые к концу выросли до 80%. Максимальная интенсивность действий ОВВС НАТО была достигнута 21 мая, когда было произведено 1000 самолето-вылетов, 800 из которых - боевые.

Обе стороны конфликта до сих пор отказываются признать большую часть собственных потерь. Причём, если Альянс просто отрицает потерю 61 самолёта, 7 вертолётов, 30 беспилотных самолётов, 238 ракет (Данные Генштаба Югославской армии, подтверждённые ГРУ ГШ МО РФ), то ВВС СРЮ пытаются действовать подобно израильским "Хель Хаавир", которые подтверждают собственные потери, но отрицают удачные действия противника в качестве причины (традиционные объяснения: разбился при заходе на посадку, сбит собственными ПВО).

Использованная литература.
НВО (N 11,12,14,19,21,23,37,46 1999 г.,N 4, 2000 г.)
Зарубежное Военное Обозрение N 8-9 1999 г.
Сержант. N11.
История Югославского кризиса (1990-2000 гг.) Гуськова Е.Ю. М.2001 г
Балканский тупик?.. Нина Васильева, Виктор Гаврилов. М. 2000 г.
Venik's aviation web-site
Ilustrovana politika 1.6.1999 г.
AERO magazin (Srbija) N 33 novembar 2001, N 38 maj 2002
Jane's Defense Weekly, April 1999
The Sunday Times, UK, October 24 1999
KFOR Handbook. A field-ready reference publication. July 1999 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...