Виды социологических исследований.
По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают: · теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление); · эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении). По использованию конечных результатов различают исследования: Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни. Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые · фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций. · прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления. В зависимости от повторяемости исследований выделяют: · разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент; · повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии. По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на: · разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.
· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д. · аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Программа социологического исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.
Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования. Содержание методологического раздела программы социологического исследования. 1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, межу ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы. 2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться: · четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая); · определенной временной ограниченностью; · возможностью его количественного измерения. Предмет – та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия. Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.
Интерпретация основных понятий – это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие. Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исслед ования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями. Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания. После решения задач связанных с осуществление методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования. Выборочный метод в социологии. В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования. Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.
В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка. Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки. Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка. Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность – это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной называется репрезентативностью. Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода. 1. Случайная (вероятностная) выборка – это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.
Виды вероятностной выборки: · простая случайная – строится с помощью таблицы случайных чисел; · систематическая – осуществляется через интервал в перечне объектов; · серийная – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.); · многоступенчатая – случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора; 2. Неслучайная (целенаправленная) выборка – это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом. Виды неслучайной выборки: · целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям; · квотная – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость; · стихийная – выборка «первого встречного», где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность). Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования. Методы и способы сбора социологической информации. При сборе первичных данных используются четыре основных метода: 1. Опрос (анкетирование или интервьюирование); 2. Анализ документов (качественный и количественный); 3. Наблюдение (не включенное и включенное); 4. Эксперимент (научный и практический). Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных. Выделяются две разновидности социологического опроса: 1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету. 2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника информации различают: 1. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.). 2. Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения. Отличие социологического опроса от других опросов: Первая отличительная черта – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение). Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист. Т ретья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер. Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации. По форме фиксации документы бывают: 1. Письменные документы – это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.). 2. Иконографические документы – это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы. 3. Фонетические документы – это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий. Выделяют два основных типа анализа документации: 1. Традиционный анализ – это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность. 2. Формализованный анализ – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают: 1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий. 2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают: 1. Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные. 2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения. Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.
Личность и общество Социологический взгляд на личность. Структура личности. Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Социология изучает типичные подобные качества людей, формирующиеся благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленности к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик человека (возрасту, полу, семейному состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение. Таким образом, социология исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни. В повседневном языке мы употребляем такие слова, как человек, индивид, личность. Часто между ними не делается никакой разницы, т.е. эти слова используются как синонимы. Но ученые закрепили за ними определенные значения, которые позволяют изучать различные аспекты сущности человека. С научной точки зрения, человек – это наиболее общее понятие, категория, которая обозначает вид в биологической классификации. От других биологических видов человек отличается тем, что имеет не только биологические, психологические, но и социальные характеристики. Единичный представитель человеческого рода получил название «индивид». Все люди являются индивидами независимо от того где родились, воспитывались, какой возраст, образование, профессию имеют, поскольку все мы имеем одинаковый хромосомный набор, одинаковые внутренние и внешние органы. Индивидуальность – набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого. Так, мы отличаемся цветом глаз, ростом, весом (это биологическое), чертами характера (психологическое), интересами, потребностями, ценностями (социальное). Личность – это социальное в человеке. Особенности личности зависят от общества, в котором она живет, его культуры, состояния экономики, политической ситуации, т.е. от многочисленных социальных характеристик окружения человека. Личность – это устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена. Чтобы человек считался личностью, он должен: · иметь самосознание (т.е. отделять себя от других, сознавать свои действия); · усвоить основные нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе; · сформировать систему интересов, ценностей; · обладать определенной степенью автономности от общества; · нести определенную ответственность за свои поступки. Выделяют исходные социологические принципы анализа личности: 1. Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида. 2. Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры. 3. Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека. Подчеркнем, что любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех социальных групп, к которым он принадлежит, и выступающий как субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может быть различным. Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы. Потребности. С точки зрения многих социологов, потребность – это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым. Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней: 1. Физиологические потребности (потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.) 2. Потребности безопасности и стабильности жизни (потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.). 3. Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви (потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.). 4. Потребности престижа (потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.). 5. Духовныепотребности (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.). Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация. Следующий компонент личности интерес. Интерес – это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций. Ценности – объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей. Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации личности – это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека. Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения. Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются: 1. Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости); 2. Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж); 3. Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться); 4. Ценности – цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.). Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалы – это то, к чему стремится человек, выражение надлежащего в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как представление об идеальном человеке. Далее более подробно рассмотрим мотивы. Мотивы – разумно объясненная причина поведения, осмысление действия, внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается у многих людей может быть вызвано разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые – чтобы не пойти служить в армию, третьи – чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу. Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов – внешних побудителей к действию. Так, обещание преподавателя выставить экзамен по рейтингу в случае активной работы на семинарских занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к семинарским занятиям без внешних побуждений, то это является примером мотива. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус человека –его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п. Поскольку мы принадлежим ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию. Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами: 1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными или незакрепленными в законах. 2. Объемом власти и авторитета. 3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности. 4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг. 5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни. С понятием статус связано понятие социальной роли.Рольотражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и обязанностей. Т.е., если человек имеет статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в семье, на работе, общественном транспорте будет разным. Таким образом, социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций слушателя в аудитории, исполнителя лабораторных работ, старосты, практиканта и т.п. Выделяют несколько видов социальных статусов: Предписанные, которые не зависят от собственных усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца); Достигнутые (приобретенные), которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец). В статусном наборе можно выделить г лавный (интегральный) статус – это статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют окружающие (например, Президент Украины, директор). Поскольку человек одновременно может выполнять несколько ролей, то могут возникать так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты. Ролевое напряжение – это противоречие между представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет. Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными. Межличностные конфликты имеют место тогда, когда возникают противоречия между людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут конфликтовать не потому, что они не нравятся друг другу, а потому что один из них милиционер, а второй – преступник. Внутриличностные конфликты – это противоречия внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько ролей (межролевые конфликты), так и отвечать различным требованиям, связанным с одной и той же ролью (внутриролевые конфликты). Межролевые конфликты возникают тогда,когдадве или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени. Внутриролевые конфликты состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются к носителям одной роли разными социальными группами. Например, студент должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее время по расписанию. Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов и снятия ролевых напряжений: 1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно). 2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме). 3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли). 4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других). Как уже отмечалось выше, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей: 1. Идеальный – тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся в будущем. 2. Базисный (нормативный) – тип личности, который объективно необходим для оптимального развития данного общества. 3. Модальный (реальный) – тип личности, который преобладает в данном обществе (средний украинец, истинно русский). Он обнаруживается при помощи социологических исследований. Идеальный, модальный и базисный типы личностей могут совпадать или нет. Если проанализировать историю украинского общества в ХХ-ХХI столетиях, то можно выделить следующие модальные типы личности: 1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы тради
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|