Социальный контроль и отклоняющееся поведение
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Социальный контроль и социальные нормы. Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но при этом не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. Важную роль в поддержании целостности общества играет механизм социального контроля. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки. Социальный контроль по отношению к обществу выполняет: – охранительную функцию; – стабилизирующую функцию. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие элементы: 1. Социальные ценности. 2. Социальные нормы. 3. Санкции. 4. Власть. 1. Социальные ценности являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек. 2. Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальные нормы – это перевод на язык предписаний того, что ценится обществом. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм призвана обеспечить общественный порядок.
Виды социальных норм. По способу создания и средствам охраны их требований от нарушений: · нормы права – это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой; · нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; · нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Охрана и защита этих социальных норм осуществляется самими верующими; · нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека; · нормы традиций – это правила поведения, выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, ее мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Традиции соблюдаются в силу общественного принуждения; · нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов).
· организационные нормы (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся в уставах, программах и других документах компаний, предприятий, партий, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в их уставных документах. По содержанию выделяют: политические, трудовые, семейные, эстетические, экономические нормы, нормы культуры и др. По степени устойчивости и масштабам применения: · нормы, которые действуют постоянно и повсеместно; · нормы, которые зависят от ситуации. По выполняемым функциям: · нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила); · нормы, которые выполняют функцию ожиданий поведения (реакция других людей). 3. Социальные санкции – наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм. Санкции приобретают легитимность на основе норм. Санкции с ценностями ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций. Выделяют 4 типа санкций: · Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т.д. · Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и т.д. · Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и т.д.
· Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями:порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья и т.д. От способа применения санкций зависит форма контроля: · самоконтроль – применение санкций совершается самим человеком, не требует присутствия посторонних лиц и направлено на себя; · внешний контроль – применение санкций требует присутствия посторонних лиц. 4. Власть – это способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других. Власть включает в себя следующие элементы: 1. право истолковывать события и выдвигать цели развития; 2. особые позиции в распределении ресурсов; 3. контроль за доступом к информации как особому ресурсу; 4. возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды; 5. способность оказывать личное влияние на людей. Власть реализуется путем: · прямого насилия; · экономического принуждения; · легитимного господства посредством утверждения авторитета. Авторитет может основываться на личных качествах (харизматическая власть), силе закона (власть права), обычаях (традиционная власть). Понятие и виды отклоняющегося поведения. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить два варианта нормативного поведения: · когда человек следует определенным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом, который предполагает пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу;
· если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители, начальник), то это определяется как подчинение. С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В данном случае индивид «корпоративен», т.е. является «игроком команды». Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, способствовать установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное (отклоняющееся) поведение (франц. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути) – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Выделяют девиантность в широком и узком значениях этого слова. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства. В узком значениидевиантность обозначает проступки, которые не одобряются общественным мнением, не являются противоправными, не подпадают под статью Уголовного кодекса (например, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку считался главным источником семейных доходов). Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение). Делинквентное поведени е – совокупность поступков, которые не одобряются законом,но не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса.Прежде всего, этоадминистративные правонарушения:мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, переход улицы или курение в неположенном месте и др. Преступноеповедение – это уголовно наказуемое поведение. Например, драка с нанесением тяжких телесных повреждений, убийство и др.
Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, – явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе нормальным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Например, в первобытное время каннибализм, убийство стариков и детей, кровосмешение считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением. Основные виды девиации (в широком смысле слова). 1. Культурная и психологическая девиация. Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее. 2. Индивидуальная и групповая девиация. Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп. 3. Первичная и вторичная девиация. Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.
4. Позитивная и негативная девиация. Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты. 3. Теории, объясняющие причины возникновения девиации. Пристальное внимание ученых вызывает вопрос о причинах возникновения девиантного поведения. Существуют три основных подхода, объясняющих причины возникновения девиаций: 1) биологический подход; 2) психологический подход; 3) социологический подход. 1. Биологический подход. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У. Шелдон. суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими чертами. Например, выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли (Ч. Ломброзо), или мезоморфность, т.е., строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы У). Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведение человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых людей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный подход, тем более что значительная часть преступлений вызвана не биологическими, а социальными причинами (например, «вынужденная» или корыстная преступность). 2. Психологический подход – причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых в детстве. Его основоположником считается 3. Фрейд. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики. Видимо, следует согласиться с тем мнением, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиации. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дают соответствующий результат. 1. Социологический подход – объясняет возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии (разрегулированности, «безнормия») Э. Дюркгейма – девиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению. Теория аномии Р. Мертона. По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу). Типология поступков (по Р. Мертону)
В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам. Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег, мошенничество и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой. Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается. Ретритизм предполагает отрицание, как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой. Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров. Культурологические теории акцентируют внимание на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими. Рассмотренные теории основаны, главным образом, на анализе социальных и культурных факторов, способствующих девиации. Последующий ряд социологических теорий основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык девианта. Теория стигмации (клеймения). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а предстает следствием социальной оценки (стигматизации) определенного поведения как девиантного. Девиация объясняется способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты, ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Так, поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Во время крестового похода против алкоголизма – сухого закона – создавалась новая система правил и новые девианты. Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е., исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле». Новейшие теории намного более критичны существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|