Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Мнение специалиста




Домашнее задание

Основываясь на заданиях, уже выполненных при работе с этой главой, попробуйте овладеть приемом или стратегией, с которым у вас возникли сложности. Отметьте, что именно вы сделали, что произошло и что вы будете делать дальше для того, чтобы произвести необходимые изменения.


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 169

Рекомендуемая литература

Dejong, Р. (1998). Interviewing for solutions. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Ellis, A. (1995). Better, deeper, andmore enduring brief therapy: The rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/Mazel.

Gladding, S. T. (1998). Counseling as an art: Creative arts in counseling. Alexandria. VA: American Counseling Association.

Glasser, W. (1999). Choice theory: A new psychology of personal freedom. New York: HarperCollins.

Haley, J. (1984). Ordeal therapy: Unusual ways to change behavior. San Francisco: Jossey-Bass. Littrel, J. M. (1998). Brief counseling in action. New York: W. W. Norton.

Quick, E. K. (1996). Doing what works in brief therapy: A strategic solution focused approach. New York: Academic Press.

Sklare, G. (1997). Brief counseling that works: A solution focused approach for school counselors. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Spiegler, M. D., & Guevremont, D. С (1998). Contemporary behavior therapy (3rd ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.


7 глава

Интеграция теорий и навыки проведения консультирования

После столь непродолжительного (или даже длительного) изучения различных теорий консультирования реакция замешательства и удивления вполне закономерна. Складывается впечатление, что все теории без исключения помогают понять людей и их поведение, способствуют проведению психотерапевтической работы. Но многие теории противоречат друг другу, и одни ученые отрицают те теоретические выкладки, которые, по мнению других, являются неопровержимыми. Как оказывается возможным, что Роджерс помогает людям, выслушивая их, в то время как Эллис достигает той же цели, агрессивно споря с ними, Фрейд — давая умные интерпретации, Перлз — интегрируя, Хейли — решая проблемы, а многие другие консультанты — анализируя, диагностируя и консультируя при помощи собственных уникальных приемов? Абсолютно ясно, что практику (а тем более студенту) сложно разобраться с противоречивыми мнениями и догмами, предлагаемыми различными теоретиками.

При помощи этой главы вы сможете интегрировать противоречащие друг другу компоненты различных теорий, а также разобраться с самим процессом консультирования и навыками, которым большинство практикующих консультантов отдает наибольшее предпочтение. Хотя до сих пор продолжаются споры о том, какой теории лучше всего придерживаться в работе, вопрос о том, как протекает процесс консультирования и какими навыками должен владеть консультант, разногласий не вызывает.

 

Личный опыт

Когда я прослушивал свой первый вводный курс в теорию консультирования, может, аналогичный вашему, то мне объяснили, что существует множество различных теорий, пытающихся объяснить поведение человека. Мне было приятно узнать, что я в настоящее время развиваюсь и поэтому мое волнение вполне закономерно. Согласно теории Эрика Эриксона, кризис и последующее разрешение конфликта определяют успешность социального и личностного развития. Этот принцип относится как


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Q 171

к процессу развития человека вообще, так и к процессу профессионального развития. Я на самом деле признателен своим первым преподавателям за оказанную Поддержку, за то, что они успокоили меня, объяснив, что испытывать замешательство и затруднения — это вполне нормально.

На следующей ступени моего профессионального развития я начал проходить консультирование в качестве клиента. В соответствии с духом того времени выбранный мною консультант был сензитивным, помогающим и фрейдистски ориентированным. И это предопределило то, что следующая теория, изучением которой я занялся, была теорией Фрейда. На самом деле такое начало знакомства с консультированием было просто потрясающим, ведь Фрейд был действительно выдающимся ученым. Его идеи можно было сразу же применять к собственной жизни. Кроме того, психоаналитическая модель предоставляла множество интересных возможностей. Психоаналитик мог быть бесстрастным, эрудированным, таинственным и, самое главное, всемогущественным. Присоединиться к касте психоаналитиков было все равно что стать членом клуба или вступить в секту. Люди очень рьяно верили в Фрейда, в его теорию и учение. Но несмотря на то, что я все еще находился на начальном этапе профессионального развития, мне показалось, что выбор подобной законченной теоретической модели будет меня слишком ограничивать. Я также заметил, что для такого подающего надежды консультанта, каким был я, психоанализ не совсем подходил, поскольку он не отвечал требованиям моей тогдашней работы: я работал на полставки учителем в дошкольном учреждении и на полставки профконсультантом.

Мое знакомство с психотерапией Карла Роджерса привело к положительным изменениям. Тогда я удивлялся, каким же бесчувственным сухарем нужно быть, чтобы не испытывать симпатии к Рождерсу. Он был добрым, сензитивным, он был именно таким дедушкой, которого мне всегда не хватало (и каким я надеюсь в один прекрасный момент стать). В 1970-х годах подготовка практически всех консультантов осуществлялась в рамках клиент-центрированной модели, что бы там ни говорили бихе-виористы. Как последователь роджерианского подхода, я должен был быть добрым, улыбаться и создавать для своих клиентов атмосферу принятия. Конечно, отражение чувств — это эффективный прием, но через некоторое время он утратил для меня новизну и стал просто ограничивающим, особенно когда я стал работать с клиентами, имеющими проблемы с зависимостями.

Получив степень магистра, я стал работать с клиентами, находящимися в кризисном состоянии. Меня начали беспокоить некоторые ограничения используемого мною подхода, поскольку я работал только с чувствами, находясь «здесь И сейчас». Я также понял, что даже получив степень магистра, у меня все еще не было достаточно знаний для того, чтобы оказывать людям именно такую помощь, какую бы мне хотелось. Мне казалось, что я обманщик, так как я не понимал многое из того, что делал, и не мог использовать свои навыки достаточно свободно. Мне оставалось лишь надеяться, что, может быть, докторская степень что-то изменит.

Действительно, во время работы над докторской диссертацией я познакомился с множеством новых теорий, оказавших и на меня, и на моих клиентов сильное влияние. В то время я испытывал особые симпатии к рационально-эмотивному и поведенческому подходам, мне казалось, что эти теории превосходно подходят для работы


172 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

с госпитализированными пациентами, которыми я тогда занимался. Но даже этого мне все еще не было достаточно.

Затем я стал фанатично посещать мастер-классы, испытывая острую необходимость в том, чтобы получить ответ на вопрос, какая же теория будет лучше всего подходить для работы с моими доведенными до отчаяния клиентами. Я все еще не находил ответа на свой вопрос, но теперь, став профессором и супервизором, мне казалось, что в интересах моих же студентов будет лучше, если я скрою от них, что я все еще пытаюсь понять, как же на самом деле работает консультирование. Я испробовал все доступные в то время подходы, среди которых были и нейро-лингвистическое программирование, и стратегическая психотерапия, и эриксонианский гипноз, и семейная психотерапия В. Сатир, и психотерапия реальностью.

После каждого мастер-класса я с новыми силами брался за работу, радуясь тому, что наконец нашел «ответ», который искал. Увы, мое эйфорическое состояние длилось обычно около нескольких месяцев, до того момента, как я обнаруживал, что то, чем я занимаюсь сейчас, уже устарело, и если я хочу действительно быть на высоте, то мне обязательно следует познакомиться с самой последней разработкой, появившейся на нашей профессиональной сцене.

Еще раз столкнувшись с ограничениями чрезмерно техничного подхода, я заинтересовался экзистенциальной теорией, подходом, который стал еще одним дополнением к моим базовым знаниям. К сожалению, этот подход также способствовал развитию моей склонности к интеллектуализации. Я предположил, что выйти из этого тупика поможет гештальт-теория, понравившаяся мне своей простотой, но вскоре понял, что на самом деле она слишком сложна, и моего терпения на нее не хватит.

И все эти годы, находясь на образовательной стадии в своем развитии, я продолжал выстраивать собственное понимание теории и того, как ее следует использовать. Я хватался за каждую новую книгу, старался в меру своих сил и возможностей посетить как можно больше презентаций. В это же время я начал интегрировать наиболее важные части различных теорий и усовершенствовать техники в процессе работы со своими клиентами. Единственный способ определить, какая теория лучше всего подходит именно вам, вашим клиентам, наиболее соответствует вашей клинической ситуации, вашему стилю работы и общения, вашей группе поддержки в лице коллег и супервизоров, — это испробовать ее в деле.

Примерно в это же время я полностью посвятил себя частной практике. Но внезапно критерий успешности моей работы резко переменился. Стало уже недостаточно одного избавления от симптомов, как это было в начале моей карьеры. По определению моих коллег, с которыми я вместе вел частную практику, хорошее консультирование должно длиться не менее года. Поскольку теперь мое финансовое положение зависело от того, как хорошо я умею заполнять время на сессиях, я заинтересовался новыми теориями, ориентированными на более долгосрочную работу.

Параллельно я стал преподавать теорию консультирования и помогать студентам начать собственное движение на пути к интеграции теоретических знаний. Формируя с таким трудом собственное мнение относительно тех или иных теорий, мне нужно было научиться их рассортировывать, сохраняя то, что казалось мне полезным и соответствовало моему уникальному стилю. И именно на этой стадии вы меня сейчас за-


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 173

стали. Я все еще проверяю новые идеи и развиваю модели, которые могли бы оказаться полезными для моих клиентов. И до сих пор я иногда пребываю в замешательстве.

Движение на пути к интеграции

Приведенный автобиографический рассказ служит типичной иллюстрацией профессионального развития, характерного для большинства консультантов, по мере того как они начинают выстраивать собственную теорию. На начальной стадии достаточно легко лишь подчиняться и следовать установленным правилам; но позже важно суметь интегрировать все эти методы в индивидуальный стиль работы, который был бы вам конгруэнтен.

Теории, рассмотренные в предыдущих главах, и теории, с которыми вы познакомитесь поближе в последующих главах и курсах, не являются жестко фиксированной подборкой подходов; возможно, к ним даже лучше относиться как к историческим ссылкам, а не как к основам, определяющим эффективную клиническую практику.

В своей работе консультанты стремятся интегрировать различные теоретические подходы, а не ограничиваться рамками одного-единственного направления (Bradley, Parve, Gould, 1995; Cottone, 1992; Kleinke, 1994; Kottler, 1991; Prochaska, Norcross, 1994; Young, 1992). Также обнадеживает тот факт, что данные нескольких исследований показывают, что более половины опрошенных консультантов и психотерапевтов считают себя приверженцами эклектического подхода (Smith, 1982; Watkinz, Lopez, Campbell, Himmell, 1986; Norcross, Prochaska, Gallagher, 1989). Другие исследователи полагают,

На этой фотографии запечатлены некоторые наиболее выдающиеся теоретики, собравшиеся вместе для обмена опытом.


174 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

что эклектического подхода в работе придерживаются около 70 % психотерапевтов и консультантов (Jensen, Bergin, Greaves, 1990).

Некоторые ученые, например Саймон, (Simon, 1991), убеждены, что придерживаться в работе собственного эклектического стиля — это наш профессиональный долг. Это значит, что развитие индивидуальных стилей работы активно продолжается, и от вас требуется не только знание нескольких подходов в консультировании, но и умение интегрировать их в собственный индивидуальный стиль работы, который максимально соответствовал бы вашим личностным особенностям, подходил вашим клиентам и условиям, в которых вы работаете. Часто консультант использует в работе несколько приемов, заимствованных из различных теорий, но не считает себя приверженцем этих теорий, и такой подход Лазарус и Бейтлер (Lazarus, Beutler, 1993) предпочитают называть формой «технического эклектизма». Нет и тени сомнения в том, что и дальнейшее развитие нашей профессии пойдет по пути осваивания приемов, лучше всего подходящих для работы с данным клиентом, при данных обстоятельствах, с опорой на предшествующий опыт и доступную научную литературу.

«Ухватить истину за хвост»

Период в развитии психологии, начиная со времен лаборатории Вильгельма Вундта, классов Уильяма Джемса, консультативных кабинетов Зигмунда Фрейда и заканчивая нашими днями, можно было бы смело назвать «Столетней войной». Никто не сомневается в том, что резкое увеличение количества проводимых исследований, теоретические прорывы, разработка технологий и развитие самого психотерапевтического консультирования представляло собой действительно эффектное зрелище. Для того чтобы происходило развитие в какой бы то ни было области, необходимы научные споры, обсуждения за круглым столом и литературные дискуссии, Лишь при помощи беспристрастного анализа мнений, высказываемых конфликтующими сторонами, мы сможем добиться как качественных улучшений наших теорий, объясняющих сложные явления, так и увеличения эффективности проводимых вмешательств. Но все же развитие теории консультирования не обошлось без мелких стычек, бессмысленных схваток, а часто ее просто использовали как платформу для самовыдвижения.

Профессиональные консультанты; которые больше, чем кто-либо, ратуют за гибкость, открытость, аутентичность, сенвитивность и стремятся любой ценой найти истину, на самом деле очень часто бывают настолько ригидными и так сопротивляются изменениям, что им мог бы позавидовать любой самый трудный клиент. Консультирование, которое, в конечном счете, является превосходным соединением философии и естественных наук, приобрело в настоящее время формы сектантства, черты родовой и племенной организации. Под личиной научных школ скрываются самые настоящие секты. Какой бы подход мы ни взяли — психоаналитический, бихевиористский, гештальт, рационально-эмотивный, недирективный, экзистенциальный, стратегический или любой другой, всюду мы находим группы верных и преданных приверженцев этого подхода. Каждая теория заявляет, что только она может открыть «истину» и готова предоставить этому множество впечатляющих доказательств.


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 175

Мнение специалиста

На самом деле очень забавно наблюдать за тем, что происходит на этих так называемых конференциях, в которых я участвую. Присутствующие на них выдающиеся личности строят из себя невесть что. Но, по-видимому, их больше интересует возможность получить всеобщее признание, чем дальнейшее развитие консультирования. Когда они или их ученики начинают что-то обсуждать, то они даже разговаривают на разных языках, и поэтому просто не могут понять друг друга.

Когда вы понаблюдаете за всем этим некоторое время, вы сами все поймете. Каждый раз, когда они предлагают свою новую теорию и вы беретесь за ее изучение, вскоре вы обнаруживаете, что это уже давно известные вещи, которые кто-то просто взял и перетасовал для того, чтобы сделать себе на этом имя.

Возможно, это будет звучать цинично, но я должен сказать вам, что мне уже надоели упреки со стороны некоторых моих коллег, имеющих четкое представление о том, как надо консультировать, и считающих, что те, кто не придерживаются в работе того же подхода, или просто глупы, или некомпетентны.

К несчастью, главный атрибут племенной организации, независимо от того, где происходит дело — на острове Борнео или в академии, — это абсолютная преданность, позволяющая сохранить status quo и отразить нападения извне. Фрейд, со всей своей мудростью и дальнозоркостью, первым установил прецедент, подвергая остракизму тех своих учеников, которые начинали доставлять неприятности, независимых мыслителей, осмелившихся поставить под сомнение священное слово учителя. В качестве примера можно привести имена двух изгнанников — Карла Юнга и Альфреда Адлера, которые ушли лишь для того, чтобы основать собственные племена.

Фрейд установил потрясающую систему психологических защитных механизмов, пытаясь оградить свои идеи — своих детей — от искажения. По Фрейду, для того чтобы получить законное право критиковать его теорию, сперва сам критик должен был пройти психоанализ. Если по завершении лечения критик все еще продолжал свои нападки, значит, психоанализ не был успешным и работу следовало продолжать. Я рассказываю все это не для того, чтобы еще раз покритиковать Фрейда, который, к несчастью, просто стал козлом отпущения, но обратить ваше внимание на установленный им прецедент, когда он создал систему защиты собственных идей, не желая видеть, как кто-то ускользает из сферы его влияния или контроля.

Историю консультирования, которое является областью прикладного изучения личности, можно рассматривать как хронику влияния выдающихся личностей на его развитие. Новые направления в консультировании открывались не в лабораториях и не были результатом научных экспериментов; скорее, это были выводы и инсайты одного единственного клинициста или небольшой группы практиков, которые обнаруживали, что определенный набор предположений и техник оказывается эффективным в работе с клиентами. В любом случае теория является результатом уникального жизненного опыта и индивидуального личностного самовыражения. Не может быть случайным стечением обстоятельств, что такие классически обученные психоаналитики, как Альберт Эллис, Эрик Берн и Фриц Перлз, отошли в сторону от традиционных


176 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

представлений и создали собственные подходы, отражающие их уникальные атрибуты и ценности. Карл Роджерс, воплощение конгруэнтности, искренности и сердечности, разработал теорию, которая явилась продолжением его собственной личности. Аналогичным образом Альберт Эллис, логик, мыслитель и завзятый спорщик, создал подход, который явился отражением его ценных личностных качеств. Имеем ли мы право сделать меньшее для своих клиентов, с которыми мы работаем и за которых несем ответственность, и не создать собственную теорию, которая наилучшим образом соответствовала бы имеющейся ситуации?

В 1856 году Иван Тургенев объяснял Льву Толстому, что «люди, ограничивающие себя рамками системы, не могут охватить всю истину целиком; система напоминает хвост истины, а истина — ящерицу, которая оставляет свой хвост в ваших руках и убегает, прекрасно зная, что новый вырастет у нее уже через мгновение» (Boorstein, 1983, р. 81).

Личная теория

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...