Быть целенаправленным и надежным
Быть целенаправленным и надежным Самая первая обязанность консультанта — овладеть навыками, техниками и методиками, котооые были бы эффективны в работе и помогали бы клиентам достигать конструктивных изменений. Но тему валидности достаточно сложно обсуждать, поскольку каждый консультант может заявить о том, что выбранный им подход валиден, и в какой-то мере он будет прав. Все техники, подходы и стили (даже самые причудливые) будут действенными, но лишь в работе с некоторыми клиентами и лишь при некоторых обстоятельствах. Поскольку валидность — это та мера, в которой определенная техника или стратегия оправдывает наши ожидания относительно ее действенности, то большинство практиков и теоретиков могут с легкостью продемонстрировать валидность используемых методов работы. Однако спор о том, эффективен или не эффективен тот или иной прием, часто бывает лучше заменить обсуждением того, в каких случаях этот прием оказывается эффективным. Каган (Kagan, 1973) выразил эту мысль следующим образом: «Наша самая главная проблема заключается не в выяснении того, эффективно или неэффективно консультирование, а в определении того, какие методы будут всегда эффективны» (р. 234). Надежность — это мера постоянства эффективности используемых приемов в работе с самыми разными клиентами. Говоря другими словами, всегда ли используемые вами навыки построения психотерапевтических или человеческих отношений вызывают позитивные изменения у клиентов, с которыми вы работаете? Постоянство эффективности свидетельствует о целенаправленности консультанта. Надежность консультирования зависит от нескольких факторов: подбора валидных и адекватных техник, хорошей подготовки и от умения интегрировать личностные особенности каждого в рамки системного подхода к консультированию. В этом смысле быть целенаправленным и надежным значит максимизировать свой потенциал для оказания валидной и надежной профессиональной помощи. Это и есть основа профессионализма и целостности.
Надежность в консультировании предполагает снижение возможного влияния случайных переменных, что часто связывается со способностью консультанта быть последовательным. Целенаправленность имеет отношение к развитию когнитивной гибкости, интегрируемой со свободным и динамичным мировоззрением. Целенаправленный человек будет прояснять имеющуюся у него свободу выбора, сосредоточиваться на приоритетных сферах, на достижении поставленных целей. В этом смысле противоположным целенаправленному поведению будет поведение человека, обратившегося за помощью или нуждающегося в консультировании. Часто клиентам недостает в жизни целенаправленности, что свидетельствует об их ограниченности и неспособности увидеть существующую свободу выбора. Естественно, что ваша цель как консультанта состоит в том, чтобы помочь своим клиентам при помощи методов, доказавших свою надежность и валидность, увидеть как можно больше имеющихся у них возможностей. Для многих консультантов эта задача более сложна, чем кажется на первый взгляд, поскольку они могут верить в то, что их работа успешна, не будучи на самом деле способны доказать, что это действительно так. Не удивительно, что эта проблема плохо освещена в литературе, и часто Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 189 она остается в виде незаданного вопроса клиента. Обязанность всех консультантов состоит в том, чтобы ответить на этот вопрос себе и своим клиентам и выяснить, как и почему они верят в то, что консультирование эффективно, и при этом эффективно в большинстве случаев.
Значимость навыков сопровождения (присоединения) Возможно, что основу любых психотерапевтических вмешательств составляет физическое и психологическое сопровождение человека, которому требуется помощь (Сагк-hulf, Anthony, 1979; Claiborn, 1979; Ivey, Authier, 1978). Используя свою позу, мимику, жесты, контакт глазами, кивки головой и словесные подбадривания, консультант сообщает о своей заинтересованности в том, о чем клиент говорит и что он чувствует. Посредством активного сопровождения консультант может считывать также невербальную информацию о том, что происходит с клиентом. Например, дрожание губ, рука, сжатая в кулак, или нахмуренные брови являются невербальными подсказками о текущих переживаниях клиента. Консультант должен быть максимально внимательным на всех стадиях процесса консультирования, но особенно это важно на стадиях оценивания и исследования, когда вы только начинаете выстраивать психотерапевтические отношения. Навык активного слушания является основным навыком сопровождения, при этом необходимо учитывать следующее: 1. Имейте привычку слушать. Помните о том, как надо слушать, и о том, как это сказывается на исследовании, понимании и действиях клиента. 2. Не осуждайте. Чтобы эффективно слушать другого человека, вы должны на время остановить свой внутренний монолог. Стремитесь воспринимать слова клиента, не оценивая их. 3. Не отвлекайтесь. Выслушивая клиента, стремитесь к тому, чтобы не отвлекаться на внутренние и внешние посторонние стимулы, которые могут снизить концентрацию вашего внимания во время работы. 4. Не отвечайте сразу. Дайте себе время подумать, не отвечайте сразу же на слова клиента, избегайте необдуманных и возможно поверхностных ответов. 5. Отражайте содержание. Когда вы отражаете суть сообщений клиента, то он начинает чувствовать, что вы его понимаете, а у вас появляется возможность проверить, насколько точно вы понимаете, о чем он хочет вам сказать. 6. Выбирайте подходящие темы. Сортируйте все посылаемые вам стимулы, уделяя внимание лишь актуальным и значимым. Определите те темы для обсуждения, которые помогут вам понять, каким образом клиент оказался у вас и как он воспринимает свои отношения с окружающим миром.
Навыки слушания. Существуют несколько возможных способов реагирования, поддерживающих способность клиента выражать свои мысли и свидетельствующих о вашем интересе к его словам: 1. Пассивное слушание: использование вербальных подбадриваний и невербальных сигналов, позволяющих клиенту почувствовать, что вы его слушаете. 190 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Примеры: «Понимаю». «Угу». «Да-да, продолжайте». «Да». 2. Повторение: повторяя слова клиента, вы демонстрируете свою заинтересованность в том, о чем он вам рассказывает, и то, насколько точно вы его понимаете. Этот прием также можно использовать для того, чтобы выиграть время, позволяющее сформулировать более подходящий ответ. Пример: Клиент: Я так расстроен! Консультант: Да, я вижу, вы действительно расстроены. 3. Перефразирование: переформулирование сообщения клиента — прием, используемый или для уточнения содержания сообщения, или для того, чтобы акцентировать внимание клиента на каком-либо моменте. Пример: Клиент: Моя жизнь абсолютно бессмысленна. Мне остается только уме- реть. У меня нет друзей. Родители всегда суют свой нос в мои дела. Консультант: Вы чувствуете себя одиноким, затравленным и загнанным в ловушку, из которой вы не видите выхода. 4. Прояснение: проверка точности сообщения или поощрение дальнейшего развития этой же темы. Пример: Консультант: Вы говорите, что переживание чувства собственной уязвимости и обиды являлось лейтмотивом всей вашей жизни. 5. Отражение чувств: сосредоточение на чувствах с целью провоцирования катарсиса и самовыражения. Пример: Клиент: Я не знаю. Возможно, наш брак не стоит того, чтобы мы продол- жали жить вместе. Чего только мы не пробовали делать, чтобы изменить существующее положение. Консультант: Вы чувствуете фрустрацию и подавленность от того, что вы пытаетесь разрешить существующий конфликт, а ваша жена не прилагает для этого никаких усилий. Она ведет себя так, как если бы уже поставила крест на ваших отношениях, и вы чувствуете безнадежность и беспомощность. 6. Подведение итогов: Связывание в единое целое нескольких идей с тем, чтобы вызвать у клиента инсайт, прекратить его пустую болтовню, выделить наиболее значимые темы или подойти к завершению работы. Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 191
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|