Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность использования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли




 

В различные периоды истории нашего государства перед таможенными органами становились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и другие. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении политических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможенный орган превращался в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства.

Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены таких законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности.

Реализация этого экономического курса требует адекватных мер в области государственного таможенно-тарифного регулирования.

Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны. Импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности состояние бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строго контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.

Таможенно-тарифное регулирование различных групп имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%.

По итогам 2012 года внешнеторговый оборот России составил 839,5 млрд. долларов США, превысив показатель 2011 года на 2,1 процента.

 

Таблица №2. Индексы внешней торговли России за 2013 г.

Год 2011 2012 (прогноз) 2012 (факт) Темп прироста, %
Товарооборот 822 852 839 2,1
Экспорт 516 528 525 1,7
Импорт 305 324 314 2,7
Сальдо 211 204 211 0,1

 

Доля экспорта товаров в ВВП в 2012 году снизилась и составила 26,3% против 27,2% в 2011 году, а доля импорта - 16,6% против 16,9%. Замедление роста стоимостных объемов экспорта во многом было связано со стабилизацией мировых цен на энергоносители и снижением цен на металлы.

Основные факторы, повлиявшие на изменение динамики внешней торговли, приведены в таблице 2.

В географической структуре российского экспорта сохранилась преимущественная доля стран дальнего зарубежья (85,1%) и снизилась с 15,4 до 14,9% доля стран СНГ (преимущественно за счет резкого снижения поставок топливно-энергетических товаров в Украину).

Основным торговым партнером России остался ЕС: на его долю приходится 53,0% российского экспорта и 42,4% российского импорта.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.

Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.

Суммарные поступления в федеральный бюджет от внешнеэкономической деятельности за 2013 год составили 4 963 млрд. руб. или 38,6% в доходах федерального бюджета. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета в 2013 году составила 31,9%, ввозных - 5,7 процента. В соответствии с правилами распределения пошлин между государствами-членами Таможенного союза на долю России приходится 87,97% суммарных пошлин от импорта товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Подробные данные о поступлениях приведены в таблице 3.


 

Таблица №3. Итоги доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2012-2013 гг., млрд. руб.

Год 2012 2013 Темп прироста, %
Доходы бюджета 11352 12854 13,2
Поступления от внешнеэкономической деятельности 4658 4963 6,5
вывозные пошлины 3710 4099 10,5
нефть 2332 2490 6,8
газ 384 434 13
нефтепродукты 936,5 1130 20,7
Ввозные пошлины 693 733 5,8
Тарифные льготы:      
Тарифные льготы по ввозным пошлинам 90,5 94,7 4,6
Тарифные льготы по вывозным пошлинам 225,1 235,5 4,6
Тарифные преференции 9,9 12,1 22,2

 

Объем предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин в 2013 году составил 330,2 млрд. руб., в том числе по ввозным таможенным пошлинам - 94,7 млрд. руб., по вывозным пошлинам - 235,5 млрд. руб. По сравнению с 2012 годом объем льгот по уплате таможенных пошлин увеличился на 4,6 процента.

Сумма тарифных преференций, предоставленных в 2013 году в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран в рамках Единой системы преференций, увеличилась на 22% по сравнению с 2012 годом, составив при этом 12,1 млрд. руб.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Таким образом, после вступления Российской Федерации в ВТО, Россия обязана в течении нескольких лет снизить среднюю ставку таможенного тарифа должна до 6-8%, что, нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования и острая необходимость в поддержке отечественного производителя.

По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа, рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 процента. В дальнейшем она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств в связи с присоединением к ВТО: на 0,91 процентного пункта в 2013 году (в среднем до 8,23%), на 0,63 процентного пункта в 2014 году (в среднем до 7,60%).

Но, несмотря на такое резкое понижение средневзвешенной ставки таможенных пошлин, стоит отметить, что поступления в бюджет страны со стороны таможенных органов не уменьшились, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица 4.

 

Таблица №4. Средства, перечисляемые в федеральный бюджет, млрд. руб.

Год янв фев март апр май июнь июль авг сен окт нояб дек Итого
2012 488 548 536 534 567 601 567 563 542 501 553 473 6473
2013 410 484 536 599 528 477 580 540 590 580 590 600 6514

Анализ средневзвешенных ставок в разных отраслях промышленности показывает, что наиболее высокий уровень тарифной защиты сохранится в ближайшие годы для продовольственной и металлургической продукции (7-10%), наиболее низкий - в отношении импорта машиностроительной продукции (6-8%). При этом ежегодное снижение по большинству позиций составит до 1 процентного пункта.


Заключение

Исследование таможенно-тарифного регулирование показало, что, несмотря на возможность использования различных мер государственного воздействия на финансово-экономическую сферу страны, таможенно-тарифный механизм продолжает играть исключительно важную роль для современного российского государства.

В работе исследуется понятие таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Предложено связывать институт таможенно-тарифного регулирования с применением не только таможенного тарифа (таможенных пошлин), но и процедур, примыкающих к его определению.

Таможенно-тарифное регулирование - это совокупность таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых таможенными органами в целях взимания таможенных пошлин в федеральный бюджет при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, регулирования ВЭД и товарооборота.

Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что экономическими инструментами таможенного регулирования являются институты таможенной пошлины, определение таможенной стоимости, определения страны происхождения товара, тарифных льгот и преференций, установление и введение кодов ТН ВЭН.

Исследована роль современного таможенного тарифа, пошлин и функций, которые они выполняют. Выявлено, что таможенные пошлины выполняют несколько функций: регулирующую, фискальную, сбалансированную. Среди них можно выделить основные: регулирующую и фискальную. В формировании государственного бюджета видна активная фискальная составляющая таможенных платежей, которая достигает порядка 50%. Таким образом, таможенный тариф выполняет. прежде всего бюджетообразующию функцию.

По мере экономического развития страны роль таможенных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается.

Исследования функций таможенного тарифа показывают, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.

Основное место в системе мер таможенного-тарифного регулирования занимает таможенная пошлина. Таможенная пошлина - это платеж, взимаемым таможенным органом в федеральный бюджет при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях регулирования внешнеторговой деятельности, пополнения государственного бюджета, защиту экономический интересов РФ.

Таможенная пошлина не обладает налоговым характером, так как не является обязательным платежом, поскольку не уплачивается физическими лицами при перемещении товаров через таможенную границу для собственных нужд, а также при перемещении товаров од отдельные таможенные режимы. Это возмездный платеж за предоставление возможности перемещать товары через таможенную границу. Таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, право уплаты пошлины может быть передано любому заинтересованному лицу.

 


 

Список использованной литературы

1. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. Ред. В.Г. Драганова. М., Экономика, 2010.

. Бакаева О.Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза / О.Ю. Бакаева // Евразийский юридический журнал. - 2010. - №5.

. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Е.Ф. Прокушев. Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2011.

. Закон «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 23.07.2013).

. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 №311-ФЗ.

. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008, (ред. от 25.09.2013).

. Решение Комиссии Таможенного союза «Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г. №130.

. Фалина М.С. Таможенно-тарифное регулирование на продовольственном рынке России при вступлении России в ВТО // АПК: экономика, управление, 2010.

. Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.:Юрайт, Высшее образование, 2010.

. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: «Омега-Л», 2009 г.

. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2011.

. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).

. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании».

. Гварлиани Т.Е. Налогооблажение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2010.

. Горчак М.О. Некоторые направления развития таможенного тарифа РФ // Сборник статей. V Международной научно-практичекой конференции «Право. Бизнес. Население». - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2011.

. Таможенное делоа: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов - Владивосток: ВФ РТА, 2006.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...