Тип конкуренции - основной фактор конкурентной борьбы. Типами конкуренции являются, например, конкуренция ценой, качеством и сервисом.
Конкуренция ценой рассчитана на наиболее чувствительных к цене покупателей и требует вертикальных организационной структуры и интеграции с целью экономии издержек. Конкуренция качеством и сервисом рассчитана на чувствительных к качеству покупателей. Этот тип конкуренции применяется на рынках науко- и технологически емкой продукции. На рынке продукции конечного потребления этот тип конкуренции характерен для технологически развитых стран с хорошей оплатой труда. Горизонтальная интеграция позволяет переходить на тот или иной вид параллельной продукции в зависимости от конъюнктуры рынка. Проблема повышения эффективности производства находит свое продолжение в проблеме социальной вовлеченности служащих. Социальная вовлеченность служащих позволяет: вовлечь сотрудников в процесс производства; решить часть проблем, возникающих вследствие инертности и формальности вертикальных организационных структур; ускорить процесс аккумулирования опыта. Существенную роль в формировании социальной вовлеченности сотрудников играют экономические права подразделений, они позволяют привязать компенсацию сотрудников к благосостоянию подразделений и к вкладу сотрудников в это благосостояние. Социальная вовлеченность служащих делает фирму более устойчивой во время кризиса. По мере ужесточения конкуренции все большее и большее значение приобретают различные премии и монопольные ренты, которыми обладает предприятие. Премия - дополнительный доход вследствие наличия некоторого конкурентного преимущества. Монопольная рента - дополнительный доход вследствие наличия некоторого исключительного, монопольного положения.
Так, предприятие, выпускающее товары повышенных качества и надежности, может поднять цену и получать дополнительную надбавку за качество - премию за качество. Предприятие, имеющее собственный источник дешевых ресурсов, имеет дополнительный доход вследствие их меньшей себестоимости. Развитие рынка приводит к тому, что все виды монопольных рент начинают учитываться в цене. Премия за аккумулированный опыт, выражаемая в меньшей себестоимости продукции, становится одним из важнейших факторов конкуренции. Творческий характер труда служащих позволяет ускорить процесс накопления знаний и умений. Современное предприятие является сложной самоорганизующейся системой. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики предприятие должно предугадывать и следовать изменениям рыночной конъюнктуры. В настоящее время многие предприятия имеют клиентов как в государственном, так и в коммерческом секторе. Ориентация на синергетические эффекты между выполнением госзаказа и удовлетворением коммерческого спроса позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества: меньшую себестоимость и лучшее качество продукции. Выпуская смежные виды продукции, предприятие также может получать синергетические эффекты, например, за счет более быстрого аккумулирования знаний, опыта, использования одного и того же оборудования, одних и тех же каналов продвижения продукции на рынок. Четкое понимание миссии позволяет формировать портфель ассортимента, стратегически дающий более сильные и длительные полезные синергетические эффекты. Формирование оптимального портфеля товаров и услуг происходит на основе анализа всех смежных видов продукции и услуг, которые может производить фирма. Оптимальный портфель ассортимента позволяет легко адаптироваться к колебаниям конъюнктуры рынка, сглаживать сезонные колебания, полностью использовать производственный потенциал [13].
Себестоимость продукции – важнейший показатель работы предприятия. В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в т.ч. из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения. Одно из главных условий повышения эффективности работы ООО «Компакт» - снижение себестоимости продукции. Себестоимость изделия может снижаться за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации. Объем производства ООО «Компакт» зависит от финансово-хозяйственных возможностей предприятия и спроса на производимую продукцию, его можно определить исходя из потребностей основных заказчиков продукции. В 2008 году планируется произвести продукции в 2,5 раза больше, чем в 2007 году. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе изучены показатели и оценка финансового состояния предприятий, как основы для принятия управленческого решения, а также выявлены пути улучшения финансового состояния. В ходе исследования установлено, что главной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств). В зависимости от конкретных задач финансовый анализ может осуществляться в следующих видах: § экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);
§ комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.); § финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.); § ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой); § регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа). В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах: § ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года); § план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых); § перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала). Необходимым условием проведения финансового анализа российской компании было и остается безупречное знание основ традиционного подхода. Постижению и освоению техники финансового анализа способствуют: § обширная методическая база западных (Э. Хелферт, Т. П. Карлин, А. Р. Макмин и др.) и российских (Н. Блатов, А. Шеремет, М. Крейнина и др.) ученых и специалистов;
§ широкий диапазон специальных программных средств (от простых аналитических программ стоимостью 200 долл. до интегрированных систем управленческого учета стоимостью более 1 млн долл.); § накопленный опыт практических исследований. Алгоритм традиционного финансового анализа включает следующие этапы: 1. Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа). 2. Оценку достоверности информации (как правило, с использованием результатов независимого аудита). 3. Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности). 4. Расчет показателей структуры финансовых отчетов (вертикальный анализ). 5. Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ). 6. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность). 7. Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми). 8. Анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения). 9. Расчет и оценку интегральных финансовых коэффициентов (многофакторные модели оценки финансового состояния компании, наиболее известной из которых является Z-счет Альтмана). 10. Подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных. В настоящее время традиционный финансовой анализ российской компании (при четкой постановке задач и до известной степени глубины) в состоянии провести квалифицированно и примерно с равными результатами как сотрудники самого предприятия - бухгалтерии, финансовой службы, планово-экономической службы, так и привлеченные специалисты - арбитражные управляющие, штатные аналитики партнеров, аудиторы и консультанты. Как правило, процедуры № 1-6 не вызывают трудностей у подготовленных специалистов и не нуждаются в комментариях, а процедуры № 7-10 уже требуют учета феномена российской специфики, вызванного резким падением хозяйствующих субъектов в пучину рыночных отношений в 90-х годах. Вне всяких сомнений, указанный феномен носит условный характер и будет преодолен при постепенном освобождении от извращенного понимания рынка, вызванного очевидными издержками переходного периода российской экономики. Практическая часть работы посвящена оценке финансового состояния ООО «Компакт». Произведен ряд расчетов, после которых сделаны выводы. В целом предприятие признано удовлетворительным, но прогноз банкротства по методике Альтмана показал, что предприятию грозит банкротство.
Анализ также выявил следующие критические показатели финансового положения и результатов деятельности организации: · высокая зависимость организации от заемного капитала (собственный капитал составляет лишь 22%).; · коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО "Компакт" составляет всего 35% при критическом пороге 75%); · существенно ниже нормы коэффициент абсолютной ликвидности; · за отчетный период получен убыток от продаж (-858 тыс. руб.), более того наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с прошлым периодом (-983 тыс. руб.); · отрицательная динамика рентабельности продаж (-0,8 процентных пункта от рентабельности 0,1% за аналогичный период 2005 г.). В третьей части работы подведены итоги проведенного исследования и предложены мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия. Список использованной литературы
1. Богдановская Л.А., Виноградов Г.Г., Мигун О.Ф и др./ Под общей редакцией В.И. Стражева – Анализ хозяйственной деятельности в промышленности».-М.: Высшая школа,2005 2. Бабо А. Прибыль. – М.: ОАО ИГ «Прогресс», «Универс», 1993, 176 с. 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и статистика,2006 4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – с.251-254. 5. Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. 6. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика,2006 7. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 493 с. 8. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие / Пер. с франц. под. ред. проф. Я.В. Соколова, — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 9. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М.:ИКЦ «ДИС»,1997 10. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – Ростов-на-Дону,1996 11. Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч.пос..- Мн.: Новое знание, 2006. -704 с. 12. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты., П.С. Никольского.- 5 –е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004 13. Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1999 14. Стась В.Н. Финансовый анализ предприятия. Учебное пособие, Баранул: Изд-во АГУ,1995, - 56 с. 15. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999. 16. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Издательство «Перспектива», 2006. 17. Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. — М.: Экономика, 2004. 18. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. — М.: Дело, 1993. 19. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник.- М.:ИКТЦ «Маркетинг»,2002. – 352 с. 20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА-М, 1998. 21. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 1999. 22. Финансовая отчетность ООО «Компакт» г. Барнаул за 2006-2007 гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|