Расчет потребности в персонале
При планировании потребности в персонале отдельно рассчитывается потребность в рабочих и служащих. Расчет потребности в рабочих ведется по каждой операции в отдельности по следующей формуле:
(4)
где Чi – расчетная списочная численность по i-ой операции, чел.; НВi – время на выполнении операции, час./шт. Нормы времени по операциям приведены в табл. 2; Q – программ выпуска изделия, шт./год; БРВ – номинальный годовой баланс рабочего времени, час./чел. Для простоты расчетов примем его равным 1754 час. в год. Например, по первой операции: - по производству тротуарной плитки нам необходимо:
,
- по производству бордюрного камня необходимо:
,
- в сумме по двум изделиям необходимо 1,99 чел. (1,33+0,59), полученное значение округляем до 2. Результат расчета численности рабочих приведен в табл. 10. Таблица 10 - Расчет численности рабочих
Принимаем 2 рабочих места на 1 операцию, 3 рабочих места на 2 операцию и по одному рабочему месту на 3, 4 и 5 операциях. Предполагаем, что помимо основных рабочих на производстве нам необходимы мастер, водитель электрокара, один слесарь по ремонту оборудования и уборщица производственных помещений. Кроме того, запланируем транспортно-складскую службу (по одному рабочему месту на упаковку и отгрузку продукции, 2 грузчика и кладовщик, водителя грузового автомобиля), уборщицу помещений, бухгалтерию (бухгалтера с совмещением функций юриста, кассира), отдел продаж (2 специалиста по продажам), директора, а также трех сторожей. Планируемая организационная структура приведена на рис. 1.
Планируемое штатное расписание представлено в табл. 11.
Таблица 11 – Форма штатного расписания
По основным рабочим используется сдельная форма оплаты труда, по остальным работающим – повременная. Затраты на оплату труда (ЗОТ) включают: · основную заработную плату ЗПосн, которая представляет собой заработную плату, рассчитанную за отработанное время или выполненный объем работ (повременную и сдельную зарплату), а также включает различные доплаты за отработанное время (за работу в ночное и вечернее время, в выходные и праздничные дни, доплаты за вредность, премии, районный коэффициент и др.); · дополнительную заработную плату ЗПдоп, которая включает доплаты за неотработанное время (например, оплату отпусков, доплаты до полного рабочего дня подросткам и др.);
· отчисления на социальные нужды (страховые взносы - СВ), которые составляют в настоящее время 30% от затрат на оплату труда. Таким образом, затраты на оплату труда рассчитываются:
ЗОТ = ЗПосн + ЗПдоп + СВ. (6)
В нашем случае, предусмотрим: - основная заработная плата повременщиков рассчитывается, исходя из установленных окладов, - доплаты за отработанное время – уральский коэффициент 15%, - доплат за неотработанное время – оплату отпускных. Отпускные рассчитываются исходя из среднемесячной заработной платы за два прошедших года, их минимальная величина составляет 9% от суммы основной заработной платы. Помимо расходов на выплату основной и дополнительной заработной платы предприятия обязаны делать социальные отчисления (СВ). В 2012-2013 гг. ставка страховых взносов составляет 30%:
СВ = (ЗПосн + ЗПдоп) * 0,30. (7)
Рассчитаем затраты на оплату труда по повременщикам. Результаты расчета приведены в табл. 12.
Таблица 12 – Расчет затрат на оплату труда, руб./мес.
По рабочим сдельщикам разработаем тарифную сетку и рассчитываем часовые тарифные ставки. Тарифная сетка представляет собой совокупность разрядов и тарифных коэффициентов (ТК), что приведено в табл. 13. Тарифный коэффициент i -го разряда показывает, во сколько раз часовая оплата по i -му разряду превышает часовую оплату по первому разряду:
ТС i р = ТС1р·Т Кi р. (8)
где ТС i р – часовая тарифная первого разряда, руб./час., ТС1р – часовая тарифная ставка i-го разряда, руб./час., показывает часовую оплату труда по первому разряду. Для всех организаций:
, (9)
где МРОТ – минимальный размер оплаты труда, руб./мес. При этом минимальный уровень оплаты труда, принятый на предприятии, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, устанавливаемого государством. По состоянию на 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда, установленный государством, составляет 5205 руб. в месяц; – установленная продолжительность смены (как правило, 8 часов), час.; – установленное количество рабочих дней в месяце (как правило, 22 дня), дн. Тарифная ставка первого разряда составит:
Далее по формуле (8) рассчитаем часовые тарифные ставки по остальным разрядам, например, по второму разряду:
ТС2р = 29,5руб./час.*1,04 = 30,68 руб./час.
Результаты расчета представлены также в табл. 13.
Таблица 13 – Принятая на предприятии тарифная сетка
Расчет себестоимости Себестоимость – это совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции в денежном выражении. Для крупных промышленных предприятий характерно выделение следующих статей калькуляции: 1. Основное сырье и материалы 2. Покупные комплектующие изделия (ПКИ) 3. Вспомогательное сырье и материалы 4. Топливо на технологические цели.
5. Электроэнергия на технологические цели: 6. Основная заработная плата основных производственных 7. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих 8. Страховые взносы (бывший ЕСН): 9. Общепроизводственные расходы являются комплексной статьей, которая включает: 9.1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО): 9.2 Цеховые расходы: 10. Общехозяйственные расходы (общезаводские расходы): 10.1. Общехозяйственные расходы 10.2. Управленческие расходы 11. Потери от брака (в пределах установленных норм). 12. Внепроизводственные или коммерческие расходы
Расчет прямых затрат
Начнем с расчета прямых затрат, к ним относятся затраты, которые включаются в себестоимость конкретного вида продукции прямыми методами. К прямым затратам относятся материальные затраты (основные сырье и материалы, электроэнергия на технологические нужды) и затраты на оплату труда основных производственных рабочих. Основные сырье и материалы. Основные сырье и материалы (Мосн) рассчитываются по следующей формуле:
Мосн = ΣНрi * Цi, (10)
где Нрi – норма расхода i-го материала, кг/ед.; Цi – цена материала, руб./кг. С учетом исходных данных, приведенных в табл. 5, на производство 1 кв. м тротуарной плитки необходимы песок, щебень, цемент и др. Например, на производство 1м2 тротуарной плитки необходимо:
45 кг/м2 * 48 руб./т = 2160 руб.,
так цена материалов указана за 1 тонну, а норма расхода - в кг, то полученную сумму необходимо разделить на 1000. В результате получим, что 1 м2 плитки необходимо песка на сумму 2,16 руб. Затем данная цифра умножается на программу выпуска 32800 м2 и мы получаем общую величину затрат на песок. Результаты расчета представлены в табл. 14 и 15.
Таблица 14 – Расчет материальных затрат на производство тротуарной плитки
Таблица 15 – Расчет материальных затрат на производство бордюрного камня
Расчет величины затрат на электроэнергию на технологические нужды (Э). Затраты на электроэнергию на технологические нужды рассчитываются по формуле:
(11)
где НВi – норма времени на выполнение i-ой операции, час./ед.; Мi – мощность единицы оборудования, задействованной на операции, кВТ; Цэ – цена 1 кВт-час., руб. В нашем случае принять стоимость одного киловатт-часа, равной 2,5 руб., Кпопр – поправочный коэффициент, учитывающий потребление электроэнергии оборудованием в состоянии покоя. В нашем случае Кпопр примем равным 1. С учетом исходных данных, приведенных в табл. 2 (мощность оборудования) и 4 (нормы времени), для примера рассчитаем затраты на электроэнергию на технологические нужды по тротуарной плитке:
1,83 руб./м2,
с учетом программы выпуска 32800 м2 затраты на электроэнергию по первой операции оставят:
1,83 руб./м2*32800 м2 = 208280 руб.
Результаты расчета приведены в табл. 16 и 17.
Таблица 16 – Затраты на электроэнергию на технологические нужды по тротуарной плитке
Таблица 17 – Затраты на электроэнергию на технологические нужды по бордюрному камню
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих (ЗОТ). Затраты на оплату труда основных производственных рабочих (как и у повременщиков) включают: · основную заработную плату ЗПосн; · дополнительную заработную плату ЗПдоп; · отчисления на социальные нужды (страховые взносы - СВ): При этом о сновная заработная основным производственным рабочим начисляется по сдельной форме оплаты труда:
ЗПосн = ΣРi + ΣДо.в., (12)
где Рi – расценка за операцию, руб./ед., До.в. – доплаты за отработанное время.
Рi = НВi * ТСi, (13)
где ТСi – тарифная ставка соответствующего разряда работы (по данным табл. 13 с учетом разряда выполняемых работ из табл. 4), руб./час. НВi – норма времени на выполнение операции, час./ ед. Для примера рассчитаем расценку по первой операции. Разряд работы – 4 (см. табл. 4), ему соответствует тарифная ставка 34,81 руб./час. (см. табл. 13), норма времени по плитке – 20 мин./м2, по камню – 30 мин./пог. м (см. табл. 4). Соответственно, расценка по первой операции: - по тротуарной плитке составит:
,
- по бордюрному камню:
.
Результаты расчета расценок по остальным операциям приведены в табл. 18 и 19.
Таблица 18 – Расчет расценок по операциям на производство тротуарной плитки
Таблица 19 – Расчет расценок по операциям на производство бордюрного камня
Далее в расчетах примем те же доплаты, что и у повременщиков, то есть учтем уральский коэффициент, равный 15%, доплаты за неотработанное время– 9% и страховые взносы 30%. Результат расчета приведен в табл. 20 и 21.
Таблица 20 – Расчет затрат оплату труда основных производственных рабочих на производство тротуарной плитки, руб./м2
Таблица 21 – Расчет затрат оплату труда основных производственных рабочих на производство бордюрного камня, руб./пог. м
Сведем результаты расчетов прямых затрат (табл. 22, 23) и сформируем сводную смету прямых расходов (табл. 24). При этом прямые затраты рассчитывались на единицу продукции по каждому виду продукции, а в смету следует включена сумма затрат по двум видам продукции с учетом запланированных объемов производства.
Таблица 21 – Прямые затраты на производство тротуарной плитки, руб.
Таблица 22 – Прямые затраты на производство бордюрного камня, руб.
Таблица 23 – Смета прямых расходов по двум видам продукции
Таким образом, общая сумма прямых затрат составит 5330644, 51 руб./год Расчет косвенных затрат Особенность косвенных затрат в том, что они возникают по отношению к предприятию в целом и их нельзя сразу распределить между видами продукции. Поэтому сначала определим общую сумму косвенных затрат. К косвенным затратам относятся: - общепроизводственные расходы, - общехозяйственные расходы, - внепроизводственные (коммерческие расходы).
Общепроизводственные расходы делятся на 2 крупные статьи: - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО), - общецеховые (цеховые) расходы. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают амортизацию, затраты на ремонт и содержание оборудования и транспортных средств и др. (табл. 23).
Таблица 23 – Номенклатура расходов на содержание и эксплуатацию оборудования на примере промышленного предприятия
Рассмотрим данные статьи подробнее. Как уже отмечалось, амортизация начисляется по объектам основных средств, стоимость которых превышает 40000 руб., расчет амортизации по оборудованию был приведен в табл. 9, сумма амортизационных отчислений составляет 210140 руб./год. Дополнительно учтем необходимость приобретения электрокары, стоимость которой 600 тыс. руб., срок полезного использования – 10 лет, поэтому амортизация по ней составит 60 тыс. руб. в год. Что касается: а) затрат на ремонт и содержание оборудования и транспортных средств и прочих затрат, то в расчетах учтем затраты на оплату труда слесаря по ремонту, которые составляют 24443,25 руб./мес. (см. табл. 12); б) материальные затраты на ремонт примем равными в общем 10% от стоимости основных средств, то есть:
(1527000 из табл. 9 + 600000) * 0,1 = 212700 руб./год;
в) затрат на внутризаводское перемещение грузов, то в расчетах учтем затраты на оплату труда водителя электрокары, которые составляют 19554,6 руб./мес.; г) в прочих расходах учтем расходы на приобретение вспомогательного инструмента и приспособлений (по данным табл. 4), на год сумма затрат на их приобретение составит 78000 руб. (табл. 24)
Таблица 24 - Расходы на приобретение вспомогательного инструмента и приспособлений
Результаты расчета сведем в табл. 25.
Таблица 25 – Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.
Таким образом, общая сумма РСЭО составляет 2346555,2 руб./год. Общецеховые расходы включают затраты на содержание аппарата управления цехом и прочего цехового персонала, амортизацию, содержание и ремонт зданий, сооружений цехового назначения и др. (табл. 26).
Таблица 26 – Номенклатура общецеховых расходов
В нашем случае в затратах на содержание аппарата управления цехом учтем затраты на оплату труда мастера – 29331,9 руб./мес., а в затратах на содержание зданий, сооружений – затраты на оплату труда уборщицы в сумме 6518,2 руб./мес. (см. табл. 12) Так как предполагается, что площади арендуются, то амортизации и затрат на отопление, водоснабжение по площадям не будет. Все прочие расходы принять равными 100 тыс. руб. в мес. С учетом вышеприведенных составим табл. 27.
Таблица 27 – Смета общецеховых расходов, руб.
Таким образом, сумма общецеховых расходов составляет 1630201,20 руб. в год, РСЭО - 234655,20 руб. в год, а общая сумма общепроизводственных расходов - 1864856,40 руб./год.
Общехозяйственные расходы. Общехозяйственные (общезаводские) расходы делятся на общехозяйственные и управленческие расходы (табл. 28).
Таблица 28 – Номенклатура общезаводских расходов
|