Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников

1. Андреев, В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов: учебник / В.И. Андреев - М.: 2005.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: междисциплинарный подход: учебное пособие / - А.Я. Анцепов, СЛ. Прошанов - М.: 2004.

3. Анцупов, А.Я., Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Асадов, А.Н. Конфликтология: учебное пособие / А.Н. Асадов -Санкт-Петербург.: Издательство СПбГУЭФ, 2003.

5. Большаков, А.Г. Конфликтология организаций / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова - М.: МЗ Пресс, 2006.

6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: Гардарики, 2005.

7. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование / Н.В. Гришина - М.: Наука, 2005.

8. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник / Н.В. Гришина -М.: Наука 2006.

9. Грызунова, Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности / Т.В. Грызунова - М.: Изд-во РАУ, 2003.

10. Дмитриев, А.А. Введение в общую теорию конфликта: учебное пособие / А.А.Дмитриев, СВ. Кудрявцев - М.: Прогресс, 2006.

11. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев - М.: Дело, 2005.

12. Ежов, С.Н. Управление конфликтом: учебное пособие / СН. Ежов -Владивосток.: ДВГАЭУ, 2001

13. Зайцев, А.К. Социальный конфликт: учебник / А.К. Зайцев - М.: Дело, 2003.

14. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов - М.: Аспект-пресс, 2005.

15. Ковачик, П.А. Предупреждение и разрешение конфликтов / ПА. Ковачик, Н.Л. Малиева - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

16. Кошелев, А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления: учебное пособие / А.Н. Кошелев, Н. Н. Иванникова - М.: Альфа-Пресс, 2007.

17. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

18. Ликсон, Ч. Конфликт: Семь шагов к миру / Ч. Ликсон - Спб.: Питер, 2007.

19. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах / Э.Э. Линчевский - СП б: изд-во Военмеха, 2006.

20. Личневский, Э.Э Контакты и конфликты / Э.Э. Линчевский - М.: Владос-Пресс, 2004.

21. Локутов, С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация / СП. Локутов - М.: Вентана-Граф, 2003.

22. Мастербук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастербук - М.: Дело, 2006.

23. Меньшова, В.Н. Конфликтология / В.Н. Меньшова - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2003.

24. Ошуркова, НА. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения: учебное издание / НА. Ошуркова - М.: Экономика, 2004.

25. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина - СПб.: изд-во СПбГУ, 2003.

26. Тренев, Н.Н. Управление конфликтами: учебник / Н.Н. Тренев - М.: Инфра-М, 2005.

27. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика: учебинк / Э.А. Уткин - М.: Экмос, 2006.

28. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан -СПб.: Питер, 2003.

29. Чумиков, А.Н. Управление конфликтом / А.Н Чумиков - М.: Изд-во МГУ, 2005.

30. Чуреев, В.Д.Практикум по конфликтологии / В.Д. Чуреев - СП б: Питер, 2003. – 400 с.

31. Чюрняк, Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения / Т.В. Чюрняк - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2003. – 120 с.


Приложение А

 

Некоторые приемы разрешения конфликтов (разработаны австралийской организацией по разрешению конфликтов)

Хочу ли я разрешить этот конфликт? (Будь готов разрешить проблему)

Вижу ли я всю картину или только свой уголок? (Смотрите шире)

Каковы нужды и опасения других? (Опишите их объективно)

Каким может быть объективное решение? (Давайте поговорим об этом)

Варианты решения. (Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников)

Можем ли мы решить это вместе? (Давайте вести дело на равных)

Что я чувствую? (Я чересчур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами?)

Что я хочу изменить? (Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему. Какие новые возможности открываются передо мной? Смотри на плюсы, а не на минусы)

Как бы я чувствовал себя в их шкуре? (Дай знать, что ты понимаешь их)

Нужен ли нам нейтральный посредник? (Поможет ли это нам лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемым решениям?)

Как мы оба можем выиграть? (Ищите решения, учитывающие нужды всех участников).

Памятка для разрешения конфликтов

Для пользования - при анализе проблемы или быстрой проверке применимости определенных навыков к данной ситуации пройдись по проблеме с этой памяткой.

Выиграть/выиграть».

В чем мои подлинные нужды? И в чем их?

Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

Творческий подход.

Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?

Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

Эмпатия.

Как бы я чувствовал себя на их месте? Что они пытаются сказать? Выслушал ли я их как следует? Знают ли они, что я слышу их?

Оптимальное самоутверждение.

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?

Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?

(Будь мягким с людьми и жестоким с проблемой).

Совместная власть.

Не злоупотребляю ли я своей властью? Не делают ли этого они?

Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?

Как управлять эмоциями.

Что я чувствую?

Возлагаю ли я на кого-нибудь вину за свои чувства?

Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?

Что я хочу изменить?

Избавился ли я от желания наказать их?

Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)

Готовность разрешить конфликт.

Хочу ли я разрешить конфликт? Вызвана ли моя обида:

каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?

какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?

-   чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?

Картография конфликта.

В чем заключается вопрос, проблема или конфликт? Кто его главные участники?

Опишите потребности каждого человека. (То есть: «Какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновения проблемы?»; «Каковы преимущества предложенных решений с точки зрения удовлетворения подлинных нужд участников?».)

Опишите тревоги или опасения каждого участника. (То есть: «Какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?».)

Указывает ли эта карта на какие-то точки совпадений интересов?

Над чем мы должны еще поработать?

Разработка альтернатив.

Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может, тем не менее, подать хорошие идеи.

Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.

Переговоры.

Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем походе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.

Как мы можем добиться справедливого результата - при взаимном выигрыше?

Что они могут дать мне?

Что могу дать им я?

Игнорирую ли я их возражения?

Как могу включить их в свои предложения?

Какие вопросы я хочу включить в соглашение?

Могу ли я включить что-то, позволяющее им сохранить лицо?

Посредничество.

А. Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?

Кто может исполнить эту роль для вас?

Б. Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?

Как я должен подготовить сессию и разъяснить свою роль участникам?

Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

Расширение кругозора.

Вижу ли я картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)

К чему это может привести в будущем?


Приложение Б

 

Тест № 1 К.У. Томаса

1. А Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А Я стараюсь найти компромиссное решение.

В Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А Я стараюсь найти компромиссное решение.

В иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В Я стараюсь добиться своего.

7. А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В Я, первым делом, стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9. А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В Я предпринимаю усилия, чтобы достичь своего.

10. А Я твердо стремлюсь достичь своего.

В Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А Первым делом, я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13. А Я предлагаю среднюю позицию.

В Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

А Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

А Я стараюсь не задеть чувства другого.

В Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

В Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А Первым делом, я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21. А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В Я отстаиваю свои желания.

23. А Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А Я предлагаю среднюю позицию.

В Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А Я предлагаю среднюю позицию.

В Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А Я стараюсь не задеть чувства другого.

В Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

 

Бланк для ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
А                              
Б                              
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
А                              
Б                              

 


Приложение В

Тест№2 «Самоконтроль в общении»

Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Подсчет результатов: По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по видимому, можно сказать следующее.


Приложение Г

 

Тест№3 «Твоя конфликтность»

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Твоя реакция:

A) не принимаю участия;

Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

B) активно вмешиваюсь, «вызывая огонь на себя».

2. Выступаешь ли ты на собраниях с критикой руководства?

A) нет;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

B) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли ты споришь с друзьями?

A) только если они не обидчивы;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

B) споры - моя стихия.

4. Ты стоишь в очереди, как реагируешь, если лезут без очереди?

возмущаюсь в душе, но молчу; Б) делаю замечание;

прохожу вперед и начинаю наводить порядок.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо?

не замечаю такой пустяк; Б) сухо сделаю замечание;

выскажусь, не стесняясь в выражениях.

6. На улице, в транспорте наступили на твою ногу?

с возмущением посмотрю на обидчика; Б) сухо сделаю замечание;

выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то из близких купил вещь, которая тебе не понравилась. Твое поведение:

A) промолчу;

Б) ограничусь кратким тактичным комментарием;

B) устрою скандал из-за пустой траты денег.

8. Не повезло в лотерее. Как ты это воспринимаешь?

A) постараюсь быть равнодушным, но в душе дам себе слово никогда в ней не участвовать;

Б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещаю взять реванш;

B) билет без выигрыша надолго испортит настроение.


Приложение Д

 

Анкетирование

Ваш стаж работы на данном предприятии?

Ваша должность?

Довольны ли Вы своей работой?

Считаете ли Вы себя конфликтным человеком?

Легко ли Вы находите общий язык с коллегами?

Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций?

Как часто происходят конфликты?

Что чаще всего является причиной конфликтов с Вашим участием?

Что бы Вы хотели изменить в компании?

Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...