Позитивный элемент в психо-соматической защите
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Психо-соматическое заболевание является негативом позитива; позитив состоит в стремлении к интеграции во всех смыслах, включая то, о чем я говорил (Winnicott, 1963) как о персонализации. Позитив - это врожденное стремление любого индивидуума достичь единства психики и сомы, это данное в опыте тождество души (или психики) и всей совокупности физического функционирования. Это стремление побуждает младенца и ребенка задействовать тело, посредством и в результате чего развивается деятельная личность, вооруженная защитами против тревоги любой силы и свойства. Иными словами, как говорил Фрейд много лет назад: основой Эго является телесное Эго. Фрейд, возможно, хотел сказать, что в норме в Я сохраняется это воображаемое тождество с телом и телесным функционированием. (Данной теме посвящена вся теория интроекции и проекции вместе с теоретическими построениями вокруг понятия "внутренний объект".) Данный этап процесса интеграции можно назвать стадией "Я ЕСТЬ" (Winnicott, 1965). Такое название мне нравится тем, что оно напоминает об эволюции идеи монотеизма и об обозначении Бога как "Великого Я ЕСТЬ". На языке детской игры эта стадия воспевается (хотя я говорю об этом, спустя много лет) в игре "Я - Король замка, вы - грязные3) мошенники". Именно то самое значение "Я" и "Я ЕСТЬ" заменила собой психо-соматическая диссоциация. Отщепление психики от сомы является ретрогрессивным феноменом, использующим архаичные остатки при построении защитной организации. Наоборот, стремление к психо-соматической интеграции является частью поступательного движения в процессе развития. "Расщепление" здесь является типичным представителем "вытеснения", являющегося соответствующим понятием в более сложной организации.
КЛАССИФИКАЦИЯ Если это верно, то можно классифицировать психо-соматические заболевания, исходя из теории процесса созревания, содержащей две главные идеи: 1. Первичное неинтегрированное состояние с тенденцией к интеграции. Результат зависит от укрепления Эго Матери (Mother's ego reinforcement), опирающегося на ее адаптивную способность, обеспечивая Эго младенца реальностью зависимости. Провал матери в этом оставляет младенца без самого необходимого для работы процессов созревания. 2. Психо-соматическая интеграция или создание в теле "обиталища" для психики, что следует за радостью переживания психо-соматического единства. В процессе интеграции младенец (в случае нормального развития) в своем эмоциональном развитии укрепляется в ощущении "Я ЕСТЬ" или состоянии "Короля замка", после чего не только начинает радоваться тому, как телесное функционирование способствует развитию его Эго, но также и тому, как развитие Эго укрепляет функционирование тела (влияет на мышечный тонус, координацию, адаптацию к температурным изменениям и т.д.). В связи с этим, срыв в развитии порождает неуверенность в "обиталище" или ведет к деперсонализации в той мере, в какой обиталище становится свойством, которое можно утратить. Понятие обиталище используется здесь для описания пребывания психики в теле индивида или наоборот. В позиции "Я ЕСТЬ" или "Король замка" индивид может или, в силу внутренних и внешних причин, не может (тогда младенец остается сильно зависимым) справиться с конкуренцией, которую такая позиция порождает ("Вы - грязные мошенники"). В норме соперничество становится дополнительным стимулом для роста и жизнелюбия. Следовательно, психо-соматическое расстройство связано со Слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития; и/или с уходом от "Я ЕСТЬ" и от мира, превращенного во врага путем отказа индивидуума от НЕ-Я, в особую форму расщепления, присутствующего в психике, но проходящего психо-соматическими курсами.
(В этом случае актуальная преследующая деталь окружения может вызвать уход индивидуума в какую-то форму расщепления.) Таким образом, психо-соматическое заболевание предполагает расщепление в личности индивидуума, при этом связь между психикой и телом ослабевает или расщепление формируется в психике выполняя роль защиты против генерализованного преследования со стороны отвергнутого мира. Тем не менее, у больного человека сохраняется стремление не утратить окончательно психо-соматическую связь. Так что соматическая вовлеченность имеет здесь положительное значение. Индивидуум ценит потенциальную психо-соматическу связь. Чтобы это понять надо помнить, что защита формируется не только в виде расщепления, защищающего от уничтожения, но также и для защиты психо-сомы от бегства в интеллектуальную или духовную жизнь, или в компульсивные сексуальные подвиги, в которых игнорировалось бы все психическое, которое строится и сохраняется на основе соматического функционирования. Еще одна трудность. Естественно, когда личность диссоциирована, то человек использует существующую в окружающем мире разобщенность. Примером может служить использование тенденции матери к дезинтеграции и деперсонализации, разлада между родителями, или распада семьи, или использование антагонизма (особенно неосознаваемого антагонизма) между семьей и школой. Точно так же используются расщепления (к которым и я имею отношение), присущие системе медицинского обслуживания. Здесь мы можем вернуться к моей главной идее, которая заключается в том, что существование "психо-соматики" или (психо-соматической) группы врачей определяется потребностью пациента разделить нас в практических целях, но оставить теоретически связанными общим делом и профессией. Наша весьма трудная работа состоит в том, чтобы достигнуть целостного видения пациента и болезни, при этом не должно создаваться впечатление, что мы опережаем пациента в его способности достичь интеграции в целое. Часто, очень часто в череде отношений пациента с нами и нашими коллегами мы вынуждены довольствоваться дозволением ему иметь болезнь и манипулировать симптомами, и не пытаться излечить реальную болезнь. Реальной болезнью является расщепление личности пациента, которое создается вне уязвимых мест Эго и используется в качестве защиты против угрозы уничтожения в момент интеграции.
Психо-соматическое заболевание, подобно антисоциальной тенденции, обладает тем обнадеживающим свойством, что пациент знает о возможности психо-соматического единства (или персонализации) и знает о доверии даже несмотря на то, что его клинические проявления живо указывают на обратное, обнаруживая расщепление, различные диссоциации, постоянные попытки расщепить медицинский персонал, а также обнаруживая магическое оберегание себя. ЛИТЕРАТУРА WINNICOTT, D. W. (1949) Mind and its relation to the psyche-soma. In:Collected Papers (London: Tavistock; New York: Basic Books.) WINNICOTT, D. W. (1958) Review of The Doctor, His Patient and the Illness by M. Balint. Int. J. Psycho-Anal. 39 WINNICOTT, D. W. 1963 The mentally ill in your caseload. In 1965a WINNICOTT, D. W. 1965(a) The Maturational Processes and the Facilitating Environment (London: Hogarth). WINNICOTT, D. W. 1965 (b) The Family and Individual Development (London: Tavistock). ПРИМЕЧАНИЯ *) Из лекции под названием "Психо-соматическая дилемма", прочитанной на заседании Общества психосоматических исследований 21 мая 1964. Перевод осуществлен по: Winnicott D.W., Psycho-Somatic Illness in its Positive and Negative Aspects. // Int. J. Psycho-Anal., 1966, 47:510-516 1) 1965/6. Со времени написания статьи в 1964 году характер заболевания пациентки изменился. Теперь она не представляет собой психо-соматический случай. У нее серьезное нарушение в эмоциональном развитии, а психоанализ она использует для облегчения психического конфликта и эмоционального возбуждения, не прибегая к психо-соматической защите. (Позднее замечание: С этой пациенткой все прошло благополучно.) 2) На случай, если этот пациент прочтет эти слова, я хочу подчеркнуть, что данное описание является не только неадекватным, но и неточным. Но я использую его для иллюстрации идеи. 3) Здесь это слово означает, что "В отличие от меня, вы - не материнский плод, способный к интеграции и автономии, а бесформенный и не прошедший процесс созревания продукт выделения вашей матери." ____________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|