Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 45. Репродуктивное и творческое мышление. Своеобразие мышления, включенного в разные виды деятельности (научное, религиозное, художественное). Основные этапы творческого мышления.




Рассмотрим некоторые в принципе моделируемые и, возможно, основные аспекты творческого мышления. К репродуктивному творческому практическому (поведенческому) мышлению будем относить случаи, когда искомый путь между очагами возбуждения в модели проблемной среды существует, но лежит вне зоны ассоциативно-смысловой пре-дактивации. Этот случай можно назвать творческим поиском. Типичный простейший пример необходимости расширения зоны ассоциативно-смысловой предактивации - это задача построения четырех равносторонних треугольников из шести спичек, требующая для своего решения перехода от напрашивающихся представлений на плоскости к представлениям в трехмерном пространстве.

Если искомый путь в модели проблемной среды существует, но находится вне зоны прямой ассоциативно-смысловой предактивации, то выход на него, т. е. возбуждение соответствующих не предактивируемых нейронных ансамблей, затруднен и является случайным событием, вероятность которого меньше, чем вероятность возбуждения предактивируемых нейронных ансамблей. Кроме того, в соответствии с принципом доминанты А.А. Ухтомского и по некоторым модельным гипотезам, от доминантных очагов возбуждения не только передаются активирующие воздействия на все ансамбли, которые имеют прямые ассоциативные и смысловые связи с возбужденными ансамблями, но также передается и торможение на все другие ансамбли. В результате возбуждение от внутреннего "шума" оказывается недостаточным для активации нужных нейронных ансамблей.Такая ситуация может порождать "зацикливание", которое выражается в последовательном повторном возбуждении одних и тех же нейронных ансамблей, относящихся к зоне ассоциативно-смысловой предактивации. "Зацикливанию" может способствовать и соответствующее гипотезе об -сетях снижение порогов возбудимости у часто возбуждающихся нейронов. Это часто и происходит у человека при решении трудных задач. Выход из зацикливания и активация искомого нейронного ансамбля соответствует состоянию, которое в психологии называется инсайт, или озарение. Факторов, способствующих возникновению инсайта, несколько. Во-первых, это может быть повышение при отдыхе порога возбудимости у нейронов, входящих в ансамбли зоны ассоциативно-смысловой предактивации. При продолжительном отдыхе и особенно во сне могут нормализоваться и выравниваться пороги возбуждения нейронов по всей сети (вспомните: утро вечера мудренее). Во-вторых, это часто случайное получение дополнительных возбуждений на нейроны искомого ансамбля через непрямые, иногда достаточно отдаленные ассоциации, зависящие от накопленной в модели среды информации. Эти дополнительные возбуждения могут создаваться слабо возбужденными и не выходящими на уровень сознания нейронными ансамблями. Последнее можно интерпретировать как влияние подсознания, или интуицию. Интуиция делает поиск более направленным, вспомните: "мне кажется, или интуиция мне подсказывает, что в этом что-то есть". Правда, интуиция, т. е. связь между нейронными ансамблями через ансамбль, слабо возбужденный и не выходящий на уровень сознания, может оказаться и ложной. В-третьих, таким фактором может быть случайное внешнее возбуждение.

Таким образом, инсайт - это случайное событие, вероятность которого повышается при совпадении во времени перечисленных факторов со случайным возбуждающим воздействием, поступающим от внутреннего "шума". Результат выхода за пределы ассоциативно-смысловой зоны поиска, приводящий к решению творческой задачи, может запоминаться в модели проблемной среды путем образования новых связей между нейронными ансамблями. На этой основе новые сходные задачи могут решаться проще с использованием более широкой области ассоциативно-смысловых ассоциаций. Творческому мышлению часто помогает и искусство. Искусство создает конкретные и в то же время типичные эмоционально оцениваемые образы. Одновременно могут предлагаться (зрителю, слушателю) варианты обобщения этих образов. При восприятии произведения искусства происходит процесс сотворчества, приводящий к расширению стандартных ассоциативно-смысловых связей и к построению новых обобщений. Это может происходить как в образной (в первую очередь) и словесно-логической частях модели среды, так и в связях между ними.

Вопрос № 46. Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Использование мыслительных операций в различных областях человеческой деятельности. Достоинства и недостатки индуктивного и дедуктивного типа мышления.

Процессы анализа и синтеза активно используются при сборке пазла.

Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру[31]. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа.

В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться в строении устройства человек его собирает и разбирает. Так как это не всегда возможно, в некоторых случаях сначала предметы изучаются отдельно, а потом производят мысленные операции над их совокупностью. Так, при изучении микробиологии сначала изучают строение отдельных микроорганизмов и лишь потом в практической деятельности врач анализирует их совокупность при исследовании воды.

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными[32]. Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь к их простой сумме.

Сравнение

Непосредственное сравнение разных пожарных автомобилей.

О важности существенного признака для сравнения: сравнивая пустыню и лес необходимо для сравнения выбрать климат, географическое положение, а не наличие или отсутствие кактусов.

Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет[30]. Заключается она в установлении сходства и различия. Осуществляется операция непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки)[29]. При этом важны сравниваемые свойства. Важно также выбрать единые показатели для сравнения. Нельзя, например, при измерении расстояния сравнивать в одном случае километры, а в другом — время, затраченное на путешествие. Необходимо выбрать существенный признак для сравнения. Чтобы избежать ошибок, нужно производить разностороннее сравнение.

Второй пример ошибок при сравнении — поверхностное сравнение по аналогии, при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся[31]. Так, увидев сходство строения ударных и вулканических кратеров В. Г. Бухер (англ.)русск. считал, что и причина их возникновения одинакова. Однако, аналогическое сравнение может быть и правильным. Так, хордовые имеют отличительную черту — хорду и по ней учёные могут судить о том, что, значит, принцип строения их тела в общих чертах также сходен. Можно сделать вывод, что истинность умозаключения по аналогии зависит от взаимообусловленности признаков. Так, хорда возникла у общих предков хордовых и отражает процесс эволюции, в то время как строение кратеров похоже только внешне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...