Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические подходы к изучению мышления.




Исследование мышления, как и любого предмета психологической науки, определяется теоретическими представлениями о нем, а также различными конкретными задачами. -1887 Среди методологических и теоретических оснований изучения реальности выделяют общие принципы, подходы, конкретные теории. Методологический принцип есть обобщенное априорное утверждение об изучаемой реальности и стратегии ее наследования, т.е. имеющее онтологический и гносеологический статус. Таковы, например, основные принципы марксистской психологии - единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, общественно-исторической обусловленности психики и др. Теоретический подход - это реализация одного или нескольких принципов в определенной, более частной области исследования. По содержанию подход может быть тождествен этим принципам, однако его разработка требует их уточнения, соот-

несения, построения специального понятийного аппарата. Подход является своего рода "промежуточным звеном" между абстрактностью методологических принципов и разнообразием конкретных теорий.

Теория - это совокупность логически связанных предметных утверждений, предполагающая возможность их эмпирической проверки. Обычно в рамках одного подхода к психическим явлениям развиваются сразу, несколько их теорий, хотя в ходе развития крупных теоретических школ могут сменять и дополнять друг друга различные подходы к изучаемой реальности.

Для характеристики теоретических представлений о мышлении адекватен анализ подходов к его изучению. Психологические теории мышления создавались в общих, частных научных школах, отдельными авторами. Существенное отличие подхода от теории заключается в том, что теория направлена на законосообразное объяснение явлений, подход задает само направление поиска закономерностей. Если теория - совокупность гипотетических ответов на поставленные перед исследованием вопросы о природе мышления, то подход – совокупность этих исследовательских вопросов. Как осуществляются психические процессы, в том числе мыслительные? в чем состоит специфика мыслительного процесса? какова структура продуктивного, творческого

акта? каковы уровни развития мышления? - вот примеры таких вопросов, связанных с разными подходами к изучению мышления. Сама их постановка определяет требования к выделению предмета исследования которые, задавая его возможности и ограничения, служат своего рода эвристиками (но не алгоритмами) - правилами продуктивного научного поиска, не свободного, однако, от критики с иных теоретических позиций. Тем самым каждый подход раскрывает для научного познания (или интерпретации) особые феноменальные области мышления, которые и являются его эмпирической основой. Требования к определению предъявляют также на организацию исследования, выбор или создание методических приемов. Таким образом, подход объединяет теоретические установки, условия опредмечивания изучаемой реальности, постановки исследовательских гипотез, методов их эмпирического доказательства и интерпретации полученных результатов.

Основным теоретическим подходом к изучению мышления посвяще- на гл. 2. Первый из них связан с приложением объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов к анализу мышления и называется механистическим. Эмпирическая основа этого подхода достаточно широка: от осуществления форм логического мышления в различных видах практики (в том числе его моделирование

в программах ЭВМ) до интеллектуального поведения животных. Механистический подход, однако, еще не ставит исследовательского вопроса о психологической специфике мыслительного процесса. Этот вопрос становится центральным для второго, телеологического под- кода к изучению мышления, в рамках которого выделяются его основные отличия от других психических процессов. Мышление впервые рассматривается здесь как активный, целенаправленный процесс решения задачи, закономерности которого изучаются, главным образом, на материале репродуктивных задач, решаемых с опорой на прошлый опыт субъекта. Продуктивное мышление является предметом изучения в третьем, целостном подходе. Основными становятся здесь вопросы

о структуре и механизмах решения творческих задач, о психологической природе продуктивного творческого акта. Четвертым будет рассмотрен генетический подход к изучению мышления. Являясь конкретизацией принципа развития в психологии, он представляет развитие мышления как закономерный процесс образования и смены его качественно разных стадий, уровней.

Выбранная последовательность изложения подходов совпадает с историей их возникновения, хотя ни один из них не утратил своей актуальности сегодня. Помимо названных четырех будут рассмотрены некоторые оригинальные подходы, которые (также независимо от времени их появления) характерны для современной психологии мышления.

Методологические и теоретические основания деятельностного подхода, принятого в советской психологии мышления, по традиции излагаются в разделе "Введение в психологию". Ряд наиболее эвристичных положений тех подходов, которые представлены в гл. 2, ассимилируются в рамках этого подхода, и анализ мышления как индивидуальной творческой деятельности характеризует большинство его экспериментальных исследований.

Основные направления эмпирического исследования мышления будут рассмотрены в гл. 3. Эмпирические, т.е. опытно обоснованные исследования реальности проводятся с различных теоретических позиций, и их, основные направления определяются конкретными научными и практическими целями, задачами. Объектом эмпирического исследования является, как правило, мышление в узком смысле, процесс решения субъектом мыслительной задачи. Основных же целей доследования этого процесса существует, по крайней мере, три. Первая цель - это исследование внутренних

закономерностей процесса решения задач, а также определяющих его факторов в психологическом эксперименте. Вторая - диагностика способностей субъекта к решению мыслительных задач методами психологического тестирования. Третья - управление процессом решения задач с помощью методов воздействия и формирования соответствующих способностей субъекта.

В соответствии с названными целями выделяются экспериментальное, диагностическое и прикладное направления исследования мышления. При выполнении конкретных исследовательских задач они могутбыть взаимосвязаны, однако кавдое из них характеризуется специфическими результатами. В первом случае это знание о том, как решается задача, о психологических механизмах процесса решения, во втором - умение определять, прогнозировать индивидуальные способности человека к решению задач и связанные с этим качества, в третьем - создание методов повышения эффективности мыслительного процесса.

Остается добавить, что при изложении основных-подходов и направлений исследования мышления учитывалась их представленностъ в рекомендованной литературе, а также конкретные требования учебного процесса. Так, например, в гл. 2 наиболее подробно рассматриваются телеологический и целостный подходы, а в гл. 3 особое внимание уделяется прикладным исследованиям мышления, связанным с разработкой методов стимуляции воображения и творчества.

Вопрос № 49. Поэтапность формирования мыслительных операций (П. Я. Гальперин). Механизм трансформации умственных действий. Механизм сдвига мотива на цель. Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...