Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет

Для чего? Ищите свой ответ.

И если ваше мнение не совпадает с моим, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть, вы подходите к истине с другой стороны и видите ее другую сторону.

Благодарю за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания».

В качестве домашнего задания был предложен соответствующий параграф.

Учитель подводит итоги.


Проведение педагогического эксперимента

 

В ходе формирующего эксперимента проверялась эффективность методических разработок по теме «Металлы» с использованием мультимедийных средств и их влияние на уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка разработанной методики проводилась в условиях естественного педагогического эксперимента, что имеет большое значение для интерпретации полученных результатов.

В данном эксперименте участвовали учащиеся 9 класса Б средней школы №16 г. Саранска. Общее число ребят в классе - 25 человек.

Экспериментальное исследование началось с изучения возможностей усвоения учащимися материала в условиях использования традиционных средств и информационной технологии обучения.

 

Констатирующий эксперимент

 

Для выявления исходного уровня знаний школьников было проведено тестирование по теме «Строение атома». В соответствии с программой и учебником О.С. Габриеляна [37] был составлен тест следующего содержания.

Тест №1 по теме «Строение атома»:

1) Укажите параметры соответствия положения элемента в периодической системе и строения его атома:

1. Заряд ядра, а) номер периода,

2. Общее число электронов, б) номер группы,

3. Число электронных уровней, в) порядковый номер

4. Число электронов на внешнем уровне.   элемента

В ответе укажите соответствие между элементами первого и второго столбцов.

2) Химический элемент – вид атомов:

а) с одинаковым числом нейтронов и протонов в ядре,

б) с одинаковым числом нейтронов в ядре,

в) с одинаковым числом электронов в ядре,

г) с одинаковым зарядом ядра.

3) Изотопы химического элемента различаются

а) числом валентных электронов в атоме,

б) общим числом электронов в атоме,

в) числом протонов (при одинаковом числе нейтронов) в ядре атома,

г) числом нейтронов (при одинаковом числе протонов) в ядре атома.

4) Электронная конфигурация атома углерода в основном состоянии описывается формулой:

а) 1s2,                                в) 1s2 2s2 2p2,

б) 1s2 2s2,                 г) 1s2 2s2 2p4.

5) Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:

а) 5,                          в) 3,

б) 4,                         г) 2.

6) Ион, имеющий в своем составе 18 электронов и 16 протонов, обладает зарядом, равным:

а) +18,                               в) +2,

б) –18,                               г) –2.

7) Атом какого элемента в невозбужденном состоянии имеет электронную конфигурацию 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s2 4p3:

а) P,                         в) Si,

б) As,                                г) Ge.

8) Продолжите предложение:

В ряду K – Ca – Sc – Ti радиус атомов … (уменьшается, увеличивается).

9) Какая из частиц имеет электронную конфигурацию, одинаковую с атомом аргона:

а) Са2+,                              в) Cl0

б) К0,                        г) Na+

10) Какой ряд элементов расположен по мере возрастания их атомных радиусов:

а) Na, Mg, Al, Si;     в) O, S, Se, Te;

б) C, N, O, F;                    г) I, Br, Cl, F.

Результаты тестирования были занесены в таблицы 3.1 и 3.2.

На втором этапе педагогического эксперимента школьникам была предложена анкета для изучения их мнения по применению компьютерных технологий на уроках химии.

1. Какие современные средства обучения используются в преподавании химии в вашей школе?

a) компьютеры,

b) видеозаписи,

c) свой вариант

2. Как часто используются компьютерные технологии в преподавании химии?

a) на некоторых уроках,

b) очень редко,

c) на большинстве уроках,

d) свой вариант

3. С какой целью, по Вашему мнению, используются компьютерные технологии в преподавании химии?

a) как средство наглядности,

b) для контроля знаний,

c) для понимания сущности химических явлений,

d) свой вариант

4. Способствует ли лучшему усвоению знаний использование компьютерных технологий в обучении химии?

a) да, очень;

b) нет;

c) не знаю

5. Что предпочтительнее: работать над тестом в письменном виде или с использованием компьютерных технологий? Почему?

6. Есть ли в Вашем личном пользовании электронные учебники по химии?

7. Есть ли у Вас доступ в Интернет?

8. С какой целью Вы используете электронные учебники и Интернет?

9. Ваши пожелания по применению компьютерных технологий в обучении химии.

При анализе ответов учащихся было выяснено следующее.

При ответе на первый вопрос учащиеся указали, что из современных средств обучения на уроках химии в основном используют видеофрагменты по проведению эксперимента, кодоскопы, реже – компьютер. Его в основном применяют с целью контроля знаний и умений и как средство наглядности. В последнем случае ребятам (75%) предпочтительнее работать над тестом с использованием компьютерных технологий, так как это удобно, быстро и можно сразу узнать правильно или неправильно дан ответ на вопрос.

У 20% опрошенных есть в личном пользовании электронные учебники по химии, почти все имеют доступ в Интернет. Эти средства они используют для поиска дополнительной информации при написании рефератов, к подготовке домашнего задания. 89% школьников пожелали, чтобы на уроках чаще использовали компьютер, так как это способствует лучшему усвоению знаний по данному предмету, раскрывает сущность химических процессов; работа на нем увлекательна, интересна.


Формирующий эксперимент

 

В ходе формирующего эксперимента нами были проведены уроки в форме презентаций в рамках темы «Металлы». При этом во время каждого сообщения демонстрировались красочные слайды со звуковым и видео сопровождением, включая анимацию. Что позволило удерживать внимание на более долгий срок.

Урок был содержателен, проходил интересно, логически стройно и эмоционально насыщенно, наглядно, красочно. Из-за новизны проведения у учащихся повысился интерес к предмету. На уроке диалог с классом был непрерывным. Ребята участвовали в различных видах деятельности (слушание, речевая деятельность, работа у доски, сочетание коллективной работы с индивидуальной при решении задач). Учащиеся внимательно слушали как учителя, так и своих товарищей.

Затем в ходе эксперимента учащимся данного класса были предложены тестовые задания с целью контроля знаний, приобретенных по теме «Металлы» с применением ТСО.

Тест №2 по теме «Металлы»:

1) Какие продукты образует натрий на воздухе:

а) Na2O2, б) NaO2, в) Na3N,

г) Na2CO3, д) Na2O, е) NaOH.

2) Из указанных ниже положений выберите те, которые подтверждают основной характер щелочноземельных элементов:

а) бинарные соединения элементов (гидриды, галогениды, нитриды и другие) являются ионными кристаллами,

б) гидроксиды Э(ОН)2 при обработке кислотами образуют соответствующие соли,

в) гидроксиды Э(ОН)2 не реагируют с щелочами, даже в избытке,

г) оксиды ЭО при взаимодействии с водой образуют Э(ОН)2 , водные растворы которых имеют рН>7,

д) все эти элементы проявляют высокую активность,

е) нет правильного ответа.

3) Укажите заряд и изобразите строение наиболее устойчивого иона железа. В ответе изобразите размещение электронов по орбиталям атома железа и его иона.

4) Железо является своеобразным индикатором окислительных свойств веществ. Сильные окислители окисляют железо до степени окисления +3, слабые – до +2. Закончите уравнения данных реакций:

a) Fe + Cl2             в) Fe + Br2

б) Fe + HCl           г) Fe + HBr 

5) Все щелочные металлы имеют на внешнем энергетическом уровне:

а) один s -электрон,          в) один р -электрон,

б) два s -электрона,           г) два р -электрона.

6) Качественной реакцией на ионы Fe2+ и Fe3+ является их взаимодействие с ионами:

а) Сl-,                       б) SO42-,

в) OH-,                     г) NO3-.

7) Какой из перечисленных металлов способен вытеснять водород из воды при комнатной температуре:

а) медь,                    б) натрий,

в) железо,       г) серебро.

8) Щелочные металлы реагируют:

а) со всеми неметаллами, кроме водорода,

б) со всеми неметаллами, кроме водорода и хлора,

в) со всеми неметаллами, кроме углерода,

г) со всеми неметаллами.

9) Возможно ли взаимодействие железа с водным раствором нитрата серебра?

а) да,

б) нет,

в) не знаю.

Запишите продукты взаимодействия.

11) Медь со многими другими металлами образует сплавы, наибольшее значение из которых имеют бронза, мельхиор, латунь, монетные сплавы («серебряные монеты»). Какому из приведенных составов отвечают перечисленные сплавы:

1. 60% Cu и 40% Zn,                                             а) мельхиор,

2. 68% Cu, 30% Ni, 1% Fe, 1% Mn,                      б) латунь,

3. 90% Cu и 10% Sn,                                             в) бронза,

4.80% Cu и 20% Ni.                                               г) монетный сплав.

В ответе укажите соответствие между элементами первого и второго столбцов.

По результатам тестирования были рассчитаны следующие величины: успеваемость, коэффициент усвоения знаний.

Успеваемость рассчитывается по формуле (1):

 

                                   (1)

 

где К5 – количество оценок «5»;

К4 – количество оценок «4»;

К3 – количество оценок «3»;

N – количество учащихся [30].

Полученные значения успеваемости и результаты тестирования приведены в таблице 3.1 и схеме 3.1.


Таблица 3.1– Оценка знаний учащихся

Число учащихся

Номер теста

Оценки

Успеваемость

2

3

4

5

% % % %

25

1 3 12 10 40 8 32 4 16 88%
2 2 8 9 36 9 36 5 20 92%

 

 

Результаты тестирования (табл. 3.1 и схема 3.1) показывают динамику роста уровня успеваемости. Эти данные свидетельствуют о том, что использование предлагаемых методических рекомендаций с применением компьютерных технологий на уроках химии эффективно.

Критерием оценки правильности выполнения тестовых заданий служит коэффициент усвоения знаний.

Коэффициент усвоения знаний рассчитывается по формуле (2):

 

                                             (2)

 

где P – число правильных ответов;

m – число всех вопросов;

n – число учащихся [31].

Результаты расчета коэффициента усвоения знаний сведены в таблицу 3.2.

 

Таблица 3.2 – Результаты выполнения тестирования

№ вопроса

Количество ответов учащихся

Коэффициент усвоения знаний

Тест №1

Тест №2

Количество %

Количество

%

Количество

%

Количество

%

Из них

Правильных

Неправильных

Правильных

Неправильных

Тест №1 Тест №2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 19 17 21 17 22 19 20 22 20 21 76 68 84 68 88 76 80 88 80 84 6 8 4 8 3 6 5 3 5 4

24

32

16

32

12

24

20

12

20

16

22 23 24 22 22 24 22 20 24 19

88

92

96

88

88

96

76

80

96

89

3 2 1 3 3 1 3 5 1 6

12

8

4

12

12

4

24

20

4

11

0,76 0,68 0,84 0,68 0,88 0,76 0,80 0,88 0,80 0,84 0,88 0,92 0,96 0,88 0,88 0,96 0,76 0,80 0,96 0,89
Среднее значение 19,8 79,2 5,2

20,8

22,2

88,8

2,8

11,2

0,79 0,89
                           

 

Из таблицы 3.2 видно, что использование разработанных нами методических рекомендаций с применением мультимедийных средств позволяет повысить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. При этом осуществляется не только получение учащимися новых знаний, умений и навыков, но их коррекция. Они способствуют повышению интереса к изучению химии, вовлекают в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию), и тем самым стимулируют познавательную активность, что делает процесс эффективным.


Заключение

 

Применение современных образовательных технологий позволяет школе смотреть с уверенностью в будущее. Ведь все в школе подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Понятно, что педагогическая эффективность ТС во многом зависит от методики их включения в учебный процесс.

В целом, ожидаемый эффект от внедрения компьютерных технологий огромен: повышение мотивации обучения, формирование у учащихся информационной картины мира, понимание взаимосвязи между изучаемыми в школе дисциплинами, повышение успеваемости, сплочение классных коллективов, правильный выбор профессии учащимися, выработка умений правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями, умение доводить любое дело до конца, развитие самостоятельности и умение принимать неординарные решения.

Использование данной технологии позволяет сэкономить время на уроке, организовать активную деятельность, разнообразить учебные приемы, переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, провести его при повышенном эмоциональном состоянии.

В рамках педагогического эксперимента были проведены медиа – уроки по темам: «Сплавы», «Щелочные металлы», «Железо». Его результат оказался положительным. В частности он показал, что успеваемость и качество обучения школьников повысились. Поэтому предлагаемые методические рекомендации к проведению отдельных уроков по курсу неорганической химии могут быть применены в массовой практике работы учителей, что в свою очередь способствует реализации развивающей, воспитательной и образовательной функции обучения.

Понятно и то, что для определения роли информационных технологий в повышении качества знаний необходима определенная система мониторинга, позволяющая отслеживать роль влияния информационных технологий как на учебный процесс, на качество образования, так и на качество знаний учащихся. И это тоже перспективная линия дальнейшего развития школ.


Список используемой литературы

1. Гузеев, В.В. Образовательная технология как научная дисциплина / В.В. Гузеев // Химия в школе. – 2002. - №4. – С. 51-56.

2. Амирова, А.Х. Учебные видеофильмы на уроках химии / А.Х. Амирова // Химия в школе. - 2002. - №7. – С. 37-40.

3. Дрижун, И.Л. Технические средства обучения в химии: учебное пособие для пед. вузов / И.Л. Дрижун. – М.: Высш. Шк., 1989. - 175 с.: ил.

4. Назарова, Т.С. Принцип наглядности и средства обучения / Т. С. Назарова // Химия: методика преподавания в школе. - 2001. - №2. – С. 10-15.

5. Мещерякова, Е.В. Использование компьютеров в обучении химии / Е.В. Мещерякова, В.И. Махонина // Химия: методика преподавания в школе. – 2002. - №4. - С. 55-60.

6. Зазнобина, Л.С. Экранные пособия на уроках химии: пособие для учителей / Л. С. Зазнобина. – М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

7. Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в средней школе / Н.М. Шахмаев. – М.: Просвещение, 1973. – 260 с.

8. Прессман, П.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе / П.П. Прессман. – М.: Просвещение, 1979. – 186 с.

9. Нечитайлова, Е.В Информационные технологии на уроках химии /
Е. В Нечитайлова // Химия в школе. – 2005. - №3. - С. 13-15.

10. Жильцова, О.А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии / О.А. Жильцова, Ю.А. Самоненко // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. - №2. - С. 56-64;

11. Дорофеев, М.В. Информатизация школьного курса химии / М. В. Дорофеев // газ. «Первое сентября», Химия. – 2002. - №37. - С. 2 – 3.

12. Карпов, И.И. Анализ ситуации по информатизации системы образования республики Мордовия / И.И. Карпов // материалы научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». – Саранск: МРИО, 2004. - С. 4-8.

13. Городилова, Н.А. Личностно - ориентированное обучение с использованием интернет – ресурсов на уроках химии / Н.А. Городилова // Первое сентября, Химия. – 2005 - № 15. - С. 44 – 47.

14. Лончин, Г.М. Научно-методические основы информатизации и их реализация в системе образования / Г.М. Лончин // Материалы научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». – Саранск: МРИО, 2004. - С. 9-13.

15. Глазков, В.В. Компьютерное моделирование в обучении / В.В. Глазков, С.В. Грызлов // Материалы научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». – Саранск: МРИО, 2004. -
С. 59-63.

16. Королев, Л.Н. Информатика. Введение в компьютерные науки – учебное пособие / Л.Н. Королев, А.И. Миков. - М.: Высш. Шк., 2002. –
300 с.

17. Журин, А.А. Элементы медиообразования на уроках химии / А.А. Журин // Химия в школе. – 1998. - №1. - С.22 – 28.

18. Вильямс, Р. Компьютеры в школе / Р. Вильямс, М. Маклин. - М.: Прогресс, 1988. - 336 с.

19. Курдюмова, Т.Н. Компьютерные технологии в обучении химии / Т.Н. Курдюмова // Химия в школе. – 2000. - №8. - С. 35-37.

20. Рожкова, Н.Н. Можно ли впрячь в одну телегу компьютеризацию и здоровье школьников / Н.Н. Рожкова // Образование. – 2003. - №2 - С. 33-47.

21. Раткевич, Е.Ю Проблемы компьютеризации процесса образования / Е.Ю. Раткевич // Химия в школе. – 2001. - № 1. - С. 13-18.

22. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

23. Добряева, М.В. Роль информационных технологий в повышении качества знаний учащихся / М.В. Добряева // Материалы научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». – Саранск: МРИО, 2004. - С. 71-75.

24. Новикова, С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новикова // Педагогика. – 2003. - №9. -
С. 32-36.

25. Курдюмова, Т.Н. Компьютерные обучающие игры / Т.Н. Курдюмова, Г.М Курдюмов // Химия: методика преподавания в школе. – 2004. - №1. - С. 75-77.

26. Назарова, А.Г. Компьютерные технологии в школьном химическом эксперименте/ А.Г. Назарова // Химия: методика преподавания в школе. –2003. - №8. - С. 41-46.

27. Дорофеев, М.В. Новые направления информатизации школьного химического образования / М.В. Дорофеев // газ. «Первое сентября», Химия. – 2005. - №15. С. 6 – 21.

28. Щелканова, Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии / Г.В. Щелканова // Химия: методика преподавания в школе. – 2004. - №8 - С. 68-71.

29. Жукова, Т.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся через использование мультимедийных технологий / Т.Ф. Жукова // Материалы научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». – Саранск: МРИО, 2004 - С. 75-78.

30. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

31. Журавлев, В.И. Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие / под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. –
273 с.

32. Фадеев, Г.А. Химия и экология 8 – 11 кл.: в помощь преподавателю. – Волгоград: Учитель, 2004. – 120 с.

33. Ширшина, Н.В. Профильное обучение. Элективные курсы. Химия для гуманитариев / Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.

34. Я иду на урок химии 8 – 11кл.: книга для учителя. – М.: Библиотека «1 Сентября», 1999. – 270 с.

35. Дьячков, П. Тесты по химии 8 – 11 классы / П. Дьячков. – М.: Олимп, 2001. – 224 с.

36. Ахметов, Н.С. Большой справочник для школьников / Е.А. Алферова, Н.С. Ахметов и др. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 784 с.

37. Габриелян, О.С. Химия 9 / О.С. Габриелян. – М.: Блик Плюс, 1998. –
332 с.

38. Сорокин, В.В. Проверь свои знания: тесты по химии: учебное пособие для учащихся / В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников. – М.: Просвещение, 1997. – 223 с.

39. Зеленцов, В.В. Открытая химия: компакт – диск / В.В. Зеленцов. – ООО «Физикон», 2002. – 200 МБ.

40. Репетитор. Химия (1.0 а): компакт – диск. – ЗАО «1С: Образование», 2002. – 637 МБ.

41. Образовательные комплексы. Химия 8: компакт – диск. – ЗАО «1С: Образование», 2003. – 455 МБ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...