Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура политического имиджа




Нет необходимости доказывать, что имидж – структура сложная, многоуровневая, многогранная. Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно рассматривать, объединяя их в своего рода блоки. Наиболее четкую структурную схему имиджа предлагают специалисты Центра политического консультирования «Никколо М»[102][88]. По их мнению, существуют три существенные группы имиджевых характеристик – персональные, социальные и символические.

К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы. Сюда входят манеры политического деятеля, умение производить впечатление человека сильного, уверенного в себе, вызывать доверие, симпатию, убеждать, психологически заражать людей. Важную роль играют также такие характеристики кандидата, как внешность, темперамент, биография, известность и степень их корреляции с представлениями избирателей о том, каким должен быть лидер. Многие из этих характеристик почти невозможно изменить. Но можно сформировать определенное отношение к ним, усилив достоинства, представив в виде достоинств некоторые характеристики, которые прямо к ним не относятся. Можно также привнести в образ политика черты, которыми он и не обладает, но которые востребованы аудиторией.

Наличие харизмы – качества, которое делает личность неотразимой в глазах масс и позволяет осуществлять какое то загадочное влияние на них, особенно в случаях непосредственного контакта с этими массами, – может стать определяющим фактором при избрании того или иного лидера. Харизматическая компонента образа наиболее выигрышна с точки зрения коммуникации: между массовым сознанием и лидером как бы сама собой устанавливается тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, так что от коммуникатора не требуется никакой дополнительной связи, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий. Харизматической личности не нужна также помощь института власти: эта личность способна вызывать доверие, привлекать симпатии, вести за собой массы.

Важнейшее качество кандидата, относящееся к социальным характеристикам, – его способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи. Коммуникация между лидером и аудиторией осуществляется именно благодаря совпадению политических идей, которые защищает лидер, и которые в данный момент поддерживаются обществом. А поскольку таковых идей явно меньше, чем лиц, объявляющих себя их единственными защитниками и приверженцами, перед лидером стоит задача доказать свое «право» на эту идею и необоснованность подобных претензий со стороны соперников. Эту задачу можно решить путем использования различной символики и атрибутов, связанных с защищаемой идеей, «присвоением» политической истории партии, которая выдвигала когда-то эту идею, и т.д.

К социальным характеристикам лидера относится также статус его личности (не только связанный с определенным официальным положением, но и с происхождением, величиной состояния и т.д.). Социальная принадлежность лидера в значительной мере определяет нормы и ценности, которых он придерживается.

Социальные характеристики – самая подвижная часть имиджа кандидата, тесно связанная с политической реальностью. Каждый раз при изменении политической ситуации они создаются вновь и вновь.

Символические характеристики – наиболее устойчивая в коммуникативном поле компонента политического имиджа. Этот блок представляет лидера носителем определенной идеологии, дает некие гарантии на то или иное будущее, на определенный курс его действий. В число символических характеристик входят мировоззрение политика, его программа, определенный набор постоянных «лидерских» черт, которые бывают востребованы электоратом постоянно, а также набор постоянных культурных архетипов, связанных в сознании избирателей с лидерскими позициями и ролями.

Успешное выполнение имиджем коммуникативной функции зависит не столько от трансляции четкой и полной информации рационального характера, сколько от полноты овладения психологическим, эмоциональным механизмом восприятия образа. Еще Г. Лебон и Ж. Тард[103][89], оценивая поведение человека в толпе, отмечали, что ролевая функция лидера является как бы слепком с потребностей толпы. Масса выделяет из своей среды не столько самого умного, знающего, предприимчивого человека, сколько такого, который будет способен управлять ею, – во главе толпы обычно встает человек, способный воздействовать на эмоции людей, создающий мифы и утверждающий их через механизмы подражания и эмоционального заражения, толкающий толпу к действию. Точно так же и выбор избирателя существенно зависит от его подсознания. А в этой области основное знаковое поле принадлежит символам, мифам и архетипам, «своего рода формальным схемам... которые в символической форме отражают бессознательно оформленный культурный опыт человеческого рода»[104][90]. С одной стороны, предназначение имиджа заключается в том, чтобы выделить объект из среды других, индивидуализировать его, с другой – он не может обойтись без опоры на обобщающие, типизирующие, собирательные элементы, упрощающие схему узнавания, процесс коммуникации, – своего рода «ярлыки», каждый из которых несет определенную коммутативную нагрузку. «По большей части вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, – писал У. Липпман, – мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры»[105][91].

В архетипах, стереотипах, ролях, амплуа закодированы определенные формулы поведения и набор свойств. Например: мученик, святой, ангел, спаситель должны быть носителями откровения, истины; с этими ролями ассоциируются святость, чистота, непогрешимость. Герой мифов, легенд должен соответствовать глубинной народной психологии, традициям. Волшебник, чародей, маг наделен способностью решать неразрешимые проблемы. Роль вождя подразумевает наличие мудрости и силы, способность быть защитником и покровителем. С героем ассоциируются такие качества, как мужественность, честность, покровительственная готовность к самопожертвованию. Архетип отца несет в себе ожидание силы, властности, строгости, бескомпромиссности, агрессии; архетип матери – ожидание справедливости, доброты, сострадания, заботы, чистоты, порядка.

Исследователи отмечают, например, что «иерархия отцов», в которой центральной фигурой выступает «царь батюшка», – одна из главных иерархий в России. «Хороший» царь в представлении россиян должен быть не только «законным», но и являться одновременно эталоном совести. Символическая характеристика «хороший» как раз и олицетворяет это совмещение[106][92]. В основе имиджа могут лежать несколько стереотипов, сочетаться различные маски. Юрий Лотман, например, отмечает, что «сложная маска Суворова строилась из комбинации «богатыря», «стоика» и «шута»[107][93].

Политическая коммуникация оперирует символическими мирами, основная единица общения вкоторых – метафора. Поскольку имидж представляет собой составляющую символического мира, то он есть не что иное, как набор метафор. Одна из метафор в символическом мире – герой: «Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен»[108][94]. Однако состояние «героя» не может быть статичным. Наше сознание плохо воспринимает, например, героя – «хранителя традиций». Герой обязан постоянно вести борьбу, сохраняя уже достигнутое, снова бросать кому то вызов и вновь побеждать.

В политической мифологии, как и в мифологии вообще, приключения героя стандартны. Существует определенный набор ситуаций, в которых герой так или иначе оказывается: он преодолевает препятствия, борется с врагами, одерживает победы и получает награды. Любой сколько-нибудь заметный политический деятель – готовый герой мифа. Например, в свое время весьма удачным и востребованным оказался миф об обиженном народном заступнике, который на заре своей политической карьеры активно эксплуатировал Б. Ельцин. Элементы преследования, обиды, непричастность к преступлениям режима – сегодня в России обязательные составляющие любого персонального политического мифа. Так, по утверждению Г. Явлинского, его преследовали за альтернативное экономическое мышление в годы застоя и едва не подвергли необоснованному хирургическому вмешательству, задуманному сотрудниками КГБ[109][95]. Программа «500 дней», основным автором которой он являлся, так и не была реализована.

Героическое должно быть облечено в формы, узнаваемые и поддающиеся дешифровке. В каждую эпоху этим условиям соответствуют свои символические действия, свой знаковый алфавит, но практически всегда герою, чтобы раскрыть свои подлинные качества, необходим антипод, враг. Этот враг, как и сам герой, системен – они взаимно дополняют друг друга. Без врага герою негде себя проявить. Противостояние соперников в предвыборных гонках работает на тех и на других: только добившись разительного контраста с противоположной стороной, можно продемонстрировать собственные достоинства.

Политическая борьба действительно достаточно жестокая схватка, но парадокс заключается в том, что противостояние, борьба производят особое впечатление на зрителя, поддерживают интерес аудитории к кандидатам, вызывают у людей нечто вроде спортивного азарта.

Первое достаточно яркое изображение врага в политической кампании появилось на свет во время президентских выборов 1964 г. в США. Агентство, нанятое Джонсоном, всеми возможными способами пыталось доказать, что его соперник Голдуотер не может быть президентом. Например, в ответ на высказывание Голдуотера, что стране было бы лучше без восточного побережья, был создан рекламный ролик, на котором восточное побережье на карте США откалывалось и уплывало куда-то в сторону, а от названия страны оставалось только "Соединенные штаты...". Далее следовал вопрос: «Может ли такой человек быть президентом для всех?»[110][96].

К разряду символических характеристик можно отнести также используемые при построении имиджа ассоциации с животным и растительным миром. Это проявляется, например, в выборе животных и растений в качестве эмблем и символов партий и объединений. «Эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время, как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступлениях, демократы держатся более скромно, даже в известной степени подчеркивают свою «серость»[111][97]. Слон как официальный символ республиканской партии впервые появился на карикатуре в прошлом веке – он топтал инфляцию и хаос.

Излюбленный символ всех времен и народов – орел. Любопытную, не очень совпадающую с современными представлениями трактовку этого образа находим у одного из ученых древности Д. Эразма: «Из всех птиц для обозначения королевской власти какой то умный человек выбрал орла, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным искусством приносить вред только из прихоти делать это»[112][98].

Гвоздика – символ социал-демократии, красная роза – символ человеческих отношений в имидже лейбористской партии Великобритании, виноградная лоза – один из распространенных символов христианства. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Другой уровень метафоризации с помощью мира природы – включение его представителей в стереотип восприятия самою политика. Б. Ельцина, например, ассоциируют с медведем, А. Чубайса – с хитрым лисом, Г. Зюганова – с кабаном, Г. Явлинского – с зайцем, А. Лебедя – с волком, собакой, В. Жириновского – с различными птицами[113][99].

В ряду символических характеристик особое место занимает «программа», или социально экономическая концепция (совокупность идеологических, политических воззрений, экономических намерений и т. д.), а также планы ее реализации, которые в максимальной степени должны отвечать ожиданиям электората. Лидер всегда носитель определенной идеологии, надежда на то или иное будущее, определенный курс действий. Довольно часто отличие нового политика и кандидата на лидерский пост от прежних строится на том, что он предлагает не только другую, но именно новую про грамму действий.

К символическим характеристикам относится и позиция лидера в вопросах, которые на данный момент социально значимы. Удовлетворить тут ожидания избирателей порой бывает весьма непросто. Однако, как показывает история, находчивые кандидаты отыскивают выход из самых сложных ситуаций: «В 50-х губернатору Флориды Ф. Уоррену пришлось вести свою предвыборную кампанию тогда, когда каждый округ в штате должен был сам выбирать, снимать или нет запрет на торговлю спиртным. И вот на вопрос, какова его позиция по поводу «сухою закона», Уоррен ответил так: «Если под виски вы подразумеваете ту живительную влагу, что веселит душу человека, несет отдохновение от дневных забот, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, – то внесите меня в списки самых горячих сторонников продажи спиртного. Если же под виски Вы подразумеваете то дьявольское зелье, которое разрушает семьи, ломает карьеры и лишает человека способности трудиться, – смело зачисляйте меня в ряды сторонников “сухого закона”»[114][100].

Умелое манипулирование именно символическим пластом характеристик обеспечило успех В. Жириновскому. Он со всей силой своей непосредственности инсценирует заранее запрограммированные события, используя при этом традиции российской смеховой культуры. Множество его смеховых личин на самом деле едино. «При этом он мастерски использует весь арсенал имиджелогии: символы, архетипы массового сознания, мифологемы; ярко индивидуализирует эти приемы, будь то рассуждения о комбинации политики и секса в интервью “Плейбою” или символический бросок стакана сока в лицо оппоненту»[115][101].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...