Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чём ты для себя видишь пользу для других от своих путешествий?




Польза другим в том, что я несу им знание о единстве и доброте окружающего мира. О том, что нет плохих стран, нет плохих народов, и мы все – единое целое. Что мы можем жить на планете вместе, не ссорясь, и рационально расходуя ресурсы Земли. Что папуасы и американцы, китайцы и русские, негры и французы, чеченцы и эвенки – братья во всемирной семье человечества.

Данное знание я передаю как устно в частном порядке, так и в лекциях, которых я провёл более тысячи в разных городах мира от Дакара до Анадыря, и в своих произведениях, а также на опыте организации Домов для всех и Лесных Трезвых Сходов АВП, в которых сотни людей живут вместе, не ссорясь, представляя собой малую модель нашей планеты в целом.

Кроме того, наблюдая в ходе путешествий жизнь простых людей на разных концах мира, я описываю их жизнь в своих книгах, делаю фото и видео, через которые сотни тысяч людей уже узнали о том, как живут мадагаскарцы, мексиканцы, жители Памира, Афганистана или Филиппин; в этих книгах и фото-видео сохранены подробности их быта, жизни, транспорта и экономики конца ХХ – начала XXI века, что пригодится не только сегодняшнему путешественнику, но и будущему исследователю, историку и этнографу.

А возвращаясь в Россию и в Москву, и принимая у себя тысячи людей, я показываю им возможности дружбы, единства людей и гостеприимства, в связи с чем многие люди тоже становятся гостеприимнее и добрее друг к другу, а некоторые даже начинают вести здоровый образ жизни, а также исцеляются от ненависти и страха, что пытается вселить в окружающих шайтан-сундук (телевизор).

Какие качества для напарника (напарницы) для тебя важны?

Оптимизм и спокойствие. Некурение и непьянство. Способность периодически ходить пешком. Инициативность. Быстрые сборы. Обязательность. Способность не опаздывать. Постоянство намерений. Активность и желание улучшать окружающий мир, начиная с того дома, где мы находимся сейчас.

Честность. Физическая сила. Долгий период предварительного общения, проверки и взаимодействия. Творческие способности. Скорость мысли. Способность тратить деньги, когда они есть. Способность идти на компромисс. Неприхотливость. Необидчивость. Нежадность. Способность думать и слушать. Интерес к жизни и серьёзное отношение к ней.

Критическое мышление — способность к критике источников информации. Ум. Доброта. Географическая эрудированность. Неприхот­ливость в бытовом плане. Чистоплотность. И чтоб ночью не храпел.

Я тоже хочу поехать с вами!

Это, конечно, похвальное желание, но АВП — не турфирма, а я — не групповод, и не занимаюсь организацией ваших путешествий. Я уже много лет вообще не занимаюсь поиском людей «со стороны» для участия в экспедициях — знакомого хорошего народу у меня и так достаточно. Если будет кто-то нужен, я напишу об этом в своём «живом журнале» — http: //a-krotov. livejournal. com – и на моей страничке ВКонтакте.

Предостерегаю некоторых лиц о том, что вопросы о вхождении в состав экспедиции незнакомых людей не решаются по электронной почте. Если вам так хочется обсудить всё сие, не поленитесь позвонить мне и приехать поначалу на одну из тусовок АВП. Зачастую я читаю в ответ Е-майл: «О, я живу в Серпухове, звонить дорого (3 рубля/мин), ехать на тусовку в Москву далеко (целых 100 км)! давайте запишите меня, разъясните мне всё по Е-майлу, Ватсапу или через Zoom, и я поеду с вами в Китай, прицеплюсь к вам по пути в Берлин, погуляю с вами по Папуа». Таким людям надо понять, что если им лениво позвонить в Москву и потратить 15 руб., и лениво съездить ко мне в гости и потратить полдня, — как же они всерьёз намерены принимать участие во многомесячных поездках?

Впрочем, есть у всех людей надежда на попадание в нашу тусовку. Узнайте заранее, когда пройдёт ближайший Лесной Трезвый Сход АВП, или будет создан Дом Для Всех. В таких мероприятиях участвует много людей — на Сходе сотни, в походах или Домах Для Всех — десятки одновременно. Уточните по интернету место и время и приезжайте. Там познакомитесь с другими путешественниками, объединитесь с кем-нибудь, куда-то съездите, приобретёте полезный опыт, а там, глядишь, и отправитесь с кем-то из нас в большую экспедицию — всякое бывает.

Возраст тут не играет важнейшей роли: в наших проектах участвовали и школьники, и пенсионеры. Однако, молодым людям проще начать, чем пенсионерам — они ещё не обросли мхом. Обычно, чем больше ваш вес и возраст, тем сложней с вами управляться, тем меньше гибкость, больше привычек, выработанных в прежней жизни. Если вам больше сорока лет, начинайте скорей сами.

 

СТРАНЫ И НАРОДЫ

Ты, говорят, вовсе  не  ездишь в Европу из принципа?

Никаких таких глупых принципов: ездить только в такие-то места, города и страны, а в другие города и страны не ездить — у меня не имеется. В путешествии в Европу нет ничего греховного, или противоречащего каким-либо учениям АВП. Просто я реалист и понимаю, что побывать во всех местах мира не удастся — на это не хватит жизни! Поэтому я выбираю те страны и направления, которые мне наиболее интересны, которые до поры до времени обделены вниманием путешественников. Выступая в таких местах первопроходцем и описывая их, — я привлекаю других людей к отклонению от стереотипных маршрутов, стараюсь навести их на мысль о доброте и разнообразии всего окружающего мира, а не только засиженной туристами Европы.

Я побывал во всех странах континентальной Европы: Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Македония, Монако, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, и ещё посетил не всеми признанное Косово. Ах да, ещё и Ватикан!

Но в этих евространах я был не очень долго, от одного дня до двух недель на страну. Только в Германии дольше, я же Дом в Берлине снимал.

Ещё я был в Великобритании, один день гулял в Манчестере. Мальта, где я был шесть дней — тоже Европа.

Суммарно во всех странах Запада я провёл месяцев девять, не больше (на осень 2020 г); дольше всего – в Германии: около двух месяцев. Свыше недели я пробыл ещё в каждой из следующих стран: в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Литве и Латвии. Путеводителей по Европе я не пишу, их и так достаточно.

А как вы переходите границы?

Официально, через государственные погран­переходы, пешком или на транспорте. Если нужна виза, заранее её делаем. Ставим штампики в паспорт. Нелегальное пересечение границ не является учением АВП.

А как вы получаете визы?

Как правило, в посольстве той страны, визу которой я хочу получить, а в некоторых случаях — на границе.

С каждым годом визовая ситуация в мире, для граждан России, упрощается. Сейчас ездить гораздо легче, чем в 1990-х. Около ста стран в мире стали безвизовыми для россиян или выдают визу на границе (временные трудности появились только в период пандемии).

Почти все страны Латинской Америки, от Мексики до Аргентины, уже не требуют, чтобы мы ходили предварительно в посольства этих стран.

Лаос, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Бруней, Эмираты, Южная Корея, Израиль, ЮАР, многие страны Океании и Карибского бассейна безвизовы для нас; для посещения почти всех стран Европы достаточно иметь одну-единственную наклейку в паспорте — шенгенскую визу; страны СНГ тоже безвизовы, кроме Туркмении; а половина из 50 визовых стран Африки ставят свои визы прямо на границе.

С каждым годом путешествовать всё удобней, да и с теми странами, куда виза всё-таки нужна — в интернете появилась почти исчерпывающая информация по получению виз в разные страны.

Обладатели паспортов иных государств — украинцы, молдаване и все остальные — должны помнить, что условия получения виз в страны мира и их стоимость зависят, в том числе, и от вашего гражданства. Какие-то страны, безвизовые для россиян, визовы для украинцев или молдаван, а другие — наоборот: Европа безвизова для украинцев и молдаван, а для россиян и белорусов нужна виза.

Обдумайте все свои визовые вопросы заранее. Гражданам маленьких стран трудней получать визы по дороге, т. к. часто посольство одной страны требует рекомендательное письмо от вашего родного посольства в этой стране, а его может и не оказаться вовсе.

Как вы обходите вопрос о количестве денег?

Это несложно. Берёте деньги (свои, или же одалживаете у друзей), кладёте их на счёт в банке, потом получаете выписку, что у вас есть, например, 150-200 тысяч рублей (или аналогичная сумма в валюте), на другой день снимаете лишние деньги и раздаёте тем, у кого одолжили.

Если у вас нет 150-200 тыс. руб, и нет друзей, у кого можно одолжить — значит, вы где-то напортачили, что испортили взаимоотношения со всеми людьми и даже 5-6 человек с 30 тыс. рублей у каждого найти не можете. Тогда идите работать, или изучайте фотошоп.

В скольких странах ты был? Собираешься ли ты посетить все страны?

Из общеизвестных государств-членов ООН, я побывал в Афганистане, Австрии, Албании, Анголе, Андорре, Азербайджане, Армении, Бангладеш, Бахрейне (недолго), Белоруссии, Бельгии, Бенине, Болгарии, Боснии, Ботсване, Брунее, Буркина-Фасо, Бурунди, Ватикане, Велико­британии (недолго), Венгрии, на Восточном Тиморе, во Вьетнаме, в Гамбии, Гватемале, Гвинее (Конакри), Гвинее-Биссау, Германии, Голландии, Гондурасе, Греции, Грузии, Дании, Египте, Замбии, Израиле, Индии, Индонезии, Иордании, Иране, Испании, Италии, Казахстане, Камбодже, Кении, Киргизии, Китае, на Коморских Островах, в КНДР (Северной Корее), в Коста-Рике, на Кубе, в Лаосе, Латвии, Ливане, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, на Маврикии, в Мавритании, на Мадагаскаре, в Македонии, Малайзии, в Мали, на Мальдивах, на Мальте, в Марокко, Мексике, Молдавии, Монако, Мон­голии, Мьянме, Намибии, Непале, Нигере, Никарагуа, Норвегии, Объединённых Арабских Эмиратах, Пакистане, Папуа-Новой Гвинее, Польше, Португалии, России, Руанде, Румынии, Сальвадоре, Сан-Марино, Саудовской Аравии, Сенегале, Сербии, Сингапуре, Сирии, Словакии, Словении, Судане, США, Таиланде, Таджикистане, Танзании, Того, Тунисе, Туркмени­стане, Турции, Уганде, Узбе­ки­стане, Украине, Фин­ляндии, на Филип­пинах, Франции, Хорватии, Чаде, Черно­гории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Эфиопии, Южной Корее и Японии. Ещё я путешествовал по СССР — чем не страна, причём сильно отличающаяся от многих других. В этом списке, получается, 119 государств.

В некоторых малопризнанных странах, и в территориях с неясным статусом я тоже ходил и путешествовал. Это 12 территорий, включая Западную Сахару, Косово, Абхазию, Южную Осетию, Гонконг, Макао, Северный Кипр, Палестина, Приднестровье и проч.

Итого, получилось стран и территорий — 131 (на 1 июня 2020). Не очень много, но я и не собираюсь побывать во всех — это очень долго, дорого и хлопотно; особенно сложноваты и дороги острова.

 

В подробностях, сколько времени где я провёл, можно долго рассуждать и считать. Сообщу вкратце, что:

1) Вот страны, где я провёл (в путешествиях) три месяца или больше: это Египет, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Мексика, Россия, Таджикистан, Турция, Украина, Шри-Ланка. Таких стран, получается, одиннадцать. Хотя на Китай или Индию и три месяца мало, тут и в три года не успеешь, чтобы разобраться с такой огромной и интересной страной!

2) Вот страны, где я провёл месяц, два или немногим более: это Афганистан, Белоруссия, Германия, Иран, Мадагаскар, Малайзия, Марокко, Намибия, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, США, Таиланд, Танзания, Узбекистан, Эфиопия. Таких стран, получается, девятнадцать.

Выходит так, что в 30 странах я путешествовал достаточно много и плотно.

 

Многие мои друзья, Владимир Снатенков и другие, посетили более 130 государств, Владимир Шарлаев, Владимир Несин и Александр Лапшин — около 150, Александр Калашников — 171 страну (на осень 2020), Алексей Котельников из Барнаула — более 180 стран, причём он соединяет все маршруты своих путешествий наземными или водными маршрутами. Владимир Лысенко из Новосибирска побывал во всех странах-членах ООН, он первый из россиян, кто сделал это — а всего таких стран около двухсот. Подробнее прочтёте о нём в Википедии.

А вот Профессор Орхан Курал из Турции, посетивший более 200 стран (согласно его подсчётам), в число их включил, как обнаружилось из списка, Тибет, Уйгурский автономный округ Китая, Памир, Каракалпакскую республику Узбекистана, Крым, азербайджанскую Нахичевань и два десятка регионов России, записав их также как отдельные страны, а также Сомали, в которые он быстро вошёл и вышел, пока его сомалийцы не заметили. Если считать «по-профессорски», то число посещённых стран у всех у нас сильно возрастёт; я тоже мог бы дотянуть до какого-нибудь феноменального числа, но не хочу обидеть профессора. Одних регионов бывшего СССР у меня посещённых 180 (из 182 существующих)…

Где тебе особо понравилось?

Очень приятна и интересна Индонезия. Тысяча обитаемых островов, и на каждом из них — своя жизнь, свой мир, и тысячи пароходов, паромов и лодок между всеми этими островами. Контраст — от небоскрёбов Джакарты до дикарей Новой Гвинеи. Тёплый климат, низкие цены, гостеприимный народ. Ещё из приятных стран, где многие мои друзья залипают годами, нужно назвать Таиланд — и там я ещё не раз также планирую побывать.

Понравился Иран — это всё же первая моя заграница (1997), можно сказать, это моя первая любовь! Я там был четырежды и буду ещё. Очень своеобразен Пакистан — это добрая, свободная, весёлая страна, правда для нас, европейцев, она кажется чрезмерно грязной и раздолбайской. Природа, вкусные бананы и прочие фрукты в Кении и Танзании.. . Очень полюбил я северную, горную часть Афганистана. Я люблю, пожалуй, каждую страну, и каждую — своей особой любовью, и в каждую страну хочется опять вернуться — даже в Эфиопию, хотя она тогда, во время каждого моего там пребывания, вызывала у меня некоторое раздражение.

Чем больше в какой-то стране живёшь, тем больше она нравится. Египет, несмотря на все свои недостатки — глупые запреты для иностранцев, толпы вредных ментов — в ходе проекта «Дом для всех в Египте» стал нашей следующей родиной. Мы полюбили и Египет со всей его разрухой, приколами, мусором, ментами и разрушенным коммунальным хозяйством.

Очень доброй к нам, радушной и фотогеничной запомнилась Сирия. Я там был не меньше восьми раз, первый раз в 1999, последний — в 2012 году. Но уже шесть лет, как такая хорошая страна испортилась, и сейчас там — не место для путешествий. Увы.

Очень многообразная и интересная для путешествий страна Китай. Единственное неудобство — это сложный для нас китайский язык. Я был там три раза, осенью 2012 даже пожил там, в южном и солнечном городе Куньмин. Китайский язык так и не освоил — ну, наверное, я недостаточно активен.

Планируешь ли ты еще раз посетить Судан, Папуа-Новую Гвинею, Афганистан, Сирию?

Да, хотел бы оказаться в каждой из этих стран ещё раз. Но пока точные даты не готов сказать. Не разорваться же мне на несколько частей! Все эти четыре страны особо интересны тем, что в них мы можем увидеть, как движется колесо истории, как проходят разные исторические эпохи за относительно небольшой в нашей жизни срок.

Из стран, что ты не посетил, в каких ты хочешь побывать больше всего?

Назову несколько. Это Исландия, также все страны Южной Америки, потом ЮАР, Малави, Южный Судан, Австралия и Новая Зеландия, Канада, Соломоновы острова, Нигерия, Ливия и Алжир, Бутан, Оман, Йемен. С Йеменом вообще смешно: я три раза получил визу Йемена, но так и не добрался дотуда ни разу, а теперь там ещё и неспокойно. Настанет день, когда пойду за четвёртой йеменской визой…

Какие страны ты совсем не хочешь посещать?

Я не спешу посещать мелкие страны Океании и Карибского бассейна – мне кажется, что они совсем маленькие, похожие друг на друга, и дорогие в добирании: на них нужно потратить много денег или времени.

Но в теории, я могу побывать и в некоторых этих островных странах, просто не скоро очередь дойдёт до них. Если читатель или какой-нибудь бизнесмен из этих стран Океании захочет проспонсировать моё попадание туда на самолёте, — обращайтесь, съезжу и туда поскорее.

В каких странах население наиболее / наименее ленивое / трудоголичное?

Ну, сложно так ответить. Мне показалось, что много, долго и активно работают вьетнамцы, китайцы, южные корейцы… И, напротив, мне показалось, что работать не любят — эфиопы, суданцы, и многие другие обитатели Африканского континента, а также жители Коморских Островов и папуасы. Но во всех странах есть свои исключения и крайности. Есть люди, активные и инициативные, бизнесмены и предприниматели, крестьяне-«кулаки» и кресть­яне с почти нулевым хозяйством.

Какие из посещенных мест (РФ / мира) наиболее (и наименее) продуманы, приспособлены для путешественников (и местных)?

И тут сложно сказать. Мне показалось, что очень удобно устроена страна Швейцария — там всё для местных жителей продумано, и общественный транспорт (его система, и многообразная система проездных), и бомбоубежища, и таблички для слепых, и дорожки для инвалидов, и система управления государством. Для путешественников это тоже неплохо, только очень уж дорого там всё.

А наименее продуманная, весьма малоудобная страна, мне кажется, Папуа-Новая Гвинея, всё там как-то неудобно — и торговля, и транспорт, и интернет, и туалеты, и быт вообще, и получение визы, и авиабилеты туда, … и опять же там всё дорого, что-то и подороже, чем в Швейцарии будет. Но зато люди там такие хорошие, папуасы, добрые и радушные, гостеприимные, это компенсирует недостатки и отсутствие инфраструктуры.

Ещё неудобен и сложен для путешественников Чад и некоторые другие страны Западной Африки.

Из российских городов наиболее продуманные и удобные для путешественников — Москва и Петербург. Опять же, конечно, всё дороговато, но всё есть, и таблички и указатели, и нормально допоздна работает местный транспорт, и магазины, и самолёты и поезда, всё есть и удобно (только не очень дёшево). Из неудобных городов — длинные города, разбросанные, типа Архангельска или Волгограда: огромные расстояния между клочками города, и недоразвитость общественного транспорта, делают их менее удобными.

В некоторых странах запрещён автостоп?

Не во всех целиком странах, а на некоторых территориях, дорогах, местах. В некоторых восточных штатах США. У нас же в России тоже есть знак «Остановка запрещена», стало быть и автостоп тоже в этом месте запрещён. Ну, под знаком «Не стопить» мы активно стопили в Намибии, в городе Свакопмунде — у нас и фотография есть, она очень известна. В южной половине Египта и на Синайском полуострове менты мешают стопить иностранцам, и путешествие там превращается в игру в прятки с полицией. В некоторые места вообще запрещён въезд иностранцев без гида и спецразрешения (в национальные парки, в погранзоны, на военные полигоны, в некоторые алжирские пустыни и т. д. ). В некоторых же местах мы и рады бы стопить, да машин почти нет или одна в месяц проезжает, или — как у нас на Крайнем Севере — только зимой (а летом попал — и жди до декабря).

Так что есть места, где не постопишь, или это очень трудно — по тем или иным объективным причинам. Так что начиная путешествовать, изучите этот вопрос, поспрашивайте умных людей лично или узнайте о возможных трудностях в интернете. Скорее всего, вы в такие места сразу и не доберётесь — далеко!

А как можно попасть автостопом в Северную Америку (Африку, Австралию, Антарктиду)?

Разберём по порядку.

 

Путь автостопом в Америку проложили в 1992 году члены Петербургской Лиги Автостопа. Ехать можно только зимой, через Сибирь, Якутию и Чукотку, и далее авиастопом через Берингов пролив на Аляску. Берингов пролив не замерзает, и зимней дороги в Америку нет — можно только перелететь (официально это довольно дорого, $500).

Желающие повторить — помните, что это очень трудно, ибо дорога от Москвы до востока Чукотки занимает 2-3 месяца, проехать можно только с февраля по апрель, морозы могут достигать -55 и ниже, машин же очень мало, самолёты через Берингов пролив ходят очень нерегулярно, ну а пешком перейти — почти безнадёжно, нет постоянного льда.

Путешествие автостопом в Америку — занятие для автостопных спортсменов, а простой человек, не привычный к холоду и не имеющий трёх месяцев только на дорогу в одну сторону, — проще может туда улететь за свои деньги. Я в Штатах был именно так: купил билет и улетел (из Макао в Сан-Франциско, а обратно из Майями в Гамбург).

 

Наземный путь в Африку проложен через Европу+Марокко (вариант Ф. Леонтьева, 1996), через Сирию+Иорданию+Египет (вариант АВП, 1999, 2000), через Иорданию+Израиль+Египет (2008) или через Иран + Оман + Йемен + Джибути (вариант В. Шарлаева +О. Костенко, 2000). В первых двух случаях требуется использовать по одному парому. В четвёртом варианте у вас будет две переправы, причём из Ирана в Оман успех уплыва крайне маловероятен. А кроме этих переправ, весь прочий путь проезжается по земле, в том числе, можно и автостопом.

В настоящее время вариант (2020) путешествия в восточную Африку по земле является сложным и опасным из-за гражданской войны в Сирии и Ираке; сейчас НЕ рекомендуется ехать в Африку наземным путём. Ехать через Ирак тоже не очень удобно — Ирак плохо даёт визы, а ситуация в стране сейчас опять не очень хорошая, там могут забрать в полицию и даже посадить в тюрьму (случаи бывали). Через Йемен тоже плохо — и там война.

Путь в Австралию был проложен в 2000 году В. Шаниным и его последователями. Они направились из России через Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию, Индонезию, Восточный Тимор и на самолёте ООН улетели из Дили в Дарвин. В 2002 году пробрался туда и обратно известный путешественник Гриша Кубатьян. На этом пути вам потребуется использовать несколько паромов или авиастопных переправ, но самой главной трудностью будет сама австралийская виза и транспорт в Австралию: паромов туда нет. Впрочем, если рассматривать не автостоп, а самолёт, то и из Сингапура, и из Джакарты есть самолётики за 100 долларов в Дарвин или около того.

 

Автостопом в Антарктиду мало кто добирался. Например, Кубатьян, уже упомянутый, вписался в антарктический круиз (с юга Аргентины). Тут уже неясно, называть это автостопом или нет. Ещё было несколько человек, которые вписывались в антарктические круизы или работали там, ну это назвать «автостопом» можно только с натяжкой. Все они посетили только «нос» Антарктиды.

Ещё есть люди, которые ездили туда просто на работу, зимовали на антарктических станциях, ну это совсем не автостоп. Или, как Володя Шарлаев, на яхте. Полностью от Москвы до Антарктиды автостопом мои знакомые, кажется, никогда не добирались.

Люди, направляющиеся туда на работу, доставляются на наши антарктические станции судном. Пароход сей раз в год плывёт из Питера, посещает Антарктиду, привозит новую смену полярников, забирает старых и везёт их обратно в Питер. Вообще же в Антарктиде (как и на Луне, Марсе и т. д. ) нет населённых пунктов, и эти места не входят в науку вольных путешествий — это скорее «экстремальный туризм» (антарктический, космический и прочий). Подробности читайте в книге «История отечественного автостопа», раздел «История и перспективы российского автостопа».

 

Главная проблема попадания автостопом на острова и в иные изолированные точки планеты — это проблема международного гидростопа, т. е. вольного плавания на попутных международных грузовых судах. К сожалению, эта проблема до сих пор не решена. Несколько раз мы сталкивались с невозможностью уплыть куда-либо в международном сообщении. И я сам провёл, суммарно, долгие недели в портах мира, изучая этот вопрос.

Конечно, разные приятные исключения из правил были. А. Воров и М. Дуткевич из ПЛАС, завершая в 1993 году свою кругосветку, уплыли на русском пароходе из Аргентины в Португалию. Игорь и Даша Фатеевы переплыли из Сенегала в Кабо-Верде на попутной яхте. Валерий Шанин, завершая свою кругосветку в конце 2002 года, уплыл из Эквадора в Питер на банановозе. Известный пешеход Владимир Несин совершил много плаваний, и даже пересёк Тихий Океан, благодаря своим связям с Дальневосточным пароходством «FESCO», а также настойчивости и терпению. Новосибирский путешественник В. Лысенко уплыл из индонезийской Джайпуры в Науру, а потом на Кирибати и далее вдоль экватора по предварительной факсовой договорённости с ходящим раз в год чилийским судном (он очень мудр). Но в общем плавание весьма трудно. Из Порт-Судана мы не уплыли, из Кейптауна тоже никто никуда не уплыл, хотя были и русские суда, на Питер в том числе.

Ныне капитан не может принимать решения сам: решение о перевозке гидростопщика принимает его агент, и его хозяин, и его пароходная компания, — и все эти начальства находятся от вас, гидростопящих, на другой стороне света. Связаться с ними, уговорить, в течение тех часов или скоротечных дней, что пароход стоит под погрузкой, — вряд ли возможно, а нелегальными проникновениями на суда мы не занимаемся.

Тем более, не забудьте, что пароход приходит обычно неожиданно, а вам надо заранее обзавестись визой в страну назначения, а это не так быстро... Говорят, что наличие паспорта моряка может, в принципе, упростить гидростоп; другие говорят, что можно плавать на попутных яхтах и советуют даже разные сайты (https: //www. findacrew. net/ и другие)... Но общая технология неясна.

Внутри одной страны, например, России или Индонезии, плавать значительно проще, и я делал это раз тридцать. Но вот уплыть на международном грузовом пароходе, из одной страны в другую, мне ни разу не удавалось. Пробуйте — может быть, у вас это получится!

Так ведь некоторые люди плавали на попутных кораблях! Значит, это возможно?

Я же и не говорю, что невозможно. Не видно управляемого международного гидростопа. Под управляемым международным гидростопом понимается такой процесс, стратегия, или верней алгоритм, который позволяет из одного порта, назовём его А, переместиться в другой порт, назовём его Б. К алгоритму должен прилагаться список возможных портов (или же алгоритм действует во всех портах мира) и способ оценки скорости передвижения — ожидаемое максимальное время путешествия должно быть существенно меньше средней продолжительности человеческой жизни. Практическое применение имеют, конечно, алгоритмы, позволяющие попасть из порта А в порт Б за время, меньшее, скажем, трёх лет.

Что касается множества возможных для гидростопа портов — оно должно включать, ну как минимум, по одному порту в каждом обитаемом континенте (в Африке, Северной и Южной Америках, Австралии, Азии и Европе) и как минимум по одному порту в каждой стране, расположенной на островах. По-настоящему универсальная технология должна охватывать и большее число портов, но указанное выше — это необходимый минимум, иначе технология не имеет смысла и не будет работать.

Я встречал некоторых людей, которые международно плавали на попутных кораблях или яхтах, хотя бы раз в жизни, имена некоторых из них перечислены в этой книге выше. Также как я встречал людей, выигравших когда-либо в лотерею. Но людей, освоивших управляемое перемещение по миру на кораблях, я не видел, так же как и не видел людей, которые сделали бы выигрыши в лотерею длительным способом заработка. Все же мои знакомые (порой даже хорошие знакомые), разводившие разговоры о том, что они знают, как плавать во все страны на кораблях и пр., — никуда не плавают, а только разговаривают, а если даже и отправляются после разговоров куда-то плыть, то туда не уплывают.

Дело гидростопа имеет сейчас, в основном, теоретический интерес. С повсеместным удешевлением авиабилетов, возможностью найти дешёвые авиарейсы по интернету, с возможностью заработать в России вполне значительные деньги, — искать пароходы годами в портах далёких Азий стало не очень нужным. Значительно проще заработать денег в Москве или в разных странах, или одолжить эти деньги у своих друзей, и на полученные средства купить недорогой авиабилет, сэкономив тем самым время. Из Европы в Бразилию люди улетают, например, за 20 тыс. руб.; даже если и нашёлся бы секрет гидростопа, то за время поиска, ожидания и плавания можно добыть денег побольше. Так что, с ростом благосостояния людей в мире, алгоритмы международного гидростопа имеют лишь научное, теоретическое значение.

Совершал ли ты кругосветное путешествие?

Один раз только, в 2014-15 годах, я отправился на восток, посетив Индию, Непал, Таиланд, Малайзию, Индонезию, Восточный Тимор, Гонконг, США, перелетел потом в Европу и 10-ю странами Европы завершил 225-дневное путешествие в Москве. Вроде бы и кругосветное путешествие, но с перелётами.

Кругосветиться, вообще, не обязательно. В моём ритме жизни удобней смотреть страны мира по частям, чем объедаться странами просто ради спорта или количества. Хотите ехать вокруг света — езжайте, но сначала испытайте себя на меньших расстояниях.

Что касается автостопной кругосветки — её совершили, насколько это известно, лишь А. Воров и М. Дуткевич в 1992-93 годах[4].

А ты был на Эвересте? Собираешься туда?

Нет, не Эвересте я не был, и вообще не покорил ни одной знаменитой горы в мире. Покорение Эвереста — занятие для людей в хорошей финансовой и физической форме: один только пермит (разрешение на восхождение) стоит порядка 10 тысяч долларов на человека, и за ними ещё и очередь. Ещё большая очередь возникает из самих восходителей, оплативших все необходимые формальности и толпящихся на узких тропинках среди льдов в те редкие сутки, когда восхождение технически возможно. Ещё и рискованно это — немалый процент восходителей так и умирают на горе, часто при спуске (почитайте книгу Кракауэра «В разреженном воздухе» или другие книги про Эверест). Опасаясь всех этих сложностей, риска и огромных расходов, я даже и не думаю, и не планирую восходить на Эверест и другие восьмитысячники.

Признаюсь вам, я пока не был даже на вершине Эльбруса, который на три километра ниже и на тысячи километров ближе. Но что касается нашего Эльбруса, тут всё не так сложно и опасно и я всё-таки подумываю там побывать: туда уже заходили и слепые, и безногие, и безденежные люди, мне это тоже в последующие годы удастся.

А что там с Северным, Южным полюсами? Там-то, наверное, был?

Нет, не был. Ребята, не путайте меня с разными так называемыми экстремалами, которые разными трудностями себя окружают. Поход пешком и на Южный, и на Северный полюс — сложное занятие, оно под силу только специально подготовленным спортсменам, имеющим к тому же хорошую финансовую и бюрократическую поддержку. Пешая экспедиция на Южный полюс стоит дороже, чем сто лет обеспеченной жизни и сто лет путешествий по обычным широтам. Что же касается самолётной заброски туда, «чтобы отметиться» — это тоже очень не дёшево: можно на эти деньги всю жизнь ездить и горя не знать.

Северный полюс дешевле Южного, и он ближе к нашей стране, поэтому попасть туда относительно проще, если не ставить целью именно пешее достижение: туда часто летают, плавают, ходят (не с побережья, а со специального ледового аэродрома в 100 км от полюса) различные экспедиции. Обвешавшись вымпелами различных Газпромов или внедрившись в качестве журналиста, теоретически можно ввинтиться и в какую-то из таких физически несложных экспедиций. Но так как это всё же сильно хлопотно, я не ставлю себе такой цели — лучше вложить своё время и труд в реализацию других, собственных проектов.

Можно ли ездить за границу без загранпаспорта?

Без загранпаспорта можно посещать только некоторые страны бывшего СССР. Только в Белоруссию, Казахстан, Абхазию и Южную Осетию. И ещё (эпоха 2016-21) – в Армению (но в неё придётся в таком случае лететь на самолёте), ДНР и ЛНР.

Я не встречал ещё ни одного человека, который бы съездил во внешний мир (вне бывшего СССР), не пользуясь загранпаспортом, — хотя я когда-то интересовался и в 1990-х годах искал таких нелегалов, чтобы узнать у них об их приключениях. Вероятно, такое ничтожное, ненаходимое число нелегалов объясняется тремя причинами: (1) загранпаспорт сейчас получить легко; (2) возможно, люди, проникшие-таки в какие-либо страны без загранпаспорта, так рады этому, что возвращаться домой не спешат. Ну и (3) в статусе нелегала на чужой земле не очень-то комфортно, мягко говоря.

Загранпаспорт получить действительно легко — если у вас есть прописка, но нет судимости и нет проблем с армией или с секретной работой, — он обойдётся вам примерно в 3500 рублей и месяц ожидания (делается в паспортном столе по месту жительства). Если у вас есть какие-то трудности — для вас существуют некоторые фирмы, которые решат все ваши проблемы за сумму, эквивалентную сложности проблем. Всяко проще заработать деньги, чем париться с нелегальным переходом советской границы.

Можно даже одновременно иметь два загранпаспорта РФ, одновременно действующих, как сейчас у меня: это легально.

Зато многие люди, имеющие загранпаспорт, но не имеющие виз, когда-то в середине 1990-х совершали проникновение из Польши в страны Западной Европы. Это тогда, когда Польша ещё была безвизовой, а Германия — трудновизовой. Из таких людей примерно 50% вылавливали и депортировали европейские, чаще германские власти (внося в компьютерный список официально невъездных на 5 лет), а остальные 50% успешно путешествовали и даже порой оседали в Европе. Я не советую уподобляться этим людям — проще сделать визу и не шифроваться. Тем более что Европа стала выдавать визы легко обладателям российского паспорта, а для украинцев и вовсе обезвизела.

В странах Азии и Африки я категорически не рекомендую нелегальничать — на депортацию там денег не выделят, но в зиндан посадят, а условия там не европейские.

Если не дают визу, пойдете нелегально? Бывало?

Один путешественник в прошлом говорил: если нам не дают визу, значит, надо ехать без визы. Многие в 1990-х годах следовали его совету, попадая, однако, исключительно из одной страны Европы в другую. А вот мудрецы АВП, и я в том числе, не считаем полезным нелегальное посещение стран. Мало того, что можно поиметь неприятности, попасть в тюрьму (в бедной стране) или оказаться депортированным (из богатой страны), — также когда мы захотим в этой нелегальной стране получить визу в следующую страну, возникнут проблемы («а здесь вы по какому праву? »). Так и придётся во все прочие страны ходить нелегально, пока не поймают.

От других путешественников я слышал разные истории о нелегальном пересечении границ, например в Южной Америке. Не всё стоит повторять, результаты разные бывают.

А если замаскироваться?

В Европе это проще — мы всё же белые. Но попадать без визы даже в такие мирные страны, как Танзания или Судан, — не советую. Чёрной краской не подкрасишься, язык свободно не выучишь. Там, где один белый на сто тысяч чёрных, вычислить нелегала не составит труда. А там и неприятности...

Неужели есть страны беднее России?

Таковых стран весьма много. Беднее среднерос­сийского уровня живёт большинство людей мира: два миллиарда из жителей Азии, миллиард из жителей Африки, ещё куча народу в разных частях мира. Ещё миллиарда два живёт в схожих с нами условиях (по уровню развития экономики), и ещё миллиард — богатые страны и народы: Европа, США, Канада, Австралия, Япония, разные мелкие и денежные регионы типа Кувейта, Гонконга, Сингапура, где денег много, людей же — мало. «Золотой», как говорится, миллиард, но посмотришь на Москву — она позолочее будет многих иных городов мира.

И не только Москва. Наша российская городская действительность весьма цивильна, богата и хороша в сравнении с большинством мест на планете. Особенно если взять большие города, расположенные между Петербургом, Москвой, Белгородом и Красноярском. Возможность самореализации для человека, родившегося в России, — именно здесь наибольшая. Не ищите счастья за бугром. А в деревнях и посёлках у нас, верно, не везде весело. Если же вы живёте в маленьком посёлке и там тоскуете по интересному обще

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...