Терапия поведением - способ
ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СРЕДЫ
БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Терапия поведением - средство выявления и разрешения забытого нравственного конфликта. УДИВИТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ
В процессе Терапии поведением (1,2,12,13) неврозов, психосоматических заболеваний, алкоголизма, потом в ходе оказания помощи по разрешению трудностей общения и семейных проблем мы с пациентами и клиентами постоянно натыкались на одни и те же, ни им, ни мне невидимые препятствия. Позже с такими же, ускользающими от пониманиями помехами мы столкнулись в работе с одаренными подростками по курсу «Развитие творческих способностей подростков» (для себя я назвал эту программу. «Гадкий утенок» (15). Упорные попытки извлечь на свет эти помехи лечению и творчеству увенчались неожиданным открытием. Открылся и стал понятным давно забытый и просто незамеченный социальный конфликт . Оказалось, что он сначала объективно существует в нашей культуре. Что личность, формируя себя, «заражается» им только потом. Но, присвоив его - «заразившись», закономерно программирует им все последующие свои неразрешимые внутренние и внешние конфликты. В этой главе я хочу поделиться этим открытием. Обратить внимание всех, кто в этом заинтересован, на повсеместную распространенность и довлеющее влияние в важнейших сферах нашей жизни (в воспитании, в образовании, в научном творчестве, на производстве, в семье, в обеспечении здоровья людей) неотрефлексированных[112] нравственных стереотипов, которые запрещают инициативу, творчество, личностное самоутверждение, любовь, счастье, здоровье. А навязывают в качестве добродетелей - безликость, безынициативное и безответственное исполнительство, потребительское ожидание награды за эти добродетели, а в результате несчастье и болезнь (15).
Многие из нравственных стереотипов, о которых я собираюсь рассказать, считаются давно изжитыми, так как на словах они отвергнуты. Но в реальной живой действительности часть из них еще даже не осознана, не названа. А все они, незамечаемые, бытуют в повседневных наших отношениях, привычках, нравах, укладах и тем неотвратимее действуют и «заражают» всех, чем менее осознаются и замечаются. В сфере здоровья они предопределяют развитие болезней «на нервной почве», алкоголизм, наркомании. Затрудняют или делают невозможным их излечение. В сфере воспитания и образования они оставляют почти невозможным становление и самоутверждение творческой, инициативной личности.
ТРИ АСПЕКТА ТЕМЫ
Разговор пойдет в трех направлениях, в следующем порядке. I. Во-первых, я расскажу о том, как Терапия поведением оказалась способом комплексного изучения человека и как она вывела меня на те нравственные стереотипы, которые не допускают здоровое и творческое поведение. II. Затем я попытаюсь более или менее подробно описать эти, программирующие нашу несчастливость нравственные стереотипы. И показать, как они препятствуют сохранению здоровья. Как мешают излечению. Как тормозят формирование творческой инициативы. То есть, как, в конечном счете, снижают энергетический потенциал любого общества, подпавшего под их влияние. III. И, наконец, я попробую выявить определяющее нравственное отличие сообщаемого психотерапевтического подхода к решению лечебных задач, проблем общения и творчества от традиционных подходов.
I. ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЕМ - СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Место врача в системе: «пациент - обстоятельства
Пациента - врач»
В системе «ПАЦИЕНТ - ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПАЦИЕНТА - ВРАЧ» возможности врача воздействовать на обстоятельства, тем более общественно-культуральные, весьма ограничены. Поэтому я сосредоточил свое внимание на пациенте, то есть занялся лечебной работой. Доступным психотерапевту объектом коррекции я счел внешнее и внутреннее ПРОИЗВОЛЬНОЕ поведение пациента и к 1969 году разработал психотерапевтическую систему терапии неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой, которая получила условное название: «Терапия поведением».
Терапия поведением
В основу системы лег факт, что при психогенных и психосоматических заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые закономерно приводят к данному заболеванию и без которых возникновение, становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно. Суть Терапии поведением в выявлении и ликвидации тех. свойств поведения человека, которые обусловливают болезнь и без которых она вылечивается или становится доступной обычной терапии. Терапия поведением оказалась не только средством лечения, но и способом комплексного исследования человека (личности, ее поведения, общения, мотивов), средством практической проверки гипотез и результатов исследования. В процессе разработки и использования Терапии поведением последовательно выявлялись сначала особенности поведения, обуславливавшие формирование синдромов, потом - нозологических[113] форм (неврозов, психосоматических заболеваний, алкоголизма). Затем обнаружили себя способы поведения, приводящие к задержке нравственнопсихологического развития - к парциальному[114] и, редко, тотальному[115] инфантилизму. Наконец явными стали поведенческие стратегии, неотвратимо ведущие к болезни вообще. Подтвердилось, что в основе болезней «на нервной почве» лежит скрытая депрессия (4).
Вопросы, ответы, выводы, вопросы...
Встали следующие вопросы. 1. У кого эта депрессия возникает? 2. У кого из двигателя, побуждающего к развитию, превращается в разрушительную силу? 3. Кто, в этом случае, не умеет воспользоваться помощью медицины и вылечиться? А таких от 30 до 50% среди пациентов врачей всех специальностей в поликлинике (17). Ответы на эти вопросы были получены в процессе Терапии поведением и привели к весьма важному выводу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|