Схема формирования и использования прибыли
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГЛАВА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Схема формирования и использования прибыли Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, в финансовом менеджменте прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой - как основа (источник) дальнейшего развития. С позиций собственника капитала и потенциального инвестора прибыль определяет доходность капитала, т.е. главное условие целесообразности инвестирования. Для страны (региона) прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны и региона. Для менеджера устойчивая и высокая прибыль фирмы - показатель уровня менеджмента, квалификации, главное условие общественного признания и выгодных контрактов. Для партнеров по бизнесу высокая прибыль фирмы - показатель финансовой стабильности и низкого риска совместного бизнеса и т.д. Схема формирования и использования прибыли российских предприятий приведена на рис. 5.1. Издержки (затраты на производство) при определении прибыли рассчитываются на тот объем продукции, который запланирован (или зафиксирован фактически) как реализованная продукция. В проекте налогового кодекса РФ предусмотрен принятый в мировой практике порядок определения налоговой базы как реально полученной в налоговом периоде прибыли. В современных условиях хозяйствования предприятия используют два метода учета выручки: 1) поступление денег на расчетный счет (в кассу предприятия) за отгруженную продукцию; 2) предъявление расчетных документов покупателю при отгрузке продукции. По западным стандартам продукция считается реализованной при ее отгрузке. В России для целей налогообложения также используется второй метод. Но при высокой и нестабильной дебиторской задолженности этот подход снижает стабильность финансового положения фирм.
В целях исчисления налога на прибыль с конца 1996 г. предприятия (за исключением субъектов малого предпринимательства) обязаны считать выручку с ранней даты из двух следующих (метод начислений): - получение предоплаты (аванса); - отгрузка продукции (выполнение работ). Датой отгрузки считается день передачи соответствующего товарораспорядительного документа; датой выполнения работ - день фактического завершения работ.
Рис. 5.1. Формирование и использование прибыли
Малые предприятия (плательщики налога на прибыль) могут выбирать между указанным выше методом начисления и кассовым методом. При кассовом методе исчисление выручки производится с момента поступления денег за реализованную продукцию (услуги).
Пусть Qм - объем товарной продукции за определенный период, Qh и Qк - запасы продукции на складе на начало и конец периода. Тогда количество реализованной продукции Qp = Qm + Qh - Qk (5.1) На этот объем рассчитывается выручка от реализации и издержки: S p =S m + S h - S k, (5.2) где S p и S m - себестоимость реализованной товарной продукции; S h и S k - себестоимость готовой продукции на складе предприятия на начало и конец периода. Нормативы отчисления из прибыли в бюджет установлены налоговым законодательством. Аналогичным образом формируются льготы но налогообложению. Решения об использовании чистой прибыли принимает совет директоров АС). В части выплаты дивидендов это решение утверждает общее собрание акционеров. (Общее собрание акционеров не может принять решение об увеличении дивидендов по сравнению с уровнем, предложенным советом директоров.) Нераспределенная прибыль фирмы может накапливаться.
(Схему распределения прибыли надо рассматривать в совокупности со структурой источников финансовых ресурсов.) Основное различие схем, изображенных на рис. 5.1. и западной схемы - в источнике выплаты процентов i по облигационным займам. В России выплаты производятся из чистой прибыли, на Западе до - выплаты налогов. Прочие отличия носят методологический характер. В частности, они необходимы для понимания пороговой точки и запаса финансовой прочности. V = P*Q. (5.3) S=Sпост + Sпер * Q, (5.4) Где V - выручка, S - издержки, P - цена единицы продукции, Q - объем реализованной продукции, Sпост - постоянные издержки на весь выпуск; Sпер - переменные издержки на единицу продукции. Разность между выручкой и издержками есть прибыль или убытки фирмы. (Прочие элементы, формирующие прибыль, здесь не рассматриваются, поскольку исследуется лишь прибыль от основной деятельности до уплаты налогов.) В точке О V = S, т.е. прибыль (Е) равна нулю. Годовой объем продаж, соответствующий точке О, является пороговым. При Q > Q0 производство прибыльно, при Q < Q0 - убыточно. Пороговая точка легко определяется аналитически. Условие Е = V- S=0 достигается (из 5.5.) при условии: Q = Sпост / P - Sпер. (5.5) Разницу между ценой единицы продукции и переменными издержками на ее производство в западной литературе называют маргинальной (маржинальной) прибылью. Концепция маргинальной прибыли занимает важное место в управлении фирмой и понимании бизнеса. Из (5.5) видно, что маргинальная прибыль может рассматриваться как взнос на покрытие постоянных издержек. Прибыль фирмы формируется только после их полного покрытия. Если постоянные издержки произведены или неизбежны, то каждая единица проданного товара частично покрывает их при P > Sпер. В финансовом анализе точка "О" (рис. 5.2.) используется еще и для оценки "запаса финансовой прочности" фирмы, т.е. предельно допустимого снижения выручки при сохранении безубыточности: K эфп = (Qф - Q0) / Qф, (5.6.) где Qф - фактический объем выпуска продукции. Для российских фирм, работающих в нестабильных условиях, запас финансовой прочности достаточен при K эфп ≥ 25%.
Рис. 5.2. Пороговая точка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|