Политика снижения издержек как фактор роста прибыли
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Планирование и учет затрат на производство продукции занимает важное место в работе финансово-экономических служб предприятий. Снижение затрат является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности фирм и производимых ими товаров на рынке, так как обеспечивает возможность снижения порога рентабельности. При неизменных ценах снижение издержек - основное условие повышения прибыли фирм. Внимание менеджеров российских предприятий в 1991 - 1996 n: к снижению издержек было в известной степени ослаблено, во-первых, представленной возможностью самостоятельно устанавливать цены. В условиях монополизма и дефицита на российском рынке эта возможность, казалось, исключала необходимость экономии и снижения издержек. Но инфляция за 3-4 года подняла цены на товары российских фирм до уровня цен на аналогичные товары на мировом рынке и выше. В итоге конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке резко упала. Во-вторых, менеджеры фирм столкнулись с отсутствием обоснованных методических материалов но планированию издержек в условиях экономического кризиса (падение спроса при высокой инфляции). В-третьих, появление сложных текущих проблем снизило внимание менеджеров к стратегическим проблемам снижения издержек. В настоящее время менеджерам российских предприятий предстоит вновь освоить практику планирования снижения издержек, поскольку на остроконкурентном рынке это единственное условие получения высокой прибыли. Вместе с тем менеджер фирмы должен ясно понимать, что снижение издержек не может быть стратегической целью фирмы, а лишь одним из средств достижения конкурентных преимуществ. Главным для российских предприятий остается повышение качества продукции.
Наибольшую результативность политика низких издержек имеет в следующих условиях: - спрос по цене эластичен, т.е. возможности снижения цены могут быть реализованы в виде роста объемов продаж, - фирма производит стандартный продукт широкого потребления, возможности сущее» венных различий в качестве товара отсутствуют или ограничены, т.е. основным видом конкуренции на рынке является ценовая конкуренция; - товар находится на таком этапе жизненной) цикла, который позволяя надеяться на относительно длинный период его использования; - покупатели не привязаны к определенной фирме и легко сменят фирму-изготовителя на другую, предложившую меньшую цену. Если одно или несколько из перечисленных условий не выполняются, то политика снижения затрат мажет быть связана со значительным риском потери своих позиций на рынке. Основные факторы риска: - реализация политики низких издержек путем организации массового производства при малом жизненном цикле товара может привести к потере прошлых инвестиций в специальное оборудование; финансовое положение фирмы при неблагоприятной конъюнктуре рынка может резко ухудшиться; - политика низких издержек зачастую является альтернативой высокому качеству и сервису. Опыт России, накопленный в годы формирования рыночных отношений, убедительно подсказывает, что низкие цены могут компенсировать высокое качество даже при низком уровне жизни лишь в течение короткого периода времени; - особенно высок риск политики низких издержек, если она реализуется путем отказа от обновления продукции, техпроцессов, от затрат на повышение квалификации работников. Безрисковой является только политика снижения издержек путем снижения потерь в производстве и хранении, ликвидации дублирования в управлении и т.н. Изложенное выше полностью относится не только к издержкам в производстве, но и к трансакционным издержкам. Результат трансакционных издержек выражается в снижении риска контрактов с недобросовестными партнерами, в установлении оптимальных каналов продвижения 'товара к потребителю, в повышении имиджа фирмы. В конечном итоге трансакционные издержки могут привести к увеличению прибыли фирмы за счет увеличения объемов продаж, снижения дебиторской задолженности.
Таблица 5.2. Смета затрат на производство товарной и реализованной продукции
Планированием и реализацией политики снижения издержек фирмы занимаются многие ее структурные подразделения, в том числе финансово-экономические отделы, бухгалтерии, технологические службы и т.д. Основными задачами финансового менеджера в области управления издержками являются: - решения (совместно с бухгалтером) о выборе учетной политики фирмы; - разработка (совместно с экономистами) смет затрат на производство (в том числе но подразделениям) и калькуляций по отдельным видам продукции;
- принятие решений но освоению производства новых изделий и прекращению производства старых из-за их убыточности (низкой рентабельности); - - анализ выполнения планов по снижению издержек (плановых смет и калькуляций) и др. В условиях инфляции выбор учетной политики оказывает значительное влияние на материальные затраты на производство. Известны и допустимы в практике российских предприятий три способа учета стоимости материальных затрат. Первый способ (ФИФО) характеризуется так: "первый пришел - первый ушел", т.e. в себестоимость продукции включаются материалы по цене наиболее ранней поставки материалов из числа находящихся на складе фирмы. Второй способ (ЛИФО) - "последний пришел - первый ушел". Третий - стоимость материалов определяется как среднее значение всех имеющихся на складе. ПРИМЕР 3 Пусть, например, хлебозавод имеет запас муки 60 тонн, в том числе 10 т были закуплены 15.02 по цене 2,2 млн. руб. за тонну; 20 т по цене 2,5 млн. руб. получены 15.05, 30 т по цене 2,5 млн. руб. получены 1.06. Вся мука одинакового качества. Хлебозавод имеет возможность, определяемую выбранной учетной политиков, включать в издержки на производство хлеба муку по цене 2,2 млн. руб. (ФИФО), 2,8 i млн. руб. (ЛИФО) или (2,2 * 10+2,5 * 20+2,8* 30)/60 = 2,6 млн. руб. (усредненная цена). Предприятие имеет право менять способ учета не чаще, чем один раз в год, согласуя это изменение с налоговой инспекцией. При выборе учетной политики менеджер взвешивает последствия использования того или иного метода. В частности: - использование метода ФИФО увеличивает налогооблагаемую прибыль, а метод ЛИФО снижает ее; - величина запасов (по стоимостной оценке) при использовании метода ЛИФО снижается значительно быстрее, чем при учете по ФИФО. При этом снижается налог на имущество, но одновременно снижается и финансовая устойчивость (см. гл. 2). Формирование учетной политики предприятия включает также обоснование способа отнесения продукции к категории реализованной, если нормативные акты позволяют осуществить этот выбор. Смета затрат на производство определяет общий объем затрат, т.е. полную стоимость товарной продукции. Порядок расчета поясняется табл. 5.2., содержащей и расчет затрат на реализованную продукцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|