Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика снижения издержек как фактор роста прибыли




Планирование и учет затрат на производство продукции занимает важное место в работе фи­нансово-экономических служб предприятий. Снижение затрат является важнейшим направле­нием повышения конкурентоспособности фирм и производимых ими товаров на рынке, так как обеспечивает возможность снижения порога рен­табельности. При неизменных ценах снижение издержек - основное условие повышения при­были фирм.

Внимание менеджеров российских предприя­тий в 1991 - 1996 n: к снижению издержек было в известной степени ослаблено, во-первых, пред­ставленной возможностью самостоятельно уста­навливать цены. В условиях монополизма и де­фицита на российском рынке эта возможность, казалось, исключала необходимость экономии и снижения издержек. Но инфляция за 3-4 года подняла цены на товары российских фирм до уровня цен на аналогичные товары на мировом рынке и выше. В итоге конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке резко упала. Во-вторых, менеджеры фирм столкнулись с отсутствием обоснованных методических ма­териалов но планированию издержек в условиях экономического кризиса (падение спроса при высокой инфляции). В-третьих, появление слож­ных текущих проблем снизило внимание менед­жеров к стратегическим проблемам снижения издержек.

В настоящее время менеджерам российских предприятий предстоит вновь освоить практику планирования снижения издержек, поскольку на остроконкурентном рынке это единственное ус­ловие получения высокой прибыли. Вместе с тем менеджер фирмы должен ясно понимать, что сни­жение издержек не может быть стратегической целью фирмы, а лишь одним из средств дости­жения конкурентных преимуществ. Главным для российских предприятий остается повышение качества продукции.

Наибольшую результативность политика низ­ких издержек имеет в следующих условиях:

- спрос по цене эластичен, т.е. возможности снижения цены могут быть реализованы в виде роста объемов продаж,

- фирма производит стандартный продукт широкого потребления, возможности сущее» вен­ных различий в качестве товара отсутствуют или ограничены, т.е. основным видом конкуренции на рынке является ценовая конкуренция;

- товар находится на таком этапе жизненной) цикла, который позволяя надеяться на относи­тельно длинный период его использования;

- покупатели не привязаны к определенной фирме и легко сменят фирму-изготовителя на другую, предложившую меньшую цену.

Если одно или несколько из перечисленных условий не выполняются, то политика снижения затрат мажет быть связана со значительным рис­ком потери своих позиций на рынке. Основные факторы риска:

- реализация политики низких издержек пу­тем организации массового производства при малом жизненном цикле товара может привести к потере прошлых инвестиций в специальное обо­рудование; финансовое положение фирмы при не­благоприятной конъюнктуре рынка может резко ухудшиться;

- политика низких издержек зачастую являет­ся альтернативой высокому качеству и сервису. Опыт России, накопленный в годы формирования рыночных отношений, убедительно подсказывает, что низкие цены могут компенсировать высокое качество даже при низком уровне жизни лишь в течение короткого периода времени;

- особенно высок риск политики низких из­держек, если она реализуется путем отказа от обновления продукции, техпроцессов, от затрат на повышение квалификации работников.

Безрисковой является только политика сниже­ния издержек путем снижения потерь в произ­водстве и хранении, ликвидации дублирования в управлении и т.н. Изложенное выше полностью относится не только к издержкам в производстве, но и к трансакционным издержкам. Результат трансакционных издержек выражается в снижении рис­ка контрактов с недобросовестными партнерами, в установлении оптимальных каналов продвиже­ния 'товара к потребителю, в повышении имиджа фирмы. В конечном итоге трансакционные издер­жки могут привести к увеличению прибыли фир­мы за счет увеличения объемов продаж, сниже­ния дебиторской задолженности.

Таблица 5.2.

Смета затрат на производство товарной и реализованной продукции

    План на 2000 год
№• Элемент затрат Всего на год, млн. руб. В том числе 1 квартал, млн. руб.
  Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том числе Материалы Топливо Энергия        
  Затраты на оплату труда    
  Отчисления на социальные нужды, в том числе На социальное страхование В пенсионный фонд В государственный фонд занятости На медицинское страхование        
  Амортизация основных фондов    
  Прочие затраты    
  Итого затраты на производство    
  Затраты, списанные на непроизводственные счета    
  Прирост (-), уменьшение (+) остатков расходов будущих периодов -200 +50
  Прирост (-) уменьшение (+) остатков незавершенного производства -7000 -2000
  Производственная себестоимость товарной продукции    
  Внепроизводственные расходы    
  Полная себестоимость товарной продукции    
  Себестоимость готовой продукции на складе на начало периода    
  Себестоимость готовой продукции на складе на конец периода    
  Себестоимость реализованной продукции    

Планированием и реализацией политики сни­жения издержек фирмы занимаются многие ее структурные подразделения, в том числе финансово-экономические отделы, бухгалтерии, технологи­ческие службы и т.д. Основными задачами фи­нансового менеджера в области управления из­держками являются:

- решения (совместно с бухгалтером) о выбо­ре учетной политики фирмы;

- разработка (совместно с экономистами) смет затрат на производство (в том числе но подразде­лениям) и калькуляций по отдельным видам про­дукции;

- принятие решений но освоению производ­ства новых изделий и прекращению производства старых из-за их убыточности (низкой рента­бельности);

- - анализ выполнения планов по снижению из­держек (плановых смет и калькуляций) и др.

В условиях инфляции выбор учетной полити­ки оказывает значительное влияние на матери­альные затраты на производство. Известны и допустимы в практике российских предприятий три способа учета стоимости материальных затрат.

Первый способ (ФИФО) характеризуется так: "первый пришел - первый ушел", т.e. в себестои­мость продукции включаются материалы по цене наиболее ранней поставки материалов из числа находящихся на складе фирмы.

Второй способ (ЛИФО) - "последний пришел - первый ушел".

Третий - стоимость материалов определяется как среднее значение всех имеющихся на складе.

ПРИМЕР 3

Пусть, например, хлебозавод имеет запас муки 60 тонн, в том числе 10 т были закуплены 15.02 по цене 2,2 млн. руб. за тонну; 20 т по цене 2,5 млн. руб. полу­чены 15.05, 30 т по цене 2,5 млн. руб. получены 1.06. Вся мука одинакового качества. Хлебозавод имеет возможность, определяемую выбранной учетной политиков, включать в издержки на про­изводство хлеба муку по цене 2,2 млн. руб. (ФИФО), 2,8 i млн. руб. (ЛИФО) или (2,2 * 10+2,5 * 20+2,8* 30)/60 = 2,6 млн. руб. (усредненная цена).

Предприятие имеет право менять способ уче­та не чаще, чем один раз в год, согласуя это из­менение с налоговой инспекцией. При выборе учетной политики менеджер взвешивает послед­ствия использования того или иного метода. В частности:

- использование метода ФИФО увеличивает налогооблагаемую прибыль, а метод ЛИФО сни­жает ее;

- величина запасов (по стоимостной оценке) при использовании метода ЛИФО снижается зна­чительно быстрее, чем при учете по ФИФО. При этом снижается налог на имущество, но одновре­менно снижается и финансовая устойчивость (см. гл. 2). Формирование учетной политики пред­приятия включает также обоснование способа от­несения продукции к категории реализованной, если нормативные акты позволяют осуществить этот выбор.

Смета затрат на производство определяет общий объем затрат, т.е. полную стоимость товарной про­дукции. Порядок расчета поясняется табл. 5.2., со­держащей и расчет затрат на реализованную про­дукцию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...