Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки тормозящего влияния нравственного чувства




 

5. Есть два признака тормозящего влияния неосознанного нравственного чувства на ту или иную нашу деятельность, помогающие догадаться и заметить, что мы действуем вопреки ему.

Первый. Кажущееся «беспричинным» снижение энергетического обеспечения такой противоречащей нашему нравственному чувству деятельности, которая на осознанном уровне кажется нам необходимой или желательной (утомление, рассеяние внимания, падение интереса, страх перед деятельностью, болезнь и т.д.).

Второй. Сверхкомпенсация такого энергетического снижения искренней игрой в активность. Демонстративно утрированная, взвинченная, эмоционально выхолощенная истерическая имитация активности, убедительная лишь для самого действующего против своего нравственного чувства.

Зависимость нравственного чувства человека от других людей

6. Попытки влияния на нравственное чувство обнаружили, что оно не только сложно осознается, но - что важнее - очень мало зависит от влияний разума.

Мы можем организовать вопреки ему как угодно убедительное для нас, вышеописанное демонстративное поведение - инициатива, интуиция, творчество останутся заторможенными (ретикулярная формация почти не вовлечена в обеспечение деятельности).

7. Попытки вызвать динамику нравственного чувства обнаружили, что оно зависит:

- от отношения к предмету чувства прошлой, формировавшей человека группы,

- от отношений актуальной, референтной группы.

8. Оказалось, что у человека, открытого опыту[136], оно зависит:

- от чувств, отношений всех, с кем прямо или опосредованно человек сталкивается.

Его нравственное чувство в любой момент оказывается посредником между внутренним регулированием открытого опыту человека, его энергетикой и всем миром человеческих чувств и ценностей других людей (см. пункт 2). Оно всегда -инструмент его связи с миром людей и ориентировки в этом мире ему подобных.

9. Особенности зависимости нравственного чувства от влияний других людей можно схематично охарактеризовать так:

До 6 лет. Нравственное чувство формируется нравственным чувством, всем комплексом чувств матери.

До 10 лет. Нравственное чувство оказывается зависимым от других значимых старших. Здесь оно интериоризируется[137] и становится несознаваемым.

До 12 лет. Нравственное чувство оказывается открытым для влияний чувств сверстников, норм группы и отношений лидеров группы, актуальной для подростка.

Обесценивая осознанные отношения реальных старших, подросток за свои принимает мерки «прошлых старших».

В действительности он и теперь, как и прежде, зависим от своих старших. Но, перестав осознавать эту зависимость, воюет с ней, мучая, во-первых, себя!

Актуальную зависимость своих чувств от оценок старших он, повторяю, теперь мало сознает.

До 14 лет. После 12 лет он начинает «вытеснять» и реальную зависимость от группы сверстников.

Теперь его нравственное чувство зависимо еще и от выбираемого абсолюта, от идеалов, как можно более далеких от родных и привычных для него.

Реально он сохраняет зависимость от мамы, от авторитетных взрослых, от группы, от более или менее абстрактных его идеалов.

Это пора деспотического господства комплекса «Дух выше»![138]

Воюя со всеми за независимость, подросток в действительности воюет со своими внутренними регуляторами.

Компиляцией[139] из внушенных ему и самостоятельно найденных идеалов он проверяет себя и всех, воюя с собой и со всеми.

Если ему удается «победить» всех, он побеждает себя.

Поверив в независимость, теряет живые нравственные точки отсчета. Подчиняет и осознанное переживание, и поведение случайной для него, лишенной нравственных оснований идее и не отражающей его интересов выхолощенной «логике».

В юности (после 14 лет) Если мир «побеждает» подростка, то, открывая свою зависимость ото всех, растущий человек открывает себя, замечает свое нравственное чувство. Им дальше и руководствуется в своем поиске. Благодаря вниманию к своему нравственному чувству - оказывается во все лучше узнаваемой теперь и признанной им связи со всем миром. Сознательно осваивает свою свободу быть человеком среди людей. Мы об этом уже думали, говоря об отношениях человека с его тревогой.

Теперь только приобретает возможность действовать «независимо», то есть, свободно выбирая из разных своих направленностей. Становится открытым опыту.

На новом уже ответственном уровне открывается собственному чувству, влиянию на свое нравственное чувство реальных чувств других людей, их интересов.

Человек открывает и осваивает возможность осознанного выбора!

Это открытие мира[140] знаменует собой период, который здесь назван - юностью.

Дальше, если человек не отказывается от участия в процессе «Род человеческий», он остается открытым чувствам других людей, пока не устанет быть!

Такова динамика доступности влияниям извне нравственного чувства человека в разном возрасте.

Если наше психологическое развитие приостанавливается

10. Если наше психологическое развитие приостанавливается на одной из инфантильных фаз (до 5 лет, до 10 лет, до 12 лет, до 14 лет), то и доступность нравственного чувства социальным влияниям сохраняет характер, свойственный соответствующей фазе развития.

О психологическом возрасте мы будем говорить позже.

Условия, побуждающие динамику нравственного чувства

11. Смена референтной группы или - на инфантильных фазах - смена ценностей и норм у представителей «прошлой» группы, иное понимание их ценностей создает условия для динамики нравственного чувства.

12. Кроме того, условия для переформирования нравственного чувства создаются противоречивостью нравственных установок одного и того же человека. Такая противоречивость - следствие противоречивости отношений людей той референтной группы, в которой формировал себя человек с детства.

Вольное и невольное столкновение и соподчинение различных нравственных установок становится основой развития нравственного чувства, делает его доступным влиянию других людей.

13. Дефект нравственного чувства, определяющий человеческую неприспособленность и затрудняющий последующую коррекцию и компенсацию, формируется под влиянием часто тоже неосознанных или забытых, механически перенятых нравственных стереотипов, бытующих в среде, где человек родился, живет (см. «Бесчеловечные идеалы человечества»),

И, наконец...

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...