Объем дисциплины и виды учебной работы
* - в скобках указаны интерактивные часы Распределение часов по темам и видам учебной работы Очное обучение
Заочное обучение
Содержание дисциплины Программа дисциплины Раздел 1. Возникновение ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Тема 1. Современная экологическая обстановка. Необходимость экологических знаний Факты, характеризующее современное состояние окружающей среды и биосферы. Экологическая безграмотность как основная причина возникающих экологических проблем. Тема 2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Система экологического образования Основные международные конференции по вопросам окружающей среды и их выводы. екцииммы по экологическому воспитанию и образованию. Раздел 2. Основные понятия экологии Тема 3. Экосистема, строение и функции Основные структурные компоненты экосистемы и их взаимодействие. Тема 4. Среда и экологические факторы Среда. Экологические факторы. Классификация экологических факторов и её условность. Основные закономерности действия экологических факторов. Тема 5. Превращение энергии в экосистеме Энергия как источник всех процессов в экосистеме. Основные законы превращения энергии. Открытые, закрытые и изолированные системы в природе. Измерение энергии. Преобразование энергии в экосистеме. Трофические уровни, пищевые цепи и сети. Правило 10 %. Продуктивность и виды продукции экосистемы. Первичная, вторичная и чистая продукция экосистемы. Примеры продуктивности различных экосистем. Раздел 3. Биосфера и её ресурсы. Природопользование Тема 6. Строение и функции биосферы Роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Определение биосферы, её основные компоненты и границы. Тема 7. Энергетические ресурсы Энергетические ресурсы земли и биосферы. Распределение энергии на планете. Экологическая характеристика различных отраслей энергетики. Тепловая, гидро- и атомная энергетика.
Альтернативные отрасли энергетики. Тема 8. Воздушные ресурсы и их охрана Атмосфера, её строение состав и значение. Загрязнение атмосферы и его последствия. Методы борьбы с загрязнением атмосферы, очистка газов. Тема 9. Водные ресурсы и их охрана Гидроресурсы биосферы. Круговорот воды. Потребление и загрязнение воды. Охрана водных ресурсов. Методы очистки воды. Тема 10. Земельные ресурсы и их охрана Недра и земельные ресурсы. Строение литосферы. Осадочный цикл круговорота веществ. Почва, её строение, значение и использование. Влияние сельского хозяйства на состояние почв. Экологическая характеристика горнодобывающих отраслей. Рациональное использование минеральных ресурсов. Раздел 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Тема 11. Контроль состояния среды Нормирование параметров среды. ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС. Организация мониторинга. Виды мониторинга. Тема 12. Охрана природы Охрана природы. Заповедное дело. Красные книги. Характеристика различных видов охраняемых территорий. Заповедники, национальные парки, заказники и памятники. Природы Пермской области. Раздел 5. Демографические проблемы Тема 13. Закономерности роста биологической популяции Тема 14. Общая демографическая ситуация Тема 15. Политика планирования семьи Реализация политики планирования семьи на примерах Индии и Китая. Отечественные демографические проблемы. Проблемы эволюции и качества человеческой популяции. Раздел 6. Перспективы развития биосферы. Ноосфера Тема 16. Экологические кризисы в истории человечества и их преодоление Ноосфера и социогеосфера. Возникновение и разрешение экологических проблем в истории человеческой цивилизации. Содержание семинарских занятий
Цель семинарских занятий – расширение и укрепление знаний, полученных на лекционных занятиях. Цель достигается путём решения следующих задач: 1. Дать оценку современной экологической обстановки в мире, в стране, в регионе.
2. Научить студента самостоятельно работать с учебником и дополнительными источниками информации, включая Интернет. 3. Развить способность обучающихся критически анализировать прочитанный материал. 4. Привить навыки выступления перед аудиторией, чётко формулировать свои мысли. 5. Научить правильно вести дискуссию. 6. Проверить прочность усвоения пройденного материала. Первые 7 занятий для очного обучения. Последний 8-ой семинар для заочного обучения Семинар 1 1. Атмосфера, её строение состав и значение. Воздушные ресурсы и их охрана. 2. Загрязнение атмосферы и его последствия. 3. Методы борьбы с загрязнением атмосферы, очистка газов.
Семинар 2 1. Водные ресурсы планеты и их охрана. Гидроресурсы биосферы. Круговорот воды. 2. Потребление и загрязнение воды. 3. Охрана водных ресурсов. Методы очистки воды.
Семинар 3 1. Недра и земельные ресурсы. Строение литосферы. Осадочный цикл круговорота веществ. 2. Почва, её строение, значение и использование. 3. Влияние сельского хозяйства на состояние почв. Семинар 4 1. Экологическая характеристика горнодобывающих отраслей. 2. Рациональное использование минеральных ресурсов. 3. Нормирование параметров среды. ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС. Семинар 5 1. Организация мониторинга. 2. Виды мониторинга. 3. Охрана природы. Заповедное дело. Красные книги. Семинар 6 1. Характеристика различных видов охраняемых территорий. 2. Заповедники, национальные парки, заказники и памятники. природы Пермской области. 3. Демографическая проблема и пути её решения. Население планеты как популяция. Закономерности роста популяции. Семинар 7 1. Экологическая ёмкость биосферы, факторы, влияющие на рост человеческой популяции. 2. Региональная структура населения Земли. 3. Политика планирования семьи. Решение демографических проблем в крупнейших странах. Семинар 8 (для заочного обучения) 1. Роль школы в экологическом образовании. Освещение экологических проблем в различных школьных предметах. 2. Внеклассная работа по экологическому воспитанию и образованию. Экологическая тропа как форма экологического воспитания. Школьные лесничества как форма экологического воспитания и образования. 3. Ноосфера и социогеосфера. Возникновение и разрешение экологических проблем в истории человеческой цивилизации. 5.1. Лабораторные занятия Тема: Знакомство с микроэкосистемой на примере донных отложений Лабораторное занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных итехнических документов и т.п.).
При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик ипоказателей, обработка данных иих анализ, обобщение результатов. В ходе проведения работ используются план работы итаблицы для записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме заключения. В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы.
Каждая лабораторная работа обеспечена Методическими указаниями (рекомендациями) по ее выполнению, включенными в рабочую программу или оформленными в виде отдельного приложения к рабочей программе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|