Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца
Главное в деятельности хореографического коллектива — создание репертуара. От него зависят организационная и учебная работа. Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор участников самодеятельности, происходит овладение танцевальной культурой. Поэтому особенно важно верно выбрать тему постановки, определить средства, которыми она будет разрешена, обстоятельно провести познавательную работу, связанную с ней. Задача постановщика — вынести на сцену произведение, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к танцевальному искусству. Выбрав тему, руководитель должен определить сюжет, который мог бы быть наиболее верно и интересно передан именно средствами танцевального искусства. Выбирая тему, надо, прежде всего, определить ее идейно-художественную ценность, затем ее соответствие творческим и техническим возможностям участников самодеятельности, а также насколько она близка и понятна им. Тема, далекая от интересов исполнителей, чуждая им, никогда не будет донесена до зрителя так правдиво, как близкая и волнующая их. Основное внимание постановщика должно быть уделено работе над темами нашей современности. В фольклоре заключено богатство народной мудрости, поэзии и красоты. Надо только отобрать те сказания и легенды, в которых заложены прогрессивные идеи, показывающие стремление народа к борьбе за лучшую жизнь [35 с.27]. В искусстве находит отражение окружающая нас действительность, выраженная художественными средствами. Но прежде чем отображать жизнь, надо ее хорошо познать. Чем глубже, чем всестороннее художник изучит окружающий его мир, тем вернее будет познавательная сила его произведения. Чем художественнее средства выражения, тем больше сила их воздействия [35 с.28].
После того как намечена тема и выбран сюжет постановки, руководитель определяет жанр и средства выражения, то есть язык танца. В настоящее время есть много литературы с описанием народных танцев. Знакомясь с ней, мы видим необычайное разнообразие. Каждая область имеет десятки различных форм русского танца. Причем каждый танец имеет свою особенную манеру исполнения. Приступая к постановке того или иного народного танца, необходимо сначала рассказать о его манере стиле исполнения, объяснить, чем они вызваны. Для этого хорошо было бы привлечь литературный и иконографический материал, посетить музей, если он есть в городе, а потом уже приступить к показу танца, то есть провести всестороннюю познавательную работу, связанную с постановкой. Народные танцы бывают, несложны по технике исполнения, но требуют глубокого проникновения в o6paз. Большое внимание уделяется изучению и перенесению на сцену народных танцев. В этом, несомненно, большая заслуга Ансамбля народного танца СССР и, в частности, его художественного руководителя И.А. Моисеева, сделавшего очень много в области изучения и пропаганды народного танца. То же самое можно сказать и о художественном руководителе танцевальной группы хора имени Пятницкого Т.А. Устиновой, которая в течение 25 лет ведет активную работу по изучению и пропаганде русского народного танца. В настоящее время мы знаем большое количество танцев различных областей, разных по манере и стилю исполнения, раскрывающих зрителю красоту и благородство, женственность и скромность, удаль и юмор - самые различные стороны русского характера, отраженные в танце. В самодеятельных коллективах мы встречаем различные по манере исполнения и танцевальному рисунку русские кадрили, вихревые уральские «пятеры» и «шестеры». На основе фольклора создаются самые разнообразные танцевальные произведения, начиная от простых по рисунку и технике исполнения и кончая танцами, требующими наличия настоящей виртуозности и большого актерского мастерства, необходимого для глубокого проникновения в образ.
Бесконечно разнообразна и богата сокровищница народного творчества. Но она все же еще недостаточно изучается участниками самодеятельных коллективов. Большей частью используются отдельные движения народных танцев, в более или менее интересной танцевальной композиции. Все еще мало уделяется внимания постановке сюжетных танцев, особенно на современные темы. Это, конечно, большой недостаток в репертуаре самодеятельных коллективов. Ведь в процессе работы над сюжетными танцами происходит работа над созданием образа, исполнитель творчески раскрывается и растет. Затем именно при постановке сюжетных танцев воспитывается верное отношение к окружающей жизни. Один из серьезнейших недостатков, встречающихся в работе самодеятельных танцевальных коллективов,— неумение руководителей выбрать сюжет, определить жанр и средства его разрешения в соответствии с темой. Также не всегда руководители учитывают технические и творческие возможности коллектива. Работать над освоением репертуара профессиональных ансамблей и театров могут только те самодеятельные коллективы, в которых есть соответствующие условия: высококвалифицированный руководитель, опытный концертмейстер, соответствующее помещение. Говоря о методике и содержании работы в самодеятельных коллективах, необходимо помнить руководителям следующее: стремясь овладеть высотами хореографического искусства, подходить со всей ответственностью к выбору темы, быть самокритичным в оценке своих творческих и профессиональных возможностей, всесторонне учитывать условия работы коллектива, уметь воспитать чувство заинтересованности и самоотверженной любви к искусству танца [35 с.34]. Ведь каждый участник самодеятельности несет культуру в массы, и сам воспитывает зрителя [25. с.19].
Репертуар обретает все более глубокое идейно – смысловое содержание. Драматургия на сегодняшний день требует от танцовщика не только отличной технической выучки, но и более совершенного актерского мастерства, музыкальной и общей культуры. Вместе с тем стиль исполнителя, манера движения, идейно-художественные национальные особенности, проявляющиеся в творчестве артиста, различны. Для русской школы типична совершенная техника, стиль строго академический, манера движений простая, мягкая, свободная от внешних эффектов. Танцевальное произведение, правдиво передающее замысел художника, как и любое другое создание искусства, - важное средство эстетического воспитания. Но для того чтобы танец стал средством эстетического воспитания, он должен быть воплощен в высокохудожественной форме. Достичь этой цели исполнитель может, только в совершенстве овладев средствами танцевального языка – его техникой [35 с.35]. Глава 2. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|