Общение и речевая деятельность
Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура общения. Стороны общения. Виды и формы общения. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока. Механизмы речи. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи. Устная: диалогическая и монологическая речь. Письменная речь. Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека. Характерные нарушения речи: персеверация; логоррея; разорванность, бессвязность; резонерство. Особенности речевого поведения педагога (юриста). Требования к речи педагога (юриста). 2.7. Познавательная сфера личности Ощущения. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия). Характеристика основных видов ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей. Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической (юридической) практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.
Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с опытом и мышлением. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация. Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдение и условия его эффективности. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия. Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Нарушения восприятия: галлюцинации и иллюзии (аффективные, вербальные). Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической (юридической) практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога (юриста). Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Кривая забывания Р. Эббингауза и ее модификации. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно–логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная. Понятия иконической и эхонической памяти. Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Нарушения памяти. Амнезия: ретроградная, антероградная, постгипнотическая, охранительная. Парамнезии – обман памяти. Псевдореминисценции (иллюзии памяти). Конфабуляции – ложные воспоминания. Использование закономерностей памяти в педагогической (юридической) практике.
Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Изучение мышления в психологии и логике. Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий. Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска. Творческое мышление. Расстройства мышления. Способы активизации мыслительной деятельности педагога (юриста). Познавательная деятельность педагога (юриста). Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в деятельности педагога (юриста).
Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роли переключения и распределения внимания профессиональной деятельности педагога (юриста). Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога (юриста). Развитие внимания и управление им. Психические состояния непатологической дезорганизации сознания: рассеянность (мнимая и подлинная), апатия. Роль внимания в профессиональной деятельности педагога (юриста).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|