Эмоционально-волевая сфера
Эмоции. Понятие об эмоциях. Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Понятие стресса в биологии и психологии. Отличительные признаки аффекта. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта и необходимый компонент правового поведения. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога (юриста). Воля. Понятие о воле. Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Волевые качества личности. Воля и проблемы самовоспитания. Волевые качества педагога (юриста). Индивидуально-психологические особенности: темперамент, Характер, способности Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической (правоохранительной) деятельности.
Характер. Понятие о характере. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования характера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Характер человека и его взаимоотношения с людьми. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения. Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности. Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические (юридические) способности.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В преподавании «Общей психологии» используются следующие формы учебных занятий. 1. Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы. 2. Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы. 3. Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения. 4. Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками. 5. Лабораторные работы, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования. 6. Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, подготовка тезисов, статей, разработка электронных презентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену. 7. Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины. 8. Консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.
Виды самостоятельной работы студентов 1. Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий. 2. Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре. 3. Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point. 4. Написание реферата. 5. Конспектирование первоисточников 6. Проведение эмпирического психологического исследования. 7. Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.). 8. Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и экзамену. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Психология как наука и практика. Предмет, задачи И структура современной психологии (к теме 1.1). 1. Предмет и объект Вопросы: психологии. 2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. 3. Структура общей психологии, ее задачи. 4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Задание. 1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание. 2. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях. Напишите, какие знания и умения, полученные в ходе изучения психологии, могут потребоваться в Вашей будущей профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|