Обзор современных методов финансового анализа
Определение финансового анализа Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению современных методик финансового анализа, необходимо дать определение этому комплексному понятию. Существует несколько подходов к определению данного термина. Экономический анализ, составной частью которого является финансовый анализ, по мнению В.В. Ковалева[1] представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка. По мнению А.Синягина[2], финансовый анализ в традиционном понимании представляет собой совокупность методов, инструментов и технологий, применяемых для сбора, обработки и интерпретации данных о хозяйственной деятельности компании. По мнению зарубежных аналитиков[3], финансовый анализ – это инструмент, позволяющий выявить и устранить проблемы в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами. История отечественных подходов к финансовому анализу Существуют различные подходы в структуризации этой науки. В условиях централизованно планируемой экономики было принято подразделять его на политэкономический и собственно экономический, или анализ хозяйственной деятельности, который, в свою очередь, подразделялся на методологию экономического анализа функционирования субъектов хозяйствования и теорию анализа хозяйственной деятельности. Стержневым элементом данного подхода являлась идея планового ведения хозяйства, следовательно, упор делался на учет, контроль и анализ по схеме «план-факт».
Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики и учитывая национальные особенности экономики России возможно иное представление сферы действия экономического анализа, который отныне представляет элемент взаимосвязанных экономических дисциплин, таких как экономическая теория, статистика, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности. По мере строительства планового социалистического хозяйства финансовый анализ был трансформирован в анализ хозяйственной деятельности путем принижения роли коммерческих вычислений, усиления контрольной функции, снижения значимости баланса как инструмента финансового управления. Анализ все более удалялся от бухгалтерского учета и по сути превращался в технико-экономический анализ, которым по-настоящему не занимался никто. Суть такого анализа состояла в осуществлении схемы «план-факт», а сам анализ был де-факто заменен контролем. Естественно, что такой анализ был ретроспективен по своей природе, или, как его называют западные экономисты, «посмертным». Ведущаяся в рамках перестройки народного хозяйства России трансформация бухгалтерского учета, начавшаяся в 90-е годы и продолжающаяся до сих пор, вернула к жизни такой важнейший элемент аналитической работы, как финансовый анализ. Теперь в его основе лежат анализ и управление финансовыми ресурсами как важнейшим видом ресурсов. Основными исполнителями такого анализа стали бухгалтеры и финансовые менеджеры. Важно отметить, что анализ хозяйственной деятельности (технико-экономический анализ) не отменяется, а становится прерогативой линейных руководителей.
Объект, субъект, задачи и методы финансового анализа Объектом финансового анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния. Что касается субъекта анализа, то до настоящего времени наиболее широко распространена концепция, по которой аналитик занимается аналитической работой, т.е. подготавливает аналитические материалы для руководства, т.е. людей, обладающих правом принятия решений. Такой подход был оправдан лишь в прошлом, и как следствие – полная неспособность некоторых руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирования и экономический смысл приводимых в ней показателей. Теперь же анализ ФСП становится задачей не только непосредственной аналитиков, но и менеджеров. Эффективный менеджер уже немыслим без знания финансового анализа. Это означает не то, что он должен сам заниматься расчетами (за него это сделают другие люди или компьютер), а то, что он должен принимать качественные решения на основе представленной информации. Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур финансового анализа, которые не могут быть раз и навсегда жестко заданными, и должны корректироваться по форме и по содержанию. Кроме того, субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Финансово-экономическое состояние – важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке. Поэтому каждый субъект группы пользователей анализа изучает финансовую информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия прежде всего интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективности использования ресурсов предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов. Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.д.
Ко второй группе пользователей относятся субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы. К ним относятся аудиторские и консалтинговые фирмы, биржи, ассоциации и т.д. В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования ФСП на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как сотрудниками предприятия, так и внешними аналитиками. В ходе проведения анализа ФСП применяются различные приемы, методы и модели. Прежде чем давать определение целям и задачам финансового анализа, необходимо четко уяснить, что именно изучает финансовый анализ. Итак, финансовый анализ изучает финансовое состояние предприятия. Разные авторы вкладывают в это понятие различное содержание. Например, Н.П. Любушин, В.Б.Лещева и В.Г.Дьякова[4] полагают, что финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность и характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Основной же целью анализа является выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности; своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Главными задачами анализа ФСП являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:
· идентификация финансово-экономического положения; · выявление изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе; · определение основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии; · выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения. · Соответственно эти проблемы могут быть решены с помощью: · оценки динамики структуры и состава активов, их состояния и движения; · оценки динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения; · оценки платежеспособности предприятия и оценки ликвидности баланса; · анализа относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценки изменения ее уровня; · оценки эффективности использования средств и ресурсов предприятия. Виды и методы финансового анализа Каждое предприятие, планируя свою финансовую политику в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны, что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ ФСП, базирующийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляция себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т.д.), в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия. Итак, существуют два основных вида анализа: внешний и внутренний. Кроме того, выделяют виды анализа в зависимости от полноты и регулярности его проведения. В частности, выделяют финансовый анализ в рамках экспресс-диагностики, целенаправленный, регулярный[5]. Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Такой вид анализа может проводиться по заказу сторонней консультационной организацией. Внешний анализ имеет следующие особенности[6]:
множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия; разнообразие целей и интересов субъекта анализа; наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности; ориентация анализа только на внешнюю отчетность; ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности; максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Кроме того, выделяются виды анализа, касающиеся самой процедуры проведения финансового анализа. Единого мнения по этому вопросу среди как отечественных, так и зарубежных специалистов не существует, тем не менее, можно выделить некоторые моменты, которые признаются всеми авторами. Разнообразие мнений объясняется методологическими вопросами их отнесения к видам или методам анализа. Итак, будем считать, что к видам анализа относятся наиболее общие этапы проведения анализа, а к методам – приемы и методики его проведения. Тогда можно выделить следующие виды анализа[7]: Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста. Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом). Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа. Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Этот метод будет рассмотрен более подробно в следующих параграфах. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ. Сравнительный анализ делится на Внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений, а также сравнение полученных показателей в динамике Межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми; Факторный – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель. Некоторые специалисты не выделяют последний раздел в отдельный вид анализа, предполагая, что сравнение автоматически предполагается в разделе анализа финансовых коэффициентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|