Понятие и принципы безналичных расчетов
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. В настоящее время правовой базой, регламентирующей общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках, являются: Гражданский кодекс РФ, часть II, глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Расчеты»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (редакция 2002 г.), глава XII «Организация безналичных расчетов»; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (редакция 2005 г.), ст. 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст. 31 «Осуществление расчетов кредитной организации»;
Положение ЦБ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03 октября 2002 г. № 2-П. Такая современная правовая база безналичных расчетов сформировала следующие принципы построения системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики [14]. Первый принцип - списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах: путем выписки платежного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива); в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование). Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Второй принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. Плательщик превращен в главный субъект расчетной операции, т. к. во всех формах безналичных расчетов ему принадлежит инициатива платежа. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике государства. Третий принцип - срочность платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Экономический смысл этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т. е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.
Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, то есть до поставки товаров (услуг) - авансовый платеж, предоплата; немедленно после завершения торговой операции (вслед за поставкой товаров и услуг); через определенный срок после завершения торговой операции путем предоставления поставщиком отсрочки платежа на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя). На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т. е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств. Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа. Четвертый принцип - обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности плательщика на стадии установления хозяйственных связей и возможных будущих источников совершения платежа.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов. Для осуществления операций по основной текущей деятельности путем безналичных расчетов банки открывают клиентам банковский счет: расчетный или текущий. Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица, основной целью которых является извлечение прибыли; гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и финансовым организациям. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности владельца счета согласно его учредительным документам. Это делается в момент открытия счета в банке.
Для открытия расчетного (текущего) счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы: заявление об открытии расчетного счета по установленной форме; документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); копия учредительного договора о создании предприятия; копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт); документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт); две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные); справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов; справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде; регистрационная карточка статистических органов. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета (приложение 1), который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|