Организация безналичных расчетов с юридическими лицами
Липецкое ОСБ № 8593 осуществляет комплексное обслуживание клиентов, предлагая все виды банковских операций в рублях и в иностранной валюте. Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнерских отношений. Банк осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов. В данном вопросе будет рассмотрен один из видов предоставляемых Липецким ОСБ № 8593 услуг юридическим лицам - расчетное обслуживание. Липецкое ОСБ № 8593 осуществляет: открытие и ведение счетов предприятий и организаций в рублях и в иностранной валюте; привлечение денежных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в депозиты; обслуживание с использованием системы «Клиент-Сбербанк»; прием от населения платежей в пользу предприятий и организаций; перечисление заработной платы и других доходов на счета в отделениях Сбербанка; перечисление средств со счета по поручению юридического лица в соответствии с условиями и по реквизитам; предоставление информации по счету с использованием голосового информатора. В Липецком отделении № 8593 при заключении договора банковского счета клиент в обязательном порядке должен быть ознакомлен с условиями проведения расчетных операций и способами передачи информации, а также с правилами заполнения расчетных документов с учетом каждого из возможных путей проведения расчетной операции. Клиент имеет право в договоре банковского счета определить, по какому из путей могут проводиться расчетные операции по его поручениям. В случае если данная норма не включена в договор банковского счета, то маршрут платежей определяется банком.
Согласно Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006г. № 28-И для открытия расчетного счета клиента - юридического лица в банк предоставляются: свидетельство о государственной регистрации юридического лица; учредительные документы с учетом организационно-правовой формы юридического лица (копии, заверенные органом, осуществляющим регистрацию или нотариально); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник); карточка с образцами подписей и оттиска печати, оформленная нотариально или Липецким отделением Сбербанка России; лицензии (разрешения) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию; документы, подтверждающие полномочия должностных лиц на распоряжение счетом; документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица. Пакет документов на открытие счета, включая договор банковского счета, подписанный клиентом, передается им операционному работнику банка, который производит первичный контроль представленных документов, в том числе их полноты и комплектности. После этого они передаются в юридическую службу банка (юристу) для проверки на соответствие требованиям нормативных актов РФ и Банка России. При открытии счета клиенту оформляется карточка с образцами подписей и оттиска печати. Она может быть оформлена в помещении банка и в присутствии уполномоченного работника [3]. Банк обязан сообщить об открытии (закрытии) банковского счета в налоговый орган в пятидневный сроксо дня открытия (закрытия) счета, для чего заполняется форма “Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета” в соответствии с требованиями Приказа МНС России № БГ-3-24/179.
Общее количество счетов юридических лиц, открытых в Липецком ОСБ № 8593, представлено в таблице 4.
Таблица 4 Сведения о счетах клиентов, открытых в Липецком ОСБ № 8593 за 2007 год
За 2007 год остаток средств корпоративных клиентов в Липецком ОСБ № 8593 увеличился на 41,6% и достиг 11,8 млрд. рублей. При этом выросли как остатки на расчетных, текущих и бюджетных счетах, так и денежные ресурсы, привлеченные в депозиты и ценные бумаги Сбербанка России (векселя и депозитные сертификаты). Доля средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах банка на конец 2007 года составила 26,3%. С целью проведения анализа объемов безналичных перечислений со счетов клиентов, рассмотрим таблицу 5, где отражены сведения о платежах клиентов с использованием основных видов расчетных документов.
Таблица 5 Анализ оборота платежных документов по данным Липецкого ОСБ № 8593 за 2005 - 2007 годы
По данным таблицы видно, что количество платежных документов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось почти в 2 раза (на 80,3%). Основное место в удельном весе потока документов, используемых клиентами банка, занимает платежное поручение (82,7% в 2007 году). Заметно также, что аккредитивная форма в последнее время не применяется среди клиентов Липецкого ОСБ № 8593. За последние три года в Липецком ОСБ № 8593 повысился спрос у юридических лиц на покупку векселей, и это является одной из основных статей доходов банка. Следует отметить, что заметную долю занимают платежи, представленные электронно. Дистанционное обслуживание клиентов Липецкое отделение Сбербанка осуществляет с помощью автоматизированных систем «Клиент-Сбербанк» и «Voice-информатор». АС «Клиент-Сбербанк» предназначена для проведения операций и получения текущей информации по счету непосредственно из офиса, без посещения банка. Для связи с банком может использоваться прямое модемное соединение по телефонной линии либо доступ через интернет. Современные технологии обеспечивают максимальную защиту от несанкционированного доступа и потери информации. Формат данных АС «Клиент-Сбербанк» позволяет производить импорт данных из внешних баз данных клиента. Возможна интеграция системы с программными продуктами, автоматизирующими основную деятельность компании. Программа обладает продуманным интерфейсом и возможностью создания различных категорий пользователей со своим уровнем доступа [55]. Для трансрегиональных компаний и холдингов очень полезна услуга предоставления оперативной информации о движении денежных средств по региональным счетам и контроль банковских счетов и дочерних компаний. «Клиент-Сбербанк» дает возможность получать информацию по остаткам денежных средств на начало и конец операционного дня, обороты по счетам, реквизиты корреспондентов и назначение платежа. Также можно контролировать операции филиалов и дочерних компаний в течение операционного дня.
Другая автоматизированная система «Voice-информатор» дает возможность оперативного доступа к информации о банковских счетах. Эта система не требует затрат на приобретение оборудования и очень проста в использовании (нужен только обычный кнопочный телефон с тоновым набором). Доступ осуществляется после набора личного пароля и кода клиента, что обеспечивает информационную безопасность и конфиденциальность системы [42]. Продолжая анализировать эффективность работы банка по предоставлению безналичных услуг юридическим лицам, также рассчитаем показатели себестоимости и рентабельности услуги по перечислению средств со счета клиента другому юридическому лицу. Определение фонда заработной платы данной услуги производится по формуле:
ФЗПу = Ту × Вусл, (1)
где Ту - значение тарифа услуги (0,45 руб.); Вусл - время операции условно (7,30 мин) (данные приложения 13). ФЗПу = 0,45 × 7,30 = 3,29 (руб. в мин.) Рассчитываем себестоимость данной услуги по формуле:
Су = ФЗПу × (1 + Кнч) + М + ФЗПу × Ккр, (2)
где Кнч - коэффициент, равный суммарной ставке начислений на фонд оплаты труда и сборов от фонда оплаты труда по действующему законодательству (35,8%); М - материальные затраты, относящиеся к оказанию данной услуги (0 руб.); Ккр - коэффициент косвенных расходов (2,95). Су = 3,29 × (1 + 0,358) + 0 + 3,29 × 2,95 = 14,18 (руб.) Рассчитываем рентабельность данной услуги:
Ру = ((Дусл – Су) / Су)) × 100%, (3)
где Дусл - доход по тарифам условно (25 руб.). Ру = ((25 – 14,18) / 14,18)) × 100 = 76,31 (%) По данным тарифной сетки (приложение 14) мы видим, что данная услуга стоит 25 рублей. При расчете себестоимости, мы получили условно 14,18 рублей затрат на 1 услугу. Естественно, рентабельность у нас получилась 76,31%. Проведенный расчет показывает, что данная операция идет в прибыль банку. О том, насколько быстро платежи клиентов доходят до получателя, можно судить по таблицам хронометража, где указано время прохождения как по списанию средств клиентов, так и по зачислению (приложение 15). По данным таблиц мы видим, что пачка документов ожидает отправки 17 мин., а доставляется за 30 сек. На данный момент Липецкое ОСБ № 8593 в связи с создавшейся ситуацией на финансовом рынке столкнулось с проблемой конкуренции. В Липецкой области все чаще открываются банки, занимающиеся обслуживанием юридических лиц и населения. Но в связи с недоверием клиентов коммерческим банкам, которые закрываются по истечении небольшого времени, предпочтение все же остается за Липецким отделением № 8593. Поэтому основная часть операций осуществляется через Липецкое ОСБ, что естественно влечет за собой высокий рост показателей по безналичным расчетам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|