Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение свободы неприкосновенности и личности




 

Последовательность перечисления в Конституции РФ основных прав и свобод человека, гражданина и личности расставила между ними свои приоритеты.

Рассматривать вопросы, связанные с определением понятий прав и свобод человека и гражданина, невозможно без четкого представления о разграничении таких понятий, как «личность», «человек», «гражданин». Необходимо остановиться на таких понятиях, как человек, личность и гражданин. Наиболее широким по содержанию из них является понятие «человек». Человек - это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, рассматриваемый вне социальных связей. Понятие «человек» выражает биологическую сущность человеческого рода. Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность - продукт общества. Гражданин - это человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития.[65]

Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт.

На первый план выдвинуты личные права, среди которых одно из ведущих мест занимает «право на свободу и личную неприкосновенность» (ч.1 ст. 22 Конституции РФ)[66]. Право на свободу и неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ) означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением.

Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность.[67]

Очевидно, что в числе личных прав, принадлежащих человеку, право на свободу и личную неприкосновенность занимает одно из ведущих мест. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Право на свободу в сочетании с правом на личную неприкосновенность подразумевает гарантии от незаконного вмешательства государства и его должностных лиц в любую сферу жизнедеятельности человека и гражданина. Право на личную неприкосновенность включает в себя физическую безопасность, то есть свободу от задержания, ареста или иного лишения свободы. В силу их тесной взаимосвязи, эти понятия в конституционной практике и в международных правовых документах обычно закрепляются в единой правовой формуле.

Некоторые правоведы настаивают на неразрывности понятий «свобода» и «личная неприкосновенность». Например, О.Г. Селихова толкует конституционную формулировку «право на свободу и личную неприкосновенность» следующим образом: «каждый свободен, его личная свобода выражается через неприкосновенность души и тела», «личная неприкосновенность индивида представляет собой одно из проявлений его свободы»[68].

Но право на свободу и право на личную неприкосновенность – это собирательный образ, состоящий из двух самостоятельных правомочий, объединенных в единую структурную категорию, каждое из которых имеет свой механизм реализации и защиты. И, несмотря на традиционную практику их объединения, более правильно закреплять право на свободу и право на личную неприкосновенность в нормативных актах, в том числе и в Конституции, по отдельности.

Личную неприкосновенность также более условно делят только на две составные части: физическую (телесную) и внутреннюю (духовную), – при этом внутренняя неприкосновенность включает в себя нравственную, психическую и индивидуальную.[69]

Обеспечение физической (телесной) неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности со стороны как государства в лице его органов и должностных лиц, так и отдельных граждан. Нарушение физической (телесной) неприкосновенности может состоять в нежелательном контакте, в постороннем внедрении в организм (например, введение зонда для принудительного кормления), в несоблюдении установленных правил производства личного обыска, освидетельствования, получения образцов для сравнительного исследования и так далее.[70] Следовательно, нарушение физической неприкосновенности может быть не связано с ограничением личной свободы или ухудшением состояния здоровья. Однако такие нарушения могут нанести личности немалый ущерб и повлечь за собой неблагоприятные последствия различного характера.

Недопустимо ограничивать понятие личной неприкосновенности лишь его физической (телесной, материальной) составляющей, поскольку тело и душа человека представляют собой единую, неделимую конструкцию. Тело является материальным воплощением человека, а его духовное, идеальное начало, наполняя телесную оболочку, превращает человека как биофизическую единицу в индивидуальную личность, обладающую собственным мировоззрением, определенной системой внутренних ценностей.[71] Из этого следует, что нарушить личную неприкосновенность можно не только путем оказания воздействия на тело человека, но и, например, посредством вторжения в его внутренний мир, оказания идеологического, психологического давления, ограничения волеизъявления.

Свободные действия (или воздержание от них) физического лица допустимы, поскольку ими не может быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу, государству. С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном, гражданском, семейном, административном, трудовом и т.д.) устанавливаются дозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантов поведения[72]. Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан. Обеспечение психической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на психическое и нравственное здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.

Как указал Конституционный Суд, «принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека. По смыслу Конституции РФ, ее статей 17 (часть 2), 21 (часть 1) и 22 (часть 1), оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое исходя из признания государством достоинства личности предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества. Именно поэтому, предусматривая повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституция РФ допускает возможность ограничения данного права лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных ею целях, и лишь в установленном законом порядке (статья 55, часть 3)».[73]

Каково соотношение личной свободы и неприкосновенности личности? Право на личную свободу может рассматриваться как право на такое состояние, при котором человек может распоряжаться собой, своим телом, психикой, нравственностью, безопасностью по своему усмотрению, в рамках, ограниченных лишь правами других лиц, а неприкосновенность личности - как право на такое состояние, при котором не допускается стеснение моральной, нравственной, физической и иной целостности человека путем принуждения со стороны государства, должностных лиц, остальных граждан. Неприкосновенность личности – это возможность находится вне психофизического принуждения со стороны государства. Как считает О.Г. Селихова, личная свобода и неприкосновенность личности, - двуединая основа автономии личности в государстве[74].

Очевидно, что индивидуальная свобода должна ограничиваться, в том числе правовыми нормами. Соотношение права и свободы выражается следующей формулой: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить, гарантировать).Legum servi esse debemus, ut liberi esse possimus – чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам, говорили еще древнеримские юристы.[75] Представим, что право перестало существовать, законы отсутствуют, все абсолютно свободны. Очевидно, это приведет к дезорганизации социальных взаимодействий, анархии, хаосу – к распаду общественных отношений. Таким образом, абсолютная свобода, реализованная на практике, ведет к полному отрицанию какой-либо свободы вообще.

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. «Поскольку общество имеет власть именно надо мной, – замечает русский философ Л. Тихомиров, – оно, конечно, ограничивает мою свободу, но, поскольку оно имеет власть над другими, оно может и обеспечивать, и расширять мою свободу. Поэтому власть общества над личностью в общей сложности несет для каждой личности не одно ограничение, но также и расширение ее свободы, потому что препятствует произволу одних личностей стеснять свободу других». Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Закон охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

На мой взгляд, личная свобода и неприкосновенность личности связаны следующим образом. Свобода есть способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних обстоятельств. При этом свобода как свойство личности никогда не бывает абсолютной, будучи ограничена определенными рамками. Факторы, ограничивающие свободу индивида, можно условно разбить на две группы – природно-биологические, обусловленные физиологической природой человека (необходимость есть, пить, дышать, спать, отправлять естественные потребности и др.), и социальные, обусловленные социальной природой человека. Социальными регуляторами выступают различного рода социальные нормы, устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать отдельному индивиду. Таким образом, свобода индивидуального усмотрения простирается лишь до известных пределов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...