Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1: Выделите ключевые понятия в социологии, которые играют принципиальную роль, такие как общество, статус, роль, личность и т.д. список продолжите.




Каждая область науки имеет свои основные понятия, с помощью которых она описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и информирует о выводах. Это касается, естественно, и социологии, которая имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки.

Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие “группа” может означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта (“группы”), хотя непосредственно и не указывает, какая именно группа имеется в виду.

Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия.

Социальная система.

Социальная система — это организованное целое, части которого находятся в отношениях взаимозависимости в том смысле, что изменение в какой-то части приводит к изменениям в других частях системы. Выше мы упоминали Спенсера, который сравнивал социальную систему с организмом. Сопоставление социальной системы с организмом показывает, как трудно иногда отличить друг от друга структуру и действие. Социальная система, как система взаимодействий, является таким образом структурной и функциональной совокупностью.

Функция.

Функция (лат. functio) означает действие, назначение или влияние, в математике — переменную величину, значение которой зависит от значения другой величины. В социологии под функцией понимается исполнение, совершение, воздействие или известное следствие социального действия в структуре, когда это действие совершается для достижения или изменения определенного положения социальной системы. Иначе говоря, в социологии понятие функции означает те воздействия, которые части социальной системы оказывают на нее с точки зрения сохранения или желаемого изменения системы. Под функцией подразумевается таким образом действие, имеющее какую-то цель или назначение.

Интеграция.

Под понятием “интеграция” подразумевается совмещение частей социальной системы таким образом, чтобы система образовала единое целое. Имеется в виду унификация ценностных структур или образцов поведения, существование общих целей или усиление единства.

Например, по отношению к странам Европейского сообщества можно с полным основанием говорить об интеграции, так как главной целью является образование соединенных штатов Европы.

Комплексность и многоплановость научных исследований позволяет видеть интеграцию наук, которая является противоположной тенденцией дифференциации и специализации наук.

 

 

Группа.

Группа представляет собой систему, состоящую из людей, которые находятся между собой в отношениях взаимодействия и среди которых существуют чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий. Другими ее критериями являются размер, персональные свойства членов, место, устойчивость и т.д.

Организация.

Однозначное определение понятия “организации” сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуациях. Понятие “организация” включает в себя две' составляющие — дифференциация, “расчленение”, и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделением труда. При этом разделение труда характеризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в которой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения общей цели.

Организации являются результатом целевого рационального мышления и регулируемого сотрудничества. Им присущи следующие признаки:

— они образованы осознанно и целенаправленно для достижения определенной цели или назначения;

— в них существует продуманно созданный и общеобязательный порядок или структура;

— с их помощью активность членов организации и используемые ими средства должны обеспечить достижение цели.

Организация в некотором смысле слова — инструмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организацией, не обязательно совпадает с целями участвующих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимулирования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.

Общество.

Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под “обществом” понимается самовосполняющаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные совокупности. Можно говорить о финском обществе, западном обществе и т. д.

Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.

По Рене Кенигу (Rene Konig, 1958), под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами единства или 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие “общество” употребляется: 5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, напр, “буржуазное общество” и 6) как синоним “социальный”, “социум”, когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах.

Культура.

Первоначальное значение слова “культура” (лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласно Эрику Алману (Erik Ahlman, 1913), культура представляет собой систему возрастающих ценностных образований и состояний, созданных сознательной деятельностью человека в обществе и передающихся от поколения к поколению.

Культура составляет, таким образом, такую часть окружающей среды, соответствия которой не имеется у диких животных. Предпосылки возникновения культуры — человеческие потребности и требования социальной жизни. Культуру как социологическое понятие можно определить, например, по Эдварду Б. Тайлору (Edward В. Tylor, 1913), как многогранное целое, которое заключает в себе знания, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.

Институт.

Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются различные социальные институты. Социальный институт существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция семьи — заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.

Экономические институты обеспечивают приобретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты играют множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в конечном итоге на воспроизводство индивидов.

Ценность.

Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это — тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.

Ценность — это “этические приказы”, управляющие действиями людей; это — экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.

В различных определениях понятия “ценность” среди прочих есть следующие:

1. Ценность как знание, на основе которого индивид оценивает какое-либо событие или объект действительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этого события или объекта.

2. Ценность как некое “положение вещей”, к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.

3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата.

4. Ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные состояния, связанные с усвоением различных ценностей.

Следовательно, ценности — это понятия, которыми пытаются назвать и объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности “настраивают” людей и направляют их поведение.

Позиция.

Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определенных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористические, или поведенческие.

Норма.

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевидные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо поступать, более широко — каким должен быть человек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообразное поведение людей, так как “нормативное” поведение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное давление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

Отклонение.

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть “отклоняющийся человек” не соблюдает нормы социальной системы, и система реагирует на это принудительными контролирующими мерами. Отклонение, как уже говорилось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, поскольку такое поведение создает проблемы для общества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонением, т. е. это в большой степени социальная договоренность (М. Лайне, 1991).

Социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.

Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие — это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.

 

Роль.

Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные, В сети социальных отношений у каждого определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. “Исполнению” coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как “ответ” на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот “ответ” детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Социализация.

Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.

Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений.

В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет.

Конфликт.

Понятием “социальный конфликт” объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом. Конфликты встречаются на всех возможных уровнях, начиная с ролевого конфликта индивида до международного государственного конфликта.

Социальное положение, статус.

Социальную позицию часто отождествляют с понятием “статус”. Это все-таки не одно и то же, так как статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его “со стороны”, т. е. статус — более субъективная категория, чем позиция. Сопоставлением социальных позиций в определенном ранговом диапазоне определяется то, что может быть названо рангом позиции. Таким образом, статус можно определить как “ранговое содержание” индивида (К. Лампикоски, 1972). Например, мэр города — это социальная позиция, разумеется, очень высокая, предполагающая высокий уровень образованности, организаторские способности, знание этикета и многое другое. Если человек, занимающий эту социальную позицию, отвечает предъявляемым к нему требованиям, он, естественно, пользуется уважением социума, его престиж — значителен и социальный статус — заслуженно высок.

Социальная стратификация.

Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, который создает и поддерживает разные модели поведения и даже речи. Эти модели и проявляются через неравенство: одни — более почитаемы, авторитетны, сильны и состоятельны, другие уступают по всем этим параметрам. В социальные структуры как бы “встроены” эти материальные и психологические разноценности, на основе которых люди так отличаются друг от друга и занимают высшие или низшие ценностные или ранговые позиции. Ранговая система существует повсеместно, и она общеизвестна. Неравенство — результат социальной стратификации общества. Можно даже сказать, что стратификация — это и есть структурное неравенство — иерархическое группирование членов общества. Всегда существовало разделение на “бедных” и “богатых”, на привилегированных и лишенных привилегий, на почитаемых и гонимых. В обществе, видимо, никогда не будет равного распределения благ и возможностей. Различия в распределении жизненных возможностей создают стратификацию.

Социальная мобильность.

Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности.

Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное понижение, например, перемены в течение жизни одного поколения или перемещение индивида из одного общественного класса в другой. Социологов интересует также, каков тип мобильности между поколениями или при сравнении социальной позиции родителей и детей.

Власть.

Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль.

Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать решения и контролировать.

Власть иногда рассматривалась как почти материальный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается на сколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют.

Задание 2: Подумайте и ответьте на вопросы к тексту.

Г. Моска. Правящий класс.

Если легко осознать, что индивид не может руководить группой, не найдя в ней поддерживающего меньшинства, то трудно доказывать как непреложный и очевидный факт, что меньшинство управляет большинством, а не наоборот. Но в этом и заключаете один из пунктов, столь многочисленных во всех других науках, что первое впечатление о чем-либо противоположно тому, что есть на самом деле.

В действительности суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организационного меньшинства. В то же время меньшинство организовано именно потому, что оно меньшинство. Сто человек, действуя согласованно, с общим пониманием дела, победят тысячу несогласных друг с другом людей, которые общаются только один на один. Между тем, для первых легче будет действовать согласованно и с взаимопониманием просто потому, что их сто, а не тысяча. Отсюда следует, что чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше правящее меньшинство по сравнению с управляющим большинством и тем труднее будет для большинства организовать отпор меньшинству.

(Источник: Социал. исслед. 1994. №10. С. 206)

Вопросы к тексту:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...