Основные этапы и методы социологического исследования
Один объект может иметь несколько предметов, подлежащих социологическому исследованию. Одно из основных требований, предъявляемых к предмету социологического исследования, - его четкая функциональная направленность, также определенность предмета во времени и пространстве. Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Обычно социологи выделяют два этапа в социологическом исследовании - подготовительный и исследовательский. Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации. Виды социологического исследования: разведывательное - наиболее простой вид исследования, решает ограниченный круг задач, осуществляется по упрощенной программе; часто используется как предварительный этап более масштабных социологических исследований или для отработки и корректировки поставленных задач, используемого инструментария и т.д. описательное - более сложный вид социологического исследования; дает более полное представление об изучаемом явлении, проверяется в соответствии с разработанной программой и отработанным инструментарием; чаще всего этот вид используется при исследовании больших общностей, в которых изучают различные аспекты взаимодействия; аналитическое - наиболее углубленный вид социологического исследования, который не только изучает и описывает отдельные элементы социальной структуры, но и устанавливает причины и факторы, обуславливающие функции и взаимодействия; - повторное социологическое исследование
используется при наблюдении объекта в различные периоды его жизнедеятельности; сравнительные - такие исследования, где основным методом исследования является сравнение и сопоставление полученной информации. Самостоятельным видом социологического исследования является социальный эксперимент, когда создаются особые (экспериментальные) ситуации, условия функционирования изучаемого объекта. Значительное влияние на проведение социологического исследования и результаты оказывает методология, методика и техника исследования, которые отражены в программе социологического исследования. От того, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача. Методология социологического исследования определяет его общее направление, представляет собой систему основных принципов и способов организации проведения и анализ результатов. Методика социологического исследования - набора приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений. Техника социологического исследования обеспечивает надежность, достоверность и полноту собираемой информации и представляет собой различные методики и приемы сбора информации и ее анализа. Программа социологического исследования включает в себя методологическую и процедурную части и представляет собой «изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с общими целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием проведения процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки». Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы их реализации, а также приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации.
Программа должна предписывать определенные действия социологам по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности. В программе социологического исследования фиксируется инструментарий - система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах СИ включает в себя три главных последовательных этапа: · разработка программы СИ; · сбор первичной социологической информации; · обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов и заключений, рекомендаций и прогнозов. Разработка программы СИ. Она занимает исходное место во всем исследовании. Именно на этом этапе определяются теоретико-методологические и методически-процедурные основы СИ, его концепция и организация. Научно обоснованная, тщательно и всесторонне разработанная программа - важнейшая и необходимая гарантия получения высококачественных результатов СИ. Программа СИ включает две основные части: · теоретико-методологическую · методически-процедурную. В первую входят формулирование и обоснование проблемы; определение объекта и предмета, цели и задач СИ; интерпретация и операционализация основных понятий; предварительный системный анализ объекта; выработка гипотез. Методически-процедурная часть программы это: характеристика стратегического плана СИ; составление плана выборки; описание методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных. Под социальной проблемой обычно понимается порожденная жизнью общества противоречивая нерешенная социальная ситуация, требующая своего разрешения. Объект - это все то, на что направлено такое исследование, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную, ситуацию. Это может быть какое-либо явление или процесс, та или иная сфера общественной жизни; или социальный конфликт. Затем в программе определяются цели и задачи СИ. Цель определяет общую направленность, ориентацию исследования и предлагаемый общий его конечный результат. Задачи подчинены цели и представляют собой формулировку вопросов, получение ответов на которые необходимо для осуществления целей СИ. Если в данном СИ цель рекомендуется иметь одну, то задач обычно бывает несколько. Они конкретизируют цель и определяют средства ее достижения. Характер СИ (теоретический, практический, теоретическо-практический) неразрывно связан с его целью, а это определяет и характер его программных задач.
Следующий элемент разработки программы СИ - логико-теоретическая интерпретация и оптимизация (эмпирическая интерпретация) основных понятий и терминов. Суть его в том, чтобы добиться ясного, разностороннего, четкого, определенного, однозначного определения и использования содержания, смысла этих понятий и терминов, относящихся к программе данного СИ, а также выявить структуру каждого из них, чтобы иметь возможность перевести их изучение на конкретный операциональный уровень. Вслед за тем как предмет СИ был расчленен на основные и неосновные элементы, получившие необходимую интерпретацию, возникает потребность систематизировать полученное знание о нем, подвергнуть его своего рода системному анализу с тем, чтобы получить о предмете СИ рельефное и целостное представление. Это достигается в результате предварительного системного анализа объекта исследования в соответствии с проблемой и целями СИ. В результате объект исследования предстает как предполагаемая система качественно различных элементов, подсистем и их связей. Поэтому предварительный системный анализ предмета СИ - это моделирование проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют в дальнейшем сформулировать общие и более частные гипотезы СИ. Гипотезы в СИ - это научно обоснованные предположения о социальных фактах, явлениях и процессах, выдвинутые на основе предварительного анализа исследуемого объекта, определяющие направленность СИ и требующие подтверждения или опровержения. По существу, они представляют собой предполагаемые, возможные ответы на вопросы, поставленные в задачах СИ, одновременно служащие исходным пунктом СИ. Стремление подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу движет творческое исследование. Гипотезы конкретизируют общую направленность СИ, позволяют отделить главное от второстепенного, более четко определить конкретный инструментарий данного СИ.
Учитывая роль и значение рабочих гипотез в СИ, к их разработке, выдвижению и использованию предъявляется ряд важных и достаточно строгих требований: · они должны строиться на научной основе, что позволяет сразу же отграничить действительно научные гипотезы от ненаучных, квазинаучных и др. · гипотезы не должны противоречить уже установленным соответствующим фактам и специальным доказанным теориям. · гипотезы должны быть проверяемы в ходе СИ, соответствовать достигнутому уровню разработки теории, методики и техники СИ и не содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации, а в самой их формулировке должен указываться способ ее проверки в данном СИ. · гипотезы должны формулироваться по возможности просто, ясно и однозначно, не должны содержать расплывчатых, неопределенных понятий и суждений. · гипотезы должны носить вероятностный характер и не предрешать итоги СИ. Выдвижение рабочих гипотез - заключительный фрагмент разработки теоретико-методической части программы СИ, позволяющий перейти непосредственно к формулированию ее методически-процедурной части. Исходной здесь является программная характеристика стратегического, принципиального плана СИ. В зависимости от вида СИ выделяются четыре варианта такого плана: · разведывательный (поисковый, формулятивный), используемый тогда, когда о проблеме или объекте СИ известно немного, сведения носят неясный, расплывчатый характер и нет возможности выдвинуть какую-либо определенную гипотезу, что предполагает необходимость ознакомления с литературой, документами, мнением экспертов, проведения собственных наблюдений н т.д.; · описательный (дескриптивный), применяемый тогда, когда проблема или объект СИ достаточно четко выделены и имеется возможность выдвинуть описательные гипотез и поставить цель подучить в итоге СИ строгое описание количественно-качественных характеристик объекта исследования; · аналитический (экспериментальный), пригодный в условиях наличия достаточно высокого уровня знаний об объекте СИ и возможности выдвижения объяснительных гипотез, получения в итоге СИ знания функциональных взаимосвязей и причинно-следственных отношений объекта; · повторно-сравнительный, который связан с повторными СИ и применяется для обнаружения тенденций развития объекта на основе сопоставления, его характеристик обычно в определенном временном интервале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|