Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и технологии социологического исследования




 

В программе CИ определяются не только объект и предмет, но и то, каким образом будет происходить сбор социальной информации.

Социологическое наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, связанный с направленным, систематическим, непосредственным восприятием, регистрацией тех характеристик изучаемого социального объекта, которые необходимы для данного СИ и поддается, контролю и проверке. Главная особенность этого метода - в неразрывной связи наблюдателя с объектом изучения. Главное достоинство в том, что он позволяет разносторонне фиксировать состояние объекта, его черт, свойств и особенностей и получить более достоверные данные о социальных фактах. Ограниченность этого метода, связанна с тем, что на наблюдения сказываются субъективные моменты, не все в общественной жизни доступно наблюдению, часто невозможно проведение повторного наблюдения, и т.д. В связи с этим обычно рекомендуется использовать наблюдение наряду с другими методами.

В социологии различают включенное и не включенное наблюдения в зависимости от положения наблюдателя. В первом случае наблюдатель находится внутри объекта изучения (социальной группы, трудового коллектива и др.) и ведет наблюдение за ним изнутри. В большинстве же случаев речь идет о не включенном наблюдении, когда социолог изучает объект своего СИ со стороны, не входя в него. По месту проведения наблюдений они подразделяются на полевые, при которых эти наблюдения осуществляются в естественных условиях, и лабораторные, т.е. проводимые в искусственно созданной обстановке. Фиксация результатов наблюдения производится обычно на месте, в момент его осуществления.

Социологический опрос - это важный и самый распространенный способ получения первичной социологической информации путем постановки в устной или письменной форме вопросов к отдельному человеку или более или менее широкой группе людей и получения, ответов на них. Особенно широко используется в процессе изучения общественного мнения, когда необходимо получить информацию об оценках и предпочтениях определенной группы людей, не поддающихся прямому наблюдению. С помощью опросов получается информация и об объективных социальных явлениях, событиях и процессах.

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Интервьюирование может быть прямым, и опосредованным; формализованным, т.е. проводимым по заранее разработанному плану, и свободным, открытым, неформализованным (нестандартизированным), т.е. в виде непринужденной беседы по избранной теме или ряду тем.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием, проводящий его - анкетером, а опрашиваемый - анкетируемым. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным. Социологическая анкета - это опросный лист, составляемый исследователем-социологом, самостоятельно заполняемый анкетируемыми по указанным в нем правилам и служащий после этого источником социальной информации в СИ. При составлении анкеты очень важно обеспечить правильную постановку вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в увязке с решением задач исследования и так, чтобы не подсказывать тот или иной ответ, не влиять на него. Структура и порядок расположения включенных в нее вопросов должны служить цели получения максимально полной и достоверной социальной информации.

Если преимуществом интервьюирования является непосредственность взаимодействия социолога и респондента, то анкетирования - анонимность ответов и возможность сравнительно быстро получить социальную информацию на значительном массиве людей. Надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой и решающей зависимости от качества их подготовки и проведения социологом, от качества предварительно составленного вопросника. Из него должно четко и ясно следовать, что, как и в каком порядке спрашивать у респондентов.

Особой разновидностью социологического опроса является специализированный, экспертный опрос, когда вопросы устно или письменно ставятся: перед специалистами, обладающими глубокими специальными знаниями в области предмета СИ, а в результате ответов на них имеется возможность получить экспертные оценки, заключения.

Документальный метод - еще один способ получения социологической информации, связанный с изучением документов как материальных носителей такой информации (бумага, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.). Этот метод особенно важен тогда, когда единственным иди главным источником необходимой информации является документ. Он предполагает выяснение достоверности и надежности содержащейся в документе информации, обстоятельств его появления, отношения к нему общества, отбор и сопоставление полученных официальных и неофициальных материалов (архивных, публикаций, статистических документов, характеристик, анкет, писем, протоколов и др.). Этот метод связан с использованием двух основных взаимосвязанных приемов анализа документов: традиционного, в рамках которого достигается их качественное определение, понимание и толкование содержания, и формализованного, связанного с количественным подходом к анализу документов.

Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, когда с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров и др.) извлекается информация, позволяющая лучше представить себе не только данную личность, но через нее и жизнь общества и его структур на разных этапах их развития.

Социологический эксперимент - это исследовательский метод получения социальной информации, при котором создается или изыскивается необходимая ситуация воздействия на исследуемый социальный объект (зависимая переменная) какого-либо фактора (независимая переменная) и осуществляется наблюдение за его последствиями их фиксация. Социологический эксперимент может проводиться как в полевых (естественных), так и в лабораторных (искусственных) условиях. Лабораторный эксперимент позволяет более тщательно контролировать условия проведения СИ и управлять ими. Социологический эксперимент обычно направлен на проверку гипотез по поводу каузальных связей между социальными явлениями и процессами.

Результаты социологического исследования в значительной степени зависят от выбора методов сбора эмпирических данных, достоверность которых - определяющий фактор социологических исследований. При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.

Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение - представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления.

Инструментарий в данном исследовании может быть различный:

кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.

Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартные).

Социологическое наблюдение также может быть кратковременным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный.

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Интервьюирование - представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью). Письменный вид опроса - анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты.

Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно.

По формам проведения опросы делятся на:

очные и заочные,

индивидуальные или групповые.

Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.

Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.

Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть:

открытыми,

полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет,

содержательными,

функциональными.

К настоящему времени социологами ведется поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп.

Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану - сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ.

Все выше приведенные методы социологического исследования, могут быть целесообразными и эффективными при условии правильно сформулированной выборки.

Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов - это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка - процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).

Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема. Существуют различные типы выборок, формируемые по различным принципам:

. случайная;

. стихийная;

. серийная;

. гнездовая;

. квотная;

. многоступенчатая;

. районированная и др.

Заключительным этапом социологического исследования является обобщение и анализ эмпирических данных.

Можно выделить следующие этапы социологического анализа:

. Проверка предметности инструментария, выбраковка, редактирование полученной информации.

. Обработка данных осуществляется с помощью ЭВМ или иногда возможна ручная обработка.

. Анализ данных (упорядочивание, классификация, интерпретация).

. Подготовка и написание отчета и рекомендаций по результатам проведенного исследования.

 

Социальное измерение

 

В самом широком смысле социальное измерение - это извлечение социальной информации из исследуемых социальных объектов или процессов. В более узком, собственном смысле социальное измерение - это определенная процедура сопоставления измеряемого объекта с каким-либо эталоном для получения соответствующего числового выражения его социальных характеристик в том или ином масштабе. Это одна из центральных проблем СИ. Измерению подлежат любые свойства социальных объектов, как количественные, так и качественные.

Значительно сложнее дело обстоит с качественными чертами и свойствами, хотя, что не существует таких качественных признаков социальных объектов, которые нельзя было бы измерить и выразить в количественных показателях со стороны их пространственной и временной протяженности, интенсивности и частоты повторяемости. Здесь социологу приходится практически в каждом СИ конструировать такие эталоны с учетом природы изучаемого социального объекта и согласно сформулированным в программе СИ гипотезам. Способ выражения качественных характеристик социальных объектов и процессов в количественной форме называется квантификацией и представляет собой один из видов формализации СИ, важнейшую предпосылку использования количественных (в том числе статистических и математических) методов в социологии. Но первичное социальное измерение нельзя сводить лишь к чисто количественному, математическому действию, поскольку оно требует серьезного знания содержательной структуры изучаемого социального объекта и определения соответствия ей инструмента измерения, что является задачей качественно-количественного анализа.

Важнейшее значение в процессе социального измерения имеет выработка эталона измерения - шкалы. Социологическая шкала - это измерительная часть инструментария СИ, представляющая собой систему возможных количественных оценок исследуемого социального объекта и позволяющая получить упорядоченную социальную информацию о нем и ее оценку. Это алгоритм, согласно которому каждый объект исследования получает соответственное число, именуемое шкальным значением. При составлении шкалы учитывается уровень значимости определенных черт, свойств объекта СИ. Качественные характеристики этих черт, свойств преобразуются в определенные количественные переменные величины. Простейшая шкала состоит из двух или более пунктов, градаций или категорий. Классифицируются шкалы по различным основаниям, и потому они весьма многообразны: количественные и качественные, одномерные и многомерные, интервальные и шкалы отношений и др. Приведение нескольких шкал к одной, единой шкале на основе преобразования значений отдельных признаков называется шкалированием.

Другая важнейшая сторона социального измерения - построение выборки. Дело в том, что в социологии изучение того или иного социального объекта чаще всего носит не сплошной, а выборочный характер, т.е. осуществляется с помощью определенных правил и процедур, тоже именуемых выборкой.

Важнейшее значение для качества выборки имеет обеспечение ее репрезентативности, зависящей от адекватного, более строгого отражения в выборке структуры, особенностей, соотношений, взаимосвязей и других социально значимых черт генеральной совокупности. Выборка должна быть не только частью, но и своего рода моделью генеральной совокупности, позволяющей через познание выборки получить адекватное представление о генеральной совокупности.

Все методы и процедуры социального измерения призваны обеспечить оптимально возможную полноту, достоверность, репрезентативность, надежность и обоснованность первичной социологической информации, составляющей исходную основу всего СИ.

Полученная в ходе социального измерения первичная социальная информация нуждается в обработке. Именно обработка упорядочивает, группирует и классифицирует большой массив накопленных в СИ эмпирических данных. В программе СИ заранее определяются пути и формы обработки этих данных, с учетом задач данного СИ и выдвинутых гипотез. Такая обработка предполагает предварительную формализацию собранной информации. Сама же обработка данных проводится либо вручную, когда объем выборки невелик, либо на ЭВМ. Электронная обработка материала не только серьезно, ускоряет ее и обеспечивает высокую точность обсчета, но и помогает на основе использования законов математической статистики определить важные, для подведения итогов СИ зависимости.

социологический исследование


Заключение

Таким образом, социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных цели получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Социологическое исследование должно отвечать предмету и методу именно социологии; опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала.

Социологические исследования - это такая специфическая разновидность социальных исследований, их «ядро», которая рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Данное общее определение относится к любому СИ, ко всем его разновидностям, отражая единство теоретического и эмпирического в них. Нередко это понятие используется и в более узком смысле для обозначения лишь эмпирических СИ, в которых наиболее рельефно проявляется своеобразие подхода социологии к изучению общества, его явлений и процессов.

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:

· опрос (анкетирование и интервьюирование),

·   анализ документов (качественный и количественный (контент-ананализ)),

·   наблюдение (невключенное и включенное),

·   эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Не всякое конкретно-социальное исследование является социологическим. Социологическое исследование (СИ) должно:

· отвечать предмету и методу именно социологии;

·   опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала.

Социологические исследования - это такая специфическая разновидность социальных исследований, которая рассматривает общество как целостную социо - культурную систему и опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Данное общее определение относится к любому СИ, ко всем его разновидностям, отражая единство теоретического и эмпирического в них. Нередко это понятие используется и в более узком смысле для обозначения лишь эмпирических СИ, в которых наиболее рельефно проявляется своеобразие подхода социологии к изучению общества, его явлений и процессов. Разделение теоретического и эмпирического в СИ условно, поскольку и эмпирическое СИ опирается на теоретическую социологию и непосредственно включает в себя теоретический материал, определенное теоретическое обобщение эмпирических данных и т.д. Поэтому точнее вести речь о преимущественно эмпирическом или преимущественно теоретическом СИ.

 


Список литературы

 

1. Волков Ю.Г. Социология. - М., 2003.

.   Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 1998.

.   Волкова Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - Ростов-на-Дону., 2000.

.   Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. - М., 2003.

.   Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х тт. - М., 2000.

.   Зборовский Г.П., Орлов Г.Е. Социология. - М., 1995.

.   Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону., 2001.

.   Кравченко А.И. Социология. - М., 2003.

.   Маршак А.Л. Социология. - М., 2002.

.   Основы социологии / Под ред. Прокопова М.В. - М., 2000.

.   Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1995.

.   Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

.   Социология в России. Под ред. Ядова В.А. - М., 1998.

.   Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 2000.

.   Фролов С.С. Социология. - М., 1997.

.   Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа, методы. - Самарский университет, 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...