Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели уроков на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколения




 

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).

Урок - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР НП, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.

Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические и контрольные. В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ЭУМ.

ЭУМ И-типа:

-  предоставление учебной информации;

-  иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

-  организация самостоятельной работы.

-  ЭУМ П-типа:

-  закрепление знаний и применение их в практической деятельности.

-  ЭУМ К-типа:

-  повторение и закрепление пройденного материала;

-  текущий, тематический и итоговый контроль.

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

1. Урок - введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя (табл. прилож. 1).

. Урок - введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся (табл. прилож.2).

3. Урок - обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.

При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя и начинаться не менее чем за 3 - 4 недели до его проведения.

Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урок - введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они.

В этом случае работа учителя заключается в том, чтобы:

- определить тему урока - обучающего семинара;

-  сформулировать для учащихся цель: на этапе подготовки, в процессе проведения урока;

-  определить учебный материал (ЭУМ И- и П-типа), на основе которого будет проходить урок. Рекомендовать дополнительные источники информации;

-  координировать работу учащихся как в процессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения.

4. Урок - виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП.

Урок - лабораторная работа, целью которой является введение нового материала, предполагает деятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведение виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости.

Как известно, эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций, грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнение действий учащимися, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано в соответствующих ЭОР НП.

Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа подвергающихся изучению материалов, развитию навыков исследования.

Схема урока близка логике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественно осуществляется ориентация на знаниевую компоненту и в значительной мере на репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий, предлагаемых учителем. В то время как при проведении лабораторной работы важно, устанавливая соотношение изучаемого материала с содержанием урока, конкретизировать, иллюстрировать, углублять понимание темы и, главное, содействовать становлению у учащегося умений анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановки проблемы.

. Уроки - практикумы с использованием ЭОР НП.

Очевидно, что основной обучающей целью уроков-практикумов является формирование умений и навыков решения определенных типов задач. Поэтому количество задач, предлагаемых учащимся в процессе проведения такого урока, должно быть достаточно большим при сравнительно небольшом уровне их сложности.

Можно выделить следующие виды уроков-практикумов с использованием ЭОР.

Практикум, носящий репродуктивный и неиндивидуализированный характер

Основной такого урока являются ЭУМ П-типа, включающие в себя задания тестового характера и направленные на отработку элементарных навыков, или задания, решения которых носят алгоритмический характер и не предполагают осуществления поиска.

Индивидуализированный практикум

Основой такого урока являются вариативные ЭУМ П-типа. Отличается от неиндивидуализированного практикума тем, что разным группам учащихся, в зависимости от уровня их теоретической подготовки, успеваемости, когнитивного стиля предлагаются разные ЭУМ. Учащиеся работают в индивидуальном темпе.

Творческий практикум

В рамках творческих практикумов на основе применения полученных учащимися теоретических знаний организуется:

- поиск возможностей применения известного способа для решения новой задачи;

-  интерпретация учащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенных дополнительных материалов;

-  моделирование процессов и явлений реальной жизни и других предметных областей на основе предложенных дополнительных материалов.

Учитель проверяет результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.

Основой таких практикумов являются ЭУМ И- и П-типов, а также дополнительные источники информации.

Урок - решение задач

Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.

Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.

Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель.

Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.

Урок - дискуссия на основе использования ЭОР НП

Целью таких уроков является формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.

Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения - интегрированное умение, основными составляющими которого являются следующие умения:

– определять цель деятельности;

–     отбирать информацию в соответствии с определенной целью;

–     выстраивать цепочку обоснований;

–     находить (подбирать) контраргументы (контрпримеры);

–     последовательно излагать материал и т. д.

Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны…

Этот урок посвящен обсуждению поставленной проблемы или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться:

– алгоритм решения задачи;

–     метод решения задачи;

–     классификация;

–     модель ситуации;

Основой проведения такого урока являются ЭУМ И-типа, которые используются:

– на этапе изучения нового материала (ЭУМ - источник новой информации);

–     на этапе демонстрации аргументов (ЭУМ - источник аргументов).

Это такие ЭУМ, в которых:

– сформулирована проблема, требующая разрешения;

–     заложено некоторое противоречие;

–     предлагается несколько способов решения той или иной проблемы;

–     предлагается несколько трактовок того или иного явления;

Используются также ЭУМ П- типа, которые:

– содержат задания, предполагающие осуществление поиска решения;

–     включают в себя лабораторную или практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов;

Такие уроки могут быть организованы на основе предварительной самостоятельной работы учащихся дома. Результатом этой работы являются:

– освоение учащимися содержания рекомендованных учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, либо рекомендованного учителем, либо найденного самостоятельно;

–     разработка системы аргументов в защиту выбранной позиции.

Однако может быть предусмотрена организация дискуссии на основе материалов ЭУМ, изученных во время урока в классе.

Урок - групповая дискуссия

Основным отличием такого урока от дискуссии, проводимой в индивидуальном режиме, является предварительное разделение учащихся на группы и совместная выработка аргументов в пользу того или иного мнения.

Основой проведения такого урока могут являться ЭУМ И- и П-типа, обладающие теми же особенностями, что и в предыдущем случае.

Урок - обсуждение (выдвижение) идей

Целью такого урока является формирование умения высказывать предположения и гипотезы на основе анализа информации, полученной разными способами.

Умения, формируемые в процессе урока:

– анализ собственного опыта;

–     синтезирование мнений (точек зрения);

–     анализ высказываемых суждений.

Основой проведения такого урока, так же как и урока-дискуссии, являются ЭУМ И- и П-типа. При этом наличие в содержании урока какого-либо противоречия или проблемы является необязательным. В условиях проведения таких уроков материалы ЭУМ используются в качестве основы для выдвижения идеи, обоснования ее продуктивности.

Урок - проблемный семинар

В условиях использования ЭОР НП появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различных источников еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по проблеме.

Основой проведения таких уроков могут являться ЭУМ всех типов. При этом выбор ЭУМ осуществляется преимущественно учащимся, поскольку такие уроки предполагают обобщение и систематизацию уже изученного материала, содержание уже освоенных ЭУМ. Необходимым является его переосмысление и переструктурирование.

Однако подготовка к семинару учитывает не только повторение учеником учебных материалов ЭУМ, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

Проектная деятельность учащихся

Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:

– анализ личного опыта;

–     формулирование цели и задач;

–     планирование деятельности;

–     поиск информации, ее анализ и преобразование;

–     применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;

–     умение осуществлять самоанализ и рефлексию;

–     подготовку презентации результатов собственной деятельности.

ЭОР НП могут являться основой такой деятельности. При этом в качестве основы могут служить ЭУМ всех типов. Выбор необходимых ЭУМ или их фрагментов осуществляется учащимся.


Заключение

 

Уроки с использованием ЭОР - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

-        обеспечить положительную мотивацию обучения;

-        проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-        обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-        повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;

-        усовершенствовать контроль знаний;

-        рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-        формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-        обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.


Список литературы

иностранный язык электронный образовательный

1.  Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 103-105.

2. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах / С.М. Кащук // Иностранный язык в школе. - 2006. - № 7. - С. 50-53.

.   Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 49-53.

.   Матвеева Н.В. Рабочая тетрадь по английскому языку для студентов средних специальных учебных заведений: учеб.пособие/ Н.В. Матвеева - М.: Среднее профессиональное образование, 2005 - С.19-21.

.   Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. - 2005. - № 8. - С. 102-103.

.   Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000 - С. 43-45.

7. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля. <http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm>.

.   Хижняк Е.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному языку/ Е.А. Хижняк // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2010. http://iteach.stup.ac.ru/node/21

12. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н.Е. Есенина // Информатика и образование. 2006. № 12.

. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. - № 5.

. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Министерство образования, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...