Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение индивидуальных обследований




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Психологическая диагностика является частью об­щей системы диагностики детей дошкольного возрас­та, включающей еще педагогическую и медицинскую.

Цели и задачи психодиагностики индивидуаль­ны для каждого ДОУ, но они должны быть направ­лены на выявление условий, препятствующих пол­ноценному развитию и становлению личности ре­бенка-дошкольника. Другими словами, психодиаг­ностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.[2]

При заключении договора между ДОУ и родителя­ми в письменном виде подтверждается согласие роди­телей на участие их ребенка в диагностическом обсле­довании. Тем самым соблюдается принцип законнос­ти, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.[3]

По мнению Т. Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нару­шений и отклонений в их психическом развитии.[1]

Система психодиагностической работы строит­ся следующим образом. В начале учебного года (а по запросу администрации можно и в конце учеб­ного года) психолог проводит экспресс-диагности­ку уровня психического развития детей всех воз­растных групп, кроме подготовительной.

Наибо­лее приемлемым методом при экспресс-диагности­ке является метод экспертных оценок (например, методика экспресс-диагностики уровня психичес­кого развития, разработанная П.А. Мясоед), ко­торый экономичен и показателен. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог про­водит углубленную диагностику с детьми, предпо­ложительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики стро­ится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготови­тельной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленным. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать допол­нительную помощь дошкольникам с низким уров­нем готовности к обучению в школе.

Такой вариант приемлем для осуществления пла­новой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включает­ся в процесс консультирования.

Диагностическое обследование также проводит­ся после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

Особенности детей дошкольного возраста накла­дывают свой отпечаток и на процедуру диагности­ческого обследования.

Организация и проведение индивидуальных обследований

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Забирая ребенка из группы на диагностику, надо иметь ввиду что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли— это затруднит ход исследования, диагностически ценные данные не будут получены, а результаты окажутся не показательными. Детям нравится все необычное и тайное, поэто­му можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из груп­пы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно осталь­ные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ними.[2]

Необходимо уделить внимание подготовке к про­ведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения ди­агностики. Психологом заранее должны быть оговорены время, место и участники, а также подго­товлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информи­рующую о занятости специалиста (например: «Спа­сибо, что не мешаете: идет диагностика»).

Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.

В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда методики предлагаются ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день работы). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу и ситуации обследования. Иногда эффективным оказывается спокойный, доброжелательный разговор с ребенком на нейтральные, не перегруженные информацией для ребенка темы. В другом случае полезно вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке. Затем предложить ему интересную игрушку, поиграть с ним вместе и лишь после этого, как бы не выходя из игровой ситуации, постепенно начать предъявлять ему задания методик.

Как бы то ни было, доброжелательное отношение к ребенку, принятие его таким, каков он есть, отсутствие замечаний, одергиваний, авторитарного тона, настаивания на соблюдении обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на вы к взрослому и т.п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут в наибольшей степени реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования. Выставленные на виду яркие, необычные предметы или чересчур привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от поставленных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, но расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.

Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.

В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они наиболее трудны для детей, и, выполняя эти задания, ребенок не должен быть уставшим. После проведения одной-двух «интеллектуальных» методик возможно чередование заданий различных типов.

Некоторые «личностные» методики и задания предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослым, их желательно предлагать, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому предлагать таким детям словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.

Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка — привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (получить ответы на существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

По ходу обследования психолог должен вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также характер реакции ребенка на ситуацию обследования, особенности контакта с психологом, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении с психологом и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития. В том случае, если обследование проводится по просьбе родителей и кто-то из них сопровождает ребенка, целесообразно предложить родителю заполнить анкету.

Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, не следует разъяснять возможные варианты ответов - родитель должен заполнять анкету самостоятельно, отметив те пункты, которые вызвали затруднения. Если родители не собираются присутствовать при обследовании, можно предложить им заполнить анкету предварительно. Материалы анкеты могут оказать психологу существенную помощь в работе с ребенком.

Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.

Анализ результатов обследований. Основная цель обследования - создать психологический портрет ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.

Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития.

Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых «личностных» заданий.

Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) - только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.

Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 55 п. 4) оп­ределяется свобода выбора специалистами и педа­гогами методов и материалов в работе с участни­ками образовательно-воспитательного процесса. Оп­ределенные ограничения вносит здесь программа, по которой работает конкретное ДОУ. Но далеко не во всех образовательных программах имеется перечень необходимых диагностических методик.[3]

Наиболее четко диагностическая система прописа­на в программе Л. А. Венгера «Развитие». Но и здесь возникает проблема — дифференциация ме­тодик педагогической и психологической диагнос­тики. Так как данная программа своей целью ста­вит развитие способностей ребенка-дошкольника, то акцент в диагностике ставится на познаватель­ном развитии. Чтобы исключить дублирование, це­лесообразным представляется разделение: психо­лог занимается в большей степени диагностикой личностных особенностей детей, а педагог — вы­явлением уровня познавательного развития.[1]

В случае если психологическая диагностика включает изучение познавательного развития, то ориентироваться при выборе методик в каждой возрастной группе необходимо на новообразования данного этапа развития. Эффективной является выработка диагностического минимума, который позволил бы в минимальное время раскрыть осо­бенности развития ребенка.

Диагностический минимум

  Изучаемая сфера
Возрастная группа Познавательная Эмоционально - волевая Деятельностная
2-я младшая (3-4 года) воображение - половозрастная идентификация - притязания на признание - игра -моторика -коммуникативные навыки в общении со взрослыми
Средняя (4-5 лет) воображение - самосознание - игра -моторика -коммуникативные навыки в общении со взрослыми
Старшая (5-6 лет) воображение - самооценка - статус в группе - игра -моторика -коммуникативные навыки в общении со взрослыми
Подготовительная Логическое мышление Воображение Речь Память Внимание -мотивация - самооценка -произвольность - игра - моторика -общение со сверстниками и взрослыми

Варианты диагностического комплекса показа­ны в таблице 2.

Таблица 2

 

Изучаемый параметр Методика Источник
1. Воображение, моторика Дьяченко О. М. «Дорисовывание фигур» Психолог в детском дошкольном учреждении: методические реко­мендации к практической дея­тельности / Под ред. Т. В. Лав­рентьевой. М.. 1996
2. Логическое мышление Бернштейн А. М. «Последователь­ность событий» Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001
3. Речь «Составь рассказ» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
4. Память Истомина 3. М. «10 слов» Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Харьков, 1997
5. Внимание Эльконин Д. Б. «Графический диктант» Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании. М.. 1995
6. Поло­возрастная иден­тификация, само­сознание Белопольская Н. Л. Методика ис­следования дет­ского самосозна­ния Белопольская Н. Л. Поло­возрастная идентификация. М., 1995
7. Самооценка Хухлаева Л. «Ле­сенка» Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Яро­славль. 1997
8. Статус в группе «Два дома» Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998.
9. Мотивация Банков С. А. Тес­товая беседа Посевина Г. П., Король Л. Про­грамма адаптации детей 6-7 дет к школьной жизни «Радость по­знания». Ростов-на-Дону, 2001
10. Произволь­ность Гуткина Н. И. «Домик» Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению пси­хологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.1993
11. Игра Эльконин Д. Б. Критерии разви­тия игровой дея­тельности Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999
12. Коммуника­тивные навыки Степанова Г. Б. Индивидуальный профиль соци­ального развития Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М, 2002

Диагностический инструментарий психолога ДОУ достаточно разнообразен и широ­ко описан в специальной литературе. Главное, на что следует обратить внимание при отборе той или иной методики, это:

· ее соответствие возрасту ребенка;

· ее соответствие целям диагностического об­следования;

· минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе и легкость в обработке).[3]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...