Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое просвещение и психологическая профилактика




Специфика психологического просвещения в условиях дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что оно носит одновременно и профилактический, и собственно образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования выступают причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия в дальнейшем развитии ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающего, включая сферу человеческих взаимоотношений.

При проведении психолого-просветительской работы используют самые разнообразные формы: лекции, беседы, практикумы, семинары, консультации, подбор, распространение и выставки психологической и психолого-педагогической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев. Тематика лекций, бесед и консультаций может варьировать в зависимости от конкретных условий - целей, типа образовательного учреждения, его месторасположения и проч.

К наиболее распространенным вариантам проведения консультаций в рамках психологического просвещения можно отнести групповые и индивидуальные, непосредственные (очные) и опосредованные (заочные) формы работы со взрослыми.

Так, в процессе групповых форм работы с родителями и воспитателями им могут быть предложены для совместного обсуждения следующие темы:

· Роль природных свойств ребенка и условий его жизни в психическом
развитии.

· Развивающее значение детских видов деятельности (игра,
изобразительная деятельность, конструирование и т.д.).

· Особенности взаимодействия и общения с «трудными» детьми.

· Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка.

· Адаптация ребенка к учреждению образования.

· Психология педагогической оценки: о поощрениях и наказаниях.

· Возрастные особенности детей.

· Условия, необходимые для полноценного психологического развития.

· Готовность к школе и т. д.[3]

Многолетний опыт работы психологов в дошкольных учреждениях показывает, что именно после прослушанных лекций и педагоги, и родители чаще обращаются к психологу, причем они не только видят больше проблем, но и начинают лучше их формулировать. Лекции дают возможность усилить мотивацию педагогов и родителей к выполнению рекомендаций психолога.

Практические формы работы с взрослыми ориентированы, прежде всего, на привлечение родителей и педагогов к диалогу, к совместному принятию решения относительно тех или иных форм взаимодействия с детьми. Отсюда и специфика организации этой формы просвещения - непосредственное привлечение взрослых к решению конкретной проблемы. Например, один из циклов практических занятий может быть ориентирован на вычленение и осмысление инвариантности видов детской деятельности, на создание банка игр.

Форма индивидуальных консультаций предполагает решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются семьи в процессе воспитания ребенка. В процессе индивидуальных бесед с родителями намечаются определенные, индивидуально-ориентированные действия по созданию оптимальных условий для личностного развития ребенка. Особое внимание уделяется тактике адекватного родительского реагирования на успехи и неудачи ребенка, пониманию и конструктивному подходу к разрешению имеющихся у ребенка проблем. Аппелирование к родительским чувствам позволяет ослабить или полностью устранить прессинг ребенка со стороны взрослых, помочь им понять своеобразие его личности, выработать адекватный стиль общения с ними.

К числу заочных форм консультирования с полным основанием можно отнести так называемые стендовые консультации. Обычно объем стендовой консультации не превышает 4-5 страниц. В качестве источника содержательного наполнения стендовых консультаций могут выступать как наиболее часто встречающиеся запросы или вопросы, задаваемые родителями, воспитателями и детьми анонимно, так и специальные тематические рубрики, подготовленные по материалам периодической печати.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. Например, не все родители уделяют достаточное внимание развитию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, аккуратности и опрятности. Однако в старшем дошкольном возрасте нечистоплотность ребенка может послужить поводом к отказу от общения с ним сверстников.[4]

Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто же­лания рассказать родителям о чем-то интересном.

В рамках реализации данного направления пси­холог должен заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей и педагогов. Особое вни­мание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важ­ным является и изучение особенностей взаимодей­ствия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаи­мовыручки будут негативно сказываться на само­чувствии педагогов, что может косвенно или на­прямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми и родителями. Основны­ми условиями эффективного общения с родителя­ми являются взаимное уважение и открытость ДОУ. Важной профилактической процедурой в рабо­те психолога является разработка программы адап­тации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплекс­ного подхода. Медицинский персонал при возмож­ном участии психолога занимается сбором полно­го анамнеза, заведующая и психолог информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привы­кания.

Поэтому именно психологической профилакти­ке специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелатель­ные отклонения в развитии детей.[3]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...