Психологическое просвещение и психологическая профилактика
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Специфика психологического просвещения в условиях дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что оно носит одновременно и профилактический, и собственно образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования выступают причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия в дальнейшем развитии ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающего, включая сферу человеческих взаимоотношений. При проведении психолого-просветительской работы используют самые разнообразные формы: лекции, беседы, практикумы, семинары, консультации, подбор, распространение и выставки психологической и психолого-педагогической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев. Тематика лекций, бесед и консультаций может варьировать в зависимости от конкретных условий - целей, типа образовательного учреждения, его месторасположения и проч. К наиболее распространенным вариантам проведения консультаций в рамках психологического просвещения можно отнести групповые и индивидуальные, непосредственные (очные) и опосредованные (заочные) формы работы со взрослыми. Так, в процессе групповых форм работы с родителями и воспитателями им могут быть предложены для совместного обсуждения следующие темы: · Роль природных свойств ребенка и условий его жизни в психическом
· Развивающее значение детских видов деятельности (игра, · Особенности взаимодействия и общения с «трудными» детьми. · Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка. · Адаптация ребенка к учреждению образования. · Психология педагогической оценки: о поощрениях и наказаниях. · Возрастные особенности детей. · Условия, необходимые для полноценного психологического развития. · Готовность к школе и т. д.[3] Многолетний опыт работы психологов в дошкольных учреждениях показывает, что именно после прослушанных лекций и педагоги, и родители чаще обращаются к психологу, причем они не только видят больше проблем, но и начинают лучше их формулировать. Лекции дают возможность усилить мотивацию педагогов и родителей к выполнению рекомендаций психолога. Практические формы работы с взрослыми ориентированы, прежде всего, на привлечение родителей и педагогов к диалогу, к совместному принятию решения относительно тех или иных форм взаимодействия с детьми. Отсюда и специфика организации этой формы просвещения - непосредственное привлечение взрослых к решению конкретной проблемы. Например, один из циклов практических занятий может быть ориентирован на вычленение и осмысление инвариантности видов детской деятельности, на создание банка игр. Форма индивидуальных консультаций предполагает решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются семьи в процессе воспитания ребенка. В процессе индивидуальных бесед с родителями намечаются определенные, индивидуально-ориентированные действия по созданию оптимальных условий для личностного развития ребенка. Особое внимание уделяется тактике адекватного родительского реагирования на успехи и неудачи ребенка, пониманию и конструктивному подходу к разрешению имеющихся у ребенка проблем. Аппелирование к родительским чувствам позволяет ослабить или полностью устранить прессинг ребенка со стороны взрослых, помочь им понять своеобразие его личности, выработать адекватный стиль общения с ними.
К числу заочных форм консультирования с полным основанием можно отнести так называемые стендовые консультации. Обычно объем стендовой консультации не превышает 4-5 страниц. В качестве источника содержательного наполнения стендовых консультаций могут выступать как наиболее часто встречающиеся запросы или вопросы, задаваемые родителями, воспитателями и детьми анонимно, так и специальные тематические рубрики, подготовленные по материалам периодической печати. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. Например, не все родители уделяют достаточное внимание развитию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, аккуратности и опрятности. Однако в старшем дошкольном возрасте нечистоплотность ребенка может послужить поводом к отказу от общения с ним сверстников.[4] Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном. В рамках реализации данного направления психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будут негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или напрямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми и родителями. Основными условиями эффективного общения с родителями являются взаимное уважение и открытость ДОУ. Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал при возможном участии психолога занимается сбором полного анамнеза, заведующая и психолог информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.
Поэтому именно психологической профилактике специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.[3]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|