Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические установки молодежи г. Самары: социологический анализ

 

Объектами исследования политических установок самарской молодежи стали студенты самарских Вузов, учащиеся 10-11 классов, работающая и безработная молодежь, представленные выборкой в 87 человек, в возрасте 16-25 лет.

Распределение внутри выборки представлено на Рисунках 7 – 8.

Рисунок 7- Распределение респондентов по роду занятий

 

Рисунок 8 - Распределение внутри выборки по полу

 

Для анализа статистических данных, полученных в результате исследования нами была использована методология Артемов Г.П., Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. [30], Мелешкиной Е. [31], Татаровой Г.Г.

В качестве вспомогательной методики использовался тест по шкале Лайкерта (Артемов Г.П. Рабочая книга исследователя [96]), методология интерпретации данных Татаровой Г.Г.

Группе лиц были предложены утверждения, которые оценивались по пятибалльной системе в отношении согласия с ними:

· Полностью согласен - 5 баллов

· Скорее согласен – 4 балла

· Нейтрален - 3 балла

· Скорее не согласен - 2 балла

· Полностью не согласен – 1 балл

Результаты полученные по данным опросного листа № 1 (Таблица Б 1 Приложения Б) были проранжированы в порядке убывания от максимального значения к минимальному (Таблица Д 1 Приложения Д).

Размах вариации:

 

R = ymax - ymin = 32 ÷ 16 баллов

 

ymax                     yср         ymin
32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16

 

При определении медианного значения по методу Татаровой Г.Г. [27], получено среднее значение исследуемой величины yср = 21 балл

Шкала наглядно показывает, политические установки в молодежной среде в среднем сглажены, направлены в сторону правых, не отличаются радикализмом, и не инертны.

Проверим, является ли yср = 21 балл типичной для нашей выборки, для этого рассчитаем yср по средней арифметической взвешенной:

 

Таблица 3 – Аналитическая расчетная таблица

i yi f yi f (yi - yср)2 f
1 32 5 160 405
2 31 7 217 448
3 30 5 150 245
4 29 4 116 144
5 28 5 140 125
6 27 4 108 64
7 26 4 104 36
8 25 6 150 24
9 24 7 168 7
10 23 7 161 0
11 22 6 132 7
12 21 6 126 24
13 20 7 140 63
14 19 6 114 96
15 18 7 126 175
16 17 6 102 216
17 16 6 96 294
Итого   100 2310 2373

 

yср = 2310/100 = 23,1 балл.

σ2 = 2373/100 =23,73

√ σ2 = 4,87

 

Коэффициент вариации V = σ / yср*100% = 4,87/23,1*100% = 21,09%.

Коэффициент вариации меньше 30%, следовательно, yср = 23,1 балл является типичной характеристикой исследуемой выборки.

Поэтому мы можем сделать вывод, что в целом современная российская молодежь инертна по отношению к политической жизни.

Следовательно, гипотеза № 1 подтвердилась.

В результате оставили 21 объект с максимальным значением суммы баллов исследуемого признака. Среди них:

1) распределение по полу:

Юноши – 47,6 %

Девушки – 52,4%

2) распределение по возрасту:

16-17 лет – 14,3%

18-19 лет – 23,8%

20-21 год – 19,0%

22-23 года – 19,0%

24-25 лет - 23,8%

3) по образованию

1. – 23,8%

2. - 9,5%

3. – 9,5%

4. – 9,5%

5. – 14,3%

6. 19,0 %

7. 14,3%

Гипотеза о том, что Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от социального положения, подтвердилась.

Гипотеза о том, что Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от образования, подтвердилась.

Во второй части исследования нами был проведен опрос, который установил следующее:

1. Политические установки молодежи определены популярностью партий и не зависят от партийных программ.

В результате анкетирования было выявлено, что:

Семья не влияет на политические установки самарской молодежи. Из 100 респондентов, только 8 % отметили в своих ответах, что обсуждают политические события с родителями.

Более 68% самарской молодежи (68,2%) практически не интересуются политикой. Они не читают газет, предпочитают развлекательные и молодежные программы по телевидению, весь интерес к политическим событиям происходит на уровне бытового обсуждения, новости они узнают от своих сверстников и коллег. Однако школьники отметили, что в последнее время именно дома, а не в семье, они обсуждают политические события (классные часы, мероприятия политической направленности, факультативы типа «Экология здоровья»). Среди школьников, ответивших на этот вопрос – 54%.

2. Гипотеза о том, что в современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии не влияют на процесс усвоения политических норм и моделей поведения молодежи подтвердилась частично.

 


Заключение

 

Политические установки вызывают интерес у исследователей и политиков в связи с тем, что они могут выступать в качестве средства обратной связи между теми, кто принимает решения и теми, кто их исполняет, и, в известной степени, помогают отразить отношение граждан к тем или иным политическим лидерам, явлениям и пр.

В результате теоретического исследования политических установок в молодежной среде, можно утверждать, что вскрытые Узнадзе Д.Н. феномены самым недвусмысленным образом указывают на наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые, как выясняется, мы можем характеризовать как область наших установок.

Установка предвосхищает любые акты субъекта, в том числе и психический, она оказывается и первым шагом к действию, задающим направление реакциям индивида относительно тех или иных объектов, с которыми он взаимодействует. В сфере политической деятельности именно политическая установка становится фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом.

Выделяют следующие виды политических установок: на ситуацию, на объект; на политическую систему, на режим, на политические силы, на конкретные политические институты, на лидеров и пр. Реакцию субъекта на то или иное явление определяет не только само явление, но и внутренняя, неосознанная предрасположенность субъекта реагировать на нее определённым образом, т.е. установка субъекта.

Исследование политических установок было важно для нас, т.к. политические установки благодаря своим функциям:

1. дают человеку способность реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; обеспечивают устойчивость личности,

2. помогают человеку смоделировать реакцию не только на знакомые, но и на неизвестные, неясные, непонятные социально-политические ситуации, сводят к минимуму риск, опасность, содержащиеся в подобных ситуациях; играют специфическую роль компенсатора когнитивного дефицита, т.е. восполняют недостаток политических знаний и сведений;

3. служат необходимым средством психологического включения массы в политическую жизнь.

Поскольку политика охватывает множество людей, в том числе и молодежную категорию, а свои установки в отношении политики индивид заимствует, как правило, от других, а политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей, поэтому так важна роль политических установок в процессе политической социализации молодежи.

Политические установки молодежи способны еще чаще меняться, в связи с динамичностью (подвижностью) изменений в потребностях, в мотивах, в знаниях и опыте молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии).

Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов.

При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт молодого человека, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями. Роль политических установок в этом процессе неоспорима.

Объектами исследования политических установок самарской молодежи методом анкетного опроса стали студенты самарских Вузов, учащиеся 10-11 классов, работающая и безработная молодежь, представленные выборкой в 100 человек, в возрасте 16-25 лет.

Кроме этого мы использовали шкалирование по методу Лейкерта, так метод шкалирования социально-психологических характеристик индивидов, представляет собой адаптацию тестового подхода к задачам измерения установки и позволяет избежать недостатков анкетирования.

В результате интерпретации и анализа данных нами были подтверждены следующие гипотезы:

1.В целом современная российская молодежь инертна по отношению к политической жизни.

2. Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от социального положения.

3. Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от образования.

4.Политические установки молодежи определены популярностью партий и не зависят от партийных программ.

5. Гипотеза о том, что в современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии не влияют на процесс усвоения политических норм и моделей поведения молодежи подтвердилась частично.

 


Список литературы

 

1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология - М.: «Перспектива», 1996.

2. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // «Социс», 1994, № 5.

3. Политическая социология /Под ред. чл.-кор. РАН В. Н. Иванова, д-р полит. наук Г. Ю. Семигина – М.: Мысль, 2000.

4. Дроздов Ю.И. У политиков дошли руки до молодежи.// Политика, № 76, январь, 2006.

5. Муштук О.З. Политология: Учебное пособие. – М.: «Маркет ДС», 2006.

6. Малаканова О.А., Акифьева Ю.Н. Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения. – Самара, Вестник СамГУ, 2006, №10/1 (50)

7. Campbell A, Converse P. E., Miller W. E. and Stokes D. E. The American Voter. N. Y., 1960.

8. Converse P. E. The nature of belief systems in mass publics // Ideology and Discontent / Apter D. (ed.). N. Y., 1964.

9. Lasswell H. D. Psychopathology and Politics, Chicago, 1977.

10. Femia J. Elites, participation and the democratic creed // Political Studies. 1979. Vol. 27. N 1. Nie N., Verba S. and Petrocik J. The Changing American Voter. Cambridge, 1976.

11. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.Политология: Учебник - М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

12. James S., Belief A. Systems: Constraint. Complexity and the 1972.

13. Козлова Н., Рылева С., Степанов Я, Федотова В. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества // «Общественные науки и современность», 1992. № 1.

14. Рукавишников В. О. Социология переходного периода // «Социс», 1994. № 8.

15. Рукавишников В. О. Социология переходного периода // «Социс», 1994. № 9.

16. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс, № 6, 1996.

17. Шмелев А.Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал 1992, № 5.

18. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал 1992, № 6.

19. Мухаев Р.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: «Юнити-Дана», 2005.

20. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.

21. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.

22. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.

23. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М., 1998

24. Андреева Г.М. Психология социального познания М., 1997.

25. Андреева Г.М Социальная психология М., 1996.

26. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии/Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.

27. Толстова Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. – М.: Научный мир, 2000.- 352с.

28. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. - М: Логос, 2002. - 280 с.

29. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997 – 544 с.

30. Мелешкина Е. Политический процесс. – М.: РГИУ, 2005.

31. Денисов И. Политическое сознание современного российского общества - http://www.politnauka.org/library/teoria/denisov.php

32. Панчишин Н.Б. Идеология. Курс лекций. - Минск: ИГЭТ МАИТ, 2006.

33. Рябев В.В. Политическая культура как качественная характеристика политической системы//Материалы научно-технической конференции МГТУ - http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section1/

34. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966.

35. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

36. Almond G. A A Dicsipline Divided: Schools and Sects in Political Science. 1990. Sage

37. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования //Психологические проблемы регуляции социального поведения - М., 1976

38. Справочник. Архив политической рекламы - http://www.33333.ru/teoriya/ glossariy/glossariy.php?st=700

39. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1991.

40. Левин К. Теория поля в социальных науках. – М.: «Речь», 2000.

41. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

42. Converse P. E. The nature of belief systems in mass publics // Ideology and Discontent / Apter D. (ed.). N. Y., 1964.

43. Campbell A, Converse P. E., Miller W. E. and Stokes D. E. The American Voter. N. Y., 1960.

44. Butler D. and Stokes D. Political Change in Britain. London: Macmilhan, 1969.

45. Free L and Cantril H. The Political Beliefs of Americans. N. Y., 1968.

46. James S., Belief A. Systems: Constraint. Complexity and the 1972; Election H. F. Weisberg (eds.) Controversies in American Voting Behavior /R. D. Niemi and San Francisco Freeman, 1975.

47. Политическая социология /Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: «Тандем», 2001.

48. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия. – М.; ВЦИОМ, 2000.

49. Социологический энциклопедический словарь: Ред.-координатор Г.В.Осипов; Ин-т социально-политич. исслед. РАН: Ин-т социологии РАН. - М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1998.

50. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999.

51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., «Питер», 1997.

52. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

53. Молевич Е.Ф. Общая социология: Курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и допол. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

54. Кон. И.С.. Молодежь // Большая советская энциклопедия., Т.16., 1976.

55. Лисовский В.Т. Социология молодежи. – Л., 1976.

56. Фрис С. Социология молодежи/Перевод Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: ИС РАН, 2000.

57. Иванов В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира - М.,1980.Т. 1.

58. Социальная психология /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1979.

59. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979.

60. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.

61. Гозман Л.Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений // Вопросы психологии 1988 № 6

62. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на Дону, 1996.

63. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры и реальность - психологический анализ советской истории// Вопросы философии 1991 № 3

64. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1995.

65. Шавшукова Н. Особенности восприятия политического поля людьми разных политических ориентаций – М.: изд-во МГУ, 2001.

66. Ваторопин В.С. Политические ориентации студенчества// Социологические исследования, 2000 № 6.

67. Брушкова Л.А. Политические партии в посттоталитарном обществе: возникновение и развитие Дис. канд. соц. наук - М., 1993.

68. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций// Социологические исследования №1 1999.

69. Гаджиев К.С. Политическая наука - М., 1994.

70. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов// Полис 1997, № 4.

71. Голосов Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации //Полис 1998 № 1.

72. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // «Полис», 1997 № 4.

73. Каковы идеологические условия общественного согласия в России? Обсуждение // «Полис», 1997 № 3.

74. Himmelweit H. How Voters Decide? - London, 1981.

75. La Palombara J. Political Parties and Political development Princeton, 1966.

76.  www.fom.ru

77.  www.romir.ru

78. www.vsiom.ru

79. Adorno T.W., Frenkel-Brunsvik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality N.Y., 1969

80. Eysenk H.J. Psychology of Politics, London, 1954

81. Eysenk H.J. Primary Social Attitudes to Social Class and Political Party// The British Journal of Sociology, 1981 № 2

82. Eysenk H.J. Social Attitudes and Social Class // British Journal of Social and Clinical Psychology, 10, 1971

83. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х- М., 2000.

84. Андреева Г.М. Психология социального познания - М., 1997.

85. Андреева Г.М Социальная психология - М., 1996.

86. Eysenk H.J. General Social Attitudes// The Journal of Social Psychology, 1944, р. 19.

87. Hewitt J.K., Eysenk H.J., Eaves L.J. Structure of Social Attitudes after Twenty-five Years: a Replication // Psychological Reports, 40, 1981.

88. Ferguson L.W. Primary Social Attitudes of the 1960s and those of the 1930s// Psychological Reports, 33, 1973.

89. Wilson G.D., Patterson J.R. A New Measure of Conservatism // British Journal of Social and Clinical Psychology, 1968 № 7.

90. Wilson G.D., Ausman J., Mathews T. Conservatism and Art Preferences // Journal of Personality and Social Psychology, 1973 № 25 (2)

91. Шмелев А.Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал 1992,№ 5

92. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания - М., 1997.

93. Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера//«Полис», 1997, № 6.

94. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // «Психологический журнал», 1992, № 6.

95. Артемов Г.П. Политическая социология: Рабочая книга исследователя. - М: Логос, 2002. - 385с.


Приложение А

 

Программа исследования

 

Проблема исследования: Без соответствующего политико-правового обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и рыночной политической демократии с общественным контролем за власть имущими.

Одна из важных проблем формирования современного российского гражданского общества заключается в создании необходимых условий для успешной политической социализации подрастающего поколения. Только таким образом можно будет обеспечить развитие и жизнеспособность демократических преобразований в России.

Во-первых – именно им принадлежит будущая власть, их ценности становятся частью ценностей общества.

Во-вторых, нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно, что требует внимательного изучения. Практически невозможно выделить некую группу, ценности и политические установки которой можно было бы назвать доминирующими. Дифференциации проходят по разным, часто не пересекающимся векторам.

Помимо классических оснований, как место в социальной структуре, все более значимыми становятся и другие - уровень и качество полученного образования, гендерные различия и стилевые профили, в которых выражается доступность и характер использования политических ресурсов.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем профессионализма и политической культуры для формирования гражданского общества. Поэтому необходимо исследовать, какие же в настоящий момент политические установки в молодежной среде для успешного формирования демократической политической системы России.

Предмет исследования: политические установки современной молодежи.

Объектом исследования выступила молодежь г. Самары в возрасте от 16 до 25 лет.

Цель исследования: выявление политических установок современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Выявить отношение молодежи к политической жизни страны (политикам, Парламенту и Федеральному правительству РФ) по методу шкалирования Лайкерта.

2. На основе анализа данных, полученных с помощью анкетного опроса выявить основные факторы, влияющие на политические установки в молодежной среде.

Выборка: репрезентативная случайная

Выборка – любая подгруппа совокупности случаев (объектов), выделенная для анализа. Совокупность – это любая группа людей, организаций, интересующих нас событий, относительно которых мы хотим сделать выводы, а случай, или объект, – любой элемент такой совокупности.

Репрезентативная выборка – это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности.

Репрезентативная выборка представляет собой микрокосм, меньшую по размеру, но точную модель генеральной совокупности, которую она должна отражать. В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно без всяких опасений считать применимыми к исходной совокупности. Это распространение результатов и есть то, что называют генерализуемостью.

Выборка называется случайной (простая случайная или чистая случайная выборка), если выполняется два условия. Во-первых, выборка должна быть построена таким образом, чтобы любой человек или объект в пределах совокупности имел равные возможности быть отобранным для анализа.

Количество опрошенных: 100 человек.

Социальные группы и их обоснование:

1. Существует устойчивая связь между определенными демографическими характеристиками, средой, в которой происходит процесс социализации человека и его политическими предпочтениями.

2. На политические установки влияют уровень образования и финансовое положение.

3. Социальная среда, род деятельности (занятий) так же влияют на политические установки личности.

4. Отсутствие работы оказывает влияние на эмоциональную и поведенческую сферу, поэтому влияет на социально-политические установки молодежи. Однако в настоящее время появился новый слой безработной молодежи, который определен стилем жизни, а не возможностью/ невозможностью найти просто работу или работу по специальности.

5. На основании данных Таблицы Г 1 Приложения Г молодежная среда г. Самары представлена следующей структурой:

 

Таблица А 1 - Структура молодежной среды г. Самары (16-25 лет)

  16-19 20-25 Всего Структура, %
Работающие 13237,6 103452,9 116690,5 38,0
 Студенты 60903,0 30158,4 91061,5 29,7
Учащиеся 10-11 классов 22851,4 - 22851,4 7,4
Безработные 19541,3 56824 76365,3 24,9
Всего 113691,4 271269,4 306968,7 100,0

 

Все вышесказанное определило характеристику выборки:

· Студенты Самарских Вузов - 30 чел.

· Школьники 10-11 классов - 7 чел.

· Работающая молодежь - 38 чел.

· Безработная молодежь - 25 чел.

Метод сбора информации:

1. Тестирование по шкале Лайкерта

2. Анкетный опрос

Гипотезы исследования:

1.В целом современная российская молодежь инертна по отношению к политической жизни.

2. Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от социального положения.

3. Политические установки молодежи формируются в процессе социализации и зависят от образования.

4.Политические установки молодежи определены популярностью партий и не зависят от партийных программ.

5. В современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии не влияют на процесс усвоения политических норм и моделей поведения молодежи

Процедура исследования. Исследование проводилось: март-май 2007 года. Специально для целей нашего исследования был составлен опросный лист, который состоял из двух частей:

1. Опросный лист № 1 - тестирование по шкале Лайкерта (Таблица Б 1 Приложения Б).

2. Опросный лист №2 - анкета (Приложение В)

Практика социологических исследований выработала целый ряд подходов к измерению, мнений, установок, мотивов, оценке знаний, умений, информированности, реального поведения людей, характеристик социального окружения.

Основанием для выделения различного вида шкал может служить объект измерения. В целом различают две ситуации:

а) числа, полученные в результате применения процедуры измерения, используются для характеристики некоторых внутренних свойств индивида мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и т. д.;

б) полученные числа служат для характеристики объектов внешних по отношению к субъекту измерения.

Поэтому в первой части исследования мы использовали шкалирование по Лайкерту (Таблица Б 1 Приложения Б) «Согласны ли вы с утверждениями, представленными в Опросном листе № 1»

· Полностью согласен - 5 баллов

· Скорее согласен – 4 балла

· Нейтрален - 3 балла

· Скорее не согласен - 2 балла

· Полностью не согласен – 1 балл

 

Таблица А 2 – Кодировка признаков

Номер объекта (респондента)

Признаки

Пол Х1 Возраст Х2 Вид деятельности Х3 Образование Х4
1 1 - ♀ 1. 16-17 1. Безработный 1. 9 классов
2 2 - ♂ 2. 18-19 2. Учащийся 2. 10-11 класс
3   3. 20-21 3. Студент 3. Среднее
4   4. 22-23 4. Работающий 4. Студенты 1 – 2 курсов
5   5. 24-25   5. Средне-спец.
6       6. Студенты 3-5 курсов
7       7. Высшее
И т.д.        

 

Во второй части Опросный лист № 2 респонденты отвечали на вопросы анкеты (Приложение В).

 

 

Приложение Б

 

Таблица Б 1 - Опросный лист № 1. «Согласны ли вы с рассуждениями, представленными ниже»

Утверждение

Полностью согласен Скорее согласен Не имею мнения на этот счет Скорее не согласен Абсолютно не согласен
5 4 3 2 1
Обычно тех, кого выбирают в парламент, быстро теряют связь с народом   4      
Я не думаю, что федеральное правительство сильно интересует, что думают люди подобные мне 5        
Иногда федеральные политики и правительство выражаются так туманно, что люди моего уровня фактически ничего не понимают       2  
Такие, как я не могут ничего сказать по поводу того, чем занимается правительство в столице         1
Так много других людей принимают участие в выборах, что по сути ничего не измениться от того, проголосую я, или нет 5        
Многие в федеральном правительстве мошенники       2  
Люди в федеральном правительстве плохо расходуют наши налоговые платежи 5        
В большинстве случаев мы можем верить, то, что делают люди в федеральном правительстве – это делается правильно       2  
Большинство людей, попадающих в федеральное правительство – это сильные люди, которые знают, что делают 5        

 

Подсчет баллов (5*4 + 4 + 2*3 +1) = 31 – 5 = 26

 

Приложение В

 

Анкета исследования

 

Уважаемый респондент!

Студенты социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование, направленное на изучение политических установок среди современной российской молодежи.

Для проведения исследования нам необходима Ваша помощь. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Сделать это совсем несложно.

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Выберите тот вариант, который ближе всего совпадает с Вашим мнением. Если Вы не обнаружили подходящего варианта ответа, то дайте свой.

Полученные данные будут использоваться в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и адрес указывать не обязательно.

Заранее благодарим за участие! А теперь мы хотели бы задать Вам наши вопросы.

 

Таблица В 1 – Опросный лис № 2. Вопросы анкеты

1. Основным источником информации о политических событиях для Вас является? (не более 3-х ответов)

1 Телевидение  
2 Газеты  
3 Радио  
4 Родители  
5 Друзья  
6 Коллеги (одногруппники, одноклассники, коллеги по работе)  
7 Интернет  
8 Другие  

2. Какое телевидение Вы смотрите чаще всего?

1 Местное  
2 Общероссийское  
3 Кабельное  
4 Спутниковое  
5 Другое  

3. Какие газеты вы чаще читаете?

1 Местные  
2 Общероссийские  
3 Другое  

4. Какие теле-радиопередачи Вас больше интересуют? (не более 3-х ответов)

1 музыкальные  
2 информационные  
3 новостные  
4 развлекательные  
5 познавательные  
6 другие  
7 Другой вариант ответа  

 

5. Отметьте названия газет, которые Вы читаете

Общероссийские

 

Местные

 

«АИФ»

 

«Комсомольская правда-Самара»

 

«Комсомольская правда»

 

«Навигатор»

 

«Спорт-экспресс»

 

«Самарское обозрение»

 

«Известия»

 

«Самарская газета»

 

«Коммерсантъ»

 

«Волжская коммуна»

 

«Культура»

 

«Волжская заря»

 

«Российская газета»

 

«Вечерняя Самара»

 

«Советский спорт»

 

«Социальная газета»

 

«Сегодня»

 

 «Коммерсантъ» с местными СП

 

«Совершенно секретно»

 

 «Российская газета» с местными СП

 

«Экспресс-газета»

 

«Ведомости» с местными СП

 

«Я-молодой»

 

«Аргументы и Факты» с местными СП

 

Другие _______________

 

Другие ___________________________

 

6. Интересуют ли Вас политические события, происходящие

Утверждение

да, интересуют

скорее, да

затрудняюсь ответить скорее, нет

нет, совсем не интересуют

в мире

 

 

   

 

государстве

 

 

   

 

Самарском регионе

 

 

   

 

везде

 

 

   

 

ни какие

 

 

   

 

7. Вы принимаете участие в обсуждении политических событий?

1

Да, то перейдите к вопросу № 8

 
2

Нет, то перейдите к вопросу № 12

 

8. Вы обсуждаете политические события (любое количество ответов)

1

в своей семье

 
2

со своими друзьями

 
3

коллегами по учебе или работе

 
4

с соседями

 
5

в транспорте

 
6

другое _____________________

 

9. Как часто Вы обсуждаете политические события?

1

часто

 
2

скорее часто

 
3

скорее редко

 
4

редко

 
5

Никогда, если 9.5. то переход к вопросу № 12

&nb
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...